Понятие Арттерапии

Арт-терапия - (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Побуждая человека выражать свои переживания в визуальной, в музыкальной или танцевальной форме, можно «исцелить его душевные раны». Это приводит к снижению тревоги и напряжения, улучшает взаимоотношения. Благодаря созданию новых образов и художественных работ человек отвлекается, узнает о себе новое и концентрирует внимание на том, что помогает освободиться от сложных переживаний и преображает его внутренний мир.

Арттерапия — это оригинальная форма психотерапии, коррекции поведения и развития через самовыражение в творчестве. Метод основан на том, что подсознательные чувства, эмоции, потребности могут быть «высказаны» скорее в виде образов, чем в словесных формулировках. Процесс творчества позволяет создать положительный настрой, расширить диапазон восприятия мира, освободиться от стереотипов и ощутить внутреннюю свободу.

Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее осознание себя, как неповторимой личности.

Арттерапия - путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Арттерапия - процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала. Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленного изменения личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно - искусство жить.

Тренер, который ведет занятия создает условия, а дети или взрослые рисуют, лепят, танцуют, поют и т.д. - они расширяют язык общения и узнают о себе новое и удивительное, обретая навыки самонаблюдения, самоисследования и самообучения, учась новым отношениям и проявлениям. Поэтому упражняясь в самопознании через творчество, человек исцеляет свое эмоционально-ценностное отношение к себе. Эффект этих упражнений будет зависеть от того, на сколько мобилизованы возможности интуиции и созданы необходимые условия. Этому способствует организованный процесс арт-сессий.
Даже пассивное рассматривание произведения искусства меняет самочувствие и восприятие. Специалист помогает человеку, посредством творческих занятий, разрешать психологические затруднения и запросы. Искусство позволяет в символической форме воссоздавать конфликтную ситуацию и находить пути выхода. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий.

Арт-терапия помогает людям выражать внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах создаваемых работ. Это особенно важно для тех, кто не может выговориться, ведь проявить тайные фантазии и переживания в творчестве намного легче, чем рассказать о них. Искусство снимает барьер самоцензуры и открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий.

Терапия искусством существовала с незапамятных времен. Она использовалась практически во всех древних цивилизациях: индийской, китайской, египетской и др. Самая старая притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от депрессии.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и т. д.). Считалось, что, «созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают». Пифагор был убежден, что музыка восстанавливает нарушенную гармонию в человеческом теле, а мелодия и ритм изменяют настроение человека. По преданию, - этот великий ученый с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи.

С давних времен в странах иероглифического письма для лечения нервных потрясений применялось занятие каллиграфией. А сейчас выяснилось, что при этом человек - полностью расслабляется, заметно снижается частота его пульса.

В 1786 году российский естествоиспытатель, писатель, энциклопедист А. Т. Болотов утверждал, что справляться с ипохондрией и истерией помогают занятия литературно-художественным творчеством и рисованием. А врач П. А. Бутковский в 1834 году отмечал, что «упражнения в любых предметах, в рисовании, живописи, гравировании, разборе камней, растений и пр.» «исправляет умственные силы»… это помогает человеку окунуться в мир прекрасного и увидеть свою жизнь со стороны.

В настоящее время различные виды арт-терапии представлены практически во всех странах как в медицине, так и в психологии. В арт-терапии существуют разные техники, в каждой из которых есть свои интересные нюансы.

Ассамбляж — это объемные картины, сделанные из подручных средств: стеклышек, деталей от игрушек, мелкого строительного материала и пр.

Библиотерапия. Психотерапевт подбирает для пациента книги, ориентированные на круг его проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.

Драмотерапия. Театральные постановки на различную тематику благотворно воздействуют на память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. В спектакле могут обыгрываться ситуации из жизни участника группы, его взаимоотношения и конфликты с другими людьми.

Коллаж делается из газетных и журнальных вырезок, природных материалов, фотографий, цветной бумаги. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

Лепка. Используется пластилин, глина или тесто. Когда участник группы лепит что-то человекоподобное, то нередко переносит на материал отношение к собственному телу. Также можно вылепить свой страх, посмотреть и поломать, а потом создать противоположное состояние — радость, счастье.

Маскотерапия. Маска лепится на лице. Сначала на кожу наносится крем, на который выкладывается первый слой бумаги, а сверху приклеивается второй. Затем болванка снимается и сушится. Полученную маску нужно разрисовать.

Фототерапия. Человек делает серию авторских фотографий и анализирует их. Могут также использоваться семейные фото. Некоторые события прошлого забыты, но — подсознательно они продолжают действовать на человека. Фотографии помогают вспомнить о прошлом, осознать ошибки, простить обиды.

Изотерапия - одно из самых развитых направления современной арт-терапии. Рисовать можно чем угодно, но тут есть свои нюансы. Человеку нервному лучше использовать мелки, карандаши и фломастеры, потому что растекающаяся акварель может спровоцировать тревогу. Такие материалы легче контролировать, и человек переносит это ощущение на жизнь. То есть понимает, что свои поступки и эмоции можно взять под контроль так же, как и рисунок. А если человек закомплексован, то лучше рисовать акварелью и гуашью, что поможет почувствовать себя раскованным.

Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира.

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать оптимальные условия для их развития. Помните у А.-Сент Экзюпери - «В каждом ребенке погиб Моцарт». Наша задача - в каждом ребенке пробудить Моцарта в самом раннем детстве. А что такое детство? Детство - это период усиленного развития, изменения и обучения.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, логического и образного мышления, воображения и творческих способностей с младенчества. Все эти сферы личности ребенка развиваются одновременно и в тесной взаимосвязи. Кроме этого, любая способность или качество ребенка объединяет в себе множество сложных личностных составляющих, что подчеркивает необходимость формирования их в целостном единстве. Поэтому и воздействовать на ребенка нужно в системе воздействий- стимулов, чтобы разбудить все стороны его личности - внимание, мышление, фантазию, творчество и др.

Но эти сферы личности детей проявляются и развиваются по-разному в зависимости от подходов к обучению и воспитанию, от организации деятельности ребенка и тех методик и приемов воспитания, соответствующих возрасту и особенностям конкретного малыша, которыми владеет педагог-профессионал.

Изучая процесс появления рисунков на бумаге, ребенок, с одной стороны, познает секреты красок, карандашей, кисточек, мелков, а с другой - учится замечать, что происходит вокруг и внутри него, отображая все это на бумаге.

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ребенок и родители могут получить от таких занятий не только удовольствие: творческие игры познакомят ребенка с цветом, со свойствами красок, предметов, помогут развить художественный вкус, пространственное воображение и фантазию, усидчивость и усердие. Также, ребенок проникнется уважением к своим родителям, которые рисуют вместе с ним и умеют это делать хорошо!

Родители так же погружаются в процесс творчества и игры вместе со своими детьми! Прекрасно, если родители и дети могут вместе успешно учиться - дружить, наслаждаться и творить!

Визуализация - делать видимым невидимое. Наука уже давно пользуется приемами визуализации определенных характеристик электрического, магнитного и всяческих других полей, механических, тепловых и иных неоднородностей. Эти приемы применяются с целью сделать анализируемое явление наглядным, тем самым облегчая процессы его наблюдения, фиксирования и измерения. Обращается к этому удобному приему даже акустика, конкретно, музыкальная. Более того, сфера действия этого универсального принципа отображает понятие искусства.

Так, с начала 20 века распространение получает специфическая форма визуализации музыки, производимая уже, так сказать, «от руки», без всяких физических приборов. Ее назвали термином: «музыкальная графика». Реально же эта своеобразная методика связана с «зарисовыванием» музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но и красочными (в основном, это абстрактные композиции, рождающиеся под воздействием внутренних впечатлений).

Если обратиться к истории вопроса, впервые эта методика была предложена и использована для целей музыкальной педагогики и психотерапии австрийцем Оскаром Райнером, который обобщил итоги экспериментов в специальной книге «Musikalische Graphik», изданной в 1925 году. В следующем году он основывает в Вене «Общество музыкальной графики» и периодическое издание по этой проблеме. После смерти О.Райнера в 1941 г. его дело продолжили Г.Зюндерманн и Б.Эрнст. С 1962 г. «рисование музыки» было введено в учебный курс венской Академии музыки и изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в небольшой специальный институт, при котором был создан специальный музей лучших «портретов» музыки. Проведенный в этом институте анализ доказывает эффективность и перспективность методики рисования музыки в педагогике. (Итоги деятельности, увы, к сегодняшнему дню прекратившего свою деятельность венского Института музыкальной графики приведены в роскошно иллюстрированной монографии «Klang-Farbe-Gebarde», опубликованной в 1981 г.)

Опыты преследовали поначалу, в основном, педагогические цели - проверка эффективности самого метода в обучении музыке и живописи в условиях отечественной школы. С научной же стороны притягательно было исследовать, как именно в рисунках отражается музыка - от отдельных средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, лад, тембр, темп, фактура, динамика) до общего впечатления от разностилевых, разнохарактерных, программных и непрограммных сочинений.

- рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности, снимая в какой-то мере даже проблему дисциплины на уроках музыки.

- наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение - как в плане музыкального, так и изобразительного искусства.

- длительность срока проведения эксперимента позволила подтвердить гораздо большую глубину и прочность знания музыки при проверке через несколько лет в экспериментальных классах.

- рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным «документом», позволяющим: с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид «обратной связи», которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению к каждому ребенку.

Кроме того, сами рисунки детей, как показал опыт проведения наших выставок, уже за пределами целей педагогики представляют интерес как продукты творчества, как самостоятельные, пусть и экзотического свойства «произведения», достойные внимания зрителей (не только детей, но и взрослых), а для специалистов в области психологии искусства и эстетики они могут стать благодатным материалом для изучения специфики искусства в разных ее аспектах. С уверенностью можно констатировать следующие слухозрительные соответствия: мелодия - рисунок, тембр - цвет, регистр - светлота, тональность - колорит и т.д. Для специалистов в области эстетики - это повод и дополнительный довод в обсуждении проблемы единства искусств.


Рецензии