Попутчики. Солдатик Алеша

          Девяностые годы. Развал СССР. Разруха. Потеряв работу, езжу в Алма-ату за дешевыми китайскими тряпками. Потом продаю их на местном рынке.На хлеб хватает, да и семью по дешевке одеваю-обуваю. Хорошо запомнила первую свою поездку. Подъезжаем к станции Отар. В вагоне началось какое-то непонятное движение. Женщины складывают в целлофановые мешочки еду, одеваются, бегут к выходу. Куда это они?
   
      Вот и Отар. Поезд стоит пять минут. Смотрю в окно. Перрон заполнен солдатами. Вид у них ужасный: Форма линялая, кое у кого рваная. Некоторые ребята в носках. А за окном - суровый казахстанский февраль. Немытые, в каких-то болячках. И все худющие невероятно.

     Солдаты в обмен на еду предлагают галицы, мастерки и даже... сапоги. Стало ясно, почему они босые. Женщины, ничего не беря взамен, суют им в руки мешочки с едой, возвращаются в вагон.

     Поезд трогается. Многие пассажиры плачут. И это НАША АРМИЯ?!! Как же можно так довести страну?!

     В Отаре стоит строительная часть. Ребята в ней не служат, а выживают, кто как может.

     Через день возвращаемся домой. Снова Отар. Теперь уже и я выскакиваю из вагона с едой для солдат. Моя соседка Валентина сует мешочек хилому пареньку,но не успел он взять еду, как ее у него уже вырвал из рук такой же бедолага, только, видимо, понаглее. У него в руках уже несколько таких "гостинчиков". Мы окружаем слабого паренька, подзываем еще двоих таких же тихих, застенчивых и заставляем их тут же съесть содержимое моего мешочка и еще двоих присоединившихся к нам женщин. Пяти минут для этого не то что достаточно, а даже еще и много. Еда исчезла вмиг.

     Запрыгиваем в вагон уже на ходу. Около нас на боковом месте сидит солдатик. СОЛДАТОМ назвать язык не повернется. Именно СОЛДАТИК. Худой,бледный,  с потухшим взглядом. Чувствуется, что он очень слаб. У Валентины сын служит в Алма-Ате. Но ему повезло. Он попал в роту охраны президента. Там все отлично: и обмундирование и питание и военные учения. И самое главное -  ДИСЦИПЛИНА. Но Валентина все, что касается солдат, воспринимает болезненно (а вдруг ее Саше не повезло бы так же, как этим ребятам из Отара?). Она участливо спрашивает:

     - Домой, солдатик.
     - Да, домой.
     - Отслужил?
     - Да,отслужил.
     - А почему так рано? В феврале ведь приказа не было. Мой сын мая ждет.
     - Меня комиссовали, - и в глазах слезы, руки затряслись.
Валентина перевела разговор на другое:
     - Тебя как зовут-то?
     - Алеша... Алексей.
Тут уж я вмешалась:
     - Ты, Алеша- Алексей садись-ка с нами поешь, - и я отправилась за чаем.
За ужином слово за слово, выяснили, что Алешу избили такие же, как он, солдаты за то, что он, получив продуктовую посылку не отдал им ВСЁ, а пытался хоть немного продуктов оставить себе. У него было много переломов, что-то случилось с головой. В госпитале пролежал четыре месяца, и вот теперь, едет домой инвалидом.
    
     К нам подходит проводник, просит у солдатика билет и, не глядя на него говорит:
     - Бери свои вещи, твое место там, - и показывает на верхнюю боковую полку у туалета.

     - Но я не могу наверх. Я инвалид. Вот справка. У парня снова слезы на глазах, трясутся руки, на лбу испарина.

 Но проводник непреклонен:
      - Ни хрена с тобой не стрясется, задохлик. Шуруй, куда велено, рявкнул он и удалился.

     Наши соседи мужики не выдержали, догнали грубияна. О чем была их суровая мужская беседа, мы не слышали, но мужчины, вернувшись, успокоили Алешу:
     - Сиди, парень, на своем месте. Он тебя не тронет.

     Но проводник оказался злопамятным и коварным.

     Поезд мчит через печально известную Чуйскую долину. По вагонам часто- часто проходят милиционеры, проверяют - не везет ли кто наркотики. Проводник подводит их к Алеше:
     - Вот этого, ребята, проверьте. Сдается мне, у него что-то нечисто.

     Милиционеры поднимают верхнюю боковую полку, Алешу заставляют встать на нижнюю, руки в стороны. Солдатик, естественно, подчиняется. И почему-то не милиционер, а проводник тянется к нему руками, якобы чтобы проверить карманы. 

     Валентину как ветром сдуло. Она вскочила, загородила собой солдатика:

     - Не смейте прикасаться к нему! - растолкала милиционеров и проводника, - Алеша, сам выворачивай карманы, показывай, что у тебя ничего нет. Все делай сам.

     Милиционер как-то гадко ухмыльнулся, и все трое пошли дальше по вагону. Мы услышали недовольное:
     - Облом тебе нынче, Витёк.
В этот раз от пережитого напряжения расплакалась Валентина.
     - Они же, сволочи, подбросят наркотики, а потом Алешкиных родителей "доить" будут. А если не получится с родителей деньги выкачать, посадят парня. а им - раскрытие преступления.

     ... Октябрь 2015 года. Мой сын живет в Алма-ате. Была у него в гостях. На обратном пути в Отаре в вагон садятся демобилизованные солдаты. Их "солдатиками" не назовешь: подтянутые крепкие пышущие здоровьем, в отличной форме. Дорога дальняя. Рассказываю им ту давнюю историю. Один из солдат задумчиво говорит:
     - Даже не верится, что всё это было в нашей части.
хотя, наш повар  рассказывал, какой беспредел тут был. Вот видите,- - обращается он к товарищам, - а вы ныли, что дисциплина слишком строгая. Дисциплины много не бывает. Не-е-е-ет, сейчас в Казахстанской армии порядок. И в Отаре часть отличная. А меня, кстати, тоже Алешей зовут.














 


      


Рецензии
"Попутчики. Солдатик Алёша". Наталья Ивановна, попутчики у Вас - ну и, ну! То полковник, теперь солдаты. Беспредел в Армии! Неужели так бывает? Чуйская долина, Отар - для меня незнакомая местность. "В Отаре стоит строительная часть"- события в Армии происходят страшные, возмутительно! Знаю: обычно в стройбат отправляли бывших "трудных" подростков. А из Вашего рассказа об Алёше не скажешь, что молодой солдат Алёша относится к категории "трудных". В Армии искалечили здорового парня - надо судить командование воинской части. Проводники разные бывают. Молодцы пассажиры - защитили Алексея и от проводника-злодея, и от милиции. Наталья Ивановна, события передаёте так наглядно. подробно, что, читая, сердце сжимается, жалко молодых парней - солдат из строительной части. Новых захватывающих Вам сюжетов! С уважением и наилучшими пожеланиями к Вам Роза Салах.

Роза Салах   05.09.2016 20:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Роза Арслановна, за такую подробную рецензию. Отар - небольшой городок в двухстах километров от Алма-Аты. Весь Казахстан знал о беспределе в этой воинской части. И он там был, пока лично Назарбаев за них не взялся. Там многих пересажали. Да и вообще Казахстан "тряхнуло" во времена развала СССР посильнее, чем Россию. А я, когда "челночила", на многое насмотрелась. И наглядно всё передается, потому что пропущено через сердце. Эту серию рассказов можно продолжать очень долго. До встречи на Вашей странице, дорогая Роза Арслановна.

Павлова Наталья Ивановна   05.09.2016 20:13   Заявить о нарушении