Ч. 2 Тяжкий путь эмигрантов

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/08/09/1308

Рулевой оставил свой пост и кинулся спасаться. Оставленный без управления пароход развернуло по ветру, и пламя распространилось вдоль судна. Шпон из красного дерева, которым были отделаны каюты для командного состава и пассажиров первого и второго классов, покрытые лаком переборки, горели как порох.

Груз, который доставлялся на «Австрии» из Гамбурга в Америку, был очень дорогим и горючим, состоял из шёлка, сатина и вельвета.

Обезумевшие люди прыгали в первую спускаемую шлюпку, под их тяжестью она рухнула в воду и пошла ко дну. Часть пассажиров первого и второго классов успела выбежать на ют.

Среди них находился Чарльз Брю, полицейский инспектор из Британской Колумбии. Он сохранил хладнокровие и попытался организовать спасение людей, запертых огнём в каютах, через вентиляцию.

Ему и его добровольным помощникам удалось вытащить несколько человек. Последней спасённой была обожжённая женщина, которая сказала, что все остальные пассажиры кают мертвы.

 Инспектор попытался пройти в рулевую рубку, чтобы развернуть судно бортом к
ветру, но огонь преградил ему путь, пламя наступало на корму.

По палубе метались обезумевшие люди. Одни кричали от ужаса, другие выкрикивали имена, ища своих жён, мужей, детей, родственников. Огонь охватил всю верхнюю палубу.

Мужчины и женщины прыгали в воду, спасаясь от огня, предпочитая менее мучительную смерть.  На юте, где находился Чарльз, мужчина заставил прыгнуть в воду свою жену, потом детей и с последним маленьким ребёнком в руках прыгнул сам. Молодожёны, которые жили в каюте рядом с инспектором, поцеловались и, держа друг друга за руки, спрыгнули с парохода.

Англичанин увидел, что в воде плавает шлюпка, которая была привязана канатом к пароходу. Видимо, она рухнула в воду.
Он решил, что если доберётся до неё, то спасёт себя и других.  Пламя уже приближалось к нему, находиться на корме было невозможно. Инспектор прыгнул в воду и поплыл к шлюпке. Он попытался перерезать канат перочинным ножом. Ему это удалось с большим трудом, большое лезвие ножа сразу сломалось, но осталось маленькое, им пришлось пилить твёрдые волокна. Но шлюпку подтянуло к винту, и Чарльз быстро отплыл в сторону, спасаясь от губительных лопастей.

Волнами от винта шлюпку перевернуло, канат, надрезанный полицейским, оборвался, и шлюпку отбросило кильватерной струёй. Она осталась на плаву, но кверху килем. Англичанину удалось её перевернуть, хотя толку от этого было мало: её заполнила вода.

Он видел, как с парохода прыгали в воду женщины, их длинные платья были объяты пламенем. Пароход удалялся и был уже примерно в четверти мили. Чарльз увидел плывущего мужчину и закричал ему, чтобы он плыл к нему.

Тот оказался немцем, и был хорошим пловцом. Вдвоём они попытались вычерпать воду, держась за шлюпку с двух сторон. Подобрали планки, чтобы грести ими, не имея вёсел. Людей они не видели.

Им невероятно повезло: их заметили с французского парусника «Морис», с которого спустили спасательную шлюпку, чтобы вытащить их из воды. Англичанин и немец пробыли в воде более пяти часов.

Когда Чарльз пришёл в себя, то узнал, что команда парусника подобрала ещё несколько человек из воды и сорок человек французы сняли с бушприта. Ветер относил пламя на корму и люди спасались, забравшись на бушприт.

Среди подобранных из воды людей несколько человек были сильно обожжены.   Капитан и команда делали всё от них возможное, чтобы облегчить страдания несчастных.

Одного из офицеров парохода подобрали последним. Сильно обожжённый, он пробыл в воде шесть часов без всяких подручных средств. Позже выяснилось, что первым, кто бросился к спасательной шлюпке, был капитан. Невероятно, но факт. Он утонул вместе со шлюпкой.

Многие из тех, кто прыгнули в воду и не отплыли сразу в сторону, погибли, когда их затянуло к винту парохода. Нескольких человек спас норвежский парусник «Катарина». Из 513 пассажиров и ста человек экипажа спасли 68 человек.

Спасённые эмигранты прибыли в желанную Америку, но цена, которую они за это заплатили, оказалась слишком велика. Жаль, что неизвестны их дальнейшие судьбы.

3 ноября 1858 года сенат Гамбурга наградил за спасение людей почётной золотой медалью капитанов парусников «Морис» и «Катарина» Зилберта и Ниверта.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.