Оградки

    — Послушай! — он присаживается за столик, на скамейку напротив. — Разве неверно, что злой — это добрый, но без лжи и притворства? -

    — Я уже тебе говорил, что каждый думает о других в меру собственной распущенности. Помнишь притчу о женщине, что стояла на городской площади и ждала, глядя на часы? Вор решил, что это воровка, готовящаяся на дело, ловелас — что пылкая потаскуха, ждущая свидания, а инок — что благочестивая богомолица, ждущая начала службы. Посему — высказывающий мнение о другом говорит о себе. Есть такая русская поговорка — вор честному не верит. -

   Вот он, так же, как и я, приходит навести порядок на могиле. На соседней. Выдирает бурьян, красит оградку. И иногда наши пути пересекаются здесь.

    — И кто же был прав? -

   Он достаёт бутылку воды, делает глоток.

    — Это неважно. Возможно, что никто из них. Дело в другом — люди судят о человеке, которого они вообще не знают. Что в этом случае произойдёт? Каждый будет судить о том, что ему близко, и хорошо знакомо. То есть — по факту на другого человека распространять свои собственные достоинства и недостатки. -

   Я отношусь к кладбищам, как и к любым другим местам на земле. С учётом того, что здесь есть свои нормы поведения. Но всегда вспоминаю старые кладбища над дорогой за Горячим Ключом. Они сползают вниз по склону, к подрезанной выемке трассы. Склон прорезан щелями, деревья скорчены или вывернуты, кресты и надгробья перекошены. Части таких кладбищ уже падали вниз, с оползнями на трассу. Потом бульдозеры смели эту землю вниз с откоса, в долину речки...

    — Интересно, зачем вообще нужны гуманитарии? — его вопросы мне уже давно известны.

    — Не забывай, я вообще-то начинал с самолётовождения. Технари тоже никому не нужны. Вот кому нужна математика? -

   Он достаёт сотовый.

    — Вот за этим. -

    — А говоришь по-русски? Правила знаешь? -

    — Знаю. Без всяких филологов. -

    — Небольшая поправка — правила эти разработаны филологами. -

    — На русском языке разговаривали и без филологов. -

    — Верно! Так и уравнения спокойно существовали без математиков, и физические законы  - без физиков, и звёзды без астрономов. -

   Он снова отхлёбывает воды.

    — А юристы? Один мой знакомый отсудил деньги у компании без всяких юристов. -

    — У меня таких знакомых было несколько. Но если вы самостоятельно вылечили простуду, далеко не факт, что самостоятельно вылечите и аппендицит. Когда ходишь здоровый — медики не нужны, и можно их всех гнать в шею. Но когда сломаешь ногу — очень даже нужны. -

   Это обычный наш разговор. Я уже привык.

    — А историки? — спрашивает он. Я устал каждый раз отчитывать краткий курс истории философии науки.

    — Как говорил Гегель — история учит нас тому, что ничему не учит. А Ключевский добавляет, что ещё и сурово наказывает за невыученные уроки. И вот передо мной живой пример… -

   Он смолкает, и допивает воду.

    — А зачем оградки на могилах? -

    — В дохристианские времена оградки ставились затем, чтобы мертвец не перелез и живых с собой не забрал. А сейчас — чтобы случайно по могилам не топтались, да псы не метили. -

   Этак мы можем и до ночи проболтать. Я встаю.

    — До свидания! -

   И медленно иду по жаре к воротам. Он идёт за мной.


Рецензии