Что приносит славу нашему дому...

Вместе со святителем Иоанном Златоустом...Что приносит славу нашему дому...

Христос посреди нас!

Две недели назад нам с Божьей помощью удалось освятить свое деревенское жилище, а помог нам в этом деле отец Роман (о нем я уже несколько раз писал, например, тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/41964.html).

И, кажется, событие это не столь значительное, чтобы о нем воспоминать и уж тем более, чтобы описывать в статье, где вовсе следовало бы воздержаться от своих рассуждений, почтительно смолкнув перед мудростью блаженного Иоанна Златоустого и дав возможность одному ему исключительно осыпать нас спасительными наставлениями и увещеваниями.
Но не удержусь, поскольку цепь событий, последовавшая за всем этим, явно не случайна – у Бога не бывает ничего случайного – а явно складывалась к нашему вразумлению. А не поделиться этим, значит умолчать о тех милостях, что Господь посылает нам в каждом событии нашей земной жизни.

В конце, когда чин освящения уже завершился, отец Роман вдруг обратился к нам с проповедью. Это, разумеется, случается – священники на то и поставлены, чтобы служить и нас вразумлять своими речами, но отец Роман не часто проповедует и по его словам не очень то и умеет. А тут вдруг он обратился к нам со священническим словом.

Пока мы с ним ехали к нам в деревню (это километров 20 с небольшим от его дома), я, оправдываясь, сказал, что домик наш весьма бедный, а остальные постройки вообще полуразрушены, мало что приведено в порядок , разве только немного сам участок и что все благоустройство откладывается по причине отсутствия средств.
Он выслушал и просто заметил, что это не главное, а главное совсем другое.
А что - он вдруг решил нам сказать уже тут, в нашем доме. Я не берусь дословно цитировать священника, скажу только, что говорил он о том, что в наши сложные дни очень многое в головах людей перевернуто и настоящие ценности подменены мнимыми, а верные ориентиры неверными. Что многие стесняются, если они сами или их жилище не соответствует тем критериям, что навязывает общество, что оно скромное или бедное, со скудной мебелью и никогда не видело «евроремонта». Он сказал, что это заставляет многих людей страдать и заниматься в основном тем, чтобы «догнать» окружающих в этом материальном плане, а это приносит новые страдания и отнимает самые последние силы. Между тем, как главное то, кто и как живет в доме, какой дух в этом жилище. Потому как если в доме дух мирен, то и радость в этом доме пребывает, каким бы скромным жилище не виделось внешне.

Спаси, Господи, отца Романа и всех его сродников! Хорошие, добрые и назидательные слова и…наверное они так бы и остались в нашем сердце (конечно, если заботы мира сего не заглушили бы их в нас совершенно), если бы не дальнейшая цепь событий, которая как обильный дождик поливала эти ростки в нас, чтобы они окрепли и не вздумали засыхать…
А они уже как-то стали увядать, как только мы вернулись в Москву: заботы, суета… Пост.

Пост летний складывается у меня всегда непросто. Тут еще и футбол не во время и не к месту. А, вернее, это я слаб и себялюбив, чтобы отказаться от этого развлечения хоть на время поста. Оттого и чтение книг святителя Иоанна Златоустого на время оскудело, хотя следовало бы напротив - в эти дни с особым усердием к нему прибегать.
Но Господь, как заботливый Отец не дает своим чадам погибнуть до конца. И ради душеполезного чтения я остался на три дня без машины (т.к. пришлось отправить её на техосмотр). А ехать мне на работу и с работы через всю первопрестольную, по этому я успевал не только по две кафизмы прочитывать, но как раз оставалось и на блаженного Иоанна время. наверное нет ничего удивительного в том, что именно пришло время прочесть его слова, где размышления о том, что составляют славу города (и села, и дома).

«Ты скорбишь, что у города отнято преимущество? Но пойми, в чем состоит преимущество города, и тогда ясно увидишь, что, если сами живущие в городе не погубят его преимущества, то никто другой не сможет отнять его. Не в том, чтобы быть главным городом, или иметь великие и красивые здания, или многочисленные колонны, обширные портики и места для прогулок, и не в том, чтобы пользоваться большею пред другими городами известностью, но в добродетели и благочестии жителей - вот в чем и преимущество, и красота, и безопасность города, так что без этого город хуже всех городов, хотя бы получил от царей тысячу почестей…
…Не величина города, а добродетель душевная служит для него украшением и безопасностью. Если же ты (величину) считаешь преимуществом города, то подумай, сколько соблазнителей, сколько людей изнеженных и развратных и преданных бездне пороков участвует с тобою в этом преимуществе, - и пренебреги наконец этим отличием. Но не таков тот (небесный город): в нем не может иметь части, кто не показал себя вполне добродетельным. Итак, не будем безрассудны, но станем сетовать тогда, когда отнимет кто-либо достоинство у нашей души, когда мы соделаем грех, когда оскорбим общего всех Владыку». (О статуях. Беседа семнадцатая).

И ведь как верно сказано! Как это про нас! Сколь часто мы, когда постигают нас некоторые ограничения в доходах, и мы вынуждены сокращать траты и отказываться от каких-то планов, что мы строили в своих умах, мы огорчаемся, иногда даже негодуем, сетуем, жалуемся своим близким, что вот, не можем теперь что-то отремонтировать или приобрести, а это так необходимо и теперь вовсе мы не мыслим, как без этого существовать…
Глупцы! Сетовать и переживать следует нам о том, что подобное так сильно выводит нас из себя – вот где беда, а не в отложенном ремонте или не приобретенном предмете.
А посмотрите, сколь часто жители просто негодуют от того, что какое-то мерзкое событие не состоялось в стенах их города! Стоило только по ряду причин отменить некоторые концерты непристойных музыкальных групп, как тут же негодуют они на притеснения свободы. О, жалкий и несчастный человек! Бог не попустил свершиться мерзости в твоем городе, а ты негодуешь!
Известный сатанист не смог выйти на сцену и хулить Бога- а люди готовы обратиться в суд и требовать наказаний от организаторов этого действия. Да, надлежало бы наказать их, но совершенно за иное- не по причине того, что основной богохульник лишен был голоса, а что остальные не были лишены.

В твоем городе не прошел парад мерзких пред Богом людей, богоборцев, требующих узаконить грех – радуйся, житель города! Бог отодвигает превращение твоей обители в Содом и дает еще время для покаяния!
Послушай, безумец, негодующий об ограничении свобод блаженного Иоанна:

«(Ты скорбишь) о том, что у нас закрыты бани? Но это не невыносимо, и невольно ведет к любомудрию тех, которые живут в неге, роскоши и распутстве…
…Не будем же плакать по-женски; многие, слышал я, говорили на площади: "горе тебе, Антиохия! Что сталось с тобою? Как ты обесчещена!" Услышав это, я посмеялся над детским умом говорящих такие слова. Это не теперь надобно говорить, а когда увидишь пляшущих, пьянствующих, поющих, богохульствующих, клянущихся, нарушающих клятвы, лгущих, - тогда приговаривай эти слова: "горе тебе, город! Что с тобою сделалось?"» (Там же).

Когда сетуют об ограничении свобод, то забывают продолжить фразу до конца: «ограничение свободы грешить». И об этом следует не сетовать, а радоваться и воздавать хвалу Господу. Ведь теперь, пусть даже и невольно, ты ограничен в грехе, а это великая милость к тебе Создателя и такой возможностью надо бы воспользоваться для упражнения в благочестии.
Потому что только благочестивые граждане составляют сокровище города. Так не лучше ли примкнуть к тому, что составляет вечную ценность и тем самым поучаствовать в славе праведников, нежели послужить тем, кто старается развратить родные стены?

«В Антиохию пришли некоторые из Иудеи и стали искажать проповедь (евангельскую) и вводить иудейские обряды. Не снесли (антиохийцы) в молчании этого нововведения и не остались в покое, но, сошедшись и составив сбор, послали в Иерусалим Павла и Варнаву, и сделали то, что апостолы разослали по всей вселенной догматы чистые, свободные от всякой иудейской немощи (Деян. 15). Вот это достоинство, вот это преимущество города: это делает его главным городом не на земле, а на небе. А все другие отличия тленны, непрочны, и прекращаются вместе с настоящею жизнью, часто оканчиваются и прежде настоящей жизни, как это случилось и теперь. По мне, город, в котором нет боголюбивых жителей, хуже всякой деревни и бесславнее всякой пещеры. И что говорить о городе? Чтобы узнал ты основательно, что одна добродетель украшает жителей, я ничего не стану говорить тебе о городе, но постараюсь это доказать, взяв в пример то, что досточтимее всякого города, именно храм Божий в Иерусалиме. Это - храм, в котором (приносились) жертвы и молитвы, (совершались) богослужения, где (находились) Святое Святых, и херувимы, и Завет, и стамна златая, - эти великие знамения промышления Божия о народе; где были даваемы постоянные откровения свыше, вдохновляемы Богом пророки; где устройство было делом не человеческого искусства, но мудрости Божией…

…И однако, этот прекрасный, удивительный и святой храм, когда молившиеся в нем развратились, был так обесчещен, опозорен и осквернен, что еще прежде разрушения своего назван вертепом разбойников (Иер. 7:11; Мф. 21-13) и пещерою гиены, а впоследствии предан был в варварские, нечистые и скверные руки.

Хочешь ли узнать это же самое и о городах? Что было великолепнее городов содомских? У них и дома, и здания, и стены были великолепны, и страна тучная и плодородная, уподоблявшаяся раю Божию. А хижина Авраамова была бедна и мала, и не имела никакого укрепления. Однако, иноплеменники, когда произошла однажды война с ними, разорили и взяли города, укрепленные стенами, и жителей увели с собою в плен, а против напавшего на них, пустынного жителя, Авраама, не устояли. И это весьма естественно; потому что он обладал такою силою, которая благонадежнее многолюдства и стен, - обладал благочестием». (Там же).

Бесценные слова блаженного Иоанна столь современны, что создается впечатление якобы он живет в наши дни и служит в одном из городских храмов.
И это отчасти так и есть. И я с удовольствием Вам это докажу.
Уже вновь по моему нерадению стали подзабываться увещевания святителя и суета с новой силой отклоняла мысли от ценного и изгоняла мирный дух, но настал Воскресный день, и, разумеется, вовсе не случайно то, что Евангельское чтение в очередной раз напомнило все сказанное отцом Романом и услышанное от Иоанна Златоустого…

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка;к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
(Мф. 6: 22-33).

А проповедь священника нашего храма отца Василия Биксея если и не дословно сочеталась с проповедью, услышанной нами двумя неделями раньше от сельского батюшки, то по содержанию соответствовала полностью.


И как промыслительно все у Господа. Все произошло к середине поста – как напоминание о том, что же важно и чего следует стараться достичь во время поста. Да, начало мы полагаем ограничивая себя в продуктах. Но это начало, я бы даже сказал - предуготовление в посту, но еще не сам пост. Сам пост начинается с отказа от грехов, с заботы о своем трезвении и с умножения добрых дел. А ведь так, по сути если смотреть – поститься то мы многие толком еще и не приступили.…Ну, я то уж точно не начинал. И Слава Богу, что еще есть время начать!

Святой Иоанн Златоустый говорит нам:

«Многие, видел я, радуются и говорят друг другу: мы победили, мы одолели; половина поста убыла. Таковых прошу не радоваться тому, что убыла половина поста, а смотреть на то, убыла ли половина грехов - и тогда ликовать. Это действительно достойно радости, это и есть искомое, для этого все и делается, чтобы т. о. исправили мы свои недостатки, чтобы вышли из поста не такими, какими вступили в пост, но омылись и отстали от всех дурных привычек, и так провели священный праздник. А если не так, то нам не только не будет никакой пользы, но и величайший вред от того, что пройдет пост. Не будем же радоваться, что мы прошли поприще поста: это вовсе не важно; но станем радоваться, когда проведем его в добрых делах, чтобы, и по прошествии поста, сиял плод его» ( О статуях. Беседа восемнадцатая).

Вот о чем нам надлежит переживать – убыла ли половина грехов?
Кто-то скажет: «Как же посчитать это? И что же это – к окончанию поста достигнем святости?».

Нет, разумеется, не избавимся полностью. Но положить начало можем. И проще это делать в дом доме, к котором дух мирен не изгнан нашим неблагочестием полностью, где хоть худое, но обитает согласие в жителях.

Кто-то скажи:

- В этот пост (или в оставшиеся дни поста) в нашем доме не курят (если живут тут страдающие такой напастью)!
- В нашем доме больше не сквернословят и не поносят ни соседей, ни родственников, ни власти!
- В нашем доме не бранятся более и не сеют раздора!


И пусть каждый житель дома друг другу помогает в этих простых, но столь нужных начинаниях, останавливаясь сам и останавливая другого от беды. И тогда будет плод от поста и по окончании поста, потому что если очистится дом от сквернословия, к примеру, то сомневаюсь, чтобы жители дома захотели вернуться туда, откуда пришли: к дурным и скверным словам. А, значит, и по окончании поста будет плод его светить и освящать твое жилище, поскольку хоть и на малое расстояние, но приблизился ты к Богу.

Ему же, Господу нашему Иисусу Христу Слава со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.


С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/177148.html)


Рецензии
Очень интересное и мудрое повествование. За цитаты из творений св. Иоанна Златоуста особая благодарность. С уважением,

Мария Долгина   07.06.2017 22:22     Заявить о нарушении
Спаси вас Господь!

Филин Дмитрий   08.06.2017 01:14   Заявить о нарушении