49. Хуторская чертовщина. Обоз в степи

                Что все беды в этом мире от женщин – это давно  известный факт, а если мир иной, тёмное  зеркальное его отображение, то там получается всё во много раз сложнее.

                Если появилась женщина, да ещё обладающая абсолютной властью, жди в ближайшее время больших неприятностей, лично в этом убедился и сам Злотазан.

                К этому времени на хуторе, где он проводил замечательно своё житье – бытье, после  того как старый казак и его жена отбыли в потусторонний мир, а сам хутор переходил неоднократно от одного хозяина к другому, произошли значительные перемены.

               Хутор приобрёл молодой,  но уже побывший не раз в военных баталиях казак, который заработанные деньги на войне не носил в шинок на пропой, а вкладывал в благосостояние хутора.

               Жизнь на хуторе налаживалась, жить становилось веселее и как случается в таких ситуациях, как гром при ясном небе, словно нож в спину пронеслась весть о манифесте русской императрицы, что  Запорожская сечь упраздняется, запорожское войско распускается.

               На праздник Троицы 1775 года пошумели казаки на майдане, да и согласились понапрасну не проливать кровь, три тысячи казаков против русского войска  охладило горячие головы.

                А всем казакам Сечи было предложено вернуться в те земли, откуда они пришли или остаться в этих краях на правах свободных землепашцев.

               Затужили казаки, не спешили вернуться к своим помещикам, не пожелали  становиться крепостными на своих землях.

                Большая часть казаков,  снялась  с мест и ушла во владения турецкого султана за Дунай.

             Но жизнь на чужбине ох как нелегка, часть казаков вернулась обратно и на Тамани создали кубанское войско, но это будет гораздо позже.

                Жизнь на хуторе продолжалась, до того самого момента, когда вышел новый указ императрицы в 1785 году, закрепляющий окончательно  трудовое население на конкретных землях.

                А это означало, что казак автоматически становился крестьянином, хутор со всем имуществом срочно продавался колонистам, но пронырливый народец, чувствуя быструю и большую поживу, не давал хорошей цены.

                Протянули с продажей до самой осени, хутор был продан за бесценок, Злотазан привыкший за многие годы к такому образу существования последовал за длинным обозом, из таких же хуторян, не желавших стать крестьянами.

                Единственным близким местом казачества был Дон, вот туда и направились.

               Дорога оказалась трудной, двигались медленно, передвижение сдерживал взятый с собой скот, с большими мытарствами прибыли на Дон, когда уже закружили белые мухи и ночами давал о себе знать мороз.

               Дон принял переселенцев с холодцом, по какой уж там исторической причине, но местное казачество косо поглядывало на прибывших хохолов. 

                Размешаться в станицах запретила, выделили место на неудобье, вдали от всякой цивилизации.

               Разместились в чистом поле, начали копать земляки, приближалась суровая  зима.

           Донские казаки решили продавать продукты переселенцам в три дорога, хохлы богатые и денег у них много, но это было совсем не так.

              Голодать начали с первых дней по прибытию на место, всё что  имели ценное сменяли на продукты.

               На работы в станицах не брали, а если и предлагали, то  самую грязную, платили скудно, отдавая некачественной едой.

            Местные побаивались, что оголодавшие хохлы займутся воровством,  спали плохо, по ночам спускали собак.

               Вот уж где повеселился Злотазан, с наступлением полуночи, доводил до бешенства собак, которые поднимали истошный лай, а выбегающие полусонные хозяева метались по дворам в поисках воров.

               Дразня собак на одном краю, Злотазан умудрялся стащить себе поесть на другом, а утром видя пропажу, станичники кляли проклятых переселенцев в краже продуктов, а на кого они ещё могли подумать, до этого у них такого не водилось.

             Разнесли бы в пух и прах они  этот хохлячий лагерь, но вот следов ведущих туда не находили.

                А Злотазан мало того, что брал без спроса продукты, так ещё разбрасывал и топтал их, а след доводил до соседнего двора или сразу к двум, пусть на утро по собачатся вдоволь.

              Поделиться со своими переселенцами, с теми, кто особенно голодал, даже и не мыслил, не было у него сострадания к этим людям.

              Чего попёрлись из насиженного места в неизвестность?

           Видите ли, им гордость не позволяла быть крестьянами, а раз так, то пусть хлебнуть горя и испытаний, за всё приходится платить, а в данной ситуации и жизнями.

              Он сам очень жалел, что не остался там, в хуторе, а с другой стороны захотелось перемен, молодость она глупа и не дальновидна.

              Вот и испробовал романтики во всей её красе.

       Если на исхудалых лошадей было полный запрет, то мелкий домашний скот был пущен под нож и уже голодными глазами посматривали переселенцы на крупно рогатый, считая, что мертвецам он будет уже не нужен.

              А болезни, больше всего от переохлаждения и систематического недоедания уносило жизни, жаль конечно всех, но жальче всего было детей.

            На поиски пропитания приходилось уходить далеко от места стоянки и вот ближе к весне, принесена была весть, что на Кавказе всем казакам бесплатно давалась земля, бери сколько сможешь осилить.


              Хорошая весть приподняло унылое настроение, было решено, как только сойдёт снег, и лошади отъедятся весенней травой, чтобы смогли тащить телеги с оставшимся скарбом,  отправляемся за Дон, а оттуда прямым ходом на Кавказ.

              Уезжали с тяжёлым сердцем, оставляя в донской земле, треть своих родственников и близких.

            Тяжёлым оказалось зимовье в степи, зачерствели, загрубели души людей, а ещё больше засела обида на местных донцов, как они при своём зажиточном положении, бессердечно смотрели, как голодают и умирают такие же люди, за то, что те не так одеты и говорят немножко по – иному?

               Ладно, огрубевшие казаки, жизнь и служба у них такая, а вот женщины, у них -  то должно быть хоть малость сострадания, так эти тоже туда, детвору,  нужда  и голод которых погнали попрошайничать по дворам, травили собаками.

              Но - то что было, то прошло и всем им воздастся по делам их.

             Одним из тёплых весенних дней отправился поредевший обоз в дальнюю дорогу, чему очень обрадовалось местное население, не по нраву им было такое соседство.

            08 авг 2016 г.


Рецензии