Певица, очаровавшая бакинцев на постройку оперного
Певица, очаровавшая бакинцев на постройку оперного театра.
Всем известна легенда главного знатока бакинской жизни Манафа Сулейманова о приезде «в 1910-м году в Баку с гастролями известной певицы, красота которой и бесподобный голос очаровали местную публику…Певица давала концерты в деревянном цирке бр. Никитиных… А один из старших братьев миллионеров Маиловых влюбился в певицу без памяти, … осыпал золотом и драгоценностями и надеялся, что она еще раз обрадует бакинцев своим приездом. Но певица была огорчена тем, что в таком богатом городе, нет оперного театра и выразила сомнение в очередном приезде. И тогда он пообещал построить за год новый оперный театр и пригласил ее приехать».
Современные знатоки истории из «их Баку» , безусловно, могли бы найти в легенде Манафова «ошибки, искажения, неточности», но от этого количество читателей его книги »Дни минувшие…» и интерес к ней не уменьшится. Главное – он дал информацию и создал интригу: приезжала ли эта «известная» певица в Баку и кто эта женщина, которая своим очарованием подвигла жителей города на такой красивый поступок-постройку оперного театра. ...
Предпринимались попытки назвать ее имя. Так, Най Светланин( псевдоним ) считает, что это была Наталья Степановна Плуговская (в замужестве -Южина, сценический псевдоним –Ермоленко).Эта оперная певица действительно была на гастролях в Баку, но в 1905 году. Другие совершено безосновательно считают, что это была известная певица - Антонина Васильевна Нежданова. В 1910 году давала концерты известная уже давно бакинцам Мария Ивановна Долина и принималась публикой без восторга.
Мы предлагаем свою версию этому знаменательному событию в г.Баку.
В 1909 году бакинские любители музыки с нетерпением ожидали открытия оперного сезона. Спрос на музыку в Баку, несмотря на различные неприятности, не изменялся. Но не везло городу по части оперы: серьезной, настоящей и, самое главное, постоянной не было. Бывали лучшие единичные артистические силы, но сильной труппы, способной на художественную постановку опер, не было. Так, случайно появятся, случайно поставят… И вдруг - целый сезон в заново отремонтированном и вновь отделанном огромном помещении каменного Театра- Цирка - Оперы Бр. Никитиных. Теперь он красиво убран и имеет уютный вид, перед авансценой устроена вторая дверь, улучшено помещение. Во избежание пожара все керосиновые лампы убрали и заменили освещение - на электрическое.
Уже в январе бакинские газеты пестрели сообщениями о том, что со второй недели Великого поста (во время первой недели зрелища и концерты в России в те времена не разрешались) начнутся гастрольные оперные спектакли. Согласно анонсам, неутомимый антрепренер Павел Михайлович Зурабов в этот раз составил такую превосходную «итальянскую« оперную труппу, какой едва ли могут похвастаться более значительные города, имеющие постоянную оперную сцену, не только на Кавказе, но и в России.
Газеты писали: «Бакинцам предстоит редкое эстетическое удовольствие, так как такого состава оперной труппы Баку еще не видел». Среди них была оперная примадонна Н.Т.Ван-Брандт и знаменитый певец, тенор Императорской Санкт-Петербургской оперы господин Николай Николаевич Фигнер.
В ее составе также были артисты Императорских театров: сопрано -Софья Ивановна Друзякина (ур. София-Маргарита Менцер), Александр Иванович Давыдов, Николай Аркадьевич Большаков, Василий Сергеевич Севастьянов, Иоким Викторович Тартаков; артисты Тифлисской казенной оперы: г-жи Лидия Александровна Викшемская (драм.сопрано), Ард (меццо-сопрано), Надежда Александровна Эйхенвальд- Донская, Добржанская и господа Томский (баритон) и Улуханов (бас); артисты Киевской оперы: Я.Чайлинская, Михаил Васильевич Бочаров (баритон) и Платон Иванович Цесевич (бас); артисты Ган, Феррари, Парецкая, Розанов, Карелин, Свободин, Гаврилов и Г. Д. Хлюстин .
Труппа имела хор из 38 человек, руководимый хормейстером (и одновременно директором) г.А.Б. Гинзбургом. Оркестр из 37 человек по составу инстру¬ментов был предельно полным. Главным дирижером был известный русский дирижер Антон Александрович Эйхенвальд. Концертмейстер - г-жа Каренина.
Балет из восьми человек под руководство Новаковского был высококвалифицированным, примой- балериной являлась талантливая г-жа Соболева. Новые костюмы были роскошны. Декорации В.М. Мавроди очень красивы. Парикмахером был Арури. Главным режиссером - А. Д. Бельский.
Большой инте¬рес представлял репертуар, включавший 28 опер :«Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, »Гугеноты», »Пророк» и »Африканка» Дж. Мейербера, »Аида» , »Риголетто», «Травиата» и »Отелло» Дж. Верди, »Кармен» Ж.Бизе, «Паяцы» Р.Леонкавалло, »Сельская честь» П.Масканьи, »Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, »Лакме» Л. Делиба, »Борис Годунов» М. Мусоргского,»Русалка» А. Даргомыжского, »Севильский цирюльник» Дж. Россини и , между прочим, оперетка »Ночь Любви» В.П.Валентинова. Имели привлекательность и оперные новинки, которые впервые были представлены в городе: «Пиковая дама» Чайковского, «Демон»А.Рубинштейна , «Гамлет» А.Тома, »Заза» Р. Леонкавалло, «Таис» Ж.Массне и »Нерон» А.Рубинштейна.
Билеты на первые три спектакля («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Травиата» ) начали продавать 1 февраля. Опера, с точки зрения экономической выгоды, во все времена была жанром убыточным. Но в Баку билеты так бойко расхватывались, что с 3 февраля музыкальный магазин А.Ииндржишека продавал абонементы на 10 и более спектаклей.
Оперные спектакли начались в день открытия зимнего сезона- 16 февраля. Опера ежедневно делала полные сборы, и спектакли шли в переполненном зале. Бакинцы очень тепло принимали выступление всех артистов. Особое отношение было к Фигнеру. В 1893 году в свой первый приезд он имел такой успех, что эмоциональные бакинцы несли его на руках к подъезду железнодорожной станции. Гастроли его в 1902 году были менее шумными. В 1909 году посчитали, что голос у него уже не тот, что раньше и поэтому никто стульев уже не ломал… Но в знаках одобрения недостатка не было.
2 марта в помещении театра бр. Никитиных супруга Наместника на Кавказе статс-дама, графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова устроила Парадный вечер в пользу кавказских инвалидов. Вечер начался концертом, в котором приняли участие сборный военный оркестр (около 200 человек) и артисты оперной труппы( Эйхенвальд-Донская, Чаплин, Томский, Цесевич и др.). После концерта все перешли в зал Бакинского общественного собрания, где состоялся Большой бал.
Давно не видали залы общественного собрания такой избранной публики, такого богатства туалетов и такого образцового порядка. Там присутствовал граф Илларион Иванович и представители местного общества: супруги Мартыновы, Раевские, Кулибины, Тагиевы и др. Залы был убраны цветами и зелеными флагами, все стены были завещаны белой, раззолоченной в углах материей и освещались множеством белых электрических лампочек.
Музыка играла целый вечер. Наряды дам были великолепны: белоснежные платья, большие декольте. Блеск бриллиантов, разновидные прически, дорогие веера, усыпанные драгоценными камнями и зардевшие лица прелестных созданий после головокружительного вальса. Веселились все. В углу был создан шатер, в средине которого шикарный чайный стол.
В 2 часа ночи отбыл Граф с супругой. Местная многочисленная публика гуляла до утра…
Город жил в ожидании встречи с «известной всякому меломану» примадонной Лондонского Королевского театра »Ковент-Гарден» Н.Т.Ван-Брандт. Дирекция оперной труппы получила телеграфное подтверждение из Одессы об ее приезде в Баку вместе с артистом Императорских театров И.В.Тартаковым. Дошли слухи, что последний концерт примадонны в Одессе дал сбор в 4 тыс.рублей!
Госпожа Ван-Брандт (Ван-дер-Брандт; Надине фон Брандт) - одна из выдающихся оперных певиц, обладавшая изумительным по диапазону(от нижнего си до фа 3-й октавы) и красивым, гибким голосом чарующего "серебристого" тембра лирико-колоратурным сопрано. Маленькая и изящная Ван-Брандт была сценически темпераментна и очаровательна. По воспоминаниям И. Северянина, ее искусством восхищались многие современники. Она пела на русском, французском, итальянском и пр. языках. Иностранные газеты называли ее «русским соловьем, блестящей представительницей России, королевой пения».
Надежда Тимофевна (ур.Маркова) родилась 16 сентября 1882(85) года в Киевской губернии. Там первоначально получила музыкальное образование у профессора Камилло Эверарди. Сценическую деятельность начала в конце 1890-х гг. в Петербургском новом летнем театре "Олимпия" (под псевдонимом - Клабановская). В 1892 году с родителями переехала в Швейцарию, где получила образование в монастыре св. Женевьевы недалеко от Парижа. В 1898—1901 г.г. окончила Парижскую консерваторию под руководством Арто- де –Падилла. Консерватории присудила ей первую медаль. В 1901 году дебютировала в партии Лакме в парижской «Op;ra-Comique». Затем уехала в Италию, где была приглашена в оперу . Гастролировала во Флоренции, Неаполе, Турине и Риме. Так начался ее путь к всемирной известности.
В 1902 году Ван-Брандт переехала в Петербург, где выступала с большим художественным успехом и была замечена музыкальной прессой. Одновременно она выступала на сцене русской оперы Харькова. В России, как и за границей, она быстро завоевала успех.
В 1904 году была ангажирована импресарио Патти- Минкусом для турне по Европе. Ее спектакли и концерты в Бухаресте, Вене , Будапеште, Берлине и Лондоне создали ей европейское имя и талантливая артистка опять в 1905 году была приглашена в Петербург на сцену »Новой оперы» в консерваторию (антреприза А. А. Церетели) и в Императорский Мариинский театр . Зимой 1906 года в Петербурге Н.Т Ван-Брандт сверкала месте с другими колоратурными светилами, как Олимпия Боронат, Марчелла Зембрих и Мария Гальвани.
Закончив сезон гастролей в Кисловодске, она в 1906 году уехала гастролировать в Италию, пела в театре Ла Скала в Милане вместе с Анджело Мазини, который давал ей уроки пения.
В 1907-1908 опять сезон в Харькове. Гастроли в Тифлисе (1907) и Ростове-на- Дону (1907—08). В 1909 году она в Москве поет в итальянская опере и Большом зале консерватории.
После шумного успеха во Флоренции она опять была приглашена импресарио Фуэнтес на гастроли в Испанию. Гастролировала за границей: 1906 — Берлин, Вена, Лондон, Париж, Барселона, Будапешт, Прага; 1907 — Венеция ; 1907— Афины ,1908 — Рим, Палермо, Лион и др. Выступала в самых больших театрах Европы : »Dee liceo « в Барселоне и в «San- Fernando» в Севилье. А затем опять Лондон ,Париж, Италия и Испания. Её репертуар насчитывал свыше 40 разных по характеру партий. Русская, французская, итальянская, английская, испанская, румынская, греческая печати единодушно признавали ее одной из лучших исполнительницей ролей Розины в «Севильском цирюльнике» , Лакме, Джильды в "Риголетто", Манон Леско в одноименной опере Пучини, Лейлы в опере "Искатели жемчуга" Ж. Бизе, Филины в опере "Миньон" А. Тома, Снегурочки. Н. Римский-Корсаков на дарственной фотографии написал: "Моей идеальной Снегурочке".
И вот, нефтяной, золотой Баку. Как оценит ее бакинская публика?!
Свою первую гастроль примадонна Ван-Брандт начала со своей коронной партии Лакме в известной опере Делиба. Вместо запланированного, спектакль состоялся 9 марта. Он прошел с аншлагом, билеты были проданы все. Театральная публика с нетерпением ожидала появления на сцене знаменитой певицы. Внешне г-жа Ван-Брандт была очень эффектна. Певица запела, и весь зал заполнился ее голосом. Ее было слышно везде. С замиранием сердца публика слушала ее образцовое пение.
Благодаря музыкальным критикам мы можем представить, что же происходило в зале: « Объем голоса большой. Певица распоряжается всеми регистрами. Красивый ласкающий тембр, мягкий и нежный в верхних регистрах достигает поразительной силы звука. Замечательное умение филировать звук и давать необыкновенно красиво воздушное »pianissimo», в котором слышатся то звуки высоких струн арфы, то нежное флажолетие скрипки». Лакме- полна грации, изящества, экзотической неги и страсти. Вдумчивая артистка умеет привлечь всеобщее внимание. Дуэт Ван- Брандт и г-жи Добржанской (контальто) в 1 акте оставил чарующее впечатление.
Но кульминационным моментом партии Лакме стала знаменитая легенда »с колокольчиком» во 2 акте. Волшебную арию она пела так, что вызвала дружный взрыв рукоплесканий и целую бурю аплодисментов, заставивших певицу повторить на бис заключительную часть. Мастерски была проведена сцена, когда Лакме умирает, отравившись ядовитым ароматом цветка. Певица весь вечер была предметом самых восторженных оваций.
Ну, а критики просто констатировали как факт: »Певица заслужила те восторженные отзывы, которые нам пришлось встречать в газетах по поводу ее недавних гастролей и концертов на Юге России. Ее хрустальный тембр голоса свободно реагирует на все труднейшие требования вокального искусства. К тому же она прекрасная артистка и владеет всеми ресурсами сценического искусства».
10 марта- вторая гастроль, опера «Риголетто». Дирижер А.Б.Гинзбург, режиссер Бельский. Певица Ван-Брандт создала яркий образ кроткой дочери Джильды , безумно любящей своего шута- отца. Масса эффектов в этом тонком чистом прозрачном голосе». В спектакле были заняты г-жи Добржанская и Парецкая, г.г. Бочаров (баритон) ,Улуханов (бас) , Хлюстин, Розанов, Карелин, Свободин, Гаврилов, Ард и др. Да¬рование Н. Т. Ван-Брандт распространялось на окружаю¬щих, зажигало ее партнеров, вдохновляло их, и опера с ее участием отличалась от других постановок.
12 марта- - третья гастроль примадонны Ван-Брандт с участием Ард, Томского (бас), Улуханова, Розанова, Гаврилова, Свободина и др. Давали первый раз в Баку оперу Гамлет. Вся опера на две персоны: Офелия и Гамлет. Ван- Брандт была великолепна. Бесподобная Офелия на протяжение нескольких часов приковывала внимание зрителей. Весь зал следил за каждым ее движением. Она создала изящный трогательный образ любящей и страдающей Офелии. Ласкающий, свободно льющийся звук вместе с умелой игрой создавали чудную, полную чарующей красоты, иллюзию. Последняя сцена Офелии прошла с наибольшим успехом. Публика бесконечно ей аплодировала. А критики писали: «Певица с выдающимся умением пользуется своим голосом и может претендовать на одно из почетных мест в артистической оперной среде».
Томский - прекрасный партнер. Музыка была красива и изящна. Оркестр под управлением А.П. Асланова звучал стройно. Чисто французский талант Делиба ярко выразился как в опере, так и в балете. Все было прекрасно!
13 марта - четвертая гастроль певицы. Розина в опере «Севильский цирюльник«. Изящная внешность. Свободная кокетливая и шаловливая игра. В вокальном отношении просто великолепна ! Безукоризненная колоратура и в достаточной степени отчетливая дикция. Хороший свободный звук, твердое знание партии, живость исполнения. В третьем действии во время урока пения Ван-Брандт блестяще исполнила романс «Птичка» Чайковского - каденца с флейтой , чем привела в полный восторг публику. Исполняя романс А.Алябьева »Соловей» певица щеголяла громадным дыханием и удивительными, как соловей отчетливыми трелями. Именно запись этого романса в ее исполнении сохранился в Российском архиве. В спектакле приняли участие певцы: Парецкая, Бочаров , Розанов ,Гаврилов, Карелин и Свободин.
15 марта- пятая гастроль. Партия Виолетты в опере «Травиата». Она очаровала слушателей не только красотою звука, но и виртуозной техникой.Публика вызывала Ван-Брандт бесконечно и забрасывала цветами. У критиков закончились слова: » Нового относительно артистки говорить не приходиться. Все было прекрасно… ».
18 марта был устроен «по одному исключительному случаю» Парадный оперный спектакль. В 1-й акте- была исполнена брачная сцена из оперетты «Свадьба Жанетты» Виктора Массе. В роли Жаннеты- примадонна. Затем Ван-Брандт(Елена) вместе с Н.Н.Фигнером(Парис) виртуозно исполнили партию любовной истории из второго акта оперы Ж. Оффенбаха »Прекрасная Елена» . Она действительно казалась всем прекраснейшей из женщин! Овациям не было конца. Зал неистовал ! Цветами была засыпана вся сцена. Примадонна была растрогана тем, как бакинская публика ее встречала и провожала. 19 -20 марта прошли последние оперные спектакли. 22 марта Примадонна покинула Баку.23 марта закончился оперный сезон, а оперная труппа выехала на гастроли в Пятигорск. Антрепренеры Н.М Зурабов и И.И. Багиров остались с дефицитом в 11.500 рублей, покрыть который было нечем…
Выяснить, в чем заключался «исключительность этого случая », а также, кто был приглашен на этот Парадный вечер, пока не удалось. Вполне возможно, что именно в этот вечер произошло то, что изложено в книге Манафа Сулейманова.
Безусловно, Н.Т.Ван-Брандт была первоклассной певицей. Ее слава в то время была заслуженной. Ее талант был интересен публике. Думаю, что именно примадонна Н.Т. Ван-Брандт и была для бакинцев той загадочной и судьбоносной женщиной, приезд которой и привел к таким положительные последствиям- постройке в Баку первого оперного театра.
Что же касается второй части легенды: о споре Г.З.А.Тагиева и бр. Маиловых, то об этом позже в материале : история строительства двух театров.
С пением Надежды Тимофеевны Ван-Брандт, благодаря интернету можно познакомиться на сайте http://deepmp3.ru/nadezhda-van-brandt (Nadezhda Van Brandt La Villanelle)
Свидетельство о публикации №216081000725
Вадим Милевский 02.10.2016 22:47 Заявить о нарушении