Певица, очаровавшая бакинцев на постройку оперного

      
 Певица,  очаровавшая бакинцев  на постройку оперного театра.
 
     Всем   известна   легенда   главного  знатока  бакинской  жизни  Манафа Сулейманова о приезде    «в 1910-м году в Баку   с гастролями  известной певицы,  красота  которой  и бесподобный голос очаровали местную публику…Певица  давала концерты в деревянном цирке бр. Никитиных… А один из старших братьев миллионеров  Маиловых влюбился в певицу  без памяти,  … осыпал золотом и драгоценностями   и надеялся, что она   еще раз  обрадует  бакинцев  своим приездом.     Но  певица  была огорчена  тем, что  в  таком богатом  городе, нет оперного театра  и выразила сомнение в  очередном приезде. И тогда он пообещал построить за год новый оперный театр и пригласил ее приехать».
      Современные  знатоки истории из «их  Баку» ,  безусловно, могли бы  найти в легенде Манафова «ошибки, искажения, неточности»,  но  от  этого количество читателей  его книги »Дни минувшие…»  и интерес к ней  не уменьшится. Главное – он дал информацию и создал интригу: приезжала  ли  эта «известная» певица  в Баку и кто эта женщина, которая своим очарованием  подвигла жителей города на такой красивый  поступок-постройку оперного театра. ...
   Предпринимались попытки  назвать ее имя. Так, Най Светланин( псевдоним ) считает, что это была  Наталья Степановна  Плуговская (в замужестве  -Южина, сценический псевдоним –Ермоленко).Эта оперная певица действительно была на гастролях в Баку, но  в 1905 году.  Другие совершено безосновательно  считают, что это была  известная певица - Антонина Васильевна Нежданова. В 1910 году   давала концерты  известная уже давно бакинцам Мария Ивановна Долина и принималась публикой без восторга.

   Мы предлагаем свою версию этому знаменательному событию в г.Баку.
    В  1909 году бакинские любители музыки  с нетерпением ожидали  открытия  оперного сезона.  Спрос на музыку  в  Баку, несмотря на различные неприятности, не изменялся. Но не везло  городу  по части оперы: серьезной, настоящей и, самое главное, постоянной не было. Бывали лучшие единичные артистические силы, но  сильной  труппы, способной на  художественную постановку опер, не было. Так, случайно появятся, случайно  поставят… И вдруг - целый сезон в заново отремонтированном и вновь отделанном  огромном  помещении каменного Театра- Цирка - Оперы   Бр. Никитиных.  Теперь он  красиво убран  и имеет уютный вид, перед авансценой устроена вторая дверь, улучшено помещение. Во избежание пожара все керосиновые лампы убрали  и  заменили освещение - на электрическое.
    Уже в январе   бакинские  газеты  пестрели  сообщениями о том,  что  со второй недели Великого поста (во время  первой недели зрелища и концерты в России в те времена не разрешались) начнутся гастрольные оперные спектакли. Согласно анонсам, неутомимый антрепренер Павел Михайлович  Зурабов  в этот раз      составил такую  превосходную «итальянскую« оперную  труппу, какой едва ли могут похвастаться более значительные города, имеющие постоянную оперную сцену, не только на Кавказе, но и в России.   
        Газеты писали: «Бакинцам предстоит редкое эстетическое удовольствие, так как такого состава оперной труппы Баку еще не видел». Среди них  была  оперная примадонна Н.Т.Ван-Брандт  и знаменитый певец,  тенор Императорской Санкт-Петербургской оперы  господин Николай  Николаевич  Фигнер.
       В ее составе также были артисты Императорских театров: сопрано -Софья Ивановна Друзякина (ур. София-Маргарита Менцер), Александр Иванович  Давыдов,  Николай Аркадьевич Большаков, Василий Сергеевич Севастьянов, Иоким Викторович Тартаков; артисты Тифлисской казенной оперы: г-жи Лидия Александровна Викшемская (драм.сопрано),  Ард (меццо-сопрано),  Надежда Александровна  Эйхенвальд- Донская, Добржанская и господа Томский (баритон) и Улуханов (бас); артисты Киевской оперы: Я.Чайлинская, Михаил Васильевич Бочаров (баритон) и Платон Иванович Цесевич (бас); артисты Ган, Феррари, Парецкая, Розанов, Карелин, Свободин, Гаврилов и  Г. Д. Хлюстин .
     Труппа имела хор из 38 человек, руководимый хормейстером (и одновременно директором) г.А.Б. Гинзбургом. Оркестр из 37 человек по составу инстру¬ментов был предельно полным. Главным  дирижером был  известный русский дирижер  Антон Александрович  Эйхенвальд.  Концертмейстер -  г-жа Каренина.
      Балет из восьми человек под руководство Новаковского был высококвалифицированным, примой- балериной являлась талантливая г-жа Соболева. Новые костюмы были роскошны. Декорации В.М. Мавроди  очень красивы. Парикмахером был Арури.  Главным режиссером - А. Д. Бельский.
      Большой инте¬рес представлял репертуар, включавший 28 опер :«Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, »Гугеноты», »Пророк» и »Африканка»  Дж. Мейербера, »Аида» , »Риголетто», «Травиата»  и »Отелло» Дж. Верди, »Кармен» Ж.Бизе, «Паяцы» Р.Леонкавалло, »Сельская честь» П.Масканьи,  »Снегурочка» Н. Римского-Корсакова,   «Руслан и Людмила» М. Глинки, »Лакме» Л. Делиба, »Борис Годунов» М. Мусоргского,»Русалка» А. Даргомыжского, »Севильский цирюльник»  Дж. Россини  и , между прочим, оперетка »Ночь Любви» В.П.Валентинова. Имели привлекательность и  оперные новинки, которые  впервые были представлены в городе: «Пиковая дама» Чайковского, «Демон»А.Рубинштейна , «Гамлет» А.Тома, »Заза» Р. Леонкавалло, «Таис» Ж.Массне и »Нерон» А.Рубинштейна.
      Билеты на  первые  три спектакля («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и  «Травиата» )  начали продавать 1 февраля. Опера, с точки зрения экономической выгоды, во все времена была жанром убыточным. Но в  Баку билеты так бойко расхватывались, что  с  3 февраля  музыкальный  магазин  А.Ииндржишека    продавал   абонементы   на  10  и  более спектаклей. 
    Оперные спектакли начались в день открытия зимнего сезона- 16 февраля. Опера ежедневно делала полные сборы,  и спектакли шли в переполненном зале. Бакинцы очень тепло принимали  выступление всех артистов. Особое отношение было к Фигнеру.  В 1893  году в свой  первый  приезд  он имел такой успех, что эмоциональные бакинцы несли его на руках к подъезду железнодорожной станции. Гастроли  его в 1902 году были менее шумными. В 1909 году посчитали, что голос у него уже не тот, что раньше и поэтому никто стульев  уже  не ломал… Но в знаках одобрения недостатка не было.
   2 марта в помещении театра бр. Никитиных супруга Наместника на Кавказе статс-дама, графиня Елизавета Андреевна  Воронцова-Дашкова  устроила Парадный вечер в пользу кавказских инвалидов. Вечер начался концертом, в котором приняли участие сборный военный оркестр (около 200 человек) и артисты оперной труппы( Эйхенвальд-Донская, Чаплин, Томский, Цесевич и др.). После концерта все перешли в зал  Бакинского общественного собрания, где состоялся  Большой бал.
    Давно не видали залы  общественного собрания такой избранной публики, такого богатства туалетов и такого образцового порядка. Там присутствовал граф Илларион Иванович  и представители местного общества: супруги Мартыновы, Раевские, Кулибины, Тагиевы и др. Залы был убраны цветами и зелеными флагами, все стены  были завещаны белой, раззолоченной в углах материей и освещались  множеством белых электрических лампочек.
    Музыка играла целый вечер. Наряды дам были великолепны: белоснежные платья, большие декольте. Блеск бриллиантов, разновидные прически, дорогие веера, усыпанные драгоценными камнями и зардевшие лица прелестных созданий  после головокружительного  вальса. Веселились все. В углу был создан шатер,  в средине которого шикарный  чайный стол.
    В 2 часа ночи отбыл Граф с супругой. Местная многочисленная публика гуляла до утра…
       Город жил  в ожидании  встречи  с  «известной  всякому меломану»  примадонной Лондонского Королевского театра »Ковент-Гарден»  Н.Т.Ван-Брандт. Дирекция  оперной труппы получила  телеграфное подтверждение из Одессы об ее приезде в Баку вместе с артистом Императорских театров И.В.Тартаковым.     Дошли слухи, что последний концерт примадонны в Одессе  дал сбор в 4 тыс.рублей!
     Госпожа Ван-Брандт (Ван-дер-Брандт; Надине фон Брандт) -  одна из выдающихся оперных  певиц, обладавшая изумительным по диапазону(от нижнего си до фа 3-й октавы) и красивым, гибким голосом чарующего "серебристого" тембра лирико-колоратурным сопрано. Маленькая и изящная Ван-Брандт была сценически  темпераментна  и очаровательна. По воспоминаниям И. Северянина, ее  искусством   восхищались многие современники. Она пела на русском, французском,  итальянском  и пр. языках. Иностранные газеты называли  ее «русским соловьем, блестящей представительницей России, королевой пения».
     Надежда Тимофевна (ур.Маркова) родилась 16 сентября 1882(85) года в  Киевской губернии.  Там  первоначально получила музыкальное образование у профессора  Камилло Эверарди. Сценическую деятельность начала в конце 1890-х гг. в Петербургском новом летнем  театре "Олимпия" (под псевдонимом - Клабановская). В 1892 году с родителями переехала  в Швейцарию, где получила образование в монастыре св. Женевьевы недалеко от Парижа.  В 1898—1901  г.г.  окончила Парижскую консерваторию под руководством Арто- де –Падилла. Консерватории присудила ей первую медаль.   В 1901 году дебютировала в партии Лакме  в  парижской «Op;ra-Comique». Затем уехала в Италию, где  была приглашена  в оперу . Гастролировала  во Флоренции, Неаполе,  Турине и Риме. Так начался ее путь к всемирной известности.
      В 1902 году Ван-Брандт переехала в Петербург, где выступала  с большим художественным успехом и была замечена музыкальной прессой. Одновременно она выступала на сцене русской оперы  Харькова. В России, как и за границей,  она быстро завоевала успех.   
     В 1904 году  была ангажирована  импресарио Патти- Минкусом для турне по Европе. Ее спектакли  и концерты в Бухаресте, Вене , Будапеште,  Берлине и Лондоне создали ей европейское имя и талантливая артистка опять в 1905 году  была приглашена в Петербург на сцену »Новой оперы» в консерваторию (антреприза А. А. Церетели)   и  в Императорский  Мариинский театр . Зимой 1906 года в Петербурге Н.Т Ван-Брандт  сверкала месте с другими колоратурными светилами, как Олимпия Боронат, Марчелла Зембрих и Мария Гальвани.
    Закончив сезон гастролей в Кисловодске, она в 1906 году  уехала гастролировать в  Италию, пела  в театре  Ла Скала в Милане  вместе   с  Анджело  Мазини,  который давал ей  уроки пения.
     В 1907-1908 опять сезон в Харькове. Гастроли в  Тифлисе (1907)  и  Ростове-на- Дону (1907—08). В 1909 году она в Москве  поет в  итальянская   опере   и  Большом зале консерватории.      
     После шумного успеха  во Флоренции  она опять была приглашена импресарио Фуэнтес  на гастроли в  Испанию. Гастролировала за границей: 1906 — Берлин, Вена, Лондон, Париж, Барселона, Будапешт, Прага; 1907 — Венеция  ; 1907— Афины ,1908 — Рим, Палермо, Лион и др. Выступала в  самых  больших театрах Европы : »Dee liceo «  в Барселоне   и  в    «San- Fernando» в Севилье.  А затем опять Лондон ,Париж,  Италия и  Испания. Её репертуар насчитывал свыше 40 разных по характеру партий. Русская, французская, итальянская, английская, испанская, румынская, греческая  печати  единодушно признавали ее одной из лучших исполнительницей ролей Розины в «Севильском  цирюльнике» , Лакме,   Джильды  в "Риголетто", Манон Леско в одноименной опере Пучини,  Лейлы в  опере "Искатели жемчуга" Ж. Бизе, Филины  в опере "Миньон" А. Тома,  Снегурочки.  Н. Римский-Корсаков на дарственной фотографии написал: "Моей идеальной Снегурочке".
    И вот, нефтяной, золотой Баку.   Как оценит ее  бакинская публика?!
    Свою первую гастроль примадонна Ван-Брандт  начала  со своей  коронной партии Лакме  в известной опере Делиба. Вместо запланированного, спектакль состоялся  9 марта. Он  прошел с аншлагом, билеты были проданы все.  Театральная  публика  с нетерпением ожидала  появления на  сцене  знаменитой певицы. Внешне г-жа Ван-Брандт была очень эффектна. Певица запела, и весь зал заполнился  ее голосом. Ее было слышно везде. С замиранием сердца  публика слушала ее образцовое пение.
    Благодаря музыкальным  критикам мы можем представить,  что же происходило в зале: « Объем голоса большой. Певица распоряжается всеми регистрами. Красивый ласкающий тембр, мягкий и нежный в верхних регистрах достигает поразительной силы звука.  Замечательное умение филировать звук и давать необыкновенно красиво воздушное  »pianissimo»,  в котором слышатся  то звуки высоких струн арфы, то нежное флажолетие скрипки».  Лакме- полна грации, изящества, экзотической неги и страсти. Вдумчивая артистка  умеет   привлечь всеобщее внимание.  Дуэт Ван- Брандт  и г-жи  Добржанской (контальто) в 1 акте  оставил чарующее впечатление.
    Но кульминационным моментом партии Лакме стала знаменитая легенда »с колокольчиком» во  2 акте. Волшебную арию она пела так, что  вызвала дружный взрыв рукоплесканий и целую  бурю  аплодисментов, заставивших певицу  повторить на бис заключительную часть. Мастерски была проведена сцена, когда Лакме умирает, отравившись  ядовитым  ароматом цветка.  Певица весь вечер была предметом самых восторженных оваций.
     Ну, а критики просто констатировали как факт: »Певица заслужила те восторженные отзывы, которые нам пришлось встречать в газетах по поводу ее недавних гастролей и концертов на Юге России. Ее хрустальный  тембр  голоса свободно реагирует на все труднейшие требования вокального искусства. К тому же   она  прекрасная артистка и   владеет всеми ресурсами   сценического искусства».
      10 марта- вторая гастроль,   опера   «Риголетто». Дирижер А.Б.Гинзбург, режиссер Бельский. Певица  Ван-Брандт создала яркий образ  кроткой  дочери Джильды , безумно любящей своего шута- отца.  Масса эффектов в этом тонком чистом  прозрачном голосе».  В спектакле  были заняты г-жи Добржанская и Парецкая, г.г. Бочаров (баритон) ,Улуханов (бас) , Хлюстин, Розанов, Карелин, Свободин, Гаврилов, Ард и др. Да¬рование Н. Т. Ван-Брандт распространялось на окружаю¬щих, зажигало ее партнеров, вдохновляло их, и опера с ее участием отличалась от других постановок.
    12 марта- - третья гастроль  примадонны Ван-Брандт с участием Ард, Томского (бас), Улуханова, Розанова, Гаврилова, Свободина и др.    Давали   первый  раз в Баку     оперу Гамлет. Вся опера на две  персоны: Офелия и Гамлет.  Ван- Брандт была великолепна.  Бесподобная Офелия на протяжение  нескольких часов приковывала внимание зрителей. Весь зал следил за каждым ее движением. Она создала изящный трогательный образ любящей и страдающей Офелии. Ласкающий, свободно льющийся звук вместе   с умелой игрой создавали чудную, полную чарующей красоты, иллюзию. Последняя сцена Офелии прошла с наибольшим успехом.  Публика бесконечно ей аплодировала. А критики писали: «Певица с выдающимся умением пользуется своим голосом и может претендовать на одно из почетных мест в артистической  оперной среде».
    Томский - прекрасный партнер.  Музыка была  красива и изящна. Оркестр под управлением  А.П. Асланова звучал стройно. Чисто французский талант Делиба   ярко выразился как в опере, так и в балете.   Все было прекрасно!
   13  марта - четвертая    гастроль   певицы.  Розина  в опере «Севильский цирюльник«.   Изящная внешность. Свободная кокетливая  и шаловливая игра.    В  вокальном отношении  просто  великолепна !  Безукоризненная колоратура и  в достаточной степени   отчетливая дикция. Хороший свободный звук, твердое знание партии, живость исполнения. В третьем  действии  во время урока  пения   Ван-Брандт блестяще  исполнила   романс «Птичка»  Чайковского - каденца  с флейтой , чем привела в полный восторг публику. Исполняя романс А.Алябьева »Соловей» певица щеголяла громадным дыханием и удивительными, как соловей отчетливыми трелями. Именно запись этого романса в ее исполнении сохранился  в Российском архиве.  В спектакле приняли участие певцы: Парецкая,   Бочаров , Розанов ,Гаврилов, Карелин и Свободин. 
     15 марта-  пятая гастроль. Партия Виолетты в опере  «Травиата». Она очаровала слушателей не только красотою звука, но и виртуозной техникой.Публика вызывала Ван-Брандт бесконечно и  забрасывала цветами. У критиков закончились слова: » Нового относительно артистки говорить не приходиться. Все было прекрасно… ».
     18 марта   был устроен «по одному исключительному случаю» Парадный оперный спектакль. В 1-й акте- была исполнена  брачная сцена из оперетты  «Свадьба Жанетты»  Виктора Массе. В роли Жаннеты- примадонна. Затем Ван-Брандт(Елена) вместе с Н.Н.Фигнером(Парис) виртуозно исполнили партию  любовной истории  из второго акта оперы Ж. Оффенбаха »Прекрасная Елена» . Она действительно казалась всем  прекраснейшей из женщин! Овациям не было конца. Зал  неистовал !   Цветами  была засыпана вся сцена. Примадонна  была растрогана  тем, как бакинская  публика ее встречала и  провожала. 19 -20 марта прошли последние оперные спектакли.  22 марта  Примадонна покинула Баку.23 марта закончился оперный сезон,  а оперная труппа выехала на гастроли в Пятигорск. Антрепренеры Н.М Зурабов и И.И. Багиров остались с дефицитом в 11.500 рублей, покрыть который было нечем…
   Выяснить, в чем заключался «исключительность этого случая »,  а также, кто был приглашен на этот Парадный вечер, пока не удалось. Вполне возможно, что именно в этот  вечер произошло то,  что изложено в книге Манафа Сулейманова.   
    Безусловно,  Н.Т.Ван-Брандт была  первоклассной певицей. Ее слава  в то время была заслуженной. Ее талант был интересен публике. Думаю, что именно примадонна Н.Т. Ван-Брандт и была для бакинцев той загадочной  и судьбоносной  женщиной, приезд которой и привел к таким  положительные последствиям- постройке в Баку первого оперного театра.   
    Что же касается второй части легенды: о споре Г.З.А.Тагиева и  бр. Маиловых, то об  этом  позже  в материале :  история строительства  двух театров.

 С  пением  Надежды Тимофеевны Ван-Брандт, благодаря интернету можно познакомиться  на сайте  http://deepmp3.ru/nadezhda-van-brandt  (Nadezhda Van Brandt La Villanelle)

 
 


Рецензии
Женщина стоит выше мужчины. Во всех понятиях. В отличие от последнего, который по всем законам и признакам является всего лишь биологическим механизмом, каждая клетка женского тела, переполненная энергией и соками жизни, в любой миг готова создавать новое, готова даровать жизнь там, где её доселе не было.

Вадим Милевский   02.10.2016 22:47     Заявить о нарушении