Ради общего блага

Время унесло в Лету живших около Елунина древних людей, и только курганы и могильники, поселение и культовые места, вытянувшиеся цепочкой по высокому левому берегу Оби – от Боровикова к Елунино и от него - к Черемно-Подгорному – хранят глубокое прошлое благословенных мест.
Много веков минуло с железного и бронзового веков…
В XVIII веке пришлые русские люди  стали обосновываться за Обью, на лугах, наверху.
Телеутское и Зыряновка, Тиховское и Нечаевка, Шиловка и Церковное, Инвалидское, Ирба… И где они теперь?
Исчезли, как и расположенные неподалеку от них Аврора, Покровский, Николаевское, Октябрьское, Вперед, Новый Путь и прочее…
… В 1957 году создается Елунинский сельский Совет. Намечаемое строительство Новосибирской ГЭС и предполагавшееся рукотворное море, возможно, и стали причиной того, что старинные заобские поселения посчитали «бесперспективными».
И вроде, с ГЭС «номер не прошел», но дело было сделано. Не сразу, не в один год, но все равно – шла кампания ликвидации…
Понятно, истинная картина «великого переселения» сложная. И пусть будущим краеведам в их благородном деле послужит примером подвижническая деятельность ученого-археолога Ю.Ф.Кирюшина и его помощников, студентов-археологов, ежегодно, с 1978 года, работавших и открывших множество захоронений, которые делают честь и Елунино…
***
Места елунинские стали родными и для Зенковых. В 2007 году исполнится ровно полвека, как Людмила Сергеевна и Владимир Тимофеевич живут в Елунино. Старожилы.
… И когда мама Л.С.Зенковой из цивильной Луги, что у Ленинграда, приехала в Елунино, то возмутилась дикостью, необжитостью и советовала дочери «убираться отсюда поскорее».
 - Ты, кажется, на техника-протезиста в Ленинграде училась? – Спрашивала мать.
Дочь отвечала, что да, четыре года осваивала редкую профессию, которая даже в Павловске не востребована, а только в Барнауле, где она два года, по направлению и отработала – с 1955 по 1957 года.
Конечно, могла бы и продолжать трудится в мастерской на Пушкинской, но полюбила человека, который родом из Малиновки и по окончанию торгово-кооперативного техникума должен был прибыть в Павловский райпотребсоюз.
И вот – его послали в Елунино… Что делать? Надо обживаться теперь здесь.
И вспомнили мать и дочь блокадное время – трудностей в начале сороковых было поболее, чем в конце пятидесятых.
В 1958 году у них родилась дочь. Сейчас Светлана Владимировна в институте усовершенствования учителей в Барнауле работает, а тогда…
… Тогда председательствовал колхозом «Россия» В.А.Панов, а председателем сельпо был В.А.Востров. У него в замах – муж Людмилы Сергеевны. Владимир Тимофеевич Зенков завозил товары из Павловска, Барнаула, шофера были у него сначала Федор Туманов, Александр Гайнуллин.
Грузовик спускался к Оби. Зимой, понятно, по льду, а летом заезжал на паром. Развозили по уменьшавшимся «бесперспективным селам» товары и продукты. Заезжали в Черемно-Подгорное – там, кстати, раньше была почта и заведовала ей Анна Лиханова – мать Раисы Акеньшиной.
А как почту решили поднять, то заведовать – в 1957 году – ею стала Л.С.Зенкова, в домишке. И то же пришлось, как и мужу, помотаться – через Обь и по лугам, в Зыряновки, Тихие…
И на глазах Зенковых, считай, и проходил процесс переселения. Многие перевезли дома – в Елунино.
К началу шестидесятых Елунино изрядно «располнело» и на улицах много новых домов и людей и, понятно, толпы детишек. И тогдашний энергичный председатель колхоза В.Ф.Однодворцев, молодой папаша, решает на полном серьезе детский садик открыть – от хозяйства, набиравшего рост и силу. Общинник, радетель Общего блага.
… И когда слушал собеседницу о том, как тогда она, молодая заведующая, и ее коллеги, воспитывали юных елунинцев (им ныне уже по сорок с гаком), то догадался (в который раз!) об огромной силе русской Общины. И колхоз был – как Община. Трудовая.
Община – Мир, Сотрудничество.
Ну, судите сами: в садике до 45 ребятишек, причем, и грудные были… Да, да, не удивляйтесь! Тогда, знаете, туго с декретными отпусками было. И молодые доярки – поярки без раскачки после родов – включались в общественную работу: раненько – на паром, на луга, а их голосистые чада – в садике, у «вторых мам». Да…
Общество, стало быть, и труд, и воспитание продумало…
Людмила Сергеевна за заведующую, воспитателя, завхоза, а, скажем, Мария Иосифовна Пяткова повариха и проблем с мясом, молоком, овощами не было – потому как колхоз – община помогал садику-общине.
Назовем и остальных работниц садика – Татьяну Евгеньевну Косенову, Анастасию Алексеевну Андрюкову.
И так ухаживали, так следили, что не болели детишки! Еще и потому, что подвергались воздействию особого духовного поля – эгрегора группового. Который генерировался (создавался) добрыми воспитателями и, как невидимый колпак, «висел» в садике, над малышами. Оберегая, защищая их души.
И все это то же – от тогдашнего, общинного, уклада в Елунино. А удивительная, чистая природа, экологически чистые продукты – натуральные? Все работало на здоровье малых елунинцев.
… И на юбилее, те «малые», что сами уже и отцы, и деды, с любовью вспоминали и то время, и всех своих наставников.
Может, не правы были придумщики «великого переселения», но сама жизнь: рост колхоза, села, численности людей, домов, улиц – все эволюционировало, развивалось.
И скажем, к 1976 году, когда мне пришлось делать текущую инвентаризацию Елунино (и улицы, свинофермы внизу, у Оби), то понадобилось, по-моему, дней 10-12, чтобы пройти все эти старые и новые дома на старых и новых улицах. Большим стало Елунино!
Общиножития, по-моему, потом, когда чаще стали приглашать наемные, кавказские бригады строителей, поуменьшаться стало, но никто, похоже, значения этого, духовного, элемента, тогда не знал…
Удивительное дело с русской общиной: чем труднее, беднее, тем эффект от нее больше! И народ дружнее, и жизнь нормальная.
… А лучше начинают жить, глядь, зависть и прочие нехорошие свойства…
А ведь можно было управлять социальными процессами, но, увы, тогда Великое Знание – Живая Этика – не в чести у кремлевских старцев…
В основе нормальной сельской жизни русская общность потому что «путь жизни есть взаимная помощь»,  «зерно труда сохнет без влаги взаимности», «Жизнь общинная – признак сотрудничества и взаимопонимания», «нужно дружелюбие, чтобы отдать свое мастерство на дело общее» (из книги «Община» (Живая Этика)
Как ученый Ю.Кирюшин отдавал свое мастерство на общее дело, как председатель колхоза В.Ф.Однодворцев так же поступал, так же жила и действовала и она. И многие другие.
… Её мастерство выковывалось десять лет, в садике. Ладила со всеми – родителями, детьми, селянами, руководством колхоза и села, а известно (из Живой Этики), что «самое трудное – установление человеческих взаимоотношений». Людмила Сергеевна преодолела эту трудность. И можно сказать, ее «заметила сама елунинская жизнь» – и на выборной должности – заместителя председателя сельского Совета – она проработала несколько сроков, 19 лет.
Менялись председатели: Копырин, Сидоров, Папин, Бессуднов, Поползин, Корыстылев, а в замах у них она, считай, бессменно…
И когда дочь Света стала ходить в 7, 8 классы, когда сын Леша пошел в первый класс, Людмила Сергеевна могла еще больше уделять времени общественным делам. Приходил опыт. Много училась у жителей. Вместе с общинниками – депутатами сельсовета делали самые разные дела. Назовем их – Мария Александровна Баталова, Антонина Кузьмовна Ерошева, Зоя Яковлевна Бессонова, Борис Иванович Коробов, Любовь Владимировна Кадышева.
Вникали во все  споры сельской жизни: в учебу школьников, в чистоту, порядок (рейды проводили, конкурсы по улицам), в общественный порядок: борьба с пьянством, с нарушителями, товарищеские суды и прочее, прочее…
При сельсовете тогда, в ее бытность, активны были санитарные комиссии, уличные комитеты.
И никто не мог упрекнуть Зенковых – старших насчет «несовершенного воспитания собственных детей». Их Света и Леша подавали пример – в учебе, школьной общественной жизни.
И после садика «Колосок» еще одно доброе дело для детей из «обреченных» сел было – школьный интернат, в нем общинной жизнью жило до 70-75 учащихся. К примеру, в 2006 году во всей Елунинской средней школе училось 84 ученика…
А взять такое богоугодное дело, как интернат для одиноких и престарелых, который сельсовет держал на особом контроле и в котором содержалось десять (более) человек.
Давайте пошире посмотрим на вещи.
Сила русской общины – взять под опеку, защиту всех! И здоровых – их обеспечивал колхоз «Россия» – рабочими местами, жильем, социальными гарантиями.
И малых елунинцев – «Колосок», школьный интернат.
И старых – дом-интернат и сам уклад деревенской жизни, не бросавший восьмидесятилетних, немощных…
Но ведь – так уж устроено – если не поддерживать эти (и другие) элементы общественной жизни, то эти елунинские ростки социальности просто завяли бы…
Конечно, не только Л.С.Зенкова содействовала всему этому, но и другие люди. Актив села. То же – своего рода – Община. Из сильных, грамотных и сострадательных к чужим проблемам, бедам, людей.
Теперь мы видим: сельская община и коммуна ( в лучшем понимании этого понятия) – схожи!
И Махатма (Учитель) Ленин это понимал, конечно, по иному, чем Основатель русской духовности (Общины) Преподобный Сергий Радонежский. Но и время уже другим было.
Склоняюсь к мысли: прими Сталин ( и его окружение) в 1926 году Послов Шамбалы Рерихов, а значит, и Учение Живая Этика (про истинный, духовно-культурный коммунизм), дай Агни-Йоге тогда ход – такой же, как Учению Маркса-Ленина, то в СССР утвердился бы строй, много сильнее, чем тот, который мы все знаем.
И, скажем, ядро активистов из Елунина, ознакомившись с Учением Рерихов, вооружившись Им, смогли бы совершить много больше, чем ими сделано (а сделано то же не мало!)
Еще и потому, что елунинцам помогал бы Разумный Космос, с Его вечными Законами, которые бы и познавали общинники из Елунина.
Людмила Сергеевна с теплом вспоминает большие русские семьи –общины, которым она, советский работник, помогала.
«У Евдокии Ивановны Лихановой двенадцать (!) деток росло - … седьмая часть нынешней Елунинской школы…
Многодетными семьями были Ломаевы, Моргуновы, другие.
… Помню, как секретарь парткома колхоза «Россия» С.В.Волкова предлагала мне, корреспонденту, на выбор две семьи: там где один ребенок («там чистенько, культурно») и там, где «семеро по лавкам» («дружно, простовато и не очень чисто»).
Выбрал – «по лавкам».
И до сих пор не забуду ту атмосферу…
Не могу спокойно говорить и сейчас – потому, что сегодня, увы, нет истинно древнего, русского духа – потому, как почти нет больших семей…
Означает ли это, что нет будущего у России?
Вопрос очень не простой.
***
Не  идеализирую труд и жизнь в Елунино в 70-80-е годы. Много раз бывал и писал в «Новой Жизни» разных материалов. Но поверхностно смотрел на явления – но ведь и должность райгазетчика не очень благодарная, скажу вам! Торопись поскорее 300 строк (в номер) выдать! Где уж тут подумать о глубинных причинах…
Л.С. Зенкова просит отметить тех, кто на ниве сельской культуры трудился. Деятельными общинниками были депутат, библиотекарь Роза Георгиевна Чернова. Она, оказывается, первой начала составлять «Летопись села». Был хор в Елунино, а музицировали местный баянист Вячеслав Михайлович Тамбовцев и павловец Анатолий Тимченко. Сколько концертов дадено! И сколько интересных художественных фильмов показано было киномехаником Павлиной Андрюковой в старом клубе, который сгорел…
Помните о таком «общем деле», как закуп излишков молока у населения? Вели его в Елунино, конечно, сельсовет и сборщики – М.П.Андрюков, Путинцев, Тамбовцева.
Если подумать, можно и иные вспомнить «общие дела» ради Общего блага. И в деятельности колхоза, и  в деятельности Совета, где ведущую скрипку вела, как мне думается, Людмила Сергеевна, разумеется, вместе с остальными.


Рецензии