О смерти и страхе перед ней, ч. 1

Некто Д.
10/08/ХХХХ
Запись четвертая.

Некоторые авторы (в особенности, стоики; т.е. Зенон и его последователи) указывают на самовольный выпуск духа из физической плоти, как метод получения истинной свободы, независящей от земных обстоятельств. Речь идёт о том, что всё, чего нельзя стерпеть даже самому терпеливому человеку, всегда можно прервать, прервав свою жизнь, поскольку всё прекрасное и ужасное происходит исключительно в ней. Однако, большинство стоиков, выражающих высшую свободу самоубийством, всё же прожили достаточно долгую жизнь, создали множество трудов, а не покончили с собой при первой же возможности. Лично мне думается, что всему виной следующая разница: абсолютная власть над собой и безразмерная свобода – понятия совершенно разные.

Всё это, впрочем, просто ещё одна всплывшая мысль, которая не отражает нашей основной темы и касается её лишь частично. Сказать я хотел совершенно иное, если точнее – смерти боятся абсолютно все, и на то существует некоторый ряд причин, который я попытаюсь понять и рассмотреть сперва для себя, затем – для других.

По сути всё, что я знаю о смерти на данный момент, это только один факт – я стал чаще с нею сталкиваться. На отрезке первых пяти лет я столкнулся с ней лишь единожды, следующих – трижды, ещё пять ознаменовались пятикратным столкновением, одно из которых оказалось очень и очень значимым, и следующие пять, что ещё не успели завершиться, уже столкнули меня с ней около десяти раз, пусть и не столь лично и непосредственно, как в предыдущие разы. Разумеется, пропорциональное количество смертей по всему миру на определенный отрезок времени, возьмём те же пять лет, мало изменятся по факту, но бояться чего-либо из-за фактов – что-то из области сай-фая, как по мне. Лично я боюсь из-за собственного восприятия. Если я встречу в лесу медведя, мне неизвестно, нападёт ли он на меня, но я буду его бояться, потому что воспринимаю его как явную угрозу. Это довольно логично, думаю, что такой подход не требует лишних объяснений и пояснений. Подсознательным выводом, как я считаю, из такого восприятия служит убеждение себя в том, что количество смертей вокруг так или иначе увеличивается, а следовательно может задеть и меня, и тех, кто мне дорог. Лишь иллюзорно то распространенное убеждение, что чем чаще сталкиваешься со смертью, тем менее будешь её бояться, да и вообще к ней привыкнешь – отнюдь. Постоянные и непосредственные с нею столкновения лишь укажут на её реальность и близость. Два примера: обычный человек, допустим, офисный работник, видит смерть лишь некоторое количество раз, в то время как большая часть его жизни с нею не сталкивается и существует независимо от смерти, а потому последняя для него остаётся чем-то необычным, чем-то из ряда вон выходящим и, быть может, не столь реальным, как на самом деле. Иной же, допустим, врач или солдат в горячей точке – то есть человек, что постоянно видит старуху с косой – постоянно с нею контактирует и относится к ней куда как серьёзнее, нежели взятый нами в пример офисный работник, этот человек ощущает её реальность в полной мере, видит её постоянно. Но кто из них будет в действительности бояться смерти? Оба. Совершенно другой вопрос о степени этого страха, вызываемого потерей сознания раз и навсегда. Степень страха будет зависеть исключительно от характера, от силы духа. «Страх возникает как следствие слабости духа.» - Спиноза. Верно, чем слабее дух – тем больше страх, но его присутствие в определенной мере – черта присущая всем высшим позвоночным.

Прежде чем понять, чего именно человек страшится в смерти, нужно разобрать её на две составляющие, которые несомненно отделены друг от друга даже в естественной природе.


Рецензии