Мой пёс

Однажды мы с собакой часа в 2 ночи оказались в Куусамо и решили переночевать в самом дешевом кемпинге. Я зашел в будку, где принимают гостей, и постучал о стену. Из-за стойки поднялся заспанный дед в "семейках" и вопросительно на меня поглядел. Я сказал по-английски, что нам нужен самый простой летний домик для ночлега. Дед, смущенно, непонимающе, улыбался. Я напряг все свое знание финского и повторил, что желать дом, спать, один дня, что меня двое и один собака. Дед закивал и спросил, спокойная ли собака. Я ответил, что самая из нас спокойная.

Дед кивнул, взял 15 евро и пошел показывать свободный дом. Мы медленно ехали за ним в машине. Кемпинг был полон, люди спали. Финляндия после 20:00 вымирает.

А потом мы остановились. Я выпустил пса, он сунул нос в ближайший куст, там, оказалось, сидел заяц. И пес с диким визгом погнал зайца вдаль. Заяц менял направление, пес не отставал. В конце концов он загнал зайца под сауну на кирпичных сваях и стал его держать, то есть, не выпускать. Пес рычал и скулил, из пасти пошла пена. Я п

ытался его поймать, но он не давался. Пришлось залезать под сауну и тащить за хвост, а потом уносить и успокаивать.

Дед, глядя на это, вдруг захохотал.

Когда мы встали утром, пес первым делом ринулся искать зайца по старым следам. Дед шел по дорожке, проводил собаку добрым взглядом, а мне сказал: - Хорошая собака. Охотник. Я сказал, что мы уезжаем. А дед сказал, что у нас еще оплачено аж до 2-х ночи. Сказал, чтоб не спешили, что много зайцев, а в озере, в том, что за перелеском - берет форель. А еще можно и сауну затопить. И гриль - сосиски жарить - бесплатно.

Но нам надо было ехать.

***

Похоже, что самой лучшей пищей мой пёс считает щучье мясо.

Когда собаке было года три, мы однажды оказались в глухом бобрятнике, в Карелии, и нам пришлось там ночевать. Не было ни спальников, ни палатки, ни - даже соли. Были только костер и пойманная щука. Мы сварили щуку в пустой воде и вместе съели. А потом легли спать в лапнике перед красными углями, под редким дождем. Пёс жался ко мне всю ночь, плохо спал, открывал глаза и рычал в темень.

После той ночевки, я заметил, - он изменился: стал меньше играть с другими собаками, совершенно перестал от меня отходить.

А потом мы ходили на Шардонский Архипелаг в Онеге. И перед Большим Штормом, через который мы, спасибо, прошли, ночевали на острове Гадючий. И мы, люди, съели всего печёного окуня, которого было много, а для щуки сил не хватило. Мы оставили щурятину в решетке, подвесили на дереве и улеглись спать в палатке. Но пёс отказался спать. Он скулил, стоя перед матерчатой дверью, просился наружу. Я поднялся, преодолев сон, снял с дерева решетку и, сидя у тлеющей головешки, чистил щучье мясо от костей, совал собаке в пасть. Пёс ждал пока я выброшу чешую и кости, когда дам ему комок рыбьего мяса.

И глаза у него горели. И эти глаза были полны преданности, и благодарности, и дикого чувства воли, и страха перед ночью и ветром, который, глубже в ночь, принимался все свирепее перед Штормом. А в уголках его раскосых собачьих глаз горел тот самый, тихий до поры, уголёк, который предупреждает чужаков, что мясо - это мясо, что это наша с ним добыча, и что мы делим мясо в своем кругу, что не думайте, что вас мы тоже ждем.

***

Оставил собаку на сутки деду, отцу жены. Пес сутки пролежал на коврике перед входной дверью. Когда пришел его забирать, он сначала не узнал и зарычал, потом почувствовал запах и с визгом завертелся волчком, поджав хвост.

Сейчас лежит и смотрит на меня, не отрываясь. Я не смотрю на него, потому что, если посмотреть, он бросается лизать. Приходится зажимать рот и закрывать руками, - пытается языком в рот залезть. Подставляю ухо, - его тоже устраивает.

***

Все собаки в жару мучаются, особенно короткомордые. Это оттого, что у них нет потных желез. Охлаждаются они исключительно дыханием и, чем длиннее морда - тем лучше система охлаждения. Гоняют, короче, ветер через себя.

Тяжело видеть, как в городе мой пес, если жара, вешает хвост, лениво плетется. А вот, когда мы идем в лес, не беру для него воды и вообще не особо за него переживаю. Пес в лесу сразу пропадает, через некоторое время появляется - веселый и мокрый. Как-то раз видел с холма, что он прыгает на мху, выколачивая из него воду, лижет мох, потом валяется. Понял - его стихия, разберется сам.

А еще - собака, шерсть собачья и пасть, если вернулись из леса, пахнет елками, травой, брусникой. Вечером, бывает, выпьешь, и закуска не нужна - взял собаку, обнял, понюхал - и хорошо.

***

Мой пёс засиделся в городе и каждое утро таскает меня через дорогу к усадьбе Орловых-Денисовых. Там есть пруд, в котором мужики ловят щук и карасей, но он цветёт. Местные здесь собираются на шашлык и бухать, а девки любят загорать на берегу, расстелив полотенца на травке, которую, правду сказать, исправно косят.

А кобеля сюда влекут крысы. Никто не догадывается, как здесь много крыс. Но пса не проведешь. Он прочесывает сначала траву вдоль берега, затем - на втором круге, вынюхивает под корягами, на тетьем - начинает копать. Лает, если чует, грызёт корни. Когда подбирается совсем близко - визжит. Обычно крысы, когда собака их прижмёт, ныряют и, проплыв под водой метра три-четыре, смотрят из-за кувшинок, как безуспешно собака мечется по воде.

После каждой прогулки пса приходится мыть. С него течет черная, вонючая тина. Жена ругает нас, что мы туда ходим, но мне жалко собаку - постоянно туда тащит, не может без этого.

Сегодня вечером позвонила жена:
- Я пришла домой...
- И?
- И на моем любимом белом одеяле лежит твой кобель, а на носу у него сидит огромная блоха.
- Сфотографируй. Я вечером выложу. Блоху поймай и убей. Еще сходи, купи средство от блох и клещей, приеду - намажем холку, они все сдохнут. А если не сдохнут - уйдут.
- Свиньи, - сказала. И трубку повесила.

А я подумал, что, будь я собакой, на мне, может, еще и больше блох было бы. И пожирней.

И вообще-то мне больше досталось, чем собаке.

***

Позавчера, рано утром, пёс меня разбудил и попросил, чтобы я его посадил на подоконник. Долго и молча смотрел он в окно, нюхал воздух сквозь щель. Там, за окном, моросил дождь, несло сухие листья, полз первый осенний холод.

А потом пёс, когда слез, как отрезало, перестал прыгать и вставать на задние лапы. Начал просить, чтобы его сажали на диван, и, чтобы снимали. Перестал брать печенье, опираясь на задние лапы, перестал подбрасывать резиновую курицу. Лёг на коврик под столом, замер.

У него в прошлом году, примерно в это время, отказали задние лапы из-за позвоночника. Врачи запретили двигаться. Я три недели с ним лежал. Выносил на улицу четыре раза в день. И запрещал шевелиться.

Когда пёс замер под столом, мы все, вся семья, начали переживать, что повторяется прошлогодняя история, но на прогулках все симптомы пропадали: чесал уши задними лапами, задирал лапы выше головы, поливая кусты, прыгал через заборы, только же возвращался домой - задние лапы будто исчезали.

Сегодня я решил разыграть собаку за завтраком: взял печенье в рот и стал дразнить. Пёс сначала просто лаял, опасаясь прыгать, но недолго - не выдержал, сиганул вверх, выхватил печенье изо рта. Когда потом попросил, чтобы я посадил его на диван, я сказал: - Сам залезай. И он осторожно залез.

Теперь думаю, - просто почуял кобель осень. Вспомнил, что с ним было прошлой осенью. Подумал, - осенью прыгать нельзя.

В голове всё это было.

Со мной такое тоже бывает.

***

Если кому интересно, в Финляндии разрешены праворульные машины. В почтовой службе. Чтобы почтальону удобно было почту в ящик кидать с водительского места. А ещё, ящики обычно все одинаковые, без номеров и табличек, но почта приходит по адресу, потому что почтальон всё обо всех и обо всём знает. Ящики должны стоять рядком у дороги вдоль хутора. Можно повесить свой ящик отдельно, прямо у входа в дом, но только если вам 75 лет, не меньше. И с разрешения почты. Сосед недавно перевесил ящик на стену дома. Ему 85. Утром заглянул к нему, печку разжёг. Взял волокушу, поленьев привёз из сарая. Дверь в сарае еле открыл - снегом завалило. Дед пошёл в спальню, принёс бутылку Коскенкорвы, налил мне и себе в кофейные чашки. Тепло стало. Собрался я собаку выгуливать. Но пёс спёр полено из сарая пока я водку пил и рванул домой. Если он чего-то спёр ценное, всегда домой тащит сразу же. Даже прогулка ему не нужна. Тем более, что мороз лютый.


Рецензии
А порода собаки какая? Впрочем, разве это важно, если это лучший друг! Я написала несколько миниатюр с таким же названием, что и у Вас. А как еще назвать, если это "МОЙ ПЕС".
С уважением, Натали

Натали Будилова   15.06.2018 14:42     Заявить о нарушении