Памяти писателя т. 4 Юрий Коврига

РОМАН В РОМАНЕ
(Продолжение трилогии Юрия Ковриги)

При чтении четвертого тома  сочинений, который стал  продолжением ранее вышедшей из печати трилогии невыдуманных историй Юрия Ковриги,  вспомнился мне старинный фильм польского режиссёра  Войцеха Хаса «Рукопись, найденная в Сарагосе», снятый по мотивам незавершённого франкоязычного произведения польского аристократа Яна Потоцкого, который на протяжении всей жизни дописывал и добавлял в роман новые главы. Ван Ворден – главный герой Яна Потоцкого после мистических приключений присоединяется к цыганскому табору, где он и все остальные постоянно рассказывают друг другу истории, внутри которых оказываются истории героев этих историй – литературная техника «роман в романе».
Так и четвёртый том невыдуманных историй Юрия Ковриги, отпочковался от предыдущей трилогии в виде романа  в  романе. Одно это обстоятельство уже может заинтересовать  читателя.
Кажется, всё уже сказано. Автор рассказал множество историй, в которых виден и весь жизненный путь и характер главного героя – сибирского мальчишки с судьбой романтика и путешественника, стремящегося  к свободе и реализовывающего своё стремление то на маршрутах в геологоразведочной партии, то  на туристских тропах Горного Алтая, то в работе горноспасателя. Но нет. Главный герой предстаёт перед нами в новом  качестве.
Это уже не столько романтик, сколько прагматичный, порой излишне прагматичный, целеустремлённый человек, чем-то напоминающий Акинфия Демидова с его хваткой – в каких бы жизненных ситуациях ни пришлось оказаться: в горах в роли инструктора на туристических маршрутах, в многочисленных командировках по Союзу – от Одессы, Карпат, Ленинграда до Томска и Тувы или при строительстве собственного, давно ставшего мечтой,  дома с мансардой.   
Но в некоторых ситуациях проявляются всё те же черты: «Все жизненные трудности Георгия  от внутренних противоречий и…  языка. Где-то надо промолчать:  ан – нет, его тянет высказать своё суждение, за что не раз таскаем Жизнью «носом по половикам». Кто-то от такой прямоты суждений сторонится его, а кому-то это импонирует».
Если вернуться к роману  Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе», то в нём рассказы героев наслаиваются на рассказы внутри этих рассказов, которые порождают новые рассказы. Некоторые из них отстоят от первоначальной истории на пять-шесть сюжетных уровней, но, в конце концов, сплетаются  в единую историю. В заключение  оказывается, что все эти истории вымышлены и придуманы лишь для «испытания  главного героя на отвагу и плодородие».
Но повествование Юрия Ковриги тем и отличается от сочинений Яна Потоцкого, что здесь  истории внутри историй, порождающие новые истории внутри романа, это  реальные судьбы реальных людей. Реальность как поток времени, пространства, сознания и памяти, как поток человеческих судеб и характеров – вот  фактическая  ткань  романа Юрия Ковриги «Каждому  своё». И, несмотря на негативный оттенок, приобретённый этой фразой из-за использования её в качестве надписи на воротах концлагеря смерти Бухенвальд, название романа точно отражает  существо судеб всех людей, ибо  каждый из нас, проходя испытание жизнью, получает то, что смог отдать ей  либо взять  у неё. Многое было приобретено, но многое и отдано.
Да и разве может быть иначе, если ты – мыслящий человек: «А сейчас их мчит автобус, управляемый его сыном Сергеем. Стоит Ильин день, с которого по старообрядческим преданиям кончается лето. Да! Действительно! У них с Петровичем заканчивается лето Жизни. Это их последний совместный поход, поездка... Ветерок сквозь открытые верхние люки гуляет по салону, унося дрему, предчувствие окончания пути, томительное ожидания чего-то несовершенного, незаконченного, недосказанного. У каждого голова занята своими мыслями: у каждого – своё... Каждому – своё...»
Четвёртый том прозы Юрия Ковриги говорит о том, что жизнь – неисчерпаемый источник для размышлений, пища для  воспитания и возмужания  Духовного двойника человека, который и является его истинным продолжением, ибо Духовное Древо рода (и только оно!) упирается кроной в небеса.

Людмила Козлова (СП России)


Рецензии
Чудесный анализ книги Юрия!Чаще и чаще сталкиваюсь с тем, что люди очень часто интересуются Юриными книгами.Спасибо Вам огромное за такой чудесный анализ его книги!С теплом и наилучшими пожеланиями

Андрей Эйсмонт   30.01.2017 17:03     Заявить о нарушении
Юрий Коврига честно и точно описал свою жизнь, но получился при этом портрет Времени. Его книги будут интересны людям!

Людмила Козлова Кузнецова   30.01.2017 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.