Семья, любовь и верность

О происхождении и эволюции семьи достаточно подробно писали многие известные ученые прошлого и позапрошлого столетия.

Признанным классиком среди них справедливо считают Люиса Генри Моргана (1818-1881) выдающегося американского ученого-социолога.

Его работы тщательно исследовали и обильно цитировали классики марксизма-ленинизма, и, прежде всего, Фридрих Энгельс (1820-1895) в известном произведении «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Моргану принадлежит первая научная классификация форм семьи от периода дикости и варварство до нового времени.

Согласно его классификации на протяжении тысячелетий в процессе  эволюции  семья прошла несколько стадий развития.

Для первобытных людей в брачной сфере были характерны так называемые промискуитетные связи, т.е.  беспорядочные половые отношения.

Первой формой семьи считается кровнородственная семья, в которой в половых связях участвовали ближайшие родственники,  коллатеральные братья и сестры.

Классическим историческим примером кровнородственной семьи, описанным Морганом, была  малайская система родства.

Однако родственное кровосмешение имело пагубные последствия для здоровья людей и соответственно для сохранения и продолжения рода. 

Поздняя форма группового брака получила название  пуналуальная семья, от гавайского слова «пуналуа», означающего близкий товарищ.

В таких семьях у американских индейцев ближайшие родственник, прежде всего по женской линии, в том числе родные братья и сестры исключались из брачных связей.
Отношения «близких товарищей» предполагали лишь наличие у некоторых мужчин  общих жен.

На границе между диким состоянием и варварством возникает синдиамическая, или парная форма семьи с индивидуальными браками.

Как правило, парный союз заключался на непродолжительное время. Обыденными явлениями в таких семьях  были прелюбодеяния и произвольное прекращение семейных отношений.

Дети, рожденные в браке, по материнскому праву продолжали следовать за матерью.
Однако возникновение парного брака означало начало подрыва материнского рода и  зарождение отцовской власти.

Вследствие шаткости и неустойчивости парной семьи сохранялись свободная  любовь и проституция.   

С возникновением парного брака половые отношения между партнерами стали регулироваться зарождавшимися моральными нормами и ограничиваться социально-экономическими рамками.

В период разложения первобытнообщинного строя зародилась патриархальная форма семьи в результате выделения больших семей в качестве самостоятельных хозяйственных единиц.

Патриархальная семья возникла при переходе от матриархата к патриархату. С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значение мужчины как основного кормильца семьи резко возросло.

Начались ослабление экономической роли женщины в обществе и сосредоточение богатства в руках собственников - мужчин, которые начинали играть доминирующую роль в хозяйственной и общественной жизни.

Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Такая семья строилась на строгой иерархии, что способствовало реальному  закрепощению женщин.

Патриархальная семья стала первой  исторической формой единобрачной семьи, в основе которой доминировали экономические предпосылки.

Основными факторами возникновения этой формы семьи были накопление собственности и желание сохранить ее и передать детям. Ф. Энгельс определял эту форму семьи как «промежуточную» между многоженством и единобрачием.

Следует отметить, что патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Для мужчин развитие рабства и других форм зависимости предоставляло возможности для многоженства.

В классическом виде многоженство было узаконено  мусульманами в форме «гаремов», где один мужчина мог иметь значительное количество жен и наложниц.

Этот институт получил широкое распространение на арабском Востоке, в Турции у византийских христиан, у американских мормонов и др.

Моногамия существовала в прошлые века, но своего расцвета достигла только в новое время. Данный тип семьи доминирует и в современном мусульманском мире.

В свое время классики марксизма предрекали отмирание института семьи в социалистическом обществе. Однако этого не произошло.

В настоящее время  институт семьи претерпевает существенные, если не сказать кардинальные, изменения. С одной стороны, весьма популярными становятся гражданские браки, где нет формальных обязательств между мужчиной и женщиной.   

С другой стороны, широкое распространение получили брачные контракты, в которых, как правило, фиксируются права и обязательства сторон в браке и в случае его расторжения. 

Об определенном вырождении института семьи в традиционном понимании свидетельствуют факты официального признания в последние годы допустимости однополых браков.

Гомосексуальные отношения в обществе существовали на протяжении всей истории развития человечества. Однако лишь в конце прошлого столетия в отдельных странах были приняты соответствующие законы, которые юридически разрешают однополые браки.

Самой первой в мире однополой парой, узаконившей в свои отношения, стали датчане Аксель и Эйгил Аксгилы. Они оформили свои семейные отношения 1 октября 1989 г., в день вступления в силу датского закона об однополых союзах.

В настоящее время Законы о так называемом «гражданском партнерстве» действуют в 18 странах мира. В том числе,  в Нидерландах (2001), Бельгии (2003), Испании (2005), Норвегии, Швеции (2009), Португалии, Исландии (2010), Франции, Люксембурге, Словении, Великобритании, Австралии, Канаде, ЮАР, некоторых штатах Мексики и др. Количество таких стран постоянно увеличивается.

Правительство США  26 июня 2015 г. легализовало однополые браки во всех штатах страны.

Отныне, в свадебных церемониях будут обходиться без обращений «жених» и «невеста». Так же эти нововведения будут относиться к государственному документу о браке.

В Гражданском кодексе Франции официально появилось абсурдное понятие «родитель А» и «родитель Б».

Остается только высказать сожаление о том, что люди, стоящие у власти потакают социально опасным тенденциям. «Однополые браки» для общества пагубны.
Государство, общество и закон должны создавать, прежде всего, благоприятные условия для людей, которые нацелены на естественные традиционные семейные ценности,  изначально определенные природой на основе принципа равновесия, которое отсутствует в однополых браках.

Мужчина и женщина уравновешивают друг друга разностью мужской и женской энергетик, и если им удается сохранить отношения надолго, взаимно подпитывая друг друга, они всегда духовно растут.

И надо ли упоминать здесь об участи некогда процветающих городов Содома и Гоморры, которые выбрали путь отказа от законов нравственности.

Тем не менее, традиционный институт семьи пока сохраняет  доминирующее положение в современном обществе.

Карл Маркс (1818-1883) называл семью «ячейкой общества». Однако создание этой самой «ячейки» - тяжелая, каждодневная, кропотливая работа обоих супругов.

Великий русский писатель М.Ф. Достоевский (1821-1881) говорил: «Семья тоже созидается, а не дается готовую, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда это только и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи».

Настоящая, крепкая, полноценная семья может сформироваться, если мужу и жене удастся вместе последовательно пройти несколько условных этапов совместной жизни.

Первый этап - романтический, с пеленящей глаза любовью, которую по праву считают одним из самых сильных человеческих чувств.

Как писал известный французский писатель Жан Батист Мольер (1622-1673):
«Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
 А кто не знал любви, тот все равно, что нежил …».

В древнем философском учении йогов центром любви в организме человека считается четвертая чакра (анахата - цветок любви), от сбалансированности которой зависит способность человека любить и сострадать.

Проявления чувства любви в жизни человека весьма многообразны. Есть классическая любовь – мужчины и женщины.

Есть любовь – супругов к детям, к родителям, к другу, соратнику-единомышленнику, к природе, к прекрасному и гармоничному, к жизни и так далее. Наконец, настоящая дружба – это тоже любовь.

Любовь - весьма многогранное чувство, которое может проявляться в виде необузданной страсти, нежности, обожании, преклонении, уважении, дружбе, умилении, жалости и др.

Чувство любви дает возможность человеку найти себя в другом человеке, является сильным стимулом для самореализации.

Кажется, что  сильное чувство и влечение к возлюбленной или возлюбленному не исчезнет никогда. Через это искреннее заблуждение проходят практически все пылкие влюбленные.

Как правило, это самый короткий этап в семейных отношениях и пролетает он незаметно.

В этот период проверяется биологическая и физиологическая совместимость мужа и жены. Много  разводов происходит, как только угасает яркое пламя любовной страсти.

Весьма образно об этапах любовной страсти писал великий русский философ В.Г. Белинский (1811–1848): «Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как цветы, как жизнь человеческая. У нее своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою и плодотворною, для других – холодною, гнилою и бесплодною».

Поэтому даже когда накал страстей постепенно угасает, может теплиться огонек привязанности, который можно и должно поддерживать и подпитывать до глубокой старости.

Венцом романтического этапа является продолжение рода - зачатие, рождение и воспитание детей.

Наши дети - это самое ценное, дорогое, что дает семья и что реально, в биологической плоти остается на Земле после нашей смерти и может иметь продолжение в будущих поколениях.
          
Конечно же, количество детей в семье напрямую не связано с чувством исполненного долга, морального удовлетворения и ощущения счастья от прожитой жизни.

Тем не менее, в наших детях наша кровь, наши гены, а кто сумел правильно воспитать ребенка, то и наши мысли, ценностные ориентиры и мировоззрение.

В этот период совместной жизни проверяется психологическая и мировоззренческая  совместимость супругов, их взгляды на жизнь и воспитание детей.

Иногда происходит разделение любви на любовь к детям и к жене, а иногда любовь к детям усиливает любовь к суженой.

Следует отметить, что от любящих друг друга родителей вырастают, как правило, добрые, физически и нравственно здоровые дети.

Родители, наполненные любовью, распространяют свои положительные чувства на генетическую память детей.

Таким образом, любовь, формируя нравственность - имеет самую прямую непосредственную связь с физическим состоянием и здоровьем человека. Любовь - это программа для здоровья!

В отношениях с детьми самый сложный период, когда они взрослеют и входят в так называемый переходный возраст. В это время родителям очень трудно находить с ними общий язык.

Весьма печально, если дети перестают уважать родителей, начинают не воспринимать их и противопоставлять себя родителям, игнорировать их.

Очевидно, что дети рано или поздно вырастают, становятся самостоятельными и когда-то покидают отчий дом. Если это происходит рано и навсегда, то для родителей это трагедия.

Величайшее счастье, когда дети становятся частью семьи, единомышленниками и близкими друзьями, надежной опорой в старости.

Второй этап семейной жизни - приземленности, проверки семьи на прочность.

Очень важно, чтобы в процессе совместной жизни появилась и сформировалась общность интересов - общий дом, общее хозяйство, дети, образ жизни, увлечения, хобби.

Чем больше в семье общего, тем семья прочнее и устойчивее. На этом этапе закладывается фундамент, основа настоящей семьи.

Необходимо научиться искренне дарить родному, близкому и любимому человеку заботу, теплоту своей души, радость, любовь  и наслаждение.

И тогда вы откроете для себя одну простейшую, но величайшую истину: самое приятное в жизни это –  делать приятное приятному человеку.

Третий этап совместной жизни – этап зрелости семьи, пожалуй, самый сложный. В этот период существуют самые большие риски ее распада.

Основные угрозы для семьи в этот период связаны с ослаблением или  исчезновением физического влечения (либидо) к супруге или супругу как к сексуальному объекту. 

В этот период проявляется так называемая проблема среднего возраста, особенно это характерно для мужчин. Очень метко говорят в народе о мужчинах в этот период - «седина в бороду - бес в ребро».

Когда мужчине за 50, он может найти молодую любовницу, уйти к другой женщине или завести вторую семью. 

Сохранению семьи может помочь взаимное уважение, уступчивость и мудрость супругов.

Жене великого Пифагора прекрасной Феано, которая была красивой, незаурядной и душевной женщиной, приписывают следующее очень мудрое высказывание: «добродетель супруги состоит не в том, чтобы сберечь своего мужа, но чтобы нравиться ему и угождать его желаниям, а сие исполнит она тогда, когда глупости его с терпением переносить будет».

Если супругам удается преодолеть типичные естественные трудности и у них возникнет настоящая, реальная дружба, они становятся единомышленниками, это залог того, что они смогут сохранить брачные узы до конца своих дней. Только в этом случае можно сказать, что половинки окончательно сложились.


Любовь – это энергия нашей души. Чем больше в нас любви, тем больше мы энергичны и счастливы. Вспомните то чувство полета и легкости, которое вы ощущали, когда были влюблены и вам отвечали взаимностью.

Чем больше в нас любви, тем больше мы излучаем искреннего счастья и спокойствия. Эмоции, мысли и чувства несут в себе энергию.

Любовь – это самая позитивная и чистая форма энергии. Что бы поддерживать постоянный поток энергии ее нужно отдавать и получать.

Научно доказано, что чувство любви и влюбленности стимулирует и активизирует гормональную систему, в результате меняется скорость обменных процессов, включаются скрытые резервы организма. 


В древнеиндийском трактате «Ветка персика» генезис любви определяется так:
«Влечения человека имеют три источника:

Душу, разум и тело.
Влечение душ порождает дружбу,
Влечение ума порождает уважение,
Влечение тела порождает желания.
Соединении трех влечений порождает любовь».

Любовь имеет самую прямую непосредственную связь с физическим и психологическим состоянием, здоровьем и долголетием человека.

Великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес (1927 г. рождения) в период обострения рака лимфатических желез в конце 2000 г. разослал своим многочисленным друзьям по всему свету прощальное письмо, в котором он писал, как бы он продолжал жить, «если бы Господь Бог даровал ему немного жизни».

В частности, он отмечал, … «Я бы доказал людям, насколько они неправы, думая, что когда они стареют, то перестают влюбляться: напротив, они стареют потому, что перестают влюбляться!».

Любовь – это именно то чувство, что держит человека на земле, продлевая его жизнь. Без неё невозможно созидание и творчество, ощущение радости и счастья. Любовь вдохновляет, окрыляет, придает уверенность и силы, возрождает и творит чудеса.

Из всех страданий самых сильных,
Из всех мечтаний самых страстных

Я выбрал бы любовь опять:
Она одна способна воскрешать.

Она одна способна возродить
Желанье жить, мечтать, творить,

Быть людям нужным и нести добро
На благо человечества всего.

(В. Андрианов)

Следует отметить, что чувство любви или влюбленности помогает поддерживать положительный эмоциональный настрой даже в пожилом возрасте. Любовь есть самое действенное лекарство от старости.

Даже в пожилом возрасте чувство любви дает возможность найти себя в другом человеке, является сильным стимулом для самореализации, поддержания жизненных сил.

Истории известны многочисленные случаи так называемых неравных браков, когда жена, будучи намного моложе мужа, становилась его музой, подругой и своей любовью продляла молодость, давала новый заряд творческой активности, тем самым превращала его в долгожителя.

Часто такие браки оказываются достаточно устойчивыми и приводят к взаимной поддержке и взаимообогащению супругов. Приведем ряд примеров неравных браков среди известных творческих людей.

Согласно историческим хроникам великий Пифагор женился в возрасте 60 лет на своей ученице Феано, молодой девушке удивительной красоты, мудрой и душевной.

Разница в возрасте составляла примерно 35 лет. Несравненная Феано подарила ему 7 детей и была с ним до конца жизни. Помогала творить и создавать научные трактаты по математике и философии.

Всемирно известный французский художник, испанского происхождения Пабло Пикассо (1881–1973) был женат четыре раза. Каждая его жена была значительно моложе его. Причем с каждым браком эта разница увеличивалась. В четвертый раз, Пикассо женился, когда ему было 79 лет.
Его избраннице Жаклин Рокк было 27 лет. Разница  в возрасте составляла 52 года. Вместе они прожили 12 лет. Она стала его последней музой. В своих интервью Пикассо неоднократно повторял, что именно его молодые спутницы делают его молодым.

Знаменитый советский, российский писатель, поэт, баснописец С.В. Михалков (1913–2009) через 9 лет после смерти первой жены в возрасте 84 года женился на Ю.В. Субботиной (1961 г. рождения), разница в возрасте 48 лет. Вместе они прожили 12 лет вполне счастливых лет.

Известный голландско-австрийский эстрадный актёр и певец Йоханнес Хестерс (1903–2011) прожил 108 лет. В возрасте 88 лет он женился во второй раз. Его женой стала немецкая актриса, художница и фотограф Симона Ретель, которая была моложе своего мужа на 46 лет. Вместе они прожили почти 20 лет. Супруга стала его музой, помогала в творческой деятельности и в организации выступлений до последних дней его жизни.

Выдающийся латиноамериканский архитектор XX века, и один из известнейших архитекторов мира Оскар Нимейер (1907-2012)  в возрасте 21 года женился на дочери итальянских иммигрантов Анните Балдо.

В этом браке родилась дочь, Анна Мария Нимейер, от которой у Нимейера пять внуков, тринадцать правнуков и пять праправнуков. Его первый брак продлился 76 лет.

Овдовев в 2004 г., Нимейер через два года в возрасте 98 лет, женился на Вере Лусии Кабрейре, которой было 50 лет.  Последние три десятилетия она работала у него секретарем. Разница в возрасте была 48 лет.

Вместе официально они прожили 6 лет. За эти годы он сумел создать еще несколько архитектурных шедевров.
Скончался старейший архитектор планеты, знаменитый Оскар Нимейер 5 декабря 2012 г. не дожив до 105-го дня рождения всего несколько дней.


Говорят, что известный итальянский политик, бывший Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони в 76 лет женился в четвертый раз. Его избранницей стала соратница по партии, которой было 26 лет. Разница в возрасте 50 лет.

Мы уже писали о советском долгожителе азербайджанском чабане Ширали Фарзали оглы Муслимове. Он считался одним из старейших жителей планеты. В возрасте 136 лет он женился в третий раз на 57-летней женщине Хатум-ханум. Разница в возрасте была 79 лет.

Вскоре у них родилась дочь. Как считают ученые, это самый почтенный возраст отцовства в мировой истории.

В Книге рекордов Гиннесса, куда он занесен, указывается, что возраст долгожителя мог быть завышен примерно на 40–50 лет. Специалисты считают, что Ширали прожил примерно 108 лет. Если исходить из этого возраста, то женился он в возрасте примерно 90 лет. И прожил вместе с женой 18. Все равно весьма впечатляюще.

Чтоб не стареть, нам нужен стимул,
Настрой на позитив и ясность ума,
Чтоб вдохновенья пыл не сгинул,
Любовь нам вечная нужна.

Любовь к Природе, к Человеку,
Любовь к Прекрасному во всем,
Любовь к Отчизне и Народу
В душе должна гореть огнем.

Любовь к Искусству и Труду
И к Женщине любовь святая,
Стремленье к счастью и добру –
Вот долгой жизни формула простая.

(В. Андрианов)


«Не надобно и клад, когда  в семье лад», очень точно говорили на Руси.
Рассуждая о супружеской верности, следует отметить, что по своей природе большинство мужчин полигамны.

Поэтому требовать от супруга, а иногда и от супруги  физической верности, по крайней мере, не очень разумно и рационально.

Формировавшиеся веками моральные принципы и взаимоотношения полов в обществе до сих пор остаются достаточно консервативными и во многом иррациональными.

Так называемая физическая верность весьма абстрактное понятие, поскольку связано с желанием и необходимостью удовлетворения одной из важнейших  естественных физиологических потребностей человека.

Настоящая верность - понятие духовно-нравственное. Верность - это чувство ответственности за жизнь и судьбу близких, родных людей, моральная преданность.

У древних греков покровительницей супружеской любви была богиня Гера. Один из мифов Древней Греции повествует о Филемоне и Бавкиде, стаpой чете, котоpой Зевс и Геpмес, за веpность и любовь дpуг к дpугу подаpили долголетие.

Стаpики так любили дpуг дpуга, что пpосили богов дать им возможность умеpеть вместе в один день. Боги исполнили волю влюбленных, но после смеpти пpевpатили их в дуб и липу, которые до сих пор часто растут рядом.

Из российской истории пример настоящей верности и преданности это - судьба благоверного и преподобного князя Муромского Петра, нареченного в иночестве Давидом,  и супруги его достохвальной Февроньи, нареченной в иночестве Ефросиньей.

Супруги жили долго и счастливо. Вместе пережили болезни, страдания, радости, взлеты и падения на поприще служения Отечеству.

В преклонных летах, приняв монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния, они молили Бога, чтобы он дал им благость умереть в один день, и завещали тела их положить в один гроб, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой.

Волею судеб скончались они в один день и час. Случилось это, как говорится в бесценной книге XVI века «Великих Миней четий» (или «Сборник житий»), «в лето 1228 года от рождества Христова. В 25 день июня месяца».
«И понесли святые души Петра и Февроньи в бездонное небо. Туда, где был Тот, кто даровал им великую и чистую любовь друг к другу».

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.  «Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом».

Погребены были супруги в Муроме в соборной церкви  в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 г.

В 1565 г. по Указу царя Иоанна Грозного над захоронением Петра и Февроньи была построена новая каменная церковь.

Ныне верные супруги открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Благодаря этой исторической притче в современной России стали праздновать день совместного ухода из жизни Петра и Февроньи 8 июля (по новому стилю), как всероссийский день семьи, любви и верности.

А вот не менее романтичная современная история. Герой Советского Союза, бывший министр обороны СССР Сергей Леонидович Соколов (18 июня 1911 г. – 31 августа 2012 г.) умер в возрасте ста лет.

Сердце старейшего маршала России остановилось в день похорон его супруги, которая скончалась на три дня раньше, в возрасте 98 лет.

Сильный и смелый маршал, обладатель более 80 орденов и медалей, не смог пережить расставания со своей суженой Марией Самойловной Соколовой (19 декабря 1920 г.-  28 августа 2012 г.). Всю свою жизнь женщина посвятила любимому мужу.

Это любовь подарила им много радостных лет жизни. Сергей Леонидович до ста лет был сильным и крепким, и только при любимой супруге мог показать свою слабость.

Он всегда был подтянут и строг, и только дома оставался добрым и ласковым.
Это была потрясающая семейная пара. Они не разлучались на протяжении 68 лет и мечтали умереть в один день.

Сергея Леонидовича и Марию Самойловну Соколовых похоронили рядышком.

Символом праздника семьи, любви и верности была выбрана ромашка, которая наряду с березой традиционно является символом русской природы. В народе верят, что ромашка рождается там, где пала звезда.

Издревле на Руси для влюбленные ромашка - цветок для гадания. Отрываешь один лепесток ромашки - «любит», отрываешь другой лепесток - «не любит», третий - к сердцу прижмет, четвертый - к черту пошлет».

Традиция гаданий уходит вглубь веков. Не одно поколение обрывало лепестки этого растения, при этом приговаривая, всем известные слова -  «любит - не любит, ромашка нас рассудит». «Ромашка, ромашка, ромашка - цветы, иду и гадаю - любишь ли ты?».
       У ромашки на лугу,
       Про любовь свою спрошу.
       Пусть расскажет мне она,
       Любит милый, нет, меня?

       Знаю, промолчит ромашка,
       Лепестки свои даря.
       Ведь она не знает,
       Где, сейчас, любовь моя!

       Ей ведь неизвестно,
       Как страдала я.
       Да и с кем рассталась,
       Знает лишь печаль моя.

       На  ромашке погадаю,
       Про любовь свою спрошу.
       Все о будущем узнаю,
       И о милом погрущу.

(Екатерина Тющина)

Второй вариант гадания – бросали в воду две ромашки, если они притягивались друг к другу, значит возлюбленные будут вместе, если наоборот отдалялись, то значит неминуемо расставание.

Традиционно русские девушки плели из ромашек венки и носили их как символ девичьей чести, невинности, нежности, верности и любви.

Именно поэтому когда мы смотрим на ромашковое поле, нам кажется, что где-то здесь, в белых цветочных «волнах», затерялась очередная влюбленная пара.


Рецензии