EQ или IQ?
Эмоциональное развитие не связано с генетическим фактором. Оно формируется той средой, в которой растет и развивается человек. Эмоциональный интеллект растет в трех последовательных направлениях:
o Морально-нравственные качества (от 0 – 3 лет)
Положительно окрашенные: сопереживание, забота, ласка, честность, открытость.
Отрицательно окрашенные: стыд, чувство вины, страх наказания, озабоченность общественным мнением.
o Навыки общения (от 2 – 7 лет)
Умение строить диалог, чувство юмора, завязывание отношений, функционирование в группе, манеры, способы коммуникации.
o Самомотивация (от 5 лет)
Развивается постепенно от видения успеха – к настойчивости – до решения проблем.
Эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Структура эмоционального интеллекта включает четыре компонента, которые в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей, такова:
• различение эмоции
• использование эмоций
• понимание эмоций
• управление эмоциями
Эмоция — это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и перемещаются. Так, если мы полностью функциональны и благополучны, эмоции позитивны, если нет — они перемещаются к негативному полюсу.
Сдерживание эмоций, как известно, способствует возникновению различных заболеваний (!), однако ограничивающая стратегия, вероятно, играет важную роль в создании необходимой мотивации, сдерживании импульсивного поведения. Чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.
Бесконтрольность эмоций затрудняет межличностное общение и, так же, может привести к физическим и психическим расстройствам.
Понимание (осмысление) эмоций. Переживание эмоций и их определение являются различными феноменами, которые могут быть осознаны человеком, что имеет важное значение для эмоционального опыта человека и его поведения.
Называние эмоций рассматривается как результат конструктивных процессов, которые трансформируют внешние переживания во внутренний опыт, модифицируя их.
Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.
Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая называется эмоциональным интеллектом.
Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей (эмпатия), а также к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении.
Можно выделить следующие причины трудностей в понимании эмоций других людей:
• сосредоточенность на собственной личности, приводящую к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей;
• чувство собственного превосходства;
• чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными (тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции);
Анатомические структуры лимбической системы лежащие в глубине каждого из полушарий, играют ключевую роль в формировании эмоций. Лимбическая система характеризуется обилием двусторонних связей с другими отделами мозга и внутри самой системы.
IQ – коэффициент интеллектуального развития
Коэффициент интеллекта (IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека относительно среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ определяют мыслительные способности, а не уровень знаний («эрудированность»). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки общего фактора интеллекта и зависит от генетических особенностей каждого человека. Интеллектуальное развитие тесно связано с эмоциональным развитием.
IQ-тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов со средним значением IQ, равным 100. 50% людей имеют IQ между 90 и 110, по 25% — ниже 90 и выше 110. Выпускники американских ВУЗов имеют IQ со значением 115, отличники — 135—140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
Самым популярным тестом для диагностики интеллекта стал тест Девида Векслера. Огромный опыт консультационной и психодиагностической работы, прекрасная научная школа, которую прошел Д. Векслер под руководством выдающихся психологов, личный талант — явились основой творческого успеха этого ученого. В 1939 году Векслер создает первый вариант шкалы интеллекта для взрослых, через три года выходит второй вариант, предназначенный для нужд армии (армейский Векслер). В 1955 году появляется окончательная версия теста интеллекта для взрослых. Последняя версия теста Векслера вышла в 1981 году (предназначена для обследования лиц от 16 до 64 лет), а к 1998 году относится новейшая переработка, сделанная его учеником Аланом Кауфманом. Создаются аналогичные формы теста для детей 5 - 15 лет (1949 год) и для детей от 4 до 6,5 лет (1963 год).
Умственные способности тестируемого измеряются по следующим критериям:
• Способность к усвоению материала
• Способность к запоминанию
• Словарный запас
• Понимание задач
• Решение задач
• Абстрактное мышление
• Восприятие и переработка информации
• Зрительное восприятие информации
Тест Д. Векслера — одна из наиболее сложных и трудоемких психодиагностических методик. Он требует очень высокой квалификации от диагноста. Психолог должен надежно усвоить правила предъявления тестового материала и оценки ответов испытуемого.
Главным недостатком теста является «экзаменационная последовательность» заданий: они следуют от простого к сложному. Любой испытуемый после завершения выполнения каждого субтеста испытывает ощущение неудачи. Следовательно, у испытуемого падает мотивация. Особенно отрицательно отсутствие эмоциональной поддержки сказывается при выполнении теста лицами, боящимися неудачи, тревожными и эмоционально чувствительными: они показывают более низкие результаты по сравнению с теми, которые могли бы получить в ситуации позитивного общения.
Понятно, что IQ и EQ — два различных фактора жизненных достижений. Замечено, так же, что люди с высоким IQ, но невысоким EQ часто не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят, взаимодействуют и общаются неконструктивно.
Свидетельство о публикации №216081100864