Сущности Алтын-Орды

Сегодня (11.08.2016) по необходимости устроения 40 дневных поминок заезжал на рынок Алтын-Орда. Пока все также тросточкой по причине известной вам перенесенной мною травмы.
Сущностей там насмотрелся. Будто они там все на работе. Все-таки необустроенность и межкультурная канава, обрамляющая рынок и заходящая на него, притягивает их.
Припарковал машину рядом с бойней.
Шаркаю в сторону мясного павильона.
Мне на встречу, выписывая кружева между машин и тележек, также шаркая, шал* с тростью, с нереально большой черной сумкой, в которую туша барана войдет и еще на полтуши останется. Очки у старика как телескопы. Сам лет восьмидесяти, кожа восковая. Завидев меня большого, неспешно шкандыляющего, он начал было расспрашивать что, да почему с ногой. Я поздоровался и отшутился про бандитскую пулю, не останавливаясь (если так можно назвать мой почти нулевой шаг). Не было у меня времени тратить на показное уважение и на сказку типа "А это дом, который построил Джек, а это - птица синица, которая ловко ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится...". Не резон.
Я извинился и двинул дальше. Шал мне что-то прошамкал недоброе в след.
Я, перейдя дорогу, подумав немного, развернулся и двинул в сторону оптовых рядов по курсу следования шала. Краем глаза смотрю за ним. А по-ходу мысль: "Да не должен он здесь быть один, просто не может. Состояние его и возраст никак не позволительны для таких вылазок".
А шал рассмотрев туши баранов, направился внутрь бойни.
Когда я дошел до оптовых рядов с крюками увешанными кониной, шал будто растворился. Меня обступили мясники и их женщины. Все в замызганных белых спецовках. Цена для кАзы** на ребрах меня устроила. Левая половина ребер еще раз поделенная на половину грозилась выйти на 9-10 кг и на 12-15 тысяч тенге вместе с кишками и карта. Когда подошли к весам, то вся эта масса вытянула, по заявлению жены мясника, на 39000тг. Подняв ребра одной рукой я понял, что меня просто собираются разуть. Я помню, сколько весят мои 20 килограммовые гантели. В моем болезненном состоянии это почти неподъемная масса. Тут же их "22 кг" я поднял словно табуретку. Раскланялся, улыбнулся и ушел от этих прощелыг.
Захожу с дороги в ворота, которые предваряют розничный мясной павильон. Хромаю. Привлекаю внимание всех не только хромотой, но и кислотно-оранжевыми шортами.
Одна мамаша специально остановила своего трех-четырех летнего отпрыска и указала ему на мою перебинтованную ногу: "Караш, тез караш!***". И он уставился в запятнанный бетадином бинт. Будто увидел дырку откуда сочится живая сила. Напился ею и в трансе завис. Этого мига ему хватило - захватить цель и взять свое.
Я тем временем, добрался до павильона и взял сколько надо кАзы - три увесистых кольца мне сделали за 11000тг. Столько, сколько я и рассчитывал потратить.
Далее я опять добрался до машины, загрузил в багажник бытовую тележку (я хожу с ней, чтобы не таскать на себе тяжести) и поехал метров сто пятьдесят, вниз к овощному рынку. Там набрал что надо а пока рассчитывался, со спины подошла выше среднего роста девица в трико с коляской, в которой летаргическим сном спал младенец.
Она постучала меня по левому плечу: "Агатай****, дайте денег на пропитание ребенку", - попросила она.
"Казыр*****", - ответил я и тут у меня упала трость и я неловко попытался ее поднять. Девица, увидев, что я не совсем здоров отшатнулась и, мучимая какими-то сомнениями, пошла дальше своей дорогой.
Все что нужно куплено и я направляюсь к выходу с овощного ряда. перед киш-мишным****** заключительным рядом есть шашлычные с шалманами******* по обеим сторонам. Там же и плов в казанах, там же и жаренный сазан и т.д. и т.п.
я остановился взять шашлыка с собой, прям на проходе изгибаюсь, чтобы перенести вес на здоровую ногу. поваренок мне предложил стул, я и не отказался.
Сидя на узком проходе можно наблюдать всякие лица. Алтын-Орда - это земля обетованная для чимкентских и наманганских, ферганских, андижанских и прочих узбеков, таджиков и каракалпаков.
Владельцами заведений или торговых точек их трудно назвать. Чаще всего они в лучшем случае арендаторы или миноритарные партнеры предприимчивых и разводящих южных или алматинских областных казахов. Однако, даже в "позиции снизу" узбеки, каракалпаки и таджики находят для себя роскошные возможности по сравнению с перенасыщенным рынком услуг их родины. Кроме того, такие шалманы не только территория для финансового маневрирования, но и клубы для их соотечественников.
Пока я вялился в ожидании, узбекские кудесники восточного фаст-фуда рассматривали мои шрамы на голове, которую я выбреваю наголо и раздувшуюся мою ногу. А одна женщина из люли******** подошла к шеф-повару и что-то у него расспрашивала на не знакомом мне языке. Подозреваю, что это был один из диалектов узбекского таджикского. У меня сложилось впечатление, что чёс********* был обо мне.
Я направился к машине. У нее я встретил ту девицу с коляской и младенцем в вечном отрубе с одной стороны, и ту люли с другой. Девице я дал копеечку и она довольная ушла. Люли присела мне на уши и я, забравшись уже в салон машины, слушал ее сбивчивый рассказ об испытаниях и терниях людей, которым выпадают трудности и опасности. Мне слушать это с ноющей ногой особо не хотелось, но и грубить ей я тоже не имел намерения. поэтому я сгреб половину мелочуги из того, что лежало на панели и отдал ей, дав тем самым понять, что сеанс доброты и свободных ушей окончен. Она не унималась. Обошла машину и с пасажирского сиденья попыталась сесть.
"Убери свой кошелек на заднее сиденье!", - потребовала она, проводя разведку боем.
Я ей все так же вежливо дал понять, что это не кошелек, а сумка с вещами, а также сказал что садиться сюда не стоит, т.к. сейчас это место будет занято родными людьми.
Она, разочарованная в том, что не угадала, где у меня деньги, отстранилась, но пролезла в то же левое окно, не забывая на смеси тюркских наречий обосновывать то, что для борьбы со злыми силами нужны пожертвования. Я ей собрал остальную половину копеек. Только для того, чтобы не слушать ту схему по которой от имени "отцов русской демократии" деятели в любом обличье, в штанах или в юбках разводят простаков.
Но, не тут то было!
"Нет", - сказала она. Мне этих денег не нужно, отдавая мне назад мелочь.
"Это вообще не мне! Это нужно отнести в святое место и провести ритуал. И на это нужно не менее екi мын тенге!**********", - констатировала она. Я ее ладонь с моими копейками свернул обратно и подвинул ее руку к ней.
"Вот дай мне свою ладонь, подними свой большой палец!", - попросила она. Я дал ей возможность продолжить. Она достала белую веревочку из пяти-шести ниточек, обвязала мне палец и сделала несколько узелков концами. Получилась этакая петелька с надежными узелками.
Потом она сняла эту петельку и вложила (!) ее в мою правую ладонь, продолжая на тюркско-арабской смеси взывать к высшим силам. Через минуту она как бы невзначай обратила внимание на сжатую ладонь: "А теперь можешь ее раскрыть".
Я ее раскрыл и... О чудо! Петелька опять без узелков!
"Вот видишь! Теперь ты понимаешь, что нужен ритуал?! И твои 2000 тенге этому помогут", - вернулась она к все тому же "парабеллуму".
Но тут мне стало совсем скучно и нога стала ныть еще больше.
Я просто сказал, что больше мне не до этого и мне нужно двигаться дальше.
В итоге, я через полчаса был уже в Узынагаше***********. Нога моя распухла и ходить на ней стало труднее чем раньше. И сущности эти меня утомили своей разнообразной алчностью.

* Шал - Старик
** Казы - бесподобно вкусная варенная колбаса из конского мяса с ребер. В данном случае полуфабрикат - ребра с мясом, которые нужно разрезать на полоски и набить ими кишку. Казы можно набивать вместе с реберной костью. Для надлежащего вкуса полоску мяса смазывают концентрированной смесью отжатого чеснока, черного молотого перца и соли в избытке. При варке любой избыток нивелируется и уходит в бульон. Варка длится не менее четырех часов.
При произношении "казы" ударение делается на первый слог
*** "Караш, тез караш!" - "Смотри, быстро смотри!"
**** Агатай - дядя
***** Казыр - сейчас
****** Киш-миш - черный сушенный виноград. "Киш-мишные ряды" - традиционные торговые точки, где продаются восточные сухофрукты и орехи.
******* Шалман - точка центрально-азиатского общепита
******** Люли - центрально-азиатские цыгане
********* Чёс - разговор (от жаргонного "чесать")
********** Екi мын тенге - Две тысяче тенге
*********** Село Узынагаш - районный центр Жамбыльского района Алматинской области


Рецензии