Музыкальная графика
При рассмотрении данной темы характерно стремление связать проблему «музыкальной графики», т.е. зарисовывания впечатлений от восприятия музыки в красочных предметах и беспредметных формах, с законами восприятия, а еще точнее - с теорией синестезии. Именно здесь обнаруживается перспективный с теоретической точки зрения взгляд на проблему, еще не получивший развития в трудах ученых; появляется необходимость комплексных исследований, в которых психологический подход будет поддержан, с одной стороны, физиологическим, с другой - социальным.
Анализ процесса «визуализации музыки» обусловливает необходимость рассмотрения вопроса о слухозрительных синестезиях, за которыми закрепился специальный термин «цветной слух» и которые лежат в основе «музыкальной графики».
Понятие «синестезия» переводится как соощущение. Но такая простая расшифровка оказывается недостаточной. Существуют десятки различных определений синестезии, которые сильно противоречат друг другу не только из-за различия в концепция: объяснения, но и потому, что одним термином, по сути дела, определяются различны» явления. Так, предметом исследования медиков является патологическая синестезия, однако подобного рода концепции, объясняющие это явление случайной путаницей перекрещиванием слуховых, зрительных и нервных волокон, не выдерживают критики, так как не способны объяснить возможность общей значимости синестезий для использования их в искусстве, как форме художественной коммуникации, основанной на физиологии высшей нервной деятельности. В самой четкой форме эта идея представлена в работах М.П. Блиновой, где отмечается, что «межведомственная корковая генерализация» и лежит видимо, в основе так называемого «цветного слуха».
При значительной очень близкой расположенности слуховых и зрительных клеток, разливающееся слуховое возбуждение переходит за границы своего анализатора и, воздействуя на клетки зрительной зоны, как бы связывает те и другие раздражения. Возникающие при этом «сдвоенные» реакции и являются материальной основой «звукоцветоощущений».
Основной тип используемых в искусстве ассоциаций, лежащий в основе синестезии есть ассоциация по сходству, которая может возникать как по внешним формальным признакам звука и цвета, так и по содержательности; среди последних основное - это сходство по эмоциональному воздействию. «Внутренний слух, - писал К.-М. Вебер, - обладает удивительной способностью схватывать и охватывать целые музыкальные построения. Этот слух позволяет одновременно слышать целые периоды, даже целые пьесы» Предположение о возможности такого одновременного мысленного схватывания музыкального образа были бы бессмысленным, если бы музыкальный образ был только слуховым образом, развертывающимся во времени.
Включение в сферу межчувственных ассоциаций и явлений «цветного слуха» есть выражение более полноценного восприятия музыки. Рассмотрение процесса визуализации музыки с позиции психологии и педагогики делает музыкальную графику отличным инструментов коррекции и воспитания. Музыкальная графика за сравнительно короткую историю существования (с 20-х гг. нашего столетия) завоевала достойное место среди методов специального музыкального общеэстетического воспитания. В ее основе лежит один из важнейших дидактических принципов - принцип наглядности. А наглядность связана со зрительной формой восприятия. В естественных науках, как конкретное ее проявление, уже давно применяется своеобразная визуализация абстрактных понятий, невидимых явлений отображаемых в виде графиков.
Причем такой визуализации подвластны не только статические явления, но и динамические процессы. Графическое же представление является своеобразной фиксацией их восприятия, обеспечивающего оценку процесса в целом и соответственно позволяющего сохранить «визуальный портрет» для последующего анализа. Столь же успешно может пользоваться приемами визуализации и музыка. Графическое представление ее эстетически художественно организованного материала закрепило за собой название «музыкальной графики».
«Музыкальная графика» была вызвана к жизни австрийским педагогом и искусствоведом проф. Оскаром Райнером, который обосновал и долгое время возглавлял «Институт музыкальной графики» в Вене. Уже первоначальные исследования О. Райнера с последующими систематическими публикациями убедили профессора в том, что он натолкнулся на что-то необыкновенное, имеющее огромное значение в обучении. Интересен пример описания Райнером одного из его первых экспериментов.
Так как в классной комнате не было музыкального инструмента, профессор выбрал мальчика, обладающего музыкальными способностями и образованием, и попросил его вспомнить любой музыкальный отрывок так, чтобы мальчик смог воплотить этот отрывок в графике и цвете. Ребенок, вспоминая музыку, представил такую зарисовку, по которой О. Райнер понял, что она навеяна музыкой Бетховена.
Последующие работы музыковеда с детьми продолжили основную мысль - выявление сущности связи между звуком и цветом, раскрывая ценность «музыкальной графики» как художественно-педагогического приема. Результативность ее развития и практического применения обратила на себя внимание видных ученых мира. Рядом с О. Райнером развернули активную деятельность доктор музыковедения Г. Зюндерман и академическая художница Б. Эрнст. Их исследования, а также опыты музыковеда из Паберборна Э. Майер-Роза, педагога из ФРГ И. А. Сойки и других явились ценным вкладом в развитие «музыкальной графики». Официальным признанием пользовалась «музыкальная графика» на многочисленных европейских, международных конгрессах, прошедших в Москве (IX Всемирный конгресс ИСМЕ, 1973), Зальцбурге (Международная Неделя учебной музыки). Устраиваются специальные выставки «музыкальной графики». Она предусматривается учебным курсом в музыкальных учебных заведениях; например, в Пезарской консерватории (Италия) проводится изучение связи музыки и графики.
Результаты исследований российских педагогов убедили в наличии предполагавшихся «цветного слуха» и «цветного мышления», а также способности у детей к музыкальной графике. Рисование музыки есть проявление ассоциативной природы музыкального восприятия, реализация возможностей «цветного слуха», как одного из проявлений синестезии.
Исследования показали, что при сравнении с обычными занятиями музыкой, при постановке задачи зарисовать впечатления от прослушанного музыкального произведения, налицо большая заинтересованность, сосредоточенность, концентрация внимания детей со стремлением глубже понять структуру и содержание произведения. Немаловажен и тот факт, что рисунки учеников представляют собой собственноручно ими составленный «документ», позволяющий преподавателю судить по нему о степени усвоения учеником данного музыкального произведения. Следует учитывать и то, что зарисовки музыкальных произведений, созданные самим учеником в процессе осознанного переживания музыки, могут служить для ученика своеобразным изобразительным знаком, по которому легче вспомнить музыку, ее форму в целостном виде. Это поможет ему при повторном прослушивании точнее и быстрее восстановить все тонкости ритмического, темпового строения и т.д. Это в значительной степени способствует воспитанию восприятия музыки. «Музыкальная графика позволяет выявить и развивать уровень способностей к самостоятельному мышлению обучаемого, определять типологические свойства личности в целях ее совершенствования.
Использование «музыкальной графики» дает и косвенный результат - выявление художественных способностей обучаемого. Умение рисовать как сотворец, также важно в педагогическом плане. Таким образом, применение «музыкальной графики» в педагогике стимулирует интерес учащихся к музыкальному искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления.
Свидетельство о публикации №216081100845