Есть женщины в русских селеньях

Летом 1952 года Мария Васильевна Голяндина из деревни Нижний Караган приезжает в городок Борисоглебок, что в Воронежской области. С котомкой за плечами и прямиком в медтехникум: узнать насчет пятнадцатилетней дочурки да передать Сашеньке, абитуриентке, какой никакой гостинец домашний.
В приемной комиссии ее огорчили, сообщив, что, да, сдала Голяндина пару экзаменов, но забрала документы. И может теперь она в дорожный техникум поступает. Ищите там дочь.
О дальнейшем рассказывает А.И.Шабашева.
- Пишу, значит, контрольную, на первом этаже. Думаю. Смотрю… Мимо окна, вижу, мама моя с сумой дорожной проходит. И, увидев меня, спиной пятится назад, чтоб, значит, удостовериться. Удостоверилась во мне – и снова проплыла мимо окна…
… Потом мать и дочь встретились. Мария Васильевна плакала: она хотела, чтоб хоть дочка по «этим железкам» не пошла, но… Отцовское возобладало в Саше, как и в трех ее братьях.
… А может именно тогда выстраиваться начала ее будущая удивительная реализация сил и способностей?
Иван Васильевич Голяндин, бывший директор МТС, механик тракторной бригады, понимал и любил технику, и смог увлечь ею Виктора, Мишу, Володю и единственную дочку.
Жизнь непредсказуемая штуковина…
… В 1972 году в Барнауле на улице машиной собьют младшего Голяндина – Володю, дорожника, работавшего в краевой школе дорожных мастеров.
… Александра Ивановна Шабашева (Голяндина) успешно закончит дорожный техникум и всю долгую трудовую жизнь будет связана с дорожной отраслью.
112
Уйдя на заслуженный отдых, обстоятельствами жизни будет вникать в азы медицины, которую когда-то отвергла.
Медицинский ликбез ей теперь затем, чтобы помогать и престарелой маме, и больному мужу.
… Тайн в жизни много… И тем она интереснее. Особенно такая жизнь, такая судьба, какая у почетного дорожника, кавалера Ордена Трудового Красного Знамени А.И.Шабашевой…
Начальник Павловского ДЭУ С.П.Покусаев и думать не думал, что какая-то, извините, девчонка перепутает ему все карты.
Ведь, собственно, для чего он опытного Н.Рогозина принял перед началом зимы на работу? Николаю тридцать шесть лет, он бывалый строитель, как техник сойдется и с мужиками-дорожниками, и вообще… И вот она…
Сергей Петрович сидел в своем кабинете деревянного здания конторы ДЭУ по-зимнему. У крыльца застыл ГАЗ-51, очевидно, для скорой поездки начальника. Чуток подмораживало.
Поездку пришлось отложить…
- Черти что! – Покусаев прочел приказ о принятии на работу Александры Голяндиной в качестве техника.
В горячке сбросил шапку, бухнул новенькой в лицо:
- Я недавно принял на работу человека, опытного, ни чета тебе. Значит, давай-ка дуй… в другой район!
- Никуда из Павловска не поеду, - не сробела девушка.
«Ну, и упрямая. Придется в крайавтодор позвонить, все как есть пояснить».
Подумав, Покусаев набрал нужный номер.
Саша немного знала дядю Костю Иванова, и тогдашнего начальника. И родной голос из трубки, похоже, был на ее стороне.
«И фамилия у него кусачая, вредный, наверное». Полагала девушка, видя как Покусаев злится, мотает головой. Но супротив решения ничего он не мог уже поделать!
Положил в сердцах трубку.
- Садись в газон! – хмуро бросил новенькой.
Саша запрыгнула в кузов, хотя в кабине пустовало место пассажира…
Нехитрые пожитки – рядом.
Что-то дальше будет?
113
А начальник, нахлобучив шапку, завел машину и доставил… будущую начальницу ДРСУ в свой дом. Потом там стали жить Жердевы.
- Лида, девушка будет жить у нас, - пояснил жене.
… И с первого октября 1956 года пошел отсчет трудовой деятельности А.И.Шабашевой в Павловском ДРСУ. Но самой первой записью в ее трудовой книжке значится: «30.07.1956 – принята на работу техником в Романовский доротдел».
Не подумайте чего-нибудь сомнительного насчет краткости ее первого трудового периода. Просто тогда, осенью пятьдесят шестого, все эти районные доротделы взяли да и ликвидировали махом одним. И в Павловске тогдашний начальник доротдела Сушков остался без работы…
«А Покусаев Сергей Петрович отличный был человек, он, взяв от А.Н.Рогозина ДЭУ, много чего доброго сделал».
… Такое сегодняшнее мнение у А.И.Шабашевой о «кусучем» Покусаеве.
Она годилась специалистам в дочери. И Михаилу Самойловичу Подмарькову, человеку партийному, общественному, и Г.А.Трясунову. Главный инженер ДЭУ-484 был профессионалом и умелым наставником. Он первым определил ее потенциал – явно выше техника…
Уважительно относился:
- Александра Ивановна, сходите в этот кабинет, а теперь в этот…
«Натаскивал» он меня дома и в Барнауле, когда по кабинетам хаживала, по делам, конечно. И все, помню, говаривал, дескать, ты подумай, подумай…
Полагает так теперь она.
Но Григорий Андреевич Трясунов болел и подыскивал в конце пятидесятых себе замену. И возможно, именно он посодействовал повышению ее в должности.
Если в самый первый раз А.И.Шабашева поработала в ДРСУ техником с 1 октября 1956 по 25 июля 1957 года, то во второй раз (1959-1976) – много больше, а в третий раз (1984-2002).
… Наверное, ее карма – познать все дороги в этой части Алтая, Верхнего Приобья.
114
«Дорожная ее сеть» простирается в пространстве – Барнаул- Павловск – Юдиха – Тюменцево – Шарчино – Ребриха – Родино… А куда потом? В поднебесье? Она же – Телец…
Тюменцево ей запомнилось «слабой технической базой, дорог никаких».
Но, тем не менее, заготовили для мостостроительства 1200 кубометров леса. Запомнилось еще… Случайными людьми в ДРСУ, возглавлял его… бывший учитель начальных классов. Здесь, похоже, не ее место, хотя полтора года, как главный инженер, проработала.
С 30 января 1959 года она возвращается в Павловское ДЭУ. В то время начальником был Владимир Михайлович Манушин, но вскоре он уезжает, а ее назначат исполнять обязанности начальника. Ну, месяц, ну, два, она думала. А вышло, поболее.
«Тяжело было. Очень. Две лямки тянула: за главинжа, за начальника, думала, вот-вот найдут руководство».
Так она вспоминает.
Прошло полгода! Ее окончательно утверждают главным должностным лицом. Не стремилась – само получилось…
При народе дело было. Она заплакала… Подошли бывалые дорожники – Н.П.Зяблов, Н.В.Подлужин, Подмарьков. Успокаивают, дескать, вместе, вместе и будем робить. Поможем, если что…
Есть женщины в русских селеньях…
Ошибочка историческая вышла тогда, а расхлебываем и сегодня. Дорожники курочили горы черного с налетом серебристости шлака и увозили его на строящиеся участки дороги Павловск-Барнаул. Про меж себя звали тот шлак, что за теперешним мемориалом в сторону котельной МПМК-1, «демидовским». Но неправильно это!
… Дело было в 1963 году или где-то поранее. Два века назад, в 1763 году, командир Алтайского Горного Округа А.И.Порошин строит Павловский сереброплавильный завод, к которому Акинфий Никитич Демидов, умерший в 1745 году, не имеет никакого отношения.
Шлак этот «порошинский» – в честь Отца Павловска Андрея Ивановича Порошина.
Пора бы историю села узнать получше…
… Тогдашнее ДЭУ: по «чуть-чуть» ДТ-54, ЗИС-5, ГАЗ-51. Снега, бураны – и пыхтит трудяга – трактор (трактористы А.Губанов, Поляков, Кузнецов). А за ним, по снежному туннелю машины с продуктами. А снег валит и заносит проходы…
115
Появляются автогрейдеры и появляются в ДРСУ асы – А.К.Бирих (особенно), Н.Савенков, потом – другие.
… Интересна «история взаимоотношений».
Барнаульское ДСУ-4, имея асфальтовый завод, тянуло дорогу с настоящим асфальтовым покрытием к Михайловке, а подчиненные А.И.Шабашевой двигались к краевому центру с так называемым черным покрытием – через смешение щебня, гравия, песка, битума. Помогали транспортом предприятия, хозяйства района.
… Пройдут годы. Дорогу построят. ДСУ-4 передаст АБЗ Павловскому ЛУАДУ, коллективу, поднявшемуся во всех смыслах в число лучших в крае.
«Такого, как у нас, коллектива не было в Павловске». Ее теперешняя оценка…
«Пахари, ломовики. Если надо – сутками, без выходных…»
А пример-то – она подавала…
… Женщина – руководитель… Ее уважали, при ней грубость, развязность исчезли и почему-то легче разрешались самые сложные вопросы. Ядро, цемент коллектива – она…
Мужское и Женское Начала. Закон Вселенной, жизни.
Смогла Александра Ивановна установить деловые контакты с главным механиком Иваном Алексеевичем Сафончиком, достаточно непростым человеком, но высококлассным специалистом, любившего порядок, организацию.
Нашла общий язык с ветераном-дорожником Я.Я.Моор, принявшим ношу главмеха, закончившим заочно Томский автодорожный техникум.
«Взялись в конце шестидесятых за строительство зданий. Как было? Днями работали, а ночами – по своим домам – проекты сочиняем. Я в своем доме, Яков Яковлевич в своем. Потом, значит, сводим, согласовываем, спорим, но приходим к одному мнению. Вот они – гаражи, контора, клуб стоят по сей день».
Говорит и про других. Про толковых специалистов – А.Я.Гедича, В.А.Истомина. Настоящих, по ее словам, дорожников. Случайные в ДРСУ не задерживались.
История – это люди. Люди труда. Тот период (1960-1976) это, собственно и настоящее становление на ноги сильного во всех отношениях коллектива павловских дорожников. Не счесть теперь всех разных больших дел под ее руководством.
И жилье строили, и много чего другого…
116
… Ей не было и сорока лет, как наградили высокой правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.
Потом будет много других наград.
Она полюбила Павловск, нашу природу, что когда В.П.Шабашева, ее мужа, перевели в степное Родино, то ей там через год стало… невмоготу.
Как было?
«Как вол тружусь начальником ДЭУ в Родино. Павловский опыт применяю, квартиры строю, АБЗ поддерживаю, но чего-то душе моей не хватает… голая степь, куда ни посмотри. Затосковала по лесу».
Проездом побывал в Родино Иван Ефимович Бережняк, бывший первый секретарь Павловского райкома партии, человек, вникавший в дорожное строительство, много помогавший.
Рассказала ему о хандре своей.
Вскоре вызывают к главному руководству края. Николай Федорович Аксенов, тогдашний первый секретарь крайкома КПСС принимает приемлемое в той непростой ситуации решение.
И семья Шабашевых переезжает «поближе к Павловску».
В Ребрихе она трудится с ноября 1977 года по октябрь 1984 года. Срок – 7-8 лет – обусловлен пределом времени, которое предполагалось для пребывания на главных районных милицейских постах, а Владимир Петрович Шабашев был начальником Ребрихинского РОВД… Как раз эти 7-8 лет…
Касмалинский бор и в Ребрихе есть…
И вообще, две соседних дорожных организации дружили, соревнуясь. И у соседей А.И.Шабашева навела должный порядок, в частности, при ней все деревянные мосты заменили на железобетонные.
Ждала с нетерпением дня, когда вернется туда, где все дорого и любо…
…С порога надо отвергнуть прагматическое объяснение такой ее линии жизни. Феномен Шабашевой непонятен, загадочен.
Как гипотеза – это предположение того, что Александра Ивановна, вкусив настоящего напряженного коллективного труда в ДРСУ Павловска, заскучала по «тем делам и объемам». Ведь в Павловске все поответственнее, помасштабнее – дорожная сеть, пригородный район, значит, без слабинок.
117
Хотелось не просто к людям, Павловску, жаждала там, с теми людьми, крупных дел.
Натура, видимо, такая…
И уже на второй, третьей неделях ее «вторичного вхождения» в ДРСУ все встало на свои, прежние места. За новым 1985 годом пошли напряженные дела.
«С людьми надо разговаривать. Они должны понять, к примеру, суть перевыполненных заданий. Что за километр сданной дороги получат Х, а за полтора не 1,5 Х рублей, а значительно больше».
Говорила, защищала, где только можно коллектив. Заботилась. По дровам, садикам, сенозаготовкам и прочее… А жилья сколько при ней настроили? Вот они – и домики, и дома благоустроенные. Рядом все с ДРСУ, рядом.
Училась сама, подавала пример А.Я.Гедичу, В.А.Истомину, другим спецам.
А трудовые дорожные династии? Разве это не полезно, когда в коллективе могут трудиться отец с сыном, или братья? Когда за дедами в ДРСУ идут отцы, затем – внуки.
… Александра Ивановна готова всех поименно назвать – семьи Моор, Пастуховых, Чуриловых… Память – коллективная, семейная. Общинная.
… Философы разделяют людей условно на два типа. Человек – забота. Таковы заботливые матери. Человек- проект. Это творцы, руководители. Кто в таком случае она?
Сильная личность, в которой гармонично сочетаются оба типа. Думая о будущем, печется о настоящем. Заботиться пришлось в тяжелую годину так называемых гайдаровских реформ. «Крякнула» соседняя организация (МПМК-3), за ней другие.
«Тяжело приходилось и ДРСУ. Объемов не было. Только содержанием дорог занимались, немного ремонтом. Однако сохранили коллектив. Не прибегли к массовым увольнениям».
… А уже надо было готовиться к уходу на заслуженный отдых. Но как сильная личность поступает? Надо не о себе побеспокоиться – это государство возьмет на себя. Надо успеть передать коллегам опыт, наработки.
После «пенсионного» 1992 года восемь лет (и каких…) продолжает руководить ДРСУ. Затем пару лет – возглавляет производственный отдел. По максимуму передала свои знания, умения специалистам, руководству…
118
Диспетчер ДРСУ Марина Пешкова, дочка, трудилась рядом, а сын, Женя, извините, Евгений Владимирович Шабашев, пошел по стопам отца и уже многого достиг на милицейском поприще.
То же династии, выходит?
Феномен А.И.Шабашевой не до конца понятен.
Кто-то другой, возможно, попытается найти ответ на вопрос:
- Почему женщине, матери удалось десятки лет возглавлять сугубо мужской трудовой коллектив и при этом так поставить «суровое дорожное дело», что ее ДРСУ было одним их лучших в крае?
Звезды, что-ли, помогали?
Да, по Зодиакальному Знаку она Телец, а это нечеловеческое упорство и это земной (дорожный?) Знак.
Муж помогал? Безусловно. Поддерживал и «чисто по-милицейски» то-же.
Так все это. Но мне думается, что еще приходит – по всем космическим срокам – Эпоха Женщины, Матери Мира.
И среди первых удачных проявлений Нового Времени – удивительная реализация своих сил и способностей Александры Ивановны Шабашевой.
Есть женщины в русских селеньях!


Рецензии