Поезжайте на Алтай

К 70-летию Л.Р.Цесюлевича

Заслуженный художник России Леопольд Романович Цесюлевич родился в Риге 22 августа 1937 года. Учился в Латвийской академии художеств (1955-1961). В 1957 году встречался с Юрием Николаевичем Рерихом в Москве, перед открытием выставки работ Н.К.Рериха. Ю.Н.Рерих посоветовал молодым художникам – И.Р.Рудзите и Л.Р.Цесюлевичу жить и работать на Алтае.
Среди основных работ Леопольда Романовича немало об Алтае. В музее им.Н.К.Рериха в Нью-Йорке находится картина «Николай Рерих на Алтае» (1982 г.) В 1984 году написана «Страж Белухи. Профессор АГУ, доктор географических наук В.С.Ревякин». Назовем и такие работы, как «Встреча в пустыне», «В золотых горах», «Царица Алтая», «Небесные миры», «Снега России», «Белая родина Шукшина».
Персональные выставки Л.Р.Цесюлевича проходили в Барнауле в 1974, 1984, 1996, в 2002-2003 годах.
Рериховскую тему художник выражал во многих своих статьях, начиная с 1967 года: «Рерих и Алтай» (1967). «Рерихи на Алтае» (1974.), «Крестьяне Алтая о Николае Рерихе» (1974), «Дороги Рериха по Алтаю», «Рерих. Космос. Алтай» (журнал «Художник», 1989) и ряд других публикаций.
Человек и его духовный мир – тема, волновавшая художника всегда.
… Здесь не обозначенным оказались другие его направления художника, искусствоведа и популяризатора культуры, искусства – их немало.
В 2007 году Алтайскому краю исполняется 70 лет. Интересно, что и Л.Р.Цесюлевичу столько же… Художник полюбил Алтай и стремился показать его космическое значение, как и Н.К.Рерих. Ниже приводятся суждения Леопольда Романовича об Алтае и о Н.К.Рерихе.
«… Алтай полюбился Н.К.Рериху настолько, что свои планы возвращения на Родину после многолетней экспедиции он связывал с конкретными планами поселиться на Алтае. «Сибирь – страна великого будущего и Алтай – живое воплощение ее красоты», - говорил Рерих.
«Мы идем к истокам мудрости, это значит – к Востоку, это значит – к Алтаю», - так излагала взгляды Рериха З.Г.Фосдик, долголетний и близкий его сотрудник».
… В картине «Чинтамани» Рерих навеки запечатлел облик Зинаиды Григорьевны… (А.С.)
«Алтаю, предполагаемому будущему месту своей деятельности, Н.Рерих посвятил ряд полотен: «Святогор» (1938), с былинным богатырем на фоне Белухи, «Земля славянская» (30-е годы), где из проема арки колокольни со звонарем открывается панорама гор, река серебряная и трехглавая Корона Белухи, «Звенигород» (30-е годы), .. Они относимы и к другим темам и другим географическим местам, но нечто щемящее и знакомое и родное связывает их с краем, как говорил художник, «Глубокого прошлого и великого будущего» – Алтаем. Звенигородом предложил назвать Н.Рерих город культуры в долине между Уймоном и Катандой на Алтае.»

Цвет и мысль Рериха

Леопольд Романович, говоря о необычности подхода Н.К.Рериха к цвету, отмечает, что «после масляной живописи раннего периода и последующего использования темперных красок разных фирм, Н.К.Рерих, начиная с 20-х годов сам переходит на изготовление темперных красок, перетирая пигменты на эфирных маслах. Достигалась большая яркость, звучность, одновременно бархатистость цвета. Такой палитры еще не было у художников».
Космические краски Рериха… Летчики-космонавты Юрий Гагарин в 1961 году и Виталий Севастьянов в 1970, глядя через иллюминаторы, зрели восходы, закаты по-иному, чем земляне.
«Как на полотнах Николая Рериха «звучат» цвета, - отмечал Гагарин. «Рерих в натуре» – мнение Севастьянова.
Если это так, то и созерцающие удивительные, «космические» картины подымаются (своим духом) в необъятные дали Вселенной…
Тогда кто же художник, подымающий нашу душу?
Л.Р.Цесюлевич пишет на этот счет так.
«Облик художника, серьезный, углубленный взгляд, спокойствие. Сознание космичности жизни, космического гражданства, вечности и беспредельности мироздания в постоянной изменчивости развития. Величие существующего, спокойствие и ответственность. Лучшее, что может отдать народу художник – самого себя. Каждый творец, по сути, пишет всю жизнь только одну тему – жизнь в его восприятии».
Но все таки… Есть физический космос и космос Тонкого Мира, космос Огненного Мира.
Рерих – мастер Гор. Цвета в горах Гималаев, Тибета, Алтая звучат то же космично – как, видимо, на высотах, на которых летают пилотируемые корабли (200-300 километров). И этот, надземный красочный мир, похоже, много ближе по достоверности к миру Духа и Души – к тонким Мирам Вселенной.
И чтобы подготовить нас, людей, к последующей сознательной жизни в Тонком Мире, Рерих и создавал тысячи своих «горно-космических» полотен. Ведь глядя на них, что-то же с нами делается! Это все замечают. Преображается вся наша сущность.
Многие картины Н.К.Рериха проецируют взгляд с высокой точки пространства и, как пишет Л.Р.Цесюлевич, «поверх пыли и плотных слоев атмосферы. Краски отсюда омыты», звучны, лишены приземляющей тяжести… Горы, любимые им горы, давали возможность подняться и занять эту высокую точку отсчета перспективы, цвета, тона, мысли».
Мы из Учения Живой Этики знаем, что в Тонком Мире «все совершается мыслью». Впрочем, здесь, на Земле, лучшее то же делается через мысль. Это понятно. Тогда понятен еще один вывод: идеограммы – картины Рериха не только устремляют нас в горы, космос, Тонкий Мир, Мир Огня, но, если мы начинаем их осознавать, они, картины мастера Гор, улучшают нашу способность мыслить.
Это многие отмечают. А иные берут на вооружение все великое рериховское наследие…

От людей зависит…

Кажущая отделенность сознания людей от космического сознания исправима.
Желание людей понять Высший Разум, его законы могут преобразить так, что человек преображенный станет самым естественным образом воспринимать себя частью Космоса. Станет принимать мысли от Учителей человечества как задание воплощать их в своей жизни.
Сознание есть вещество пространства, мысль – живое огненное существо. Мысль есть зерно духа и действия.
Братья человечества из Будущего протягивают свою помощь. Для мысли, распространяющейся много быстрее, нежели скорость света, временных и прочих преград нет. Загвоздка, причина невосприятия спасительных мыслей – в людях. И главная причина – в нераскрытости человеческих сердец.
Люди органически «впаяны» в Высший Мир через дух, мысль, сознание. Но от человечества зависит многое…
Дух Святый не проникнет в сердца, души, наполненные эгоизмом, погруженностью в материальное, чувственное, злобное.
Величайшее заблуждение правителей СССР: укреплять в целом справедливый, общинный строй хотели своими усилиями. Без помощи Высшего Разума, который, благословляя Россию на особый путь (в 1917 году), предложил Новой стране и особую помощь, в 1926 году. Вожди тогдашние помощь отвергли.
Эволюцию остановить невозможно. Нынешние трудности землян, катастрофы на планете – и от невосприятия людьми тонких спасительных энергий.
Шамбала проливает свой свет на людей, в своем большинстве люди спят.
Учение на задворках пылится. Обывателя прельщают зрелищами, уводя сознание в наркоту псевдожизни, в иллюзию, майю.


Рецензии