Анализ песни А. П. Сумарокова В роще девки гуляли
Калина ли моя, малина ли моя!
И весну прославляли.
Калина ли моя, малина ли моя!
Девку горесть морила,
Калина ли моя, малина ли моя!
Девка тут говорила:
Калина ли моя, малина ли моя!
«Я лишилася друга.
Калина ли моя, малина ли моя!
Вянь, трава чиста луга,
Калина ли моя, малина ли моя!
Не всходи, месяц ясный,
Калина ли моя, малина ли моя!
Не свети ты, день красный,
Калина ли моя, малина ли моя!
Не плещите вы, воды!
Калина ли моя, малина ли моя!
Не пойду в короводы,
Калина ли моя, малина ли моя!
Не нарву я цветочков,
Калина ли моя, малина ли моя!
Не сплету я веночков.
Калина ли моя, малина ли моя!
Я веселья не знаю,
Калина ли моя, малина ли моя!
Друг, тебя вспоминаю
Калина ли моя, малина ли моя!
Я и денно и ночно.
Калина ли моя, малина ли моя!
В день и в ночь сердцу тошно.
Я любила сердечно
Калина ли моя, малина ли моя!
И любить буду вечно.
Калина ли моя, малина ли моя!
Сыщешь ты дорогую,
Калина ли моя, малина ли моя!
Отлучився — другую
Калина ли моя, малина ли моя!
Сыщешь милу, прекрасну
Калина ли моя, малина ли моя!
И забудешь несчастну.
Калина ли моя, малина ли моя!
Та прекраснее будет,
Калина ли моя, малина ли моя!
Да тебя позабудет.
Калина ли моя, малина ли моя!
Ах, а я не забуду,
Калина ли моя, малина ли моя!
Сколько жить я ни буду.
Калина ли моя, малина ли моя!
Не пойдут быстры реки
Калина ли моя, малина ли моя!
Ко источнику ввеки.
Калина ли моя, малина ли моя!
Так и мне неудобно
Калина ли моя, малина ли моя!
Быть неверной подобно».
Песня — лирический жанр, в котором можно выделить несколько тематических циклов: песни антикрепостнического содержания, любовные песни, бытовые песни, солдатские песни, разбойничьи песни. Песню А.П.Сумарокова «В роще девки гуляли» можно отнести к любовной лирике. Лирическая героиня грустит по поводу расставания с возлюбленным, клянется ему в вечной любви и верности.
Перед нами стилизация народного лирического творчества. От фольклора здесь рефрен «Калина ли моя! Малина ли моя!» (Самая важная черта жанра песни. Припев взят из русской народной песни:
Ах как по лугу, лугу, по зеленому лугу,
Калина ли моя, малина ли моя,
Как шли, прошли две родны сестры,
Что большая та меньшую уговаривала... ) и ритмико – синтаксический параллелизм:
Не всходи, месяц ясный,
Не свети ты, день красный,
Не плещите вы, воды!
Не пойду в короводы,
Не нарву я цветочков,
Не сплету я веночков.
Также мы можем найти постоянные эпитеты «месяц ясный», «чистый луг», «день красный», «быстры реки», деминутивы «цветочков», «веночков», «аллюзию на русские праздники и обряды : «В роще девки гуляли…// И весну прославляли», «Не пойду в короводы», «Не сплету я веночков», прием антропоморфизации (очеловечивание природы):
Вянь, трава чиста луга,
Не всходи, месяц ясный,
Не свети ты, день красный,
Не плещите вы, воды!
В трактате А.П.Сумарокова дается такая характеристика жанру песни:
Слог песен должен быть приятен, прост и ясен,
Витийств не надобно, он сам собой прекрасен,
Чтоб ум в нем был сокрыт и говорила страсть,
Не он над ним большой – имеет сердце страсть.
Язык песни очень простой, огромный монолог лирической героини передает ее чувства.
Всего им было написано свыше 150 песен. Чувства, выраженные в них, чрезвычайно разнообразны, но чаще всего передают страдания, муки любви. Здесь и горечь неразделенной страсти, и ревность, и тоска, вызванная разлукой и расставанием с любимым человеком. Любовная лирика Сумарокова полностью освобождена от всякого рода реалий. Мы не знаем ни имени героев, ни их общественного положения, ни места, где они живут, ни причин, вызвавших их расставание. Чувства, отрешенные от быта и социальных отношений героев, выражают общечеловеческие переживания. В этом одна из черт «классицистичности» поэзии Сумарокова.
Свидетельство о публикации №216081000614