Я исповедуюсь

 Один мой знакомый, когда листает любовный роман, говорит: «Эх! Хочу так же!»  Думаю, шутит.

 Вчера дочитала книжку с таким же чувством « Эх! Хочу так же!» А вот что так же: жить или писать – не определилась. Но скорее все-таки писать. Потому что жить – я уже так живу. Это уже я шучу.

 Жауме Кабре. «Я исповедуюсь».

 Каталанец. Гений. Виртуоз.

 Я никогда ничего подобного не читала. Не похоже вообще ни на что! Ни на кого.
 
 Это Эпос. В самом высоком смысле слова. Как «Легенда об Уленшпигеле»,  «Песнь о Нибелунгах»,  «Сто лет одиночества»,  « Доктор Живаго».
 
 Прекрасный. Трагичный. Вселенский. Национальный. Самобытный. Долгий-долгий. Временной диапазон в десять веков.
 
 Современный. Блестящий. Глубокий. Умный. Не веселый, автор совсем не умеет шутить, но такое часто случается с эпиками. Тонкий. Нежный. Уязвимый.
 
 Невозможная структура: переплетение эпох, судеб, страстей, пороков. В голове человека высочайшего интеллектуального уровня, запредельного уровня образованности. Талантливого до умопомрачения. Именно так, умопомрачение – художественный прием – и блестящий!

 Удивительная атмосфера. Да, собственно, ничего удивительного, кроме абсолютного отсутствия банальности и бытовухи. Все – по большому счету. Любовь. Дружба. Верность. Вера. Жизнь. Смерть. Творчество. Талант. Счастье. Горе.
 
 Во все это Большое врываются такие же Страшные пороки, страсти, искушения предательства. И каждый из героев в свою очередь и в свое время оказывается перед выбором порой невыносимо трудным, и решения принимает не всегда верные, или даже никогда верные, или вообще не бывает верных решений, или бывают, но  только для святых.

 И как следствие своего решения – герой  лишается чего-то абсолютно ценного для себя, например, музыкант - инструмента, художник – рук, ученый – мозга.

 Поэтический диапазон - широчайший. Уровень постановки вопросов этических, нравственных, религиозных – глубочайший. Зло, как вселенский феномен – как противопоставление Богу. Добру. Вере. Правде. Попытка теодицеи(оправдания Бога) героем абсолютно неверующим. Попытка решения вопроса покаяния, прощения и искупления, и в социальном плане, и в личностном.

 Вопрос Холокоста, на мой взгляд, слишком педалируемый, видимо, имеет структурное значение. Еще одна вещь, которая мне чуть не понравилась – несколько экзальтированная любовь к героине – читательнице. Но это вопрос вкуса. И потом, может на французском или каталонском «моя любовь!» звучит не так пафосно.

 Потрясающие отношения. Дружба через всю жизнь, как привязанность и как соперничество. Музыка - как мастерство и как страсть. Волшебный и прОклятый инструмент. Творчество, как исполнение предназначение, и как самоутверждение. Такое небанальное решение вопроса, когда каждый получает то, что хотел.

 Любовь. Одиночество. Размышления о смысле жизни и смерти, предназначение, о чувстве вины, покинутости, о честности, корысти, искушении.

 При всем том - это интересно, не оторваться. Хотя, конечно, не оперетка. И к середине книжки все останавливаются. Даже примерно на одном и том же месте. Ну,вы поймете.

 Сказала бы, что нет ни одной помарки, но есть. Но, кто я такая, чтобы судить мастера, которого переводят на 12 языков.

Хотя один мой знакомый издатель сказал, что мои записки напомнили ему именно этого автора.Анализирую. Чего во мне не хватает. Что лишнее. И можно ли обойтись без соавтора. И нужно ли.

Люблю. Не могу вынырнуть из этой  Бездны обаяния и отчаяния.  Может, не хочу! «Эх! Хочу так же!»


Рецензии