Пролог

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 8. Как я учил в МГИМО (1977-1990)

8.1. Пролог

     В 1977 году закончился срок моего пребывания в аспирантуре, и меня оставили преподавателем на кафедре мировой экономики. Исключительно благодаря усилиям ее заведующего, Владимира Васильевича Сущенко.
     Ведь, во-первых, я еще не защитился, более того, перспективы защиты диссертации были весьма туманны. При определенных условиях таких неудачников пристраивали – на время, до защиты - на должности, не требующие наличия кандидатской степени. Например, это мог быть помощник ректора. Малопривлекательный, с точки зрения характера работы и зарплаты, этот пост сулил (и, по крайней мере, в одном случае безусловно обеспечил) большие перспективы. Несколько штатных единиц имелось в партийных структурах. Выборная должность секретаря партийной организации предполагала выполнение партийной работы на общественных началах, то есть бесплатно, в качестве партийного поручения. Но на самом деле всю работу вел так называемый «освобожденный» заместитель секретаря парткома, для которого выделялась райкомовская ставка с соответствующим окладом. Такая должность была предусмотрена не только на уровне института в так называемом большом парткоме, но и на каждом дневном факультете.
     Предполагалось, что молодой человек одновременно с бесконечной, буквально круглосуточной суетой в парткоме сможет довести до ума свой научный труд. В результате Володя Шишкин так и не защитился, что не помешало ему выслужить длительную загранкомандировку, а потом вновь вернуться в институт секретарем профкома. Оказывается, такая должность до сих пор существует. При этом на сайте МГИМО он обозначен как доцент, а его тогдашняя партийная деятельность скромно именуется «практической работой».
     Олегу Окуневу и Виктору Кириллову, несмотря ни на что, все же удалось защитить кандидатские диссертации и перейти работать на соответствующие кафедры. Казалось, навечно застрял на партийной должности Ильхам Алиев. Тем более после того, как его отца так беспардонно отодвинули от руководящих должностей. По советской традиции это стало достаточным поводом, чтобы некоторые «смельчаки» тут же попытались пощипать ставшего беззащитным отпрыска бывшего члена политбюро.
     До этого я сталкивался с младшим Алиевым только в длинных коридорах нового здания МГИМО. Высокая, худая, скромно сутулившаяся фигура молчаливого партийного функционера выглядела не очень убедительно. Поэтому разыгравшаяся на факультетском собрании сцена произвела на меня совершенно неожиданное впечатление. Не помню, кто и какие претензии попытался предъявить заместителю секретаря парткома, но было понятно, что за внешней принципиальностью нападавшего скрывается жажда личного реванша. К моему удивлению, Иля оказался вполне способен дать очень спокойный, весьма аргументированный ответ, чем даже сорвал аплодисменты присутствующих. Как принято говорить в подобных случаях, я его «зауважал». Забавно, что больше всего меня удивил не характерный для партийных работников нормальный русский язык.
     Кстати, студенты, обитавшие в общежитии МГИМО вместе с будущим лидером азербайджанского народа, отзывались о нем весьма доброжелательно.
     Однако вернемся к проблеме моего собственного трудоустройства. Вторая сложность заключалась в том, что на нашей кафедре формально вакансии не было, так как по экономике социалистических стран Европы уже было два специалиста: профессор Валентин Петрович Тихомиров и доцент Ромас Йонович Грижас. Но поскольку профессору к тому времени было уже ближе к восьмидесяти, заведующий думал о перспективе.
     В тот момент я относился к ситуации довольно легкомысленно. Все усилия были в основном направлены на подготовку к очередной лекции, так как нагрузили меня еще в аспирантские годы весьма основательно (опять приходит на память слово «дедовщина»). К тому же у меня уже был запасной вариант, так как я предварительно почти договорился о месте младшего научного сотрудника в ИНИОНе, где до этого уже подрабатывал переводами и плодил свои «научные труды» в виде рефератов и обзоров венгерской экономической литературы.
     Гораздо серьезнее, исходя из своих интересов руководителя, относился к проблеме заведующий кафедрой. Борьба, судя по всему, шла нешуточная. Началась она еще до окончания моего аспирантского срока, который истек 31 октября 1977 года. В конце концов, с первого ноября я был зачислен на должность преподавателя. Однако приказ об этом был подписан только 19 декабря, то есть почти два месяца спустя, задним числом.
     После судьбоносного ректората, где решался вопрос о дополнительной штатной единице, завкафедрой со значением, хотя и на бегу, произнес: «Как вовремя мы приняли вас в партию». Действительно, незадолго до окончания моего третьего аспирантского года на весь факультет была «выделена одна анкета». Это означало, что вышестоящий орган позволил принять в члены КПСС представителя интеллигенции, удельный вес которой в пролетарской партии строго регламентировался. Соответственно, в таком заведомо интеллигентском заведении, как учебный институт, желающие строить коммунизм в передовых рядах советских трудящихся могли ждать вожделенную анкету годами. Парадокс заключается в том, что преподавать в идеологическом вузе, каковым значился МГИМО, должны были, прежде всего, члены КПСС.
     Скорее всего, распределение анкеты именно в мою пользу также произошло не без участия заведующего кафедрой. Он и дал мне одну из двух необходимых рекомендаций. Вторую написал профессор Фитуни. В дальнейшем Леонид Аркадьевич не преминул напомнить мне об этом немаловажном факте. Когда его стали деликатно, но довольно настойчиво уговаривать уйти на пенсию, оказалось, что кроме меня ему не к кому обратиться за поддержкой.
     Конечно, всю ситуацию можно представить и по-другому. В соответствии с разнарядкой институту выделили анкету. Здесь начали подбирать достойную кандидатуру, и обнаружилось, что это именно я собственной персоной. Такая теория тоже не лишена оснований, учитывая, как часто самые разные люди в институте пытались продвинуть меня по карьерной лестнице или использовать в своих интересах.

Москва, ноябрь 2015


Рецензии