84. Воспитанник интерната

 ...Я вошел в обширный, знакомый мне, двор-уже не зимний,как в прошлый раз,а двор уже летний. Во дворе все,что могло зеленело: кусты малины возле заборов,черемухи стоявшие во дворе. Грузовик без заднего моста, как стоял во дворе,так он до сих пор и стоял на своем месте,только вокруг него теперь уже лежал не снег,как в прошлый раз зимой,а росли полынь и чертополох. Я прошел к черемухе,под которой стоял столик для игры в домино и карты. Подошел к знакомому мне крыльцу. Входная дверь в дом была открыта. В дверном проеме висело полотно белой марли,чтобы в дом не залетали с улицы мухи. Вокруг было тихо,и людей ни где видно не было. Я поднялся на крыльцо. Заглянул,отклонив марлю рукой,внутрь дома. Позвал:

 -Есть кто-нибудь в доме?

 Никто мне не отозвался. Тогда я позвал еще раз. И только тогда ко мне вышла мать девочки. Я поздоровался с ней.

 -А,это вы,-сказала,одетая по-домашнему,женщина.-Давно вас у нас не было. Забыли,наверное,дорогу к нам? Дочка о вас часто вспоминала. Спрашивала о вас. Скучала даже.

 -Я был сильно занят,-сказал я женщине.-Я пришел поздравить вашу девочку с днем рождения и выздоровлением.

 -Ее сейчас нет дома: она готовится к концерту на площади. ...Но,помниться,вы уже как-то приходили с поздравлением ее с днем рождения и выздоровлением. Она дано уже прибывает в полном здравии. ...А цветы эти у вас для нее, что ли?

 -Возьмите. Поставьте их,пожалуйста,в воду.

 -Может, вы в дом зайдете? Посидите. Скоро муж мой придет. Поговорите с ним о чем-нибудь?

 -Нет. Я,наверное,лучше пойду проведаю ваших соседей-родственников Нади Семеновой. Помните еще такую? Ну,ту,которая умерла год назад? Или,может,два года назад? Помните?

 -Что-то припоминается...Как бежит время! Уже мало что о ней помнится...Забылось все.

 Я отошел от нее.

 Дом,в котором когда-то жила Надя Семенова,стоял на своем месте. Я прошел к нему. Хозяева дома были у себя. Я напомнил им,что я бывший одноклассник Нади,воспитанник интерната,как и она. Женщина-как я помнил,сестра Нади -и ее муж сказали мне,что они меня хорошо помнят. Они пили в это время свое домашнее вино,и пригласили меня за свой стол,выпить с ними.

 -Это вино-вашего домашнего приготовления?-спросил я у них.-Но я же слышал,что вы этим своим вином, как-то раз сильно отравились? Даже,сказали,в больнице побывали?

 -Было такое. Настояли вино из слив с косточками. А с косточками,оказывается,нельзя вино настаивать. Теперь мы в этом деле стали учеными: косточки из слив мы теперь тщательно выбираем. ...Видели,какой у нас за домом стоит сад? ...Так налить вам нашего домашнего вина на пробу? Попробуйте. Увидите,какое оно ароматное,сладкое,терпкое,выдержанное. С прошлого урожая настаивалось.

 Удружил я гостеприимным хозяевам: выпил с ними их домашнего вина. Понравилось.

 -Точно,как мускат,-сказал я.

 -Какой там еще мускат?-спросили меня.

 -Ну,не мускат,так рислинг-это точно,-сказал я.-Ну,если уж это не рислинг,то плодово-ягодное,это уж точно.

 -Так,оно и есть плодово-ягодное,-сказала мне женщина.-Из нашего сада настойка. Из нашего погреба. Бражка,приготовленная по моему рецепту.

 -Так давайте еще выпьем,-сказал я.

 И мы еще выпили. Я расхорохорился.

 -Давайте помянем вашу Надю-мою одноклассницу,-предложил я.-Воспитанницу нашего с ней интерната!

 Выпили. Помянули Надю Семенову.

 -Царя у нее в голове не было,-сказал,сидевший со мной за столом,мужчина.-Прожила,как лужу перешла.

 -Не лужу перешла,а-поле,-поправила его женщина.-Говорят: прожить жизнь,-это тебе не поле перейти,а не лужу.

 -Перейти поле-тоже надо уметь,-сказал мужчина.-А то как раз в нору какую-нибудь угодишь.

 -Да,какие в поле могут быть норы?-сказала женщина.-Суслики там их роют,что ли?

 -Норы бывают кротовые,-сказал мужчина.

 -Ну,не в поле же!

 -А,где тогда?

 -Не знаю где,но только не в поле! В полях тракторы работают,комбайны. Кроты в таких условиях жить не будут. А,если они там жить не будут,то откуда тогда там возьмутся кротовые норы?

 -А хорошо сейчас в полях,на лугах,в степи,-сказал я.-Все там звенит. Всякие жуки и бабочки летают. Жаворонки поют. Перепела шныряют. Сейчас бы куда-нибудь за реку,в степь...

 Мы еще выпили.

 -Давайте,выйдем на крыльцо,посидим на улице,-сказала женщина.-Дома стало душно. А на крыльце ветерок обдувает.

 Мы поднялись из-за стола и вышли на крыльцо. Сели на ступеньках широкого крыльца. Продолжили разговор о Наде.

 -Были бы у нее муж и дети,она бы так рано не умерла. Да и жизнь у нее была бы другой,-сказал я.

 -Да. Пила бы меньше,-сказал мужчина.-За порядком бы в доме следила.

 -Да.От нее в доме никогда никакого порядка не было,-сказала женщина.-Пьяниц каких-то домой водила. Помню,как она и вас домой привела.

 -Это я ее тогда домой притащил пьяную с поминок Юрки Козловского. Я это еще хорошо помню.

 -Нет,не так!-сказала женщина.-Я хорошо запомнила,как вы ее тогда  чуть было из гроба не вытащили. Но я вам не дала это сделать.

 -Не помню такого. Зачем мне надо было ее из гроба тащить? Не могло такого быть. Она мне всегда была безразлична. Она меня всегда в интернате дразнила и обзывала. Да и у меня есть другая женщина,которая мне очень нравится. В интернате нравилась и до сих пор нравится. Говорят,она сейчас в доме-интернате для престарелых и инвалидов живет. Ее туда сдали. Такая вот ей досталась участь.

 -А на кладбище,что-веселее?-казал мужчина.-Пойдемте в дом,еще выпьем.

 -Сиди уж,-сказала женщина.-Я вам сюда вынесу.

 Женщина вошла в дом. Мы ее ждали,но не дождались. Тогда мужчина пошел посмотреть,что она в доме делает. Ушел и тоже пропал. Не дождавшись их,я поднялся на ноги и пошел от их дому к выхода из двора с намерением отправиться к себе домой. Я прошел мимо дома,в котором жила девочка обучающаяся игре на фортепьяно,подошел к выходу из двора, вышел на городскую улицу,и тут я остановился,ориентируясь,в какую сторону мне лучше идти. С ориентировался,и пошел по улице,свернув на право.

 Какая-то девушка стояла впереди на тротуаре и какого-то,наверное,поджидала. Чтобы с ней не встретиться,я перешел на другую сторону улицы и пошел дальше,держа направление в сторону своего дома.

 Тогда в небе уже стояла желтизна летнего вечера. Какая-то птица парила над домами вечернего города.

 Вот наконец я подошел к своему дому. Мой сосед стоял возле нашего дома и смотрел в небо.

 -Посмотрите вон на ту птицу в небе,-сказал он мне.-Вольно ей там. А мы тут прикованы к своему дому,и пути нам от него никуда нет.

 -А вам куда надо?-спросил я соседа.- За границу? Для меня так,путь домой-самый лучший путь. Другого пути мне не надо.

 -Да,вы человек своеобразный,-сказал сосед.-Вам от жизни мало чего надо. Но большинству из живущих на земле людей надо от жизни  все,что только от нее  можно взять.

 Сосед присмотрелся ко мне.

 -Вы как будто сегодня немного  выпили?-спросил он меня,и снова стал смотреть в небо.-Интересно,где там может находиться рай?-сказал он,ни к кому не обращаясь.-А ведь он там есть. Должен быть...

 

 


Рецензии