Интервью с бабочкой, часть 1

   Преамбула:

   Встреча с самим собой – тема, крайне редко исследуемая в русской литературе и в философии. Мы очень мало знаем о скрытом Я, живущем внутри нас. А ведь когда чего-то не знаешь, собственная фантазия начинает лучше работать, и ты начинаешь мыслить самостоятельно, а не по учебникам. Можно ли узнать что-то о самом себе из книг? Теоретически да, но если просто сходить в магазин и купить книгу, это всё равно что, не выезжая в лес за грибами, купить их у метро. Ты сам не проходишь этот путь по сумрачному лесу поисков, а просто берёшь готовое. Грибы ты скушаешь, но у тебя не останется ни воспоминаний о тенистом и зелёном лесе, ни навыка искать и находить грибы познания.
 
   Мой девиз: думай и ищи самостоятельно, только так ты сможешь свернуть с неверной столбовой дороги мысли, по которой бегут все, поднимая пыль и потея, и свернуть на живописную тропу, полную чудес и удивительных открытий. Пусть ты и откроешь велосипед, но это будет твой велосипед, выстраданный твоим опытом, а не почерпанным из книг.
 
   Философы, так же, как и писатели – это не военнослужащие, которых можно построить в одну шеренгу и отправить в бой. В этой армии каждый воюет сам по себе, наподобие Рембо. Тут нет рядовых или генералов, которые могут командовать и отдавать приказы другим. Вот почему я и выбрала эту профессию много лет назад. Но так получилось, что ещё с четвёртого курса я пошла собственной тропой, свернув с проторенной дороги, по которой бредёт философия. Тема диплома была такой, что мой научный руководитель, царство ей небесное, схватилась за голову и сказала, что умывает руки, потому что никаких разумных соображений по поводу моей работы у неё не было и не могло быть. Так, много лет назад, мои пути разошлись с путями традиционной философии.
 
   Что же касается религии, то и в ней большинство людей идут проторенными путями. Они ходят в церковь, ставят свечки, соблюдают посты, и их задача – не познать самого себя, а просто прожить тихо и скромно, чтобы не нагрешить и попасть в конечном итоге в рай. Буддисты также не ставят себе целью встречу с самим собой. Они говорят, что никакого сокровенного Я вообще нет, есть только Нирвана, пустота. В ней твоё иллюзорное Я растворится, как кость в кислоте, отмучавшись на земле, и больше вы с ним, слава Нирване, никогда не встретитесь. Не существовал ты, Вася, Петя, Коля на земле, а лишь был в иллюзии существования, поэтому и начинать существовать не стоит. Если повезёт – растворишься в Нирване, и это более приятно и кайфово, чем лееять свое иллюзорноя Я и набивать себе брюхо на земле или испытывать оргазмы.
 
   Итак, западные религии обещают людям рай, а восточные – растворение в Нирване. И никто не обещает встречу с самим собой, будто собственное Я совсем не интересно по сравнению с райскими кущами или туманами Нирваны. Везде личность человека как бы сбрасывается со счетов, упор делается лишь на человеческие грехи или благие поступки, за которые будут судить. Что же касается буддизма, то там тебя судит не Бог, а собственная карма, или беспристрастный мировой закон воздаяния человеку за всё плохое и хорошее. Но как личность ты этому безликому закону не интересен, он никогда не придёт к тебе в гости, соскучившись, он не по сочувствует тебе в минуту суровых исрытаний..
 
   Интересные для Я встречи с личным Богом или личной Нирваной происходят лишь на узких тропах, ведущих прочь от проторенной дороги безликих законов и безликих богов. По ним бредут лишь немногие оригинальные философы и писатели, которых очень мало. И которых обычно оценивают и понимают только после их смерти... Например, из всей литературы, которую мне удалось прочесть, я встретила только одного писателя, который пишет о чём-то подобном, хотя до конца и не осознаёт, что за тему он взял. Нашла этого автора на Проза.ру, Вланес. Его рассказ «Оранжевый свет» поразил меня, и я долго не могла понять, о чём он. Только недавно поняла, что этот рассказ – о встрече с самим собой, которая, увы, оказалась похоронами, потому что второе, сокровенное Я лирического героя умерло.
 
   С моим вторым Я этого, к счастью, не случилось, оно пока что живо и здорово. В отличие от моего первого, обыденного я, моё второе я прекрасно, совершенно, первозданно-чисто, величественно и грандиозно. Оно восседает на троне моей души, словно древнеегипетский фараон, и взять у него интервью – большая честь. Я могу поклясться своим творчеством, что оно существует, моё совершенное и прекрасное Я, и я не выдумала его. Наша встреча всё же произошла, и надеюсь, до самого конца моей физической жизни мы не расстанемся. Наоборот, пропасть между нами постепенно будет уменьшаться, и в конце концов мы сольёмся в дивной гармонии, где моё низшее Я полностью утонет и растворится в высшем.
 
   Путь к моему второму Я оказался долгим и трудным, и занял почти 26 лет. И когда мне разрешили войти в его чертоги, я была счастлива, и, подобно Шарикову из «Собачьего сердца» Булгакова, спрашивала себя: уж за что мне такая честь?! Может быть, моя бабушка с кем-то породистым подгуляла? Так или иначе, радости не было предела. До сих пор безумно дорожу им и боюсь утратить. Иначе как милостью небес нашу встречу нельзя было объяснить. Она не достигается усилием воли или накоплением положительных качеств в себе. Она просто происходит внезапно, без перехода, как куколка превращается в бабочку. Ещё вчера ты был мерзкой гусеницей ядовитого зелёного цвета, потом стал куколкой, а сегодня уже порхаешь в небе на прекрасных разноцветных крыльях…
 
   Ну а теперь и само обещанное интервью. Моё второе, прекрасное Я, конечно, не говорит, а только восседает на троне вечности, поэтому моё обычное Я будет говорить за нас двоих, немного искажая суть. Но что поделаешь, лучше такое интервью, чем никакого. Итак, начнём!
   
   Интервью с самим собой.

- Здравствуйте, прекрасный незнакомец, я ваше первое Я, глупое, несовершенное, суетливое, мелочное, агрессивное, влюбчивое, похотливое, жадное до удовольствий…
- Не продолжайте, я всё знаю. Вы не так уж и плохи, как кажетесь. Я бы не пришёл на эту встречу, будь вы были истинным мерзавцем.
- Ах, спасибо, ваше Величество! С тех пор, как вы во мне, я уже не чувствую себя мерзкой гусеницей, как раньше. Вы так прекрасны! И так разнообразны, словно каждый раз я становлюсь новой бабочкой из одной и той же гусеницы. В вашем зАмке как будто тысячи дверей, и за каждой что-то прекрасное: то блаженство, то покой, то невесомость, то чистый кайф, то величие, то великолепие, мудрость, то радость, а то и всё вместе. Я готов целыми днями бродить по этому великолепному и удивительному замку!
- Вы говорите о себе в мужском роде?
- Да, мне всегда казалось, что на небесах есть только один пол, и он скорее мужской, чем женский. Хотя слово «душа» во многих языках женского пола…
- Зато «дух» - мужского. Что же, тот самый знаменитый звук «ОМ» в восточных религиях так похож на слово «он»…
- Я бывал пару раз в Нирване. Это великолепное ощущение полной бестелесности, состояние Бога… Но мне не понравилось лишь одно: личность находится там в застывшем и неизменном состоянии, полном блаженства, но не переливающемся всеми гранями и оттенками, как здесь, на земле. Поэтому Нирвана Нирваной, но я бы не променял на неё на мою суетную жизнь в третьем измерении, где у личности столько разных граней!
- Действительно, там застывший мир, нулевое измерение, где ты теряешь самого себя. Отдаёшь душу Богу, что ли… Но ты уже не ты, а какой-то «он», вот почему там и звучит вечный звук «ОМ».
- В самом деле, я никогда не был согласен с теорией, что жизнь на земле – это всего лишь испытание, школа, пройдя которую, мы можем двигаться дальше, в прекрасную бесконечность. Мне кажется, что воплотившись в земном теле, мы постепенно теряем своё божественное Я, и оттого становимся слабыми, несчастными и злыми. Вот тогда мы и начинаем духовные поиски, изучаем религии и философии. На самом деле мы лишь хотим заново обрести своё божественное Я, и никакие уроки жизни здесь ни при чём. Мы лишь хотим преодолеть разлуку, и из гусеницы снова превратиться в бабочку.
- Ты прав, - можно на ты? – В природе гусеница превращается в куколку, а потом в бабочку, а в истории людей всё наоборот: они из бабочек постепенно превращаются сначала в куколок, а потом в гусениц. В древности было так много бабочек, и они порхали повсюду. Люди не знают об этом, они думают, что вначале была дикость. Но это не так.

   Бог сказал Слово, и с его уст слетели бабочки!Они заселили райский мир, и долгое время порхали с цветка на цветок. Вначале были самые редкие и красивые созданья, но время шло, и с небес стали слетать бабочки попроще. Люди забыли правду о том времени, и они думают, что по их дикой планете ползали лишь мерзкие примитивные гусеницы трёх рас: белой, чёрной и жёлтой. (Здесь моё второе Я замолчало, словно вспоминая то благое время рая, когда люди были прекрасны и свободны, словно порхающие бабочки).
 
   Потом случилось грехопадение, и бабочки превратились в куколок. Язычество – это куколки. Они были ещё не такими мерзкими, как гусеницы, в них еще была духовная суть. Порою, чтобы поднять людей над животным началом, в мир приходили прекрасные люди-бабочки: Авраам, Будда, Христос и другие основатели религий, и обещали смертным куколкам превращение в бессмертных бабочек после жизни, в другом мире, который называется Нирвана или рай. Бабочки рая, бабочки Нирваны… Честно говоря, это миф. Никто не порхает по небесам на крыльях собственной личности, там все словно мотыльки, застывшие в капле янтаря. Там жизнь без личности и личность без жизни, вот почему и говорят, что Нирвана – это и вечная жизнь, и вечная смерть. Если твоя личность застыла в одной позе, это всё равно что она умерла.
 
   Однако только эти бабочки и вдохновляли грешников подниматься над собой и тянуться к небесам!..
 
   Но потом гусеницы всё же победили. Они расползлись повсюду, пожирая листья с древа жизни. Теперь их так много, что и листьев на великом древе почти не осталось… Доедят последний лист – и миру конец. (Здесь моё первое Я вспомнило, как в детстве давило гусениц безо всякой причины, просто потому что они мерзкие).
- Скажи, - можно на ты? – Скажи мне, в каждом ли заключена бабочка как его второе я, и каждого можно призывать к встрече с самим собой?
- В переносном смысле каждое Я божественно, но бабочка скрыта, увы, далеко не в каждом. Однако, ища бабочку, они могут наткнуться хотя бы на куколку. В истории было много просветлённых и даже святых, и все же не было ни одного живого божества. Бабочки – это ожившие божества, и их очень мало. Куколок гораздо больше, и это различные святые и просветлённые. Ты не пошёл по проторенной дороге, где целью многих является превращение в куколку. Ты пошёл по узкой тропе, на которой превращаются в бабочек!
- Я всегда это чувствовал: проторенные тропы не для меня. Но знаешь, мне до сих пор кажется, что ты нашёл меня случайно, или я нашёл тебя… Ведь мы могли и не встретиться, не так ли?..
- Мы встречались с тобой 26 лет назад, когда ты был студентом и изучал философию в университете. В тот год ты понял, что изучаешь философию гусениц и куколок, но не философию бабочек. Ты написал диплом, который никто не понял, да и сам ты тогда всё только понимал, но ничего ещё не прочувствовал. Чтобы ты не только понял нашу философию, философию бабочек, ты прожил эти 26 лет, продвигаясь ко мне с мучениями и вслепую. Почему я оставил тебя на заре твоих поисков, и зачем я как бы отвернулся от тебя? (Пауза).

- Не знаю… наверное, я был слишком молод, и всё отвлекало: люди, путешествия, желания карьеры, красота противоположного пола, творчество… Честно говоря, во всём, кроме творчества, я разочаровался. Не то чтобы я ожидал людей и путешествий чего-то большего, но моя душа постепенно утратила к ним интерес. Вот и тело постарело за эти 26 лет, и люди отвернулись от меня, так как, выпадая из поля зрения инстинкта размножения, человек  становится бесполым, и большинству особей неинтересным.
- Правильно, ты был слишком молод, и у тебя было много желаний. Познать, дерзать, приносить пользу другим… Ха-ха-ха! Гусеница может приносить благо только гусеницам! Все эти 26 лет ты медленно превращался из гусеницы сначала в куколку, а потом их куколки в бабочку.
- Честно говоря, на исходе 26 года я чуть не повесился от тоски, изолированный от общества гусениц в своем белом коконе. За это время все окружающие меня гусеницы сделали карьеру, написали книги, родили детей, съезд или в Европу. Они мирно и уверенно ползли в тихий рай для гусениц… А я как был в своём одиноком коконе, так и остался: без денег, без карьеры, без семьи и без путешествий. Теперь-то я понимаю, что всё эти деньги, карьера и семьи, созданные гусеницами, не принесли бы мне счастья, и всё это стало для меня безразличным. Но, скажу честно, если бы ты вовремя не пришёл бы ко мне, я бы задохнулся в своём одиноком коконе! Спасибо, что ты вовремя сжалился надо мной!
- Не стоит благодарить, - сказала бабочка, нежно пощекотав меня нежными усиками. – Нам ещё так о многом нужно поговорить… Но сейчас мне пора лететь, поэтому, поговорим потом!
 
   На этом моё первое интервью с самим собой обрывается, но я надеюсь, что будут и последующие. Думаю, что вы не упрекнёте меня в высокомерии: неприметную куколку, которая скромно затерялась среди ветвей дерева жизни. Гусениц здесь гораздо больше, чем куколок, а куколок во много раз больше, чем бабочек. Но дорога ни перед кем не закрыта: стоит только сойти с проторенной дороги, по которой в рай или в Нирвану дружным строем ползут гусеницы, как вы найдёте собственную дорогу, где в конце пути куколки превращаются в прекрасных бабочек…


Рецензии