Майские жуки

В конце апреля резко потеплело. Снег стал стремительно таять, на всем полустанке появились огромные лужи. Ребятам в такое время не хотелось ни учиться, ни сидеть дома.  Всех тянуло на улицу, на волю, к свежему ветерку, несущему запах весны, и чего-то нового и неожиданного.
- Хорошо-то как! – кричали ребята, выбегая  из школы во двор и начинали кувыркаться, и тузить друг-друга.
Как всегда неожиданно подоспели майские праздники с хлопотами и заботами, Первое мая и День Победы. В  общем, все весенние дни пролетали в заботах и у взрослых, и у детей. Когда воздух прогрелся основательно, а земля высохла от влаги и на  березах распустились первые листочки - залетали майские жуки.
Витька Жбан, как всегда обнаружил их первым.
- Толян, Пуша, смотрите майские жуки! - и он показал на перелетающих с одной березки  на другую, большущих жуков, словно копии самолета АН-2.
- Точно жуки! – воскликнул Пуша. – Пошли ловить.
- А чего их ловить? Пусть летают – философски ответил я.  – Они нам не мешают,  и мы им.  Зачем равновесие в природе нарушать – неожиданно для самого себя и для всех ребят, выдал я услышанную по радио цитату.
- Ну, ты даешь, Толян! – восхищенно ответил Витька. – Это какое-такое равновесие?
- Не знаю, - уклонился я от прямого ответа. – Ну, это когда все друг другу полезны, - нашел, что сказать Пуша.
- Вот именно – ухватился я за сказанное Пушей. – Когда полезны друг другу разные животные, жуки, пауки и птицы...
- А ты, что не мичуринец? – неожиданно сделал выпад Витька.
- Причем тут Мичурин?
- А ты читал в классе, что написано под портретом Мичурина?
- Нет, - и я пожал плечами. – Наверное, когда родился, умер и всякое такое...
- Не всякое такое, а написано четко и понятно. И к моему глубочайшему удивлению Витька Жбан, перебивавшийся в учебе с двойки на тройку, процитировал слова Мичурина.
- "Не надо ждать милостей от природы, взять и преобразовать её – наша задача!"
Мы с Пушей минуту или две стояли с открытыми ртами.
Витька Жбан нанес нам отличникам и хорошистам удар, в самый поддых!
- Во ты даешь, Витек! - только и сказал Пуша.
Я же обнял Витьку за плечи и крикнул:
- Ура! Твоя взяла! Так, Витек, утёр всем нос своим знаниями, молодец! Пусть знают наших парней с железки, что мы не только драться умеем, но ещё кое что!
И мы с Пушей, схватив Витьку с обеих сторон за руки, стали вскидывать их к верху и благими голосами орать:
- Ура, ура, ура!
Наконец, Витька, пришел в себя.
- Вы чего, с ума посходили? Чего я такого сделал? Ну, лозунг запомнил, подумаешь...  Витька явно чувствовал себя  неловко, тем  более перед друзьями.
- Да, нет Витек! Дело в том, что с одной стороны природу надо сохранить, с другой – преобразовывать. – Решил я попробовать объяснить наш восторг над Витькиными словами.
- Толян, не забивай голову – все просто. Кто-то хочет сохранить, а кто-то преобразовывать! Вот и все! – примирительно проговорил Пуша.
На этом мы закончили наш неожиданно возникший спор, и решили пойти ловить майских жуков.
- А на что они нам? – уже засомневался я. – Раз вреда не приносят, пусть себе летают.
- А у меня идея – Витька сделал серьезное лицо, слегка прищурил правый глаз, верный признак какой-нибудь затеи. – Давайте наловим майских жуков и отнесем их в школу, а во время урока неожиданно выпустим их в классе.
- Для чего? – удивился я. – Кто майских жуков испугается? Никто!
- Не в этом дело. Мы выпустим много майских жуков, двадцать или тридцать, - вошел в раж Витька. Представляешь, на уроке математики, у Василия Степановича залетают майские жуки.  Только представь себе лицо Василия Степановича.
- Да, было бы неплохо подшутить над Василием Степановичем, - согласился с улыбкой до ушей Пуша.
- Вот и я об этом же, - заржал Витька Жбан.
- Я никогда не был сторонником хулиганских выходок в школе,категорически  возразил. -Ладно,Толян,мы же шутим, пособираем жучков ради интереса-, ответил Витька
У  наших домов, где росли огромные тополя  майских жуков не было.
- А пойдем на Золкин хутор? Там такой березняк,и жуков полным-полно – предложил Пуша.
- Точно! – поддержал его Витька.
И вот мы троицей,в тихий майский вечер вышли на ловлю майских жуков.
На Золкин хутор, который стоял в полу-километре от станции, можно было попасть по короткому пути, через бензохранилище. Бензохранилищем называли несколько огромных цистерн вкопанных на половину в землю и огороженных с четырех сторон, высоченным четырехметровым забором ,с колючей проволокой наверху. К бензохранилищу вела небольшая узкоколейка ,своеобразный аппендикс, от основной ветки железной дороги. По ней привозили цистерны с топливом и сливали в баки бензохранилища. Бензохранилище было стратегическим центром по заправке топливом техники, что работала  в окрестностях  Веракуши. Здесь заправляли машины и тракторы из соседнего колхоза «1 Мая» и совхоза "Минецкий", когда у тех в период посевной или уборочной кончалось собственное топливо. Сюда же поступала солярка для тракторов и керосин для бензопил местного лесхоза. В общем, место было боевое во всех отношениях. Сторож бензоколонки, он же и кладовщик, Семен Филиппович Хорьков и на самом деле был похож на ночного зверюшку. В серо-грязной одежде, от которой постоянно пахло смесью керосина,с бензином и еще чем-то едким и противным.Но главное у него было узкое ,измазанным копотью лицо,с бегающими глазками. Харьков носил даже в самое жаркое время года черную фуражку с козырьком, чтобы глаз не было видно. Мой отец не любил Харькова и называл его мазуриком.
Но, сегодня мы ни о чем таком не думали, а просто шли мимо бензосклада, чтобы самым  коротким путем попасть на Золкин хутор. Пройдя переднюю часть высокого забора, мы вышли к задней стене бензохранилища. Шедший впереди Витька Жбан, поднял вверх руку и коротко бросил:
- Тихо!
Мы замерли. Витька прошептал :
- Тут, что-то не так, доска в заборе шевелиться.
- Где? – не понял Пуша.
- В заборе, говорю доска туда-сюда ходит. Вон там! –и показал рукой впереди себя .
Мы внимательно стали всматриваться в забор и тут действительно заметили, как одна из досок начала медленно наклоняться в сторону.
- Там, что-то есть! – сделал вывод Витька.
- А кто? – опешил Пуша.
- Кто, кто? – передразнил Витька. – Вор в пальто!
- Не может быть! – ответил тихо я.
- Там же кладовщик все время толкается, и  днем и вечером ходит... Как иду куда-нибудь рядом с бензохранилищем,  так  его встречу...
- Ладно, давайте посмотрим, кто крадет государственный бензин и керосин - ответил Витька.  – Подойдем поближе и схватим прямо на месте преступления -  предложил Витька.
- Ага, а если он не один и у него нож или пистолет? – весомо возразил Пуша. – Лучше в засаду сядем, вон в те кусты, так будет безопаснее.
Так и порешили. Пока мы прятались в кусты ивняка, доска в заборе раздвинулась, и оттуда на четвереньках выполз какой-то мужик, в руке он держал канистру, видимо, с краденым бензином.
- Да это Славка безногий - узнал я своего соседа. – Точно, Славка! А чего он там тащит, ему-то зачем бензин?
- А ты забыл, что у него трехколесная инвалидная машина, она ведь тоже на бензине тарахтит, - придя в себя от неожиданного открытия, пробормотал Витька Жбан.
- Ну чего, будем Славку сдавать? – спросил я, на всякий случай ребят.
- Нет!-Хором ответили Витька с Пушей..
- И я так думаю. Не убудет к бензохранилища. А он инвалид, не на что купить бензина. Попробуй без двух ног заработай. А потом, он нам всегда помогает.  Нет, Славка не вор, он несчастный человек, - ответил за всех Витька и вышел из кустов.
- Дядя Слава, привет! Давай тебе поможем, чего ты один корячишься. Тяжело же, - как  ни в чем не бывало,  проговорил Витька.
Слава испугался. Он кинул канистру и попытался бежать.  Но, куда безногий человек может убежать. Мы подошли к Славке, взяли его под руки и подняли.
- Ты чего дядя Слава, не бойся, мы тебя не собираемся сдавать в милицию.  Мы хотим тебе помочь, канистру отнести куда надо.
Славка отвернулся от нас и заплакал. Он простоял так несколько минут, потом повернулся к нам:
- Спасибо ребята! Моя тарахтелка на треуголке стоит, туда и отнесите, если не боитесь.
- А чего бояться-то, дядя Слава. Это твой бензин, ты его купил, мы тебе помогаем отнести, - нашелся, что ответить Витька Жбан.
Безногий Слава ничего не сказал, лишь медленными шажками семенил рядом с нами. У заброшенной железной ветки стояла трехколесная мотоциклетка, переделанная под автомашину. Одним словом- автомашина, придуманная для совершенно безногих людей. Славка попал под поезд в начале войны, когда их эвакуировали из Ленинграда.  С тех пор жил без двух ног, Славка рос,и в место ног, приспособился пользоваться доской на роликах, окончил семь классов школы на отлично. Ну, а потом его отправили в спецшколу учиться портняжному делу. Славка стал хорошим портным: шил всем брюки, блузки, платья и даже мужские рубашки.Но личная жизнь не удалась. Жена, родив несколько ребятишек, ушла от него к другому – здоровому мужику с соседней станции. Славка сильно переживал и запил.  Потом, снова, взялся за ум и стал писать во все инстанции, требуя себе инвалидскую автомашину,что бы работать. И вот  его мечта сбылась. Он получил долгожданный автомобиль. Праздник был для всей Веракуши. Славка катал на своем авто всех  подряд, больших и маленьких, никому не отказывал. Устроился на работу почтальоном, стал развозить по деревням письма и газеты. Летом все шло хорошо, а осенью – грязь непролазная. Кто только не вытаскивал Славкину машину из рытвин и ям. Одним словом бросить пришлось эту работу, хотя она ему очень нравилась. Машина же после таких поездок ломалась, и все деньги от портняжих дел Славка  тратил на запчасти. Он бы и бензин покупал, но где его взять. На бензохранилище ему отпускать, как частному лицу, не имели права.  Заправка была в Сосновке в райцентре, до которой езды более десяти километров. Пока на заправку съездишь, пол-бака нет. Вот и приспособился Славка собирать по крохам остатки бензина на  бензохранилище.  Договорился с шоферами, что если в бак не вошло горючее, не выливать на землю, а в ведерко. Так по каплям за неделю собиралось канистра с бензином. Мужики Славкину канистру прятали у забора, чтобы легче ему было забрать.Конечно, кладовщик Хорьков знал об этом ,но у самого нос был в пушку,поэтому смотрел на всё сквозь пальцы. Вот так и попался нам в руки Славка, когда очередной раз забирал канистру с горючим. Об этом он нам подробно рассказал по пути, пока мы медленно шли к его машине.
Молча выслушали рассказ Славки,мы помогли ему загрузить канистру в ящик, сделанный поверх заднего бампера, чтобы не выпала при езде, примотав её веревкой и как могли подбадривали его.
Славка в благодарность нам за все, что мы для него сделали, предложил поехать покататься. Мы радостно согласились. В какое еще время тебя запросто,вот так, пригласят проехаться на автомашине. И  вот мы втроем едва поместившись на заднем сиденье , со свистом ветра в ушах ,по ухабам и ямам ,летим  счастливые по реке жизни, забыв про майских жуков и про всё остальное.
В этот майский день я впервые понял, что мир не так прост, и что отличить хорошее от дурного, очень сложно,но можно! Как поймать и отпустить майского жука!


Рецензии