О египетской конфузии
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
Десятилетие, прошедшее со дня смерти в 1160 г. первого магистра военно-Ордена Святого Иоанна Иерусалимского госпиталя Раймунда дю Пюи, сыгравшего столь важную роль в развитии Ордена (которым он руководил на протяжении сорока лет, превратив его из странноприимного в военно-монашеское братство и предыдущие руководители которого именовались не магистрами, а ректорами), поставило перед Орденом иоаннитов новые задачи. То, что он считался способным к выполнению подобных задач, красноречиво свидетельствует о возросшей военной силе Ордена госпитальеров. Не случайно король Иерусалимский в своих военных походах на египтян опирался главным образом на рыцарей Ордена иоаннитов.
В ту пору Иерусалимским королевством правил Амальрик (Амори) III (1162-1173 гг.). Амальрик был человеком с четкими политическими целями. Он первым из «латинских» правителей Иерусалима осознал, что главная угроза государствам, основанным крестоносцами в Святой Земле (Сирии и Палестине), исходила от Египта. Поэтому борьба с этим исламским государством на нильских берегах стала основной внешнеполитической проблемой его правления, решить которую он пытался то силою меча, то договорным путем, опираясь главным образом на поддержку правившего в 1163-1170 гг. магистра Ордена иоаннитов Жильбера д' Ассайи. Когда в 1168 г. возник вопрос о целесообразности нового крестового похода против египтян, именно Великий магистр госпитальеров убедил владыку Иерусалима и вельмож Иерусалима решиться на войну с Египтом.
Король Иерусалимский Амальрик обещал щедро вознаградить иоаннитов за предложенную ими военно-политическую помощь и заранее даровал Ордену Святого Иоанна в договоре, заключенном с ним 10 октября 1168 г. в Акконе, в собственность десять городов в Египте (который, правда, еще предстояло завоевать!), в том числе богатый город Бильбайс с прилегающими землями, ежегодный доход с которых равнялся ста тысячам золотых. Со своей стороны, Орден иоаннитов обязался постоянно предоставлять королю военную помощь - пятьсот рыцарей и такое же количество легких кавалеристов-туркопулов (туркопольеров). Судя по всему, Великий магистр иоаннитов рассматривал условия данного договора как желанную возможность основать свое собственное, самостоятельное орденское государство.
Ради этого Орден иоаннитов согласился принести большие жертвы людьми и деньгами, надеясь, что они впоследствии окупятся сторицей. Поход в Египет состоялся, но окончился неудачей. Правда, обещанный иоаннитам город Бильбайс (древний Пелусий) крестоносцам удалось захватить, несмотря на отчаянное сопротивление его защитников, но главная цель - захват Каира («Вавилона») и последующее - завоевание всего Египта, не была достигнута. На помощь египтянам прибыло сильное сарацинское войско из Дамаска, что вынудило крестоносцев отказаться от продолжения борьбы и отступить обратно в Святую Землю. Иоанниты понесли в ходе боевых действий серьезные потери, что вызвало острый конфликт в Конвенте (Совете братьев) Ордена, в результате которого Великому магистру пришлось в 1170 г. сложить с себя полномочия и выехать из Палестины.
На сохранившейся иллюстрации к средневековому описанию этого неудачного крестового похода в Египет черно-белое знамя храмовников «Босеан» с подписью «стяг Храма» («vexillum templi») и красное, с прямым белым крестом знамя иоаннитов с подписью «стяг Госпиталя» («vexillum hospitalis») изображены перевернутыми вверх ногами (как и гербовые щиты знатных участников Крестового похода) в знак поражения, нанесенного сарацинами крестоносцам в Египте (см. иллюстрацию в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры). 19 сентября 1183 г. Жильбер д'Ассайи, отплыв из Дьеппа в Англию, попал в бурю, потерпел кораблекрушение и утонул в Ла Манше.
Здесь конец и Господу нашему слава!
Свидетельство о публикации №216081001382