49. Хуторская чертовщина. Обоз в степи
Если появилась женщина, да ещё обладающая абсолютной властью, жди в ближайшее время больших неприятностей, лично в этом убедился и сам Злотазан.
К этому времени на хуторе, где он проводил замечательно своё житье – бытье, после того как старый казак и его жена отбыли в потусторонний мир, а сам хутор переходил неоднократно от одного хозяина к другому, произошли значительные перемены.
Хутор приобрёл молодой, но уже побывший не раз в военных баталиях казак, который заработанные деньги на войне не носил в шинок на пропой, а вкладывал в благосостояние хутора.
Жизнь на хуторе налаживалась, жить становилось веселее и как случается в таких ситуациях, как гром при ясном небе, словно нож в спину пронеслась весть о манифесте русской императрицы, что Запорожская сечь упраздняется, запорожское войско распускается.
На праздник Троицы 1775 года пошумели казаки на майдане, да и согласились понапрасну не проливать кровь, три тысячи казаков против русского войска охладило горячие головы.
А всем казакам Сечи было предложено вернуться в те земли, откуда они пришли или остаться в этих краях на правах свободных землепашцев.
Затужили казаки, не спешили вернуться к своим помещикам, не пожелали становиться крепостными на своих землях.
Большая часть казаков, снялась с мест и ушла во владения турецкого султана за Дунай.
Но жизнь на чужбине ох как нелегка, часть казаков вернулась обратно и на Тамани создали кубанское войско, но это будет гораздо позже.
Жизнь на хуторе продолжалась, до того самого момента, когда вышел новый указ императрицы в 1785 году, закрепляющий окончательно трудовое население на конкретных землях.
А это означало, что казак автоматически становился крестьянином, хутор со всем имуществом срочно продавался колонистам, но пронырливый народец, чувствуя быструю и большую поживу, не давал хорошей цены.
Протянули с продажей до самой осени, хутор был продан за бесценок, Злотазан привыкший за многие годы к такому образу существования последовал за длинным обозом, из таких же хуторян, не желавших стать крестьянами.
Единственным близким местом казачества был Дон, вот туда и направились.
Дорога оказалась трудной, двигались медленно, передвижение сдерживал взятый с собой скот, с большими мытарствами прибыли на Дон, когда уже закружили белые мухи и ночами давал о себе знать мороз.
Дон принял переселенцев с холодцом, по какой уж там исторической причине, но местное казачество косо поглядывало на прибывших хохолов.
Размешаться в станицах запретила, выделили место на неудобье, вдали от всякой цивилизации.
Разместились в чистом поле, начали копать земляки, приближалась суровая зима.
Донские казаки решили продавать продукты переселенцам в три дорога, хохлы богатые и денег у них много, но это было совсем не так.
Голодать начали с первых дней по прибытию на место, всё что имели ценное сменяли на продукты.
На работы в станицах не брали, а если и предлагали, то самую грязную, платили скудно, отдавая некачественной едой.
Местные побаивались, что оголодавшие хохлы займутся воровством, спали плохо, по ночам спускали собак.
Вот уж где повеселился Злотазан, с наступлением полуночи, доводил до бешенства собак, которые поднимали истошный лай, а выбегающие полусонные хозяева метались по дворам в поисках воров.
Дразня собак на одном краю, Злотазан умудрялся стащить себе поесть на другом, а утром видя пропажу, станичники кляли проклятых переселенцев в краже продуктов, а на кого они ещё могли подумать, до этого у них такого не водилось.
Разнесли бы в пух и прах они этот хохлячий лагерь, но вот следов ведущих туда не находили.
А Злотазан мало того, что брал без спроса продукты, так ещё разбрасывал и топтал их, а след доводил до соседнего двора или сразу к двум, пусть на утро по собачатся вдоволь.
Поделиться со своими переселенцами, с теми, кто особенно голодал, даже и не мыслил, не было у него сострадания к этим людям.
Чего попёрлись из насиженного места в неизвестность?
Видите ли, им гордость не позволяла быть крестьянами, а раз так, то пусть хлебнуть горя и испытаний, за всё приходится платить, а в данной ситуации и жизнями.
Он сам очень жалел, что не остался там, в хуторе, а с другой стороны захотелось перемен, молодость она глупа и не дальновидна.
Вот и испробовал романтики во всей её красе.
Если на исхудалых лошадей было полный запрет, то мелкий домашний скот был пущен под нож и уже голодными глазами посматривали переселенцы на крупно рогатый, считая, что мертвецам он будет уже не нужен.
А болезни, больше всего от переохлаждения и систематического недоедания уносило жизни, жаль конечно всех, но жальче всего было детей.
На поиски пропитания приходилось уходить далеко от места стоянки и вот ближе к весне, принесена была весть, что на Кавказе всем казакам бесплатно давалась земля, бери сколько сможешь осилить.
Хорошая весть приподняло унылое настроение, было решено, как только сойдёт снег, и лошади отъедятся весенней травой, чтобы смогли тащить телеги с оставшимся скарбом, отправляемся за Дон, а оттуда прямым ходом на Кавказ.
Уезжали с тяжёлым сердцем, оставляя в донской земле, треть своих родственников и близких.
Тяжёлым оказалось зимовье в степи, зачерствели, загрубели души людей, а ещё больше засела обида на местных донцов, как они при своём зажиточном положении, бессердечно смотрели, как голодают и умирают такие же люди, за то, что те не так одеты и говорят немножко по – иному?
Ладно, огрубевшие казаки, жизнь и служба у них такая, а вот женщины, у них - то должно быть хоть малость сострадания, так эти тоже туда, детвору, нужда и голод которых погнали попрошайничать по дворам, травили собаками.
Но - то что было, то прошло и всем им воздастся по делам их.
Одним из тёплых весенних дней отправился поредевший обоз в дальнюю дорогу, чему очень обрадовалось местное население, не по нраву им было такое соседство.
08 авг 2016 г.
Свидетельство о публикации №216080900061