Любые показания нужно перепроверять

В июне 1982 году сдавали экзамен по курсу «Уголовное право». Профессор Широков Владимир Алексеевич рекомендовал, чтобы по возможности ответы иллюстрировали практическими примерами. Один из моих вопросов касался принципов разграничения грабежа и разбоя. Сам по себе вопрос не сложный. Сижу и думаю, чем бы проиллюстрировать?
Окна аудитории выходят на Амурский бульвар, в сторону кинотеатра «Дружба».
Да, здесь зимой развернулся один сюжет, которым можно проиллюстрировать, как разграничить грабеж от разбоя. Так я и начал.
- Зимой здесь протоптана дорожка от трамвайной остановки в сторону улицы Дикопольцева. Однажды вечером примерно в 22-00 по тропе от трамвайной остановки шла женщина. За нею два молодых человека. Прохожих по позднему времени не было.
Когда пересекли Амурский бульвар, молодые люди ускорили шаг. Один из них накинул женщине на шею металлическую цепочку, слегка придушил ее  и оба стали снимать с нее кольца, серьги, цепочки, обыскали карманы и сумку, забрали все деньги. Потом сняли норковую шубу и скрылись в сторону Дворца профсоюзов.
Тут Владимир Алексеевич остановил меня, сказав, что так ты можешь до бесконечности рассказывать, задал несколько вопросов, поставил в зачетку «отлично» и отпустил.
Ну, а сейчас, поскольку профессора рядом нет, можно эту историю рассказать до конца.
Женщина эта, назовем ее Анна  Павловна, была крайне потрясена происшедшим. Обратиться не к кому. На улице без шубы холодно. Добежала до дома, рассказала мужу и поехали в милицию.
Я дежурил. Вызвал дежурного кинолога с собакой. Приехали на место. Естественно, никакой информации не получили. Просто зафиксировали, где все произошло. Собаке тоже не за что зацепиться. Уголовное дело возбуждено и наряду с другими положено в сейф до лучших времен.
Примерно через неделю Анна Павловна одного из этих грабителей встретила в ювелирном магазине «Янтарь» на  улице Ленина, 33, где он сдавал золотой перстень.
Она  быстро сориентировалась, вызвала милицию, благо до Центрального РОВД 300 метров через Уссурийский бульвар.
Злодея задержали и доставили в дежурную часть.
Я допросил потерпевшую. Она рассказала, что совершенно случайно встретила этого человека на улице Ленина, когда он заходил в «Янтарь»,  зашла с ним туда, услышала, что он хочет сдать золотой перстень, попросила одну из продавщиц подольше задержать его, а сама стала из кабинета заведующей звонить в дежурную часть.
- Вы совершенно уверены, что это именно тот человек, что вас ограбил на прошлой неделе?
- Конечно. Они со мною в трамвае ехали. Я еще там на них обратила внимание. А потом, когда они мне цепочку на шею набросили и стали грабить, он же совсем рядом был. Я даже запах его запомнила.
Надо сказать, что последнее ее утверждение насчет запаха меня сильно насторожило.
Привели задержанного и принесли перстень, который он сдавал в ювелирный магазин.
Познакомились. Малахов Сергей, 23 года, со слов, не судим. Живет в селе Сита. Сделал запрос на судимость и стали разговаривать.
- Я не представляю, за что меня задержали в ювелирном магазине. Там я хотел сдать перстень, который мне передал для этого сожитель моей сестры. Они оба, сестра и ее сожитель в Сите и могут подтвердить. Женщину, которая, как я понял, обвиняет меня в ее ограблении, вижу первый раз. В тот день, когда ее ограбили, я был в Хабаровске, но во второй половине дня поездом уехал в Белогорск и неделю был у родственников.
Провел очную ставку. Каждый на своих позициях.
Малахов утверждает, что видит ее первый раз, а во время ее ограбления он на поезде был уже где-то между Биробиджаном и Белогорском. Анна Павловна же утверждает, что хорошо его запомнила и, когда увидела сегодня возле «Янтаря», сразу поняла, что это и есть тот грабитель. Вообще она с момента ограбления постоянно ходит по городу в надежде найти грабителей. И вот сегодня повезло.
И что при таких обстоятельствах прикажете делать?
До Ситы расстояние 75 километров. На утро заказал машину. Но зима же… Метель поднялась. За два с половиной часа добрались.
Сожитель сестры подтвердил, что дал Малахову перстень, чтобы тот сдал его в скупку, а сестра показала, что в то день, когда было ограбление на Амурском бульваре, брат уезжал в Хабаровск, чтобы дальше съездить в Белогорск к родственникам. В Хабаровске он должен был еще заехать к их тетке. Взял я адрес тетки и в Хабаровск.
Перед этим дозвонился до Люстерника и попросил обеспечить участкового, который был бы готов к моему возвращению последним поездом выехать в Белогорск.
Тетка подтвердила, что в тот день Сергей  к ней заезжал. Побыл недолго и поехал на вокзал. По его словам, на поезд до Белогорска.
Это сейчас все билеты на поезда, на междугородние автобусы учитываются, а раньше это можно было проверить только при продаже билетов на самолет.
Картина получается такая: если Малахов не уехал в тот день в Белогорск, значит он мог теоретически ограбить Анну Павловну, как она утверждает.
Участковый Замковой с билетом до Белогорска меня уже ждет.
- Николай Петрович, приедешь по этому адресу. Меня интересует только один вопрос: когда Малахов Сергей к ним в тот день  приехал и когда уехал. Результат сразу сообщи мне. Завтра трое суток задержания заканчиваются.
Разобрались. Малахов  действительно в день ограбления уехал поездом из Хабаровска, так что ограбить Анну Павловну не мог. По моему мнению, это событие повлияло на ее психику. Отсюда и все последующие события.
Но я же не могу просто так Малахова отпустить, чтобы какое-то напутствие не дать: « - Не будешь следующий раз чужие перстни в скупку сдавать».
Настоящих грабителей мы вскоре нашли. Попалась как-то нам интересная группа: двое парней и три девки. Снимали квартиру на Красной речке и периодически делали налеты в центр города, грабили и воровали.
С одной из дам разговариваю. Вдруг что-то знакомое. Стал более подробно с нею прокачивать эту ситуацию. Да, этот грабеж…
При обысках кое-какие вещи Анны Павловны нашли: кольцо, кошелек, перчатки, что не растранжирили.
 Внешне ни один из них, кстати, не был похож на Малахова. Ну, а по запаху…  Это уже не ко мне.


Рецензии