У - дополнение

У           Дополнение к разделу «Пословицы»

             Содержание
Угощать
Учитель
________

(Угощать)

     - Что «и как»? Как там живут? Как многие, может быть, все. – Капитолина Николаевна стояла посередине горницы, скрестив на груди концы пухового платка. – Зарплата по нынешним временам небольшая, а расходов всяких полно. Тут ещё отцу с матерью надо как-то помочь. А чем старым людям на расстоянии поможешь? Зиму пробились с коровой в Тарбееве, наступила весна, а близко ли до новой травы? Где взять хотя бы соломы?..
     Говоря всё это, она то ли с умыслом, то ли без умысла, но постепенно поворачивалась к окну, и Фёдор Матвеевич не мог видеть полностью её лица, а на лице было что-то загадочное, какая-то игра красок, означавшая перемену непонятных для него мыслей и чувств.
     - Подоспеет пора в огороде сажать, а кто вспашет и заборонит, если ни плуга, ни лошадёнки своих? Под морковь и капусту можно лопатой вскопать, под картошку много не наковыряешь. Картошки старики привыкли сажать много.
     «Ну правильно, угощение с расчётом, - подумал Миронов и поднялся с табуретки в кутке. – И здесь тот же расчёт!»
     - Словом, Федя, заботы, переживания, от них кругом идёт голова. Да ты присаживайся к столу, - спохватилась Капитолина Николаевна. – Будем заливать моё горе вином.
     - Не могу, Капа, - тихо сказал Фёдор Матвеевич.
     - Ну, глупости!
     - Не могу, колом в горле станет первая же рюмка.
     - Первая колом, вторая соколом! – засмеялась она. – Так вроде бы говорится в пословице?
     - Кажется, так. – Фёдор Матвеевич шагнул к ней. – Но ты что?.. Ты разыгрываешь меня или всерьёз? Ты за кого меня принимаешь, когда говоришь о вспашке отцовского огорода и ставишь бутылку вина?
     - Но если такая мода заведена? Ты же сам её, Федя, завёл. Всё Тарбеево говорит.  Да и сама слышу и вижу.
     - Нет такой моды! Во всяком случае, не должно быть! Понимаешь ты, Капа?.. – Он, пожалуй, наговорил бы ей грубостей, если бы не увидел в окно, что отвязался от изгороди и бродит по двору конь; весь запал ярости ушёл в окрик на Вороного: - Стоять, чёрт!
     Крикнул и выбежал на крыльцо…
                Л. Огневский «Белый хлеб»

Ой, туманы мои, растуманы,
Ой родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.

На прощанье сказали герои:
- Ожидайте хороших вестей! –
И на старой смоленской дороге
Повстречали незваных гостей.

Повстречали – огнём угощали,
Навсегда уложили в лесу.
За великие наши печали,
За горючую нашу слезу…
        Из песни «Ой, туманы мои!..»
(Музыка – В. Захарова, слова – М. Исаковского)

                ***

(Учитель)

     Действительно, меня захватило учительствование. Учительствование в том же, наверное, смысле, в каком употреблял это слово Толстой и  Достоевский. Я хотел знать, на каком материале надо формировать человеческую душу. Во мне сидела абсолютная убеждённость в том, что такие качества, как гражданственность и человечность, должны и могут формироваться в молодом поколении только через анализ таких глобальных исторических процессов, как Возрождение, Революции, Войны, Смены режимов, Династий. Я понимал, что рядом со злом во все времена и века развивалась истинная культура, и на гребнях исторического развития вдруг, в один миг, оказывались великие Зодчие мира, великие Пророки и Учителя. И если не касаться  этой культурно-исторической практики, значит, жить в слепую, значит, отказаться от возможности влиять на подлинность становления души человеческой. И эта мысль крепче сидела в моей голове. И чтобы как-то она обнаружилась в моём общении с детьми, я поднимал всё новые и новые пласты истории, искусства, литературы, где эти важнейшие события обнаруживали себя во всей своей первозданности. Всё убеждало меня в том, что я поступаю правильно.
                Юрий Азаров «Печора»

                ***


Рецензии