Ох, уж эти детки!

        Ох, уж эти детки! Говорят, что родителей не выбирают, а согласно некоторым эзотерическим учениям – это души детей выбирают родителей, перед тем как придти в этот мир. Они наша награда или наказание. По видимому я не очень нагрешила в прошлых жизнях, раз мне достались замечательные дети. Они, конечно, не ангелы, но в целом я очень ими довольна и горжусь, как любая мама. Вполне трезво оцениваю, вижу недостатки… и бесконечно люблю. Вот в этом нет никаких сомнений – это мои самые любимые мужчины.
       Даря женщине сыновей, Бог (Вселенная, Судьба?) дает возможность самой вырастить и воспитать идеального для себя мужчину, заложить те основы, которые для себя считаем правильными. А еще это опора и поддержка для матери. Часто попадается такое утверждение: дочери – это комплимент от Бога, сыновья – защита матери. Может быть, этой защиты мне и не хватало?
       У меня два сына, они погодки, разница в возрасте один год и девять месяцев. Просто удивительно, как воспитываясь в одной семье, у одних родителей, на одних примерах – дети такие разные. Причем они  почти в чистом виде копируют нас, меня и мужа, наши разногласия, разные подходы к жизни. Даже внешне, старший сын похож на мужа, а  внутренне на меня, а младший сын  – внешне вылитая я, а внутри по характеру – копия мужа, только чуть помягче.
       Рано стала мамой, в двадцать два года родила старшего сына, в двадцать  три – младшего. Не планировала, так сложилось. Было бы правильнее  просто пожить с мужем вдвоем, понять подходим друг другу или нет. Тогда гражданские браки были не приняты, права на ошибку не было. А может это и хорошо, что так все получилось. Двое сыновей, не шуточки вам девочки.
       Старшего сына носила тяжело,  была вся в растрепанных чувствах. Правильно ли я сделала или совершила громадную ошибку, выйдя замуж, не испытывая страстных чувств? Переживала, порою плакала, жаловалась маме: «Не могу, меня от него тошнит…». Но тошнило не от мужа, а совсем по другому поводу. В целом, беременность протекала без эксцессов, почти не рвало, только на запахи была странная реакция, на сохранении лежала только один раз.  И этот один раз так запомнился.
      Это были десять дней неудержимого веселья и смеха. Никогда потом в жизни я столько не смеялась, как в предродовой больничной палате. Такая компания собралась, две-три приколистки, которые целый день перебрасывались шуточками, а остальные умирали от смеха: «Ой, девочки, сейчас рожу!». Правда, ржали как лошади, утром, днем и вечером, врачи на нас цыкали, нянечки грозились шваброй пригладить. Приход мужа к какой-нибудь соседке, а в палату не пускали, только разговоры через окно, вызывал бурное обсуждение и  высмеивание, порой довольно откровенное и язвительное. Мысленно раздевали вплоть до трусов. Отгадывали, чей кобелино пришел. Нет, ну это же они виноваты, что мы тут такие лежим пузатые, пусть им тоже достается… Грешили то вместе.
      Роды были средней тяжести, не кричала, терпела, свернувшись калачиком на железной панцирной кровати.  Потом, когда уже отмучилась, лежала в отдельной послеродовой палате, так страшно хотела есть, слона бы съела… А в это время свекровь угощала врачей деликатесами, напитками, они шумели, радовались. А про меня все забыли,  я умирала от жажды и зверского аппетита. Потом какая-то санитарочка случайно зашла и спасла меня от голодной смерти: напоила и дала хлеба.
      Сына принесли спустя несколько часов. Почему-то показалось, что он очень похож на меня. Гляжу на него  - вижу себя, и ямочка на подбородке   - моя. Мужу в окошко показала сына. Он довольный, счастливый, рот до ушей. А я смотрю на него и думаю: а узелочек - то завязался. Не так все просто. Теперь мы вдвоем ответственны за этот беззащитный комочек. Наш сын. Вот так жизнь связывает, хочу я этого или не хочу…
       А младшего сына и носила легче, и на свет почти выскользнул. Поняв, что будет второй, смирилась со своей судьбой. Только от меня зависит, будут мои дети счастливы или нет, станет ли царить  в нашей семье мир и покой. Все в моих руках, поэтому грустные и мрачные мысли надо выкинуть, все правильно, все хорошо. Когда ждала  ребенка, много гуляла, слушала красивую музыку, грелась на солнышке…
      Может быть и по этой причине мои сыновья такие разные: старший – часто неуверенный в себе, противоречивый, закрытый. Младший – солнечный, открытый, эмоциональный. Как это важно, в период внутреннего созревания и роста малыша, быть наполненной светом, гармонией, красотой.
       Младший сын еще сильнее похож на меня. Потом, по мере взросления  все это отмечали, мамин сын - значит счастливый. И это правда, какой-то он удачливый с детства. Глаза всегда сияют, радостный, щедрый, проблем никогда нет, хотя, на мой взгляд, есть и не маленькие. Но как-то выкручивается, справляется и легко идет по жизни.
        У старшего сына все хорошо, но в глазах такая вселенская печаль, трудности неразрешимые себе придумывает, переживает, сомневается. Выбирает самый сложный путь.
       Пока росли - без конца ссорились. Никто не хотел никому уступать. Мальчики – погодки – это очень не просто.  Пятнадцать минут играют вместе, потом полчаса дерутся. Каждому нужна именно эта игрушка, этот паровозик, этот карандаш. В драках старший сын пытался вести себя по правилам, применять силовые приемы (папа учил), а младший использовал, все что мог: щипался, кусался, пищал, хитрил – но отпор давал. Сил то поменьше. Ругались они смешно: «Подлец!» - звучит с одной стороны, «Мерзавец!» - с другой.  Дети библиотекаря, что вы хотите.
      Так как с ними с двумя было просто невозможно справляться, часто разводили их по разным бабушкам, благо они жили рядом. Старший нередко оставался с моей мамой, она с ним занималась, учила, читала. Все - таки педагог начальных классов. А младший – другой бабушке, которая больше с ним играла, дурачилась, водила с собой, закармливала.
      Поэтому и учеба потом давалась по-разному. Старший сын легко учился, старательно выполнял все задания, был очень ответственным, учителя его обожали и только нахваливали.  Младший – весь первый класс просмотрел в окно, то ли за облаками следил, то ли мух считал. Выполнял задания кое-как, его правило – быстро сделать и отвязаться. Хотя голова соображает хорошо, когда хочет - быстро усваивает. Необходимую для жизни информацию добирает не из книг и учебников, а из общения.
      Вот это у них  полностью противоположно. Старшему сложно подойти к другому человеку, что-то спросить, сказать… Часто отмалчивается или невразумительное буркает. Сам в себе. А младшему – никаких проблем. Как только научился говорить, свободно общается хоть с ровесниками, хоть с седовласыми дедами, с самыми разными женщинами. Всем все рассказывает, щедро делится вкусностями, улыбается. Так и хочется его потискать, понежить, побаловать. Сладкий мальчишка.
      Когда были маленькие, мы часто объяснялись друг другу в любви. Это было принято сказать и перед сном, и просто так. Старший делал это реже, а маленький – раз пять – шесть за день: «Мама, я тебя люблю!». Одно время называл меня Галя. Так смешно, трехлетний карапуз бежит навстречу из садика, раскинув ручки, звонко кричит на всю улицу: «Галя, я тебя люблю!». Прохожие сворачивают головы. А у меня сердце от счастья заходилось. Правда этим и пользовался. Старший сын был менее ласков, но больше реально помогал: убирал игрушки, пылесосил, мыл посуду. А маленький только предлагает помощь, когда уже все дела сделаны и ластится ко мне, хитрец. Ладно уж, махну рукой, иди играй. Всем говорила, что мне девочек и не надо, мальчишки ласковые и помощники хорошие.
       Не всегда, конечно, было все так безоблачно.  И ссорились, и конфликтовали, приходилось заставлять силой и убеждением. И по попе шлепала, а ж рука горела, пока позволяли. Долго могу молчать, терпеть, а потом тоже из себя выходила. Тогда доставалось обоим, не разбираясь, кто прав, кто виноват. Затем уревывались троем, я первая приходила к ним в комнату извинения просить, их успокаивала, сама успокаивалась, все друг другу в любви признавались и засыпали спокойные.
       Разное у них и отношение к труду. Мы живем в сельской местности, строили дом, держали хозяйство, вкалывать приходилось всем. Детей эта участь не миновала. Мальчиков приучали все делать дома, помогать мне и отцу. «Палундра! У нас через час будут гости! Быстро все за дела!» - и мы втроем наводим дома шмон, режем салаты, варим картошку, лезем в погреб за соленьями-вареньями. Гости тогда были частым явлением. Готовить мальчики умеют, особенно старший, порядок поддерживать тоже. В дворе доставалось копать, полоть, рвать траву для кроликов, иногда кормить животных и чистить. Но старший все делает от и до, а младший – лишь бы отвязались. Если старший копает землю под грядку, то очень глубоко, на две лопаты,  тщательно выбирая травку. А младший чуть копнет на поллопаты, сверху присыплет свежей землей и быстрей отчитываться: «Мам, я уже все сделал, можно я пойду погуляю?». Заставляли переделывать.  Старшего наоборот тормозили: «Не надо так сено битком в мешки укладывать, вытаскивать трудно». Один все недоделывает, другой все  переделывает.
      Часто ездили на велосипедах, иногда с бабушкой, иногда  втроем на местные озера. Когда были поменьше, то на одном велосипеде, старшего позади, младшего на рамку впереди. Едем на ближайшее озеро Горькое и по дороге песни орем: «Ветер с моря дул,  нагонял мечту, нагонял беду. Видно не судьба, видно нет любви, видно надо мной посмеялся ты». У младшего голосок звонкий, далеко слышно, а старшему «медведь на ухо наступил». Но все равно пел. Ветер в лицо, дети рядом и даже не дерутся. Я молодая, здоровая, стройная  (велосипед-то с утяжелением). Жизнь прекрасна. Муж с нами редко ездил, работа плюс большое хозяйство. Ему и так движения хватало.
      Разное у детей и отношение  к деньгам. Старший с детства копил денежки на что-то стоящее. Мы у него даже бывало занимали. А младший тут же их спускал. Покупал всякие вкусности, всех угощал, а потом просил добавить  десять копеек у папы, двадцать у бабы, тридцать у меня, с трудом отдавал долги. А еще зарабатывал на папе, делал ему массажи. Лет с пяти это был его основной источник доходов. Погладит спинку папе минут десять, тот расслабляется и отрубается, а он еще пять минут пощипает, погладит и «умывает руки». Но зато потом с папы требует: «А я тебе полчаса массаж делал, с тебя тридцать рублей». Правда, руки у него чувствительные и ласковые. Думаю, подруги не обижаются.
      Как все дети часто болели. Первый цеплял простуду старший, за ним заражался младший, а потом и я. Так вместе и лечились. Из больших проблем было только сотрясение  мозга у старшего в шесть лет. «Велосипедист наехал на автомобиль» -  именно так записали в протоколе гаишные инспектора. А младший в пятнадцать лет упал с дерева, сломал шейку бедра. Врачи шутили: «С девчонками пора целоваться, а он по деревьям лазит». Весь девятый класс обучение на дому, полгода гипс, костыли. Может это его спасло, потому как стал грубить и куда-то скатываться. Мог остаться на второй год из-за двоек. Для меня это позор.
      Младший сын долго оставался маленького роста. Старший рано вытянулся и к годам  тринадцати превратился в высокого стройного юношу. А младший до пятнадцати лет был шпендиком, мы даже переживали, почему он не растет. Плохо ел, только сдобу, хлеб, сладкое. Кожа да кости. Как - то пригласили заезжего экстрасенса, посмотреть нашего мальчика. Он руками над ним поводил, спинку погладил и выдал свой вердикт: «Да все в порядке с вашим ребенком. Скоро все тронется и пойдет в бурный рост. Не узнаете своего пацаненка». И действительно, после  той серьезной травмы позвоночника  он начал расти как на дрожжах. Теперь у нас в семье самый крупный. И рост под метр девяносто и вес  к соточке. Старший сын чуть похудее, но не меньше, а папа  рядом с ними выглядит очень невысоким и каким – то тощеньким. Хотя среднего роста и крепкого худощавого сложения. Мальчики превратились в красивых мужчин.
        Младший рано определился с профессией. Он мастер продаж. Это у него получается лучше всего. В детском садике без конца менялся какими – то картинками, наклейками. Класса с четвертого стал активно осваивать телефоны и компьютер. Продавать, менять, консультировать. По объявлениям в газете продал в третьем классе спортивную форму самбистов (заниматься перестали, а форма осталась),  торговал излишками огурцов на рынке, даже сломанный велосипед умудрился кому-то втюрить, причем, как целый. Поэтому, когда пришло время выбирать профессию, посчитали, что это для него самое оптимальное. Для начала училище на продавца – консультанта, затем сам поступил на заочное отделение института, менеджмент и управление в экономике. Работал в магазинах сотовой связи, бытовой техники, интернет - коммуникаций. Быстро выходил на уровень лидеров. Его природное обаяние, грамотный язык, умение ненавязчиво убеждать привлекают покупателей. С ним приятно общаться. Есть в нем какая-то харизма, это чувствуется. Всегда много друзей, девчонки так и льнут. Быстро принимает решения и если ему выгодно – крутится, как белка в колесе.
      Старший хорошо окончил школу, поступил на бюджетное отделение агроуниверситета, инженер – энергетик. Есть корочки техничекого переводчика, три года дополнительного английского. Очень настойчив и упорен. После второго курса побывал в Америке, по программе летней студенческой стажировки. Это была его  мечта, которую бабушки помогли осуществить. Диплом без троек. Работал на Свердловском турбинном заводе, проектировщиком в частной компании, теперь инженер на оборонном предприятии. Великолепно готовит. Сам любит хорошо поесть и других накормить может. Причем не только мясное, а  пироги, пиццы, запеканки.      Как-то спрашивает меня, как приготовить манник, а я его не очень то и умею, не получается. Вычитал в Интернет рецепт и всю   неделю готовил каждый день, пока не добился желаемого результата. Спрашиваю: «Тебе он поперек горла еще не встал?», «Не-а» - смеется. И так во всем. Когда осваивал работу с гипсокартоном, так тщательно все крепил, переделывал по несколько раз, пока не получалось идеально. Работать на подхвате могла с ним только я. У мужа терпения не хватало. У него ясная голова и золотые руки. В строительстве дома он нам оказал очень большую помощь. Мне с ним хорошо работать.
       А с младшим отдыхать. Тот, пока рос, так легко раскручивал меня на деньги. Выбираем одежку на базаре, на первом же ряду находится то, что надо, а потом идем в кафешку, лопать пироженое - мороженое. Ребенок счастлив, искренне радуется, глаза сияют, как его не угостить. Старший же с таким трудом выбирал одежду, часами кружили по рынку и магазинам, мучил меня своей неопределенностью, сомнениями. Покупали и быстрей домой. Есть не дома - это же дорого, считал он.
Когда надумала во дворе сделать декоративный пруд, мнения у сыновей разделилсь. Младший одобрил, ведь это красиво и ничего, что месячную зарплату я в прямом смысле закопала в землю. Благоразумный старший пробурчал: «Лучше бы помидоры посадили, и то пользы было бы больше».
        В конфликтных ситуациях старший замолкает и прячется в себя, а младший легко выплескивает эмоции. Поорать и покричать умеет. Против шерстки их гладить не рекомендуется. Младшего лаской почти всегда можно уговорить, а старший, если что-то решил, то с места не сдвинуть. Ссорятся и сейчас, орут друг на друга, но всегда приходят на помощь в трудной ситуации. В целом они дружны и это радует.
Отношения с девочками также совершенно различны. Старший сдержан и  аскетичен. Даже меня переплюнул в юности. Очень долго не чувствовала рядом с ним девушки, только в двадцать четыре появились первые и очень серьезные отношения. А младший с пятнадцати лет дружит, причем уходит одна, тут же появляется другая. Нарасхват. Смеемся, как переходящее Красное знамя. Один он жить не  может и не будет. Как то спросила: «А какие тебе девушки нравятся?». Он ответил: «У меня есть правило трех НЕ: чтобы не пила, не курила, не материлась». Для шестнадцатилетнего юноши - неплохой ответ. Я за него порадовалась. Книжки не читал, но вполне разумен.
        Теперь рядом с ними хорошие подруги, почти одновременно появились в жизни, в одно время ушли мои мальчики в гражданские браки. В один день – День святого Валентина сделали подругам предложения. И этим летом у нас две свадьбы. Хочется верить, что это осознанный выбор. Смотрю на них и вижу счастливые глаза, появилась какая-то завершенность, вдумчивость и нежность. Даже старший научился обниматься, при встречах и проводах руки, как крылья, раскрывает для объятий уже на автоматизме.
       Мои сыновья не курят, не злоупотребляют алкоголем, не матерятся, умеют работать, уважительно относятся к женщине, занимаются спортом, читают хотя бы электронные книги, вполне самостоятельны.  Рядом с ними замечательные девушки, которых я приняла всем сердцем. Я счастливая мама и благодарна Богу, что мне подарена радость вырастить настоящих мужчин. Это только  маленькая часть нашей жизни, о которой хотелось рассказать. О детях можно говорить бесконечно. Были и обиды, и непонимание, и болезни, и бессонные ночи, как в любой семье. И все-таки хорошего значительно больше. Надеюсь, что я стану «богатой» бабушкой и передам внукам весь свой опыт и знания. Жизнь покажет. А пока я радуюсь, что у меня такие сыновья. Такие разные, но такие самые любимые, мои мужчины.







 


Рецензии
Порадовался за Вас. Какая же Вы счастливая мама! Немногим дано так любить и понимать своих детей.Главное-не расслабляйтесь и готовьтесь к новым испытаниям. С внуками( внучками) еще сложнее.

Владимир Шохолов   13.01.2022 07:06     Заявить о нарушении
Спасибо! Я то готова, дело за молодежью...)

С теплом, Александра!

Александра Книжина   13.01.2022 09:48   Заявить о нарушении
Вы-уверены? Вот у нас-семейная традиция.На Новый год внуки лезут у меня под елку и достают подарки.В этот раз я им объявил, что Дед Мороз вредный, поэтому подарки можно получить, только ответив на вопрос, записанный на прикрепленной к каждому подарку открытке. Вот лишь некоторые из вопросов. 19 буква алфавита( моей первоклашке). Что держал в руках персонаж, который произнес "To be, or not to be"? Правда ли, что О,Генри был ирландцем? Раньше какого года не мог быть сварен борщ?


Владимир Шохолов   13.01.2022 10:02   Заявить о нарушении
Как Бог даст...

Александра Книжина   13.01.2022 11:08   Заявить о нарушении
1492. Если Вы, конечно, не сможете сварить его без картофеля и томатов.

Владимир Шохолов   13.01.2022 11:45   Заявить о нарушении
Я имела ввиду внуков...))

Александра Книжина   13.01.2022 12:49   Заявить о нарушении