М. А. Куртышева Человек - это Вселенная

Мы разменяли второе десятилетие ХХ1 века – хватает ли нам времени, чтобы, замедлив наш ставший уже привычным, а значит, и зачастую  неосознаваемым, «забег» на длинные и короткие  дистанции, хотя бы иногда, изредка, остановиться и спросить себя?  А куда мы, собственно бежим? Вот, помнится,  лет тридцать назад в ходу были  такие формулировки: «гонка за лидером», «бег от инфаркта», масса популярных слоганов для тренировки на беговых тренажерах под общим лозунгом «Время, вперед!». 
     Спешат на работу на всех видах транспорта взрослые, бегут, еле поспевая за ними запыхавшиеся дети, подростки и молодежь… Научно-технический прогресс твердо стоит на страже коммерционализации: «Не тормози – сникерсни!», «НЕ дай себе засохнуть!», «Не окажись в аутсайдерах!».
     Чтобы успеть и смочь полноценно и с удовольствием потребить все возможные и невозможные блага цивилизации, хочешь – не хочешь, приходится ускоряться. Иначе рискуешь просто оказаться сбитым с ног теми или иными обстоятельствами. Пресловутые ежедневные  транспортные пробки на передовых философски-психологических тренингах теперь зачастую предлагается воспринимать как «счастье» просто постоять, никуда не двигаясь, научившись быть спокойными «несмотря ни на что», заодно и повторить очередную новомодную практику «Я не здесь!» или «Это – не со мной!»…
     Нас так сильно запугивали последние десятилетия тезисами о скором контрнаступлении эпохи «роботов – гуманоидов», «злобных» пришельцев и «тайно» чипизированных  наивно-доверчивых землян,  что мы как-то ненароком пропустили ключевой момент нашей массовой  «роботизации по собственному желанию», заметить и обнаружить которую  в самом себе или в окружающих  нас людях не так-то просто.
     Впервые научному анализу феномен «транссенции» (быстротечности, неуправляемого, спонтанного  «ускорения»  жизни, событий и обстоятельств) подверг Э.Тоффлер еще в 70- годы ХХ века. В одной из своих книг «Футурошок» он описывал этот феномен как снежный ком, остановить рост которого со временем станет просто невозможным, если человечество не задумается о его происхождении и не примет меры для его преодоления в ближайшие сроки. Но… прошло почти полвека, а …ком и ныне там, здесь, повсюду. И он продолжает стремительно расти.
     Чем же мы все уже расплачиваемся за это ускорение  и чем оно грозит нам в ближайшем будущем? Факты налицо. Поскольку мы уже живем не в одной, как было во время обнаружения  Э. Тоффлером  данного феномена, а одновременно в двух реальностях – обыкновенной и виртуальной – то процессы самоанализа и самоидентификации каждого из нас становятся сложнее на несколько порядков. И, чтобы хоть как-то приступить к выявлению и активному осознаванию происходящего с нами на наших глазах, обратимся к некоторым процессам трансформации личного и общественного сознания в последние десятилетия.
        Самое время задать себе вопрос -  «quo vadis»?  Куда идешь, Человек?
Есть такой метод в психологии – «включенное наблюдение». Мы превратились в «наблюдателей», «регистраторов», «участников шоу в режиме он-лайн»… В кого угодно, только не в САМИХ СЕБЯ. Нам некогда, да вроде и ни к чему, посмотреть на себя, попытаться проанализировать если не поведение себя в будущем, то хотя бы в недавнем прошлом или в настоящий момент. Мы застываем перед вечно горящим экраном (ТВ, наружной движущейся рекламы, компьютера, планшета, телефона и пр.) с намертво закрепившимся условным рефлексом всматривания, мешающим видеть что-либо, происходящее вне экрана. Немецкий врач и психолог Райнер Пацлав в своей блестящей книге «Застывший взгляд» еще в начале 2000-х писал об огромной опасности, особенно для детей и подростков, оказаться в положении «автомата», фактически исполняющего «приказы» с экрана. При этом автор детально проанализировал колоссальный ущерб общему психофизическому здоровью детей при постоянном «наблюдательном» режиме у экрана любого типа и вида.
     Однако, сегодня уже можно констатировать, что нарушение ритма, уровня и координации психофизических процессов у «экранного» поколения, не является единственным следствием «экранизации» сознания человека. Есть еще один важный момент, о котором мало говорят. Речь идет о неосознаваемых процессах «саморастворения», слияния с «картинкой», в которой присутствуем. Дело в  том, что «картинка» (которую визуально наблюдаем, или которую воображаем в сознании, т.н. пострефлексия) имеет силу воздействия на сознание человека и может перестраивать его по законам, до сих пор не исследованным нами. Так выстраиваются зависимости при работе с визуальными образами, меняющими наше сознание.
     Мы вступаем в эпоху невероятных скоростей восприятия и работы с Информацией, создания сверх-технологий, влияющих и опосредующих сознание абсолютно неподготовленными и практически беззащитными перед молохом Его Величества ОБРАЗА. Если ребенок с самого раннего детства не научится адекватно, правильно работать с «океаном образов» в цивилизации визуализации, то возникает реальная опасность для роста и совершенствования его самосознания. Если родители, школа, общество не займется вопросами психологического сопровождения детства в условиях информационной революции, последствия могут стать непредсказуемыми. Еще В.М.Бехтерев указывал на возможность «эпидемий психического возбуждения» и необходимость исследования мощи психической энергии как таковой. В70-х годах физиолог М.М.Хананишвили писал о возникновении «информационных»  неврозов как веяния времени.
        Но сначала припомним громкие и явственные Предупреждения Учителей Человечества, неустанно и во все времена транслирующих всем нам   реальные альтернативы в формировании Человека эволюционирующего и Человека «бегущего в никуда». В первой половине века ХХ-го  Е.И.Рерих  писала  с болью и огромной надеждой:
     «Время, переживаемое нашим земным человечеством, есть время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом…» (Письма Е.И.Рерих, т.1, с.248). Грозные диагнозы ставили Учителя нам, людям:
     «Человечество болеет отсутствием самодисциплины и хаотичностью мышления (Письма Е.И.Рерих, т.2, с.143), но...   «Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди утеряют  доверие, привыкнут изощряться во взаимном предательстве, приучатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате. Ко всем безумиям присоединится еще одно самое постыдное:  опять возгорится борьба между мужским и женским началами…. В этих судорогах будет извращаться молодое поколение.»  (Письма  Е.И.Рерих , т.2, с. 568).
     Разве не одну из сторон сегодняшней действительности нашего бытия имела в виду Елена Ивановна Рерих, описывая состояние и ставя точный диагноз определенным кругам людей и в целом общественному сознанию?
Учителя предупреждали о роли и значении «искусства  р а з л и ч е н и я», без овладения которым невозможно будет сохранить психическое здоровье и самообладание в новую эпоху.
     Какие обстоятельства вызывают подобные социально-психологические и нравственные феномены сегодняшнего человеческого общежития, подводя всех нас к опасной черте самозабытья  и самолюбования? Наше  массовое духовное «селфи» обретает невиданный  размах… Но, изучая себя в «зеркалах», нам не с чем сравнить свой собственный уровень развития. У нас просто нет «образца», кроме как модных  и быстро устаревающих тенденций.  Почему же молчит отечественная наука о современном духовном  статусе Человека и его сознания, вопреки накопленному не за одно столетие обширному и уникальному научно-практическому исследовательскому материалу об эволюции сознания человека и универсальной  природе его психической энергии?
     Но замалчивать происходящие на наших глазах видимые перемены в личном и общественном сознании мы просто уже не можем. Слишком много появилось  в наше время эпифеноменов в сферах общения, коммуникации, организации коллективов,  а главное – в сферах Воспитания и Образования молодого поколения. Не случайно именно последние все чаще и чаще трактуются сегодня как сферы национальной безопасности государства и основа социально-экономического развития в ближайшем будущем нашей страны. И даже не в «средне-срочной перспективе», а, что называется, на завтра…
     И, как принято говорить, « в поисках чудесного»,  обратимся к не столь уж отдаленным периодам развития нашей, отечественной науки о Человеке хотя бы не далее столетней давности. 
     В работе «Психологические заметки о первоначальном  воспитании и обучении», изданной в Москве в 1876 году для учащихся женской учительской Семинарии, говорится об обязательном следовании основным законам, по которым неизбежно совершается духовное развитие человека. Основная цель умственного развития ребенка трактуется как «возбуждение и укрепление познавательных способностей», развитие глубокого интереса к наблюдению живой Природы, естественно-природных явлений, к познанию природы самого Человека и его духовной и психической жизни.
      На чем стояла российская психология воспитания в конце Х1Х - начале ХХ века?  "Человек как предмет воспитания" К.Д.Ушинского и его заветы будущим поколениям.  А.Радищев о природном и приобретенном развитии души ребенка и сферы его чувств. Физиолог и психолог В.М.Сеченов о необходимых периодах развития и созревания психики человека в раннем возрасте и их роли в период взрослости. Открытия российских ученых в  психологии образования и воспитания: Н.Ланге, Н.Грот, И.Сикорский, А.Лазурский и многие другие. Вторая в Европе и первая в России экспериментально-психологическая лаборатория всемирно известного ученого, академика  В.М.Бехтерева и создание им  в Петербурге в начале ХХ века единственной в мире системы комплексного изучения детства. Продолжение  научных исследований в Петербургской – Ленинградской научной школе на базе Психоневрологического Института, в дальнейшем – Института мозга учеником и последователем  В.М.Бехтерева  академиком  Б.Г.Ананьевым.  Его книга "Человек как предмет познания"  - мост между Прошлым и Будущим в психологии воспитания. Во время жизни и деятельности Б.Г.Ананьева его коллеги из самого широкого круга научных психологических Школ как в России, так и за рубежом,  признавали перспективность и истинную актуальность направлений его исследований в области науки о Человеке, названной им горизонтами «Синтетического человекознания», относя на полвека вперед!
     «В самом ближайшем будущем, - писал Б.Г.Ананьев в 1968-м  году, - …ассоциация наук, образующих систему человекознания, станет важным фактором прогресса научного знания и общественного развития.» (Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания, изд.ЛГУ, 1968 г., с.335). Он постулировал, что философское обобщение знаний о человеке ведет к дальнейшей интеграции всех научных дисциплин, разовьет и усилит обширные междисциплинарные связи между всеми областями научного знания. В его научной риторике всегда присутствовали слова: «Человек – это Вселенная!».
     В те годы сопоставление таких терминов как «синтетическое» и «человекознание»  казалось необычным и даже недоказуемым. Б.Г.Ананьев ввел в науку психологию новые научные дисциплины – такие как онтопсихология, дифференциальная психофизиология и антропология, психология индивидуальности, акмеология и др. Говоря о будущем психологии он говорил о ней как о главном центре союза или системы всех  наук, представляющих собой особый конгломерат – Большие системы знания. В этом явно прослеживается связь теоретического тезауруса Б.Г.Ананьева  со взглядами его учителя В.М.Бехтерева.
     Известно, что В.М.Бехтерев рассматривал Человека и Социум как части Универсума, выходящего за пределы любого ныне существующего научного знания.  В труде «Избранные проблемы социальной психологии» В.М.Бехтерев дал объемный анализ и представление о взаимосвязях социальной психологии с объективными законами научного знания: «основные принципы или законы надорганического  мира в объективном его изучении суть те же, что и законы органического и неорганического мира» («Об основных законах мира в связи с рассмотрением социальной жизни  с точки зрения рефлексологии»: К учению об едином мировом процессе.//Вопросы изучения и воспитания личности. 1920, №2, с.171-204;) – Цитир.по: Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., «Наука»,1994 г., с.192.
     Рассматривая  такие универсальные законы как «Закон сохранения энергии», «Закон тяготения», «Закон отталкивания», «Закон противодействия равного действию», «Закон подобия», «Закон периодичности и ритма», Закон рассеивания энергии или энтропии» и другие на примерах и детальнейшем описании жизни конкретной личности, производственного коллектива  или населения целой страны, В.М.Бехтерев выводил глубинные взаимосвязи и закономерности между надорганическим, органическим и неорганическим мирами.  Тем самым было утверждено подобие структур индивида, личности и коллектива объективным законам формообразования в органическом и неорганическом мирах. Объединяющим фактором здесь выступает понятие единой и универсальной ЭНЕРГИИ. А Человек рассматривается  как элемент Космической эволюции, живущий и развивающийся  строго по ее непреложным и объективным законам.
     В трудах Учителей Агни-Йоги  мы находим перечень объективных законов, вечных и несотворенных, приведенных в движение в Вечности, среди которых выделен закон Гармонии как Единый Закон Эволюции Космоса. Учителя рассматривают  такие законы как                Закон аналогии, Закон бытия, Закон Гармонии, Закон двойственности, Закон дифференциации, Закон Жертвы, Закон кармы, Закон Магнита, Закон ритма, Закон соизмеримости, Закон соответствия, Закон творчества жизни  и др.… (ПП, 98-100). Можно провести объективные параллели между законами Учения и мировыми законами, описанными В.М.Бехтеревым в его трудах начала ХХ века. Эти материалы еще ждут своих пытливых исследователей, что и было заповедано Учителями. Напомним, В.М.Бехтерев и Б.Г.Ананьев  всеми своими исследованиями подтверждали, что Человек – это Вселенная. Учителя Агни-Йоги , считая  Человека как «воспроизведении Универсума», напоминают нам всем о необходимости изучать Человека в лоне всех существующих наук, тем самым продвигаясь в понимании законов вселенной, ее микро- и Макрокосма.
     Исследование Человека неразрывно связано с основополагающими мировыми законами. Одним из важнейших понятий в Учении является понятие Психической Энергии, которая «… есть ВСЕ… как энергия всеначальная есть та энергия, которая лежит в основании проявления Мира… Устремление к усовершенствованию качества  всегда и во всем есть наикратчайший путь для развития и утончения психической энергии». (Письма Е.И.Рерих, том 2 , с.364).  В противовес  некоторым тенденциям, представляющим в современной психологической науке нечто подобное давнишним взглядам французских материалистов о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь», в Учении находим противоположное: «Мысль – главный рычаг мироздания. Мысль есть двигатель Мира. Сила мысли, осиянной любовью – беспредельна.» ( Е.И.Рерих. У порога  нового мира .,с. 319, М., 2000 г.).
     Любые «научные» попытки вернуть сегодня представление о Человеке, Мысли, Психической энергии в лоно вульгарных, варварских взглядов абсолютно бесплодны, хотя и все еще вносят сегодня губительный вклад в воспитание и образование молодого поколения. Надо решительно противопоставить подобным  измышлениям и попыткам вернуть развитие Наук о Человеке в лоно вульгарного материализма  всю мощь имеющегося  у нас Живого наследия Учителей и ценнейшего фонда отечественных научных школ.
     Уже устоялось в общественном сознании, хотя и не принято окончательно научными кругами положение о том, что сегодняшнее поколение детей, подростков, юношества и молодежи обладает новыми уровнями сознания, проявляющимися в раннем раскрытии талантов и способностей, в сердечной щедрости, в огромной тяге к наиболее раннему осознанию основных Смыслов – Жизни, Любви и Деятельности. Это подтверждается и исследованиями в области передовой науки – квантовой физики, генетики и биологии, экспериментальной психологии и др. Именно этому поколению должны открыться в полное мере и быть доступными все накопленные человечеством знания о существовании и развитии мировых законов общей космической эволюции.
     В своих Письмах Елена Ивановна Рерих почти век назад писала о трагическом неприятии и неосознавании основ понимания Человека в современном ей воспитании и образовании, «… лишенных культурной основы, требующей  прежде всего развития  с и н т е з а  всех человеческих способностей. Каждая однобокость приводит  к нарушению равновесия, следствием чего является и замечаемое сейчас усиление и психических заболеваний». (Письма Е.И.Рерих, т.1, с.118). Как мы можем видеть, за прошедшие восемь десятков лет эти тенденции не только усилились, но и приобрели устойчивый характер пандемии, охватывающей не только нашу страну, но и большинство стран сегодняшнего мира. Массовые «эпидемии психического возбуждения», предсказанные В.М.Бехтеревым в начале ХХ века, осложнились в условиях навязываемых сегодня «сексуальных революций», деградирующих СМИ, негативного влияния виртуализации сознания молодежи и пр.  Е.И.Рерих настойчиво звала к разработке основ воспитания и образования, формирующих сознание детей: «… Согласна  также, что книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны.    В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно, от  л е г к о м ы с л е н н о г о  отношения к самым священным принципам, от   п о в е р х н о с т н о г о  мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и при первом потрясении рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса.» (Письма Е.И.Рерих, т.1, с.с. 158-159).
     Говоря о кардинальном изменении самих основ воспитания и образования в новую эпоху (читай – в наши дни!), она призывала дополнить школьные  дисциплины такими новыми и крайне необходимыми предметами как «Физиология духа», расширенная программа по психологии, обязательное раннее обучение различным видам искусств и др.,  считая, что познание в самом себе «Духоразумения»  позволит ученику гармонично развивать свое  сознание и открывать любые возможности в укреплении духа и раскрытии индивидуальности. Также она доказывала необходимость создания новой научной отрасли – «психобиологии», изучение которой позволит человеку в полной мере осознать соотношение микрокосма с Макрокосмом. В полной мере большинство работ В.М.Бехтерева следует отнести именно к психобиологии, находящейся на стыке наук о микро- и Макрокосме.
     Можем ли мы утверждать сегодня, что и работы Б.Г.Ананьева  в направлении создания и развития «синтетического человекознания»  также духовно связаны  с Учением Агни-Йоги?  Да, в полной мере, на наш взгляд. Как основу «синтетического мышления» Е.И.Рерих постулирует способность мысли вмещать в себя противоположности, приводящей к непременному осту  синтетической способности сознания в целом.  В этом аспекте крайне важным видится нам  различение двух ипостасей разума – интеллекта и мудрости. Е.И.Рерих рассматривает интеллект как «разъединяющее начало» в сознании человека, с наличием объективной тенденции к борьбе за самоутверждение, выделение себя из толпы. Учение Агни-Йоги выявляет те стороны интеллекта, которые возбуждают в человеке желание увлечься формой в ущерб чувственной базе, смыслу переживания.   
   В связи с этим Е.И.Рерих  пишет о крайней необходимости утвердиться в различении и дифференциации полюсов  ума и чувств человека, взаимовлияющих и могущих привести к неравновесию и негармоничному развитию Индивидуальности Человека.    «Часто интеллект развивается за счет сердца и притупляет великий огонь чувствознания. Неуравновешенность между интеллектом и сердцем будет, как в кривом зеркале…  именно в своем кривом зеркале.» (Письма Е.И.Рерих, т.1. с.302).
     Большое и пристальное внимание Елена Ивановна Рерих уделяла в контексте программ для Новой Школы создание и разработку учебных программ по «воспитанию мышления» школьника, по заложению практических основ развития таких важнейших качеств как наблюдательность, внимание, сосредоточение.  « Именно, нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса… должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие…чтобы вы еще сильнее подчеркнули   т р у д   ( курсив мой -М.К.),…придется выработать новые методы во всей образовательной системе. Именно воспитание синтетического мышления станет насущною необходимостью.» (Письма  Е.И.Рерих, т.2, с.506).  Ибо,  читаем у нее, «… чувствознание знает непреложно  именно  с у щ н о с т ь  всего происходящего, всего, с чем приходится соприкасаться, оно знает направление эволюции, знает будущее. Чувствознание есть синтез духовности…»  (Письма Е.И.Рерих, т.1, с.178).
    Программа для детских садов и школ должна быть так выстроена, чтобы подрастающее поколение уровень сознания мог расширяться свободно и легко, радостно в направлении понимания космического назначения Человека. Елена Ивановна Рерих напоминает и нам, сегодняшним, что «…
 многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности». (Письма Е.И.Рерих, т.2, с.503).  А ведь написано это почти век назад! Не правда ли, сегодняшняя картина разнузданности СМИ и провокационных материалов  в социальных Сетях способствует немало процессам  развращения и обесчеловечивания  молодого поколения России.
Как же нам построить такие программы для современной школы? В этом вопросе нам есть на что опереться – весь отечественный педагогический опыт за последние три столетия ждет нашего изучения и переложения его в сегодняшние условия образования и воспитания. Не забудем и еще четверть века назад существовавшие в каждой школе детские театры, академические и народные хоры, фольклорные кружки и клубы, спортивные секции.
«Если уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов, то и сокровенные   з а к о н ы (курсив мой – М.К.) бытия могут быть изложены в форме увлекательных рассказов и примеров из жизни всех царств природы… Еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес… где сами дети исполняют роли героев». (Письма Е.И.Рерих, т.2, с.504).
     Воспитание духа и развитие синтетического мышления и сознания у молодого поколения не станет плодотворным, если не вспомни ь и не учесть уже наработанную в отечественной педагогике и психологии методологическую и методическую базы для развития характера, волевых процессов, эмоционального мира и природного темперамента детей. Будем помнить, что психическая энергия, как указывают  Учителя, нуждается для своего гармоничного развития в постоянном упражнении. Только в условиях участия ребенка или подростка в систематическом и непременно ритмическом труде может развиваться и совершенствоваться психическая энергия детей.  Е.И.Рерих писала, что вопросы развития воли у детей должно строиться не на достижении  несбыточных  надежд  и сверх-усилий, а исключительно в конкретных и даже малых делах каждого дня. Помним, что воспитание воли есть, как указывает учение, воспитание мысли, ибо воля является аккумулированной силой мысли.      
     Удивительно гармонично говорит Елена Ивановна Рерих  и о таком необходимом качестве личности молодого человека как самообладание: «Самообладание – очень сложное качество. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания… Следует очень заботливо развивать это синтетическое качество. В школах следует ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств. Преподаватель должен следить, насколько сознательно принимаются впечатления…» (Мир Огненный., Учение Живой Этики. М., 1995 г.).
     Сознание человека строго иерархизовано и структурировано по своему существу. Психическая организация индивида, субъекта, личности носит в самой себе внутреннее зерно, как бы средоточие, объединяющее и потенцирующее Начало всего процесса развертывания индивидуального сознания в течение жизни. В своем последнем обобщающем научном труде, книге «Человек как предмет познания»,   в главе «Подступы к проблеме человеческой индивидуальности» Б.Г.Ананьев  пишет о тесной взаимосвязи микро- и Макрокосма: «Каждая из… групп человеческих свойств  является системой,  о т к р ы т о й  внешнему миру (общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной.» (Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания. Л., 1968 г.,с.326.). «Теория человеческой индивидуальности, - пишет он там же, - может быть построена только в системе синтетического  человекознания.» (там же, с.335). Б.Г. Ананьев в этом же труде ссылается и на определение В.М.Бехтерева: «Гармония частей есть основа индивидуальности» (там же, с.328).
Как определяют Индивидуальность Учителя Агни-Йоги?   «Носителем и созидателем красоты, в высшем, сокровенном смысле слова, является синтетическая ДУХОВНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, огненный подвижник духа. Именно в нашу эпоху чрезмерной социализации, духовной раздробленности и техники, перед нами встает чудо красоты – идеал царственности духа, несущего в себе всю цельность, весь многогранник жизни, всю несломимую дисциплину, широту понимания и геройство самоотречения»… (Абрамов Б.Н. Грани Агни-Йоги., т.11, 33).  – Елена Ивановна Рерих считала, что настоящая индивидуальность с богатым опытом всегда будет обладать синтетическим умом для  выполнения поставленных задач и называла ее «скрытым человеком в человеке».
    Еще одним важным фактором, тормозящим развитие духовной индивидуальности, Е.И.Рерих  считала САМОСТЬ Человека, его малодушие и отгороженность от общественной жизни, от открытых  каждому роста и расширения сознания.               
«…Малое Я и самость человека  будут  яро противиться Мудрости Высшей, признающей неизбежность обременения обстоятельствами восходящего духа.  Самость хочет удобств, и комфорта, и поменьше забот. Самость хочет избытка и довольства.» (Абрамов Б.Н. Грани Агни-Йоги, т.10, с.75 ).  Учителя призывают с самого раннего детства воспитывать Сердце -  главный духовный орган и вместилище Индивидуальности, как залог истинного видения Жизни во всех ее ипостасях, как причина раскрытия врожденных даров, талантов и способностей человека.
«Когда человек думает не о себе, но о других, и начинает жить интересами, выводящими его за пределами его личности, он выходит из своих оболочек и пребывает вне их, отрываясь от них и перенося свое сознание за границы круга, очерченного каждой из оболочек, составляющих его личность. Жить жизнью сверхличной, жить интересами других людей  - коллектива, общества, государства, всего человечества – значит вырваться  из аурического  яйца личности и коснуться области явлений сверхличных. (Грани Агни-Йоги, т.2,с. 333).
     Вот таков краткий анализ имеющегося  у нас обширного и уникального отечественного наследия, как духовно-философского, так и научного, к коему мы все можем  обратиться с получением истинных ответов на серьезные вопросы. Так уж вышло, что начало ХХ века сыграло роль творческого авангарда в психологии воспитания ребенка, но, к сожалению, многие интересные идеи и творческие замыслы ученых и практиков оказались забытыми или просто были оставлены "за бортом"  в наступившей реальности  мятежных «перестроечных» десятилетий...
                Сегодняшний день все расставил по своим местам. Мы возвращаемся к Человеку, к его сущностным основам, к эволюции его личности, к развитию его творческой индивидуальности. Мы уже стали понимать, что нам есть на что опереться в отечественном опыте воспитания детей, и что мы являемся свидетелями того, как современная реальность жадно впитывает живые идеи прошлого, встраивает их в нашу обыденную жизнь. Современные дети, живя в стремительно бегущем времени, обладая огромными возможностями для саморазвития и самосовершенствования, остро недополучают от нас, взрослых, необходимых жизненных ориентиров.  .    И главный из этих ориентиров - самоопределение, самовосприятие, саморазвитие каждого ребенка и каждого взрослого. То есть то, что Учителя считают составной частью при развитии синтетического сознания и Духовной, глубинной Индивидуальности каждого Человека. Современная цивилизация создает возможности для "игры в жизнь", для постоянных изменений как внешности, так и внутренних душевных настроев, но именно это  создает и серьезные опасности для молодого человека потеряться в океане впечатлений и информации, утратить свою личностную основу,  жить "не своей жизнью" или стать просто «неприсутствующим»  в реальности.
                Чтобы стать действительно, а не «лозунгово»,  успешным человеком в современном мире, сегодня молодому человеку  уже мало просто "много знать." Сегодня  в острой социальной конкуренции имеет шанс на успех лишь тот, кто знает себя, свои сильные и слабые стороны, свои способности и творческие потенциалы. Именно в связи с этим недавно   заговорили и о возвращении в школу предмета "Психология".  Такое предложение -  остро актуально и необходимо. Но изучать себя ребенок может и должен отнюдь не с отрочества, а с самого раннего детства - с
помощью родителей, семьи, воспитателей дошкольного учреждения. Е.И.Рерих писала, что воспитанием Сердца ребенка надо заниматься уже с двух лет, не позднее. Но родителям и и педагогам совсем не надо заново открывать Америку. Богатейший научный и практический опыт  отечественного дошкольного и школьного воспитания позволит всем нам вернуть "Воспитание, которое мы потеряли..." И в этом нам помогут... наши собственные дети. Да-да, именно наши дети.  Прошло уже полтора десятка лет с начала нового, ХХ1 века, новой эры. И мы уже меньше удивляемся необычным талантам и способностям нашего молодого поколения, хотя склад нашего традиционного мышления часто отказывается верить в очевидное - наши дети, действительно, мало похожи на нас. И дело тут не столько в новых укладах нашей жизни, сколько в новой психологии наших детей.
      Серьезный подход к воспитанию Сердца, сферы чувств ребенка даже при понимании важности и приоритетности по отношению к интеллектуальному развитию требует и совершенствования прежних классических  подходов и технологий воспитания в контексте сегодняшнего дня нового, информационного века.   
     Учитывая, что Россия как Евразия духовно  может и должна  совместить «несовместимое»  - законы Логики и законы Чувств, мы должны заново, в новом свете вернуться к воспитанию  "Человека Чувствующего", уже почти «похороненного» новой философией робото-механического мира. В лабораториях Института Детства В.М.Бехтерева и в лаборатории Б.Г.Ананьева особое внимание уделялось исследованию сенсорной базы человека, половозрастных особенностей  детей и взрослых, порогов чувствительности различной модальности. Сегодня возникают, но пока действуют разрозненно, не имея научной базы, самые разные исследования развития сенсорной сферы детей.                Самое Время – вернуть детям интерес к исследованию Живой Природы, вернуть в школы и в детские сады изучение наук о Природе, о Космосе, воссоздать школьные обсерватории и учебные лаборатории для наглядного изучения физики, химии, биологии, общего природоведения.  Современные нейропсихологи  создают  новые методы  реабилитации эмоциональной сферы ребенка через погружение его в мир целительной живой Природа, через активные и увлекательные занятия творчеством. Особенную роль специалисты отводят живописи как информационно-энергетического   метода  восстановления творческой активности и учебной мотивации детей. В российскую школу после почти 20-летнего перерыва возвращают уроки музыки и возрождают школьные хоры. Кто победит – музыка в наушниках или живая музыка? Этим противоборством должны заниматься специалисты для того, чтобы найти разумный и здоровьесберегающий компромисс.       Надо обратить внимание специалистов по раннему и дошкольному детству – врачей-педиатров, психологов, педагогов на технологии так называемого «раннего развития» детей. В этой сфере вряд ли кто будет спорить с тем, что коммерционализация и компьютеризация рынка педагогических услуг способствуют преувеличению роли интеллектуального развития детей самого раннего возраста по отношению к их эмоционально-волевому и нравственному развитию. Разве мы не видим в ежедневной картине нашего общего бытия, как молодые родители из самых «лучших» побуждений истово «допрашивают» свое чадо: «Сколько будет пятью пять?... А семью семь?»… Или, что еще чаще и проще, просто ставят на детский планшет очередную новомодную программу обучения грамотности, могущую «воспитать» скорее  не человека, а биоробота. 
     Б.Г.Ананьев  ввел в свое время в психологическую науку понятие ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ. Самым тесным образом оно перекликается с бехтеревской концепцией энергоемкости мыслительной деятельности в контексте необходимых ритмов работы и отдыха человека. Насколько «энергоемко» тесное и ежедневное многочасовое общение детей и подростков с компьютером – это еще предстоит изучить на доказательной экспериментальной базе. А если опираться на работы Учителей Агни-Йоги, то такое комплексное обследование детей и подростков принесло бы значительные результаты для формирования неотложной программы по профилактике, поддержанию и развитию Жизнеспособности каждого ребенка или подростка.                Остро стоящие сегодня на повестке дня проблемы с резким ростом агрессивного (психическое возбуждение и агрессия по отношению к окружающим) и аутоагрессивного (депрессия, рост детско-подростковых суицидов в России) поведения подростков и молодежи не могут  быть решены эффективно без внедрения во все образовательные учреждения  мероприятий по постоянно действующему  массовому мониторингу  уровневых и качественных характеристик психологического здоровья молодого поколения России.                В этой же связи находится и выдвинутый сегодня правительством вопрос о выявлении и создании благоприятных условий для особо одаренных детей в нашей стране. Психологическое сопровождение таких детей должно быть построено на основании самых серьезных и глубинных основ наук о Человеке.  Возможно, пришло Время обозначить и новую отрасль науки – «Антропология таланта и Одаренности». Такая отрасль не осталась бы в рамках простой поддержки развития одаренных детей, а по примеру существовавших в России научно-исследовательских Центров изучения Детства (см. работы петербургской научной школы академиков В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева) стала бы форпостом для новых национальных Программ в образовании и воспитании молодого поколения.
     Стоит вернуться в контексте нашего сравнительного  подхода к воспитанию молодого поколения «вчера»  и «сегодня» и к вопросу о роли эмоционально-волевой сферы сегодняшнего поколения детей. Если в начале 90-х годов практикующие психологи и педагоги заговорили о феномене «инфантилизации» детей и подростков и, в соответствии с этим фактом, «растерянности»  значительной части родителей, то уже в настоящее время, когда выросшие дети и подростки сами стали родителями, мы отмечаем новые феномены. К таковым относится, например, «вторая волна» инфантилизации, на этот раз уже не только детей, но и самих  молодых родителей. На возникновение такого нового феномена в общественном сознании повлияло, конечно,  начало эры компьютеризации и виртуализации психики сразу нескольких поколений. Психологи и педагоги в последнее время активно отмечают отсутствие у детей не только сформированных  волевых установок в поведении и учебной деятельности, но и неумение управлять самыми простыми формами собственного поведения (дисциплинированность, соблюдение режима труда и отдыха, бытовая гигиена, самоконтроль эмоциональных реакций и произвольных форм поведения и др.). Родители снова приходят к психологам за помощью в вопросах управления поведением детей, их мотивации к учебной и творческой деятельности,  послушанию. И теперь уже с просьбой экстренной психологической помощи.
     Хорошей новостью стало для большинства педагогов и родителей возвращение  системы «ГТО» в школах и ВУЗах. Это, без сомнения, шаг вперед в воспитании здорового поколения России. Но хочется добавить, что неплохо было бы создать возможный аналог и для воспитания и формирования не только физической, но и психической, и нравственной Культуры молодого поколения.  Если в школу вернется предмет «Психология», то возможным окажется и формирование таких учебных программ для разных возрастов.   
     Важный ресурс образования и воспитания на сегодня -  подготовить с помощью семьи и школы личность новой формации – ориентирующуюся в новых общественных, экономических отношениях; обладающую самостоятельностью, предприимчивостью;  социально защищенную, нравственно стойкую; закаленную, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, разного рода зависимостям и соблазнам в окружающей жизни.  Есть сегодня в России и такой опыт формирования нового направления -  комплексной технологии саморазвития детей и подростков в школах Ярославской области, построенной на тщательном и глубинном изучении богатого научного  наследия  академика А.А.Ухтомского, уроженца тех мест. Жаль, что такой опыт не доходит до передовых школ других крупных городов России.
     В 70-е голы Святослав Николаевич Рерих обозначил новое понятие «Энергетический контур личности», полностью укладывающееся  в тезаурус синтетического  человекознания  и подход к Человеку как части Вселенной, существующему и эволюционизирующему  в  соответствии с общими мировыми законами.  Этот Контур рассматривался  С.Н.Рерихом как совокупность позитивных и негативных тенденций в развитии индивидуального сознания человека. Сможем ли все мы сегодня отстоять право на этот высокий статус, данный нам самой Жизнью, сможем ли направить наших детей на путь развития, заповеданный Учителями человечества и оберегающий молодые души от роботизации, всеядности и духовного неразличения,  зависит только от нас самих. В Добрый Путь!

      Эта моя статья опубликована в Сборнике "Скрижали Мысли", выпуск №№ 5-6, Алтай, Екатеринбург, изд-во "Звезды Гор", 2016 г.
    

    

 


Рецензии