Новенький специалист

           В дверь постучали.
– Да. Войдите.
Вошёл парнишка. Скромненько спросил. – Здравствуйте, я насчёт работы.
– А. Здравствуйте. Проходите, садитесь. – Я показал на офисный стул у моего Т-образного стола.

Парень осторожно отодвинул от стола стул. Сел. Смотрит на меня.
– Ну так что ж... Работа – дело хорошее. Что умеете делать?
– Я техникум закончил. Нефтяной. Вот, только получил диплом.
– М. Прекрасно! Специальность?
– Геофизика.
– Ну, то что надо! Это наше, молодой человек. Как закончили?
– Оценки?
– Ну...
– Хорошо.

– Замечательно. – Всматриваюсь внимательней. Потенциальный подчинённый. Я уже как то привык по лицу определять некоторую степень подготовленности к труду. Что-то в людях понюхавших пороху и самостоятельных есть именно в лице. В том, как они говорят, как обдумывают вопрос, как отвечают. Думаю, что нужно бы поспрашивать. Присмотреться, стало быть, получше.

– Вы как с электричеством, молодой человек?
– С электричеством?
– Ну да. Наша работа в основном связана с электричеством. Приборы, знаете ли. Сам подъёмник подключается к сети. Знаете же?
– Ну да. Знаю.
– Хорошо. Закон Ома?

– М-м... не помню. Кажется нужно разделить.
– Что?
– Ну там сила тока вроде, напряжение. Я сейчас плохо помню.
–  Ну ладно, а мощность? Вот например Подано наряжение на обогреватель 220 Вольт, Ток, потребляемый, 1 Ампер. Какая будет потребляемая мощность?
Парень задумался. Ищет ответ на потолке. – Один?
– Что один?

– Ну, мощность.
Меня посетило подозрение. Что-то он как то не очень.
– Хорошо, молодой человек, следующий вопрос. Вот горит лампочка. К лампочке идёт два провода. Ну ноль и фаза, да?
Кивает.

– Ну вот, один из проводов отрезаем. Лампочка будет гореть?
Подумав. – Да.
– Почему?
– Один же провод остался.

Думаю:»Ничего себе. Закон Ома не знают многие, но такое!». Можно было закончить с вопросами, но верх взяло природное любопытство.
– Послушайте, может быть вы в механике посильней?
Повёл головой, мол, всё может быть.

– Ну вот такой вопрос. Вот качели, – Рисую ему, – и плечи у качель разные. Вот слева один метр, а справа два метра. На качели положили грузы. Слева  полтора килограмма, а справа один килограмм. Какая сторона перевесит?
Подумал, глядя на рисунок. – Левая.
– Почему?

– Ну полтора больше.
– Ясно. Вот следующий вопрос. Две шестерёнки. Шестерёнки видел? С зубьями такие круги. – Стараюсь объяснить понятнее. – Так вот, они сцеплены. Ну вот. Зубьями. Вот эта крутится против часовой стрелки. В какую сторону будет крутиться вторая шестерёнка?

Почти не думая. – В ту же сторону.
Думаю уже я: "Вид обычный. На дебила не похож. Хм."
– Слушай, может быть ты гуманитарий?
Смеётся. – Не. Я в этом ни в зуб ногой. Я больше к технике!
Думаю: «Господи ты Боже мой!» – Слушай, а как вас в техникуме учат? Объясняют что-нибудь?
– Конечно. Объясняют.
        Техникум, который он закончил, издавна отличался качественной подготовкой специалистов. Но вот почему я стал с самого начала задавать ему вопросы? Да потому что год от года всё больше стал сталкиваться с тем, что не знают элементарные вещи. Основной целью моих вопросов всегда было найти пробелы в образовании и затем объяснить человеку доступно то, что он не знает.

 После этого, я говорил – приходи, мол, через неделю. И через неделю проверял снова – дошло или нет. Таким образом я проверял обучаемость будущего работника. Если обучается, то всё будет нормально. И я брал такого человека на работу и практически сам доводил его до кондиции. Но вот беда.

То ли поколение такое, то ли образовательный процесс захромал уж очень сильно, но, во первых, совершенно упали знания, во вторых, совершенно уменьшилось количество обучаемых людей. И это не смотря на то, что все буквально спят в андроидных самсунгах и айфонах. Что то там крутят, вертят, кнопки жмут.

В чём причина? И главное, дорогие мои, у всех дипломы с хорошими оценками! Если дело пойдёт таким образом и дальше, то, я думаю, совершенно некому будет в будущем работать. Ладно – геофизика, а в ядерную энергетику? А во врачи кто идёт? Кто нас будет лечить? Эти, с хорошими оценками?

Да, братцы, всё-таки нужно с образованием и этими айфонами что-то срочно делать! Срочно! Иначе...


Рецензии
Александр, разделяю Вашу озабоченность. Но низкое качество образования создаёт проблемы не только для работодателей и обеспечения качества товаров и услуг, что безусловно чрезвычайно важно. Но посмотрим на это с другой стороны. Это проблема и для самих неучей, якобы подготовленных специалистов. Стране нужно, не более, скажем, 20% трудоспособных граждан с высшим образованием, процентов 30 с средним и 50% людей рабочих профессий. А у нас 70% выпускников школ идёт в ВУЗы и больше половины из них получает липовые дипломы. На должностях, требующих интеллектуальных способностей, они только больше навредят, чем принесут пользу, а в рабочие они не пойдут, считая это ниже своего достоинства. Масса таких бесполезных и никчёмных специалистов, но с амбициями, может создать огромный протестный потенциал, опасный для стабильности государства. А организовали всё это такие же неучи, но занимающие посты руководителей разного уровня, вплоть до министров, которых больше интересуют личные проблемы, которые они и решают разными способами. Как Вы к этому относитесь? Александр Смирнов 83

Александр Смирнов 83   10.08.2016 21:51     Заявить о нарушении
Согласен, Александр. Есть такой принцип:"лучше меньше, но качественней". К сожалению, образование на самом деле построено в виде насыпания на головы учащихся знаний. Что там в голове остаётся - не важно. Думают, что, чем больше расскажут, тем больше будут знать. Это не правильно. Обязательно нужно учитывать способности. Самое отвратительное то, что образовательные заведения никак этим вопросом не занимаются. Все оценки - фиктивны. А ведь именно благодаря оценкам можно понять - способен или нет. Или к чему более способен. Учебники совершенно негодные, не учитывают детскую психологию. Отвращают детей от знаний. Не читали? Если нет,уверяю Вас, ужас один. Сейчас очень много неучей в руководстве разного уровня. Это Вы, Александр, правильно заметили. И раньше были, но сейчас - особенно. Это, к сожалению, даже в большей степени касается министров. Необходимо больше заявлять об этом. Есть, например, сайты петиций. Но заявлять нужно качественно и аргументированно. Но и это, боюсь, не дойдёт. Может быть писать альтернативные учебники и таким образом поднять вопрос? Как Вы думаете? Я вот пока не знаю.

Александр Алатырев   11.08.2016 07:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.