О натуральном жанре современной русской литературы
Все ринулись сочинять "хвентези", не выходя за порог городских квартир, в надежде стать миллиардерами, подобно известной домохозяйке из-за океана. Но там работает большой коллектив сочинителей и продвигателей этого чтива, выдумавший историю литературной золушки.
А между тем, многие наши юные компьютерные маньяки никогда не видели леса и живого зайца в нём, не поймали ни одного карася, не собрали ни одной корзинки грибов! Догадайтесь, комнатные цветы, о ком идет речь?
Сочинители! Опишите ваши походы в лес, в поля и в горы, поделитесь с читателями вашими мыслями и ассоциациями, которые они вам навеяли, идеями новых рассказов, которые возникли в сумеречных лесных зарослях, пронизанных солнцем, и, возможно, некоторые из читателей вдруг вспомнят, чьих дедов они внуки и другими глазами посмотрят на лес, встающий стеной за городом, прислушаются к шуму дождя за окном.
"Мне Пришвин и Виталий Бианки нравятся, если о натуралистах говорить", - написала мне молодая писательница. Но их имена - малая часть авторов добротной прозы о русской природе: здесь и Евгений Бианки, и Борис Житков, и Николай Сладков, и Евгений Чарушин, Иван Соколов-Микитов, Игорь Скребицкий и другие.
Вспомним добрым словом русских писателей-натуралистов. Как не хватает их современному ребёнку, подошвы которого ни разу не топтали мать-сырую землю! Откуда же возьмутся силы?
Я помню какое потрясение испытал прочитав "Подводную газету" Николая Сладкова! "Не умирайте, пока вы не заняли, не купили или не изготовили сами шлем, чтобы взглянуть на этот новый мир".
Вот как надо описывать подводную жизнь наших озер и прудов! Его описание ночного погружения в пресноводный водоём в маске и ластах - это шедевр ужастиков, пробуждающих фантазию и желание повторить самому подобное погружение!
Отрадно почувствовать связь с ушедшими поколениями возле самодельной печи для обжига керамики у лесной избушки. Если достать из печи еще горячий керамический петушок, смахнуть с него пылинки золы и подуть в него, то можно услышать гомон древних славянских поселений, когда-то располагавшихся здесь и звонкий смех доисторической детворы.
Звук глиняного свистка вечен. Лес и поле так истосковались по нему. Так же свистел доисторический мальчик-прапрадед современных гончаров в свою первую глиняную свистульку, и так же отвечали ему птицы.
Вы читали очерк "Мещорская сторона" К. Паустовского? Его детские рассказы, сказки, навеянные природой этих мест?
"В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой".
Русская природа воспитывает литературный вкус. Я прозаика Паустовского читаю как поэта и наслаждаюсь образами его вдохновенного повествования. Молодое поколение, оторванное от природы, рискует утратить полноту ощущения жизни.
Повесть "Время больших ожиданий" следует смаковать по вечерам, а не на бегу, чтобы не торопясь наслаждаться прочитанным. Уверен, вы будете потрясены вслед за мной!
А как не вспомнить Сергея Аксакова! Читали ли Вы, друзья, его поэтичные "Семейные хроники", "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охотника", рассказ "Собирание бабочек"?
Это классика русской натуралистической прозы. Может на взгляд академической науки некоторые из упомянутых фамилий и не дотягивают до классиков, но для меня их проза - эталон русского языка и сердечного ощущения природы.
Вот так книга за книгой русские писатели-натуралисты очистят от вредной поросли нашу заболоченную память, в которой увязла пустая словесная шелуха подражательных "хвентези", перепевающих с чужого голоса коммерческую литературу англосаксов, и мы многое переосмыслим в писательском деле и своём месте в нём.
Вы, сочинители, интересны только личными переживаниями, в том числе навеянными русской природой, а не в качестве бек-вокалистов модных заморских солистов.
Свидетельство о публикации №216080801159
""Мне Пришвин и Виталий Бианки нравятся, если о натуралистах говорить", - написала мне молодая писательница. Но они - далеко не полный список..." - Рой, а по-русски нельзя?
"Подобное творчество побуждает вернуться и раствориться в природе, сидя возле самодельной печи для обжига керамики у лесной избушки" - офигеть как бессмысленно!
"Я Паустовского прозаика читаю, как поэта, порой не вникая в смысл" - Рой, сходи на могилу своей учительницы русского языка и покайся!
"Вы читали "Повесть о Мещорском крае" К. Паустовского?" - Рой, никто этого не читал, ибо нет такого произведения, невежда!
"Вот так книга за книгой русские писатели-натуралисты очистят нашу болотистую память" - Рой, ты сам-то понял, что сказал?
Юрий Евстифеев 17.04.2018 13:30 Заявить о нарушении
Я даже стряхнул с себя дремоту после длительного броска на вездеходе по просторам степной Таврии. То, что ты проделал - нормальный процесс критического осмысления прочитанного.
Обещаю тебе, что и я перечитаю то, что наваял, и если найду пёрлы - отполирую их до блеска.
Один пёрл, кажется, уже увидел: сумерки и лучи света вещь несовместимая, Хотя бывает, наверное, что внизу - сумерки, а вверху кроны еще пронизываются лучами солнца.
Я же никогда не видел леса, может и ошибаюсь.
Рой Рябинкин 17.04.2018 17:25 Заявить о нарушении
С уважением!
Вилора Чамвел 02.01.2019 00:10 Заявить о нарушении
Но после его слов испугался: а вдруг так не бывает в настоящем лесу!? Я же его никогда не видел — реальный лес, особенно такие глухие чащобы, где царят вечные сумерки, как на некоторых картинах Шишкина...
Наши южные акациевые лесополосы не роскошествуют, а выживают под беспощадным солнцем. Их маленькие округлые листочки устроены так, что поворачиваются к солнцу ребром, чтобы не быть обожженными его колючими лучами и совершенно не дают тени!
Вы не спасётесь от зноя в тени акации или узколистого лоха(маслины, как мы называли ее за маленькие терпкие плоды) - потому что тени просто нет! :(
А тут такая немыслимая картинка - прохладный и сумеречный даже в самый зной бор, мечта южанина, для которого трещины в раскаленной земле полуметровой глубины привычная вещь... :)
Рой Рябинкин 02.01.2019 22:37 Заявить о нарушении
А сумеречные лесные заросли я понимаю по-другому.
В лесу сумерки неоднородны. В хвойном лесу есть чащи настолько дремучие, что на земле только толстый слой хвои и сучьев (растений нет), но всего в нескольких шагах может ели растут чуть реже или сухостой(засохшая елка без хвои), и в ясный день лучи солнца находят лазейки: где-то проявятся лишь солнечными пятнами на шершавых стволах елей, и землю под ними покрывает зеленый мох, а где-то касаются земли, и в этих местах растут папоротники,хвощи и вороний глаз(вырабатывают хлорофилл). Если ели перемежаются лиственными деревьями (смешанный лес), то солнечный свет рассеянный, и на земле растут брусника, черника и разные травы.
На мой взгляд, все это разновидности лесных сумерек.
Вилора Чамвел 03.01.2019 17:47 Заявить о нарушении
С уважением!
Вилора Чамвел 03.01.2019 17:58 Заявить о нарушении
С Новым гОдом!
Рой Рябинкин 03.01.2019 18:23 Заявить о нарушении