Глава 23 Англия при Эдуарде Четвертом
Сторонники партии Ланкастрианцев, Красных Роз, собирались тысячами близ Йорка, и требовалось незамедлительно дать им решающее сражение.
Но верный Граф Ворвик сохранял верность Королю, и молодой Король всегда был рядом с ним, и народ толпами стекался под королевские знамена, так что Белые и Красные Розы вновь сошлись в ненастный мартовский день, при сильном снегопаде в Тайтоне, и разразилась такая жестокая битва, что общее количество погибших составило около 40.000 человек - все англичане, сражавшиеся на английской земле, один против другого!
Молодой Король, одержав победу, снял головы отца и брата со стен Йорка и поставил там головы других знатных аристократов - участников сражения с противоположной стороны. Потом он отправился в Лондон, где в пышном великолепии был коронован.
Собрался новый Парламент. Не менее 150 родовитых аристократов и джентельменов со стороны Ланкастрианцев были объявлены изменниками, и Король, в котором никогда не замечали пристрастия к гуманности, несмотря на аристократическую внешность и приятные манеры, решил предпринять все возможное, чтобы под корень истребить Красную Розу.
Однако, Королева Маргарет продолжала активное сопротивление, отстаивая интересы своего сына. Она заручилась поддержкой Шотландии и Нормандии и захватила несколько значительных английских замков. Но Ворвик быстро отбил их обратно, а Королева потеряла все свои сокровища во время бурного плавания, так что они с сыном переживали суровые времена и испытания.
Как-то зимним днем, в ненастье Королева с сыном ехали верхом через дремучий лес, на них напали и ограбили разбойники, и когда им удалось уйти от них и пробираться пешком по глубокому снегу, сквозь чащобу, они снова натолкнулись на разбойника. Тогда отважная Королева, взяв маленького Принца за руку, подошла прямо к разбойнику с такими словами: "Друг мой, вот юный сын твоего законного Короля! Я вверяю его под твою защиту".
Разбойник остолбенел от неожиданности, потом подхватил мальчика на руки и со всей ответственностью и решимостью доставил мать и ребенка к их друзьям. В конце концов солдаты Королевы были совершенно разбиты и рассеяны, так что она снова удалилась за границу и какое-то время не проявляла никаких признаков деятельности.
Тем временем, свергнутый Король находился во владениях одного валийского рыцаря, который скрывал его в своем замке. Но уже на следующий год, партия Ланкастрианцев, восстановившая боевой дух, собрала значительные силы и призвала Короля выйти из укрытия и возглавить армию.
К ним переметнулись несколько знатных аристократов, дававших клятву верности молодому Королю, готовые в любое время нарушить любые клятвы, как только на горизонте маячил призрак личной выгоды и наживы.
Одна из самых мерзких сторон войны между Красной и Белой Розами состояла именно в той легкости, с какой эти аристократы, призванные являть народу образец благородства и чести, оставляли одну сторону из-за малейшей обиды или разочарования в своих алчных ожиданиях, присоединяясь к другой.
Что ж! Брат Ворвика вскоре разгромил Ланкастрианцев, и вероломные предатели-аристократы были схвачены и моментально казнены. Свергнутому Королю едва удалось унести ноги, троих его слуг схватили, причем, один из них надел королевскую шапку, украшенную золотым венцом, жемчугами и драгоценными каменьями. Но голова, которой принадлежала шапка, благополучно добралась до Лэнкашира и затаилась примерно на год - ровно столько доверенные лица хранили секрет.
Наконец некий монах доставил новость о местонахождении Генриха, так что его схватили прямо за ужином в Уоддингтон Холле. Генриха немедленно доставили в Лондон, где Граф Ворвик встречал его в Айлингтоне. По приказу графа Генриха усадили на лошадь, со связанными ногами и трижды провели вокруг позорного столба. Потом заточили в Тауэр, где уже обращались вполне сносно.
Белые Розы торжествовали полную победу! Король пустился во все тяжкие, с головой погрузившись в веселую, разгульную жизнь. Но под розовой клумбой проросли острые шипы,- и вскоре молодому Королю пришлось это понять.
Дело в том, что он успел тайно жениться на весьма привлекательной и веселой леди, молодой вдове, ЭЛИЗЕБЕТ ВУДВИЛЛ. Теперь он решил обнародовать свой секрет и объявить возлюбленную Королевой. Тем самым он нанес обиду Графу Ворвику, которого часто называли Король-мейкер, намекая на влиятельность и могущество графа.
Ворвик оказал неоценимую помощь Эдуарду, посадив его на трон. Обида только усиливалась из-за зависти со стороны семейства Невиллов (к которому принадлежал Ворвик)- они воспринимали возвышение Вудвиллов как личное оскорбление.
К тому же молодая Королева отличалась склонностью продвигать своих родственников по служебной лестнице, так что объявила своего отца герцогом и влиятельным государственным деятелем; сестер выдала замуж за отпрысков знаменитейших аристократических фамилий; она же способствовала женитьбе младшего брата (которому было всего 20 лет) на невероятно богатой герцогине - 80-летней старухе.
Граф Ворвик воспринимал все эти события весьма любезно для столь заносчивого человека, пока не встал вопрос о замужестве сестры Короля - МАРГАРЕТ. Граф Ворвик хотел, чтобы она вышла замуж за одного из сыновей Французского Короля, и уже отправился во Францию - вести переговоры, договариваться об условиях и подписывать мирные соглашения. Но пока он усердно выполнял поручение, партия Вудвиллов выдала леди за Герцога Бургундского! Разъяренный и разочарованный, Ворвик вернулся в Англию и на некоторое время заперся в замке Миддлхэм.
Примирение, хотя и не совсем искреннее, все же произошло между ним и Королем, и оно продлилось ровно до того дня, как Ворвик согласился выдать свою дочку (вопреки воли Короля) за Графа Кларенса.
Пока шли свадебные празднества в Кале, на Севере Англии, где влияние семейства Невиллов было особенно сильным, народ поднял восстание. Люди жаловались на Вудвиллов, которые притесняли англичан, и народ требовал отстранить это семейство от власти.
К восставшим прибывали новые силы, и они уже открыто объявляли, что их поддерживает сам Граф Ворвик, так что Король не знал, как ему поступать. Наконец, он написал Графу, умоляя о помощи, Ворвик со своим новым зятем прибыл в Англию и не сделал ничего лучшего, как заточил Короля в Замке Миддлхэм, подальше от Архиепископа Йоркского.
Таким образом, в Англии сложилась довольно странная ситуация - в стране одновременно существовали два короля, и оба находились в заточении!
Но пока что Король-мейкер сохранял относительную верность Королю и даже разогнал новый бунт Ланкастрианцев, схватил их предводителя и доставил Королю, который велел немедленно казнить изменника.
Ворвик даже позволил Королю вернуться в Лондон, где они снова произнесли бесчисленное количество уверений и извинений, обменялись клятвами дружбы и верности между Невиллами и Вудвиллами, и старшую дочь Короля обещали замуж за наследника семейства Невиллов, а потом еще больше клятв и дружеских обещаний, так что этой книги не хватит их пересказать...
Все это продлилось ровно три месяца. По истечению срока, Архиепископ Йоркский устраивал пир для Короля, Графа Ворвика и Графа Кларенса с своем доме, в Муре, графстве Хартфордшир. Король мыл руки перед едой, когда некто шепнул ему, что отряд из сотни человек устроил засаду снаружи дома. Не размышляя, правда это или нет, Король страшно испугался, стремительно оседлал коня и помчался сквозь ночь к Виндзорскому Замку.
Еще один акт примирения между ним и Король-мейкером состоялся. Но вскоре вспыхнуло новое восстание в Линкольншире. Король отправился подавлять восстание. Расправившись с бунтарями, он немедленно объявил обоих - Графа Ворвика и Графа Кларенса - изменниками, которые тайно вдохновляли и поддерживали бунтовщиков и уже собирались в открытую присоединиться к ним на следующий день.
В столь опасных обстоятельствах оба графа сели на корабль и отплыли к берегам Франции... И здесь состоялась встреча между Графом Ворвиком и его злейшим врагом - Вдовствующей Королевой, которая в свое время велела отрубить голову его отцу и которую он люто ненавидел
Но теперь все изменилось, и граф сообщил ей, что раз и навсегда покончил с неблагодарным и вероломным Эдуардом Йоркским, что отныне он готов посвятить свою жизнь восстановлению Дома Ланкастеров - либо в лице ее супруга или юного Принца. Так что она заключила его в объятия, точно обнимала самого дорогого друга! Королева пошла еще дальше - она женила своего сына на второй дочери Графа - ЛЕДИ АННЕ.
Насколько приятна была эта сделка для новых друзей, настолько ненавистна для Графа Кларенса, который возомнил, будто его тесть, Король-Мейкер в новых обстоятельствах никогда не сделает его Королем.
Неблагоразумный молодой предатель прилежно выслушал доводы искусной придворной дамы, прибывшей для определенной цели, и обещал через нее передать Королю Эдуарду, что он готов вернуться в Англию, как только представится возможность.
Ничего не подозревавший Граф Ворвик, вскоре приступил к исполнению данных клятв - он высадился с армией в Англии, в Плимуте, где незамедлительно провозгласил Короля Генриха и призвал всех англичан в возрасте от 16 до 60 лет собираться под его знаменами.
Потом с армией, растущей по мере продвижения, он настолько приблизился к Королю Эдуарду, который находился в той части страны, так что Эдуард поспешно ретировался к побережью Норфолка, и там на кораблях, какие удалось взять, не теряя времени, отбыл в Голландию.
Таким образом, торжествующий Король-мейкер вместе с зятем, Графом Кларенсом, пошли в Лондон, освободили Короля, увенчав короной, и прямо из Тауэра направились в пышной процессии к Собору Святого Павла.
Но отношение Графа Клеранса не изменилось - он почувствовал, что еще более отдалился от заветной Короны. Но продолжал таить обиду и коварные замыслы...
Семейство Невиллов восстановили в правах и собственности, в то время, как семейство Вудвиллов разорили и опозорили.
Король-мейкер, менее кровожадный, чем Король Эдуард, не пролил ни капли крови, кроме Герцога Ворчестера - и тот настолько зверски обращался со своими людьми, что получил прозвище "мясник". Он предстал перед судом и был казнен. Ничья другая кровь не запятнала рук Король-мейкера.
Чтобы восстановить свои права, Король Эдуард на следующий год высадился в Рэвенспуре и оттуда направился в Йорк, заставляя всех своих людей по дороге кричать "Да здравствует Король Генрих!". Потом он клялся на алтаре, ничуть не краснея, что прибыл только затем, чтобы отказаться раз и навсегда от каких-либо требований на корону.
И тут пришел час действовать Графу Кларенсу, который возобновил партию Белой Розы - от имени своего брата. Маркиз Монтагью, хоть и брат Графа Ворвика, также отказался выступать против Короля Эдуарда и без помех пришел в Лондон, где Архиепископ Йоркский пропустил его в Город, народ устроил пышное приветствие в его честь.
Для этого у них было несколько причин: во-первых, в городе скрывалось множество приверженцев Короля, готовых в любой момент поднять мятеж; во-вторых, Король задолжал им немалые суммы денег, которые они никогда не получит в случае его поражения; в-третьих, был юный принц - наследник престола; в-четвертых, Король Эдуард красив и весел - особенно популярен серди городских дам.
Пробыв каких-то два дня среди этих достойных приверженцев, Король отправился маршем в Барнет Коммон, чтобы дать Графу Ворвику сражение - и там раз и навсегда решить, кто более могуществен - Король или Король-мейкер.
В разгар битвы непостоянный Граф Кларенс уже начал было раскаиваться и отправил тайных агентов к тестю, предлагая поддержку. Но Граф Ворвик с презрением отверг "добрую волю" и сказал, что Граф Кларенс - лживый клятвопреступник, и что их разногласия разрешит только меч.
Битва началась в 4 часа утра и продолжалась до 10 вечера, так что большей частью она происходила в сумерках, при плотном тумане, который вызвал нелепую убежденность, что здесь не обошлось без волшебства могущественного мага.
Невероятная злоба и ненависть с обеих сторон вызвала большие человеческие потери. Король-мейкер потерпел поражение, а Король торжествовал победу. Графа Ворвика и его брата убили в бою, их тела лежали в Соборе Святого Павла несколько дней - в качестве зрелища для народа.
Но дух Маргарет не был сломлен даже при таком ошеломляющей ударе. В течение пяти дней она уже стояла под знаменами во всеоружии, готовая к бою, в Бате, куда она устремилась со своими войсками, чтобы соединиться с Лордом Пембруком, стоявшим с армией в Уэльсе.
Но Король окружил ее армию близ города Тьюкесбери и велел своему брату, отважному ГЕРЦОГУ ГЛОЧЕСТЕРУ, атаковать. Королева потерпела полный разгром и попала в плен вместе с сыном, которому к тому времени было уже 18 лет.
Отношение Короля к несчастному юноше соответствовало его безжалостному характеру. Он велел привести пленника в свой шатер "Так что же,- спросил он,- привело тебя в Англию?" И мужественный пленник отвечал с гордостью, достойной восхищения: "Я пришел в Англию, чтобы вернуть королевство моего отца, которое досталось ему по праву и которое, по праву наследника, считаю своим".
Король, сорвав железную перчатку, ударил юношу по лицу, и Герцог Кларенс, вместе с другими присутствовавшими рыцарями бросились с мечами на пленника и довершили дело.
Его мать еще пять лет находилась в плену, пока Король Франции не заплатил огромный выкуп, и тогда она вернулась во Францию, где прожила еще 6 лет.
Через три недели после убийства Принца Король Генрих умер одной из тех удобных и внезапных смертей в Тауэре, которые часто случались в Англии. Проще говоря, он был умерщвлен по приказу Короля.
Не испытывая большой радости после разгрома ненавистных Ланкастрианцев, желая избавиться от удушающего ожирения (ибо теперь он был слишком тучным, чтобы считаться красавцем), Король задумал начать войну против Франции.
И так как ему требовалось много денег на предприятие - гораздо больше, чем мог выделить Парламент, хотя лорды не прочь были лишний раз повоевать, Король придумал новый предлог для сбора денег: он обратился к виднейшим гражданам Лондона с просьбой о наличности, объясняя, как хорошо было бы с их стороны ссудить ему немного денег.
Не имея другого выбора, выдающиеся граждане уступили, и средства, как будто собранные по доброй воле, получили благозвучное название "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ".
Правдами и неправдами собрав что-то с Парламента, что-то с "благотворителей", Король пересек Кале...
Однако войны никто не хотел, и Король Франции предложил мирные условия - они были приняты, и стороны заключили мир на 7 лет.
Договоренности между Королями Англии и Франции происходили в великолепной, но абсолютно недоверчивой обстановке. Их встреча состоялась на мосту через реку Сену, где Короли обнялись, разделенные деревянной решеткой, точно в клетке львов, совершив несколько поклонов, обменявшись прекрасными речами.
Наконец, пришло время и для Графа Кларенса - поплатиться за подлое вероломство, и Судьба припасла для него наказание...
Вероятно, ему уже не доверял Король - хотя мог ли доверять ему кто-нибудь, кто очень хорошо его знал! - и, вероятно, он имел могучего врага в лице его брата - Ричарда, Герцога Глочестера, который, будучи чрезвычайно жадным и амбициозным, страстно желал жениться на вдове Графа Ворвика, которую, как мы помним, в Кале выдали за умерщвленного Принца.
Кларенс, желая завладеть всем состоянием семьи, тайно связался с леди, которую Ричард под видом служанки привез в Лондон, а затем женился. Судей по делу назначил сам Король, и затем собственность поделили между братьями. Решение привело к взаимной вражде. Вскоре умирает супруга Кларенса, и он спешит устроить новый брак, что совершенно противно Королю, и тем самым ускоряет его крах.
Сначала Двор нанес удар по его сторонникам и зависимым людям, обвинив некоторых в магии и колдовстве и прочих нелепостях.
После успешного приступа волна захлестнула и самого Графа - когда брат Король предъявил ему немало новых обвинений. Графа признали виновным по всем пунктам и приговорили к публичной казни.
Но казнь так и не состоялась! Каким-то невероятным образом Граф умер в Тауэре - и не сомневаюсь, что и здесь не обошлось без секретных агентов Короля или его брата - Глочестера, либо обоих.
Предполагается, что Графу предоставили самому выбирать способ умерщвления- и будто бы он выбрал утопление в бочке Малмсейского вина. Думаю, эту историю можно принять, потому что это как нельзя более достойный конец для такого ничтожества.
Король пережил его всего на пять лет. Он умер на сорок втором году жизни, и двадцать третьем году правления. Он обладал незаурядными умственными способностями и несколькими хорошими чертами, в то же время Король Эдуард был самовлюбленным, бесчувственным, неразборчивым в средствах и жестоким человеком.
За великолепие манер и яркую внешность он пользовался любовью в народе, и народ доказал ему свою привязанность и верность.
На смертном одре он раскаивался за так называемую "благотворительность" и другие случаи вымогательства, из-за которых страдали простые люди. Умирая, он призвал к своей постели восстановленных в правах членов семейства Вудвиллов, а также знатных лордов старинных родов и просил их о примирении - ради спокойствия Англии и благополучного восшествия на трон наследника - его сына.
Подпись
И.Г. Едрец
SOS! Срочно нужна помощь. Карта Сбер: 4817-7602-0876-3924
Свидетельство о публикации №216081100370