Фронтовая юность Тамары Ястребовой

«На позицию девушка провожала бойца»,- эта песня еще не была написана, когда вчерашняя школьница Тамара Ястребова прощалась с любимым  Сашей Савельевым. Шла Великая Отечественная война и Александр упорно оббивал пороги военкомата, добиваясь отправки на фронт. Но Камыш-Бурунскому судоремонтному заводу, нынешнее название ОАО «Залив», нужны были рабочие руки. Неохотно расставался коллектив с молодым токарем Александром Савельевым.
Невеста Томочка с искренностью и чистотой   первой любви проливала слезы, обнимая Сашу, обещала дождаться любимого.
Война приближалась к окраинам Керчи. Красная Армия ожесточенно сопротивляясь отступала. Было очевидно, что  Камыш-Бурун захватят немцы. Отец Тамары, Алексей Кондратович Ястребов, работал на недавно построенной ГРЭС. Чтобы гидроэлектростанция не досталась врагу, было принято решение её взорвать. Взрывом ему серьезно повредило ногу. Мать Тамары ухаживала за раненым отцом.   
Поздним осенним вечером  в дверь квартиры, где жили Ястребовы,  постучались моряки Черноморского флота:
-Мать, дай поесть и найди чем перевязать раны,- были первые слова гостей. Марья Васильевна  засуетилась, была она хозяйкой приветливой и гостеприимной, делилась последним. Когда собственных сил не хватало, помогала дочь Тамара, которая готовила еду и обстирывала прибывавших моряков.
Вскоре воинскую  часть   перевели в центр Керчи, юная повариха Тамара Ястрбова следовала за ними. «Все для фронта, все для Победы!»-этот лозунг подчинял все мысли и дела девушки.
Немцы приближались к Керчи, все чаще становились налеты фашисткой авиации. Столовая, в которой работала Тамара, находилась в районе улицы Шлагбаумская. Однажды готовя обед, девушка услышала невероятной силы взрыв, затряслись мощные  стены, от страха восемнадцатилетняя девочка инстинктивно спряталась под стол, потом придя в себя, отряхивая штукатурку, подумала:
- Вот так спряталась от авиационного налета! Но ирония исчезла мгновенно, когда  через вынесенное взрывом окно, она увидела леденящие душу последствия  воздушной атаки. Прямым попаданием авиабомбы был взорван военный госпиталь. Страшное месиво из человеческих тел потрясло  юную душу. Вот тогда-то и возникло решение: все силы, а может быть и жизнь отдать, помогая воинам защитникам в смертельной борьбе с врагом
Тамара не призвалась в Армию, не была вольнонаемной,  солдаты и матросы хотели есть и она их кормила, не задумываясь о своем статусе. Где-то на передовой сражался с оккупантами жених Саша Савельев, писем Тома не получала, но верила: любимый – жив! Иначе не может быть!
Наши отступали. Девушка на себе испытала все ужасы переправы, когда немцы бомбили с воздуха Керченский пролив. Тамань, Анапа, Краснодар, Новороссийск оставались позади. Весь транспорт продовольственного склада № 230, вместе с  поваром Тамарой Ястребовой, приближался к Геленджику.
Город терял свой мирный облик, время от времени подвергаясь бомбежке  с воздуха. Улицы были заполнены беженцами. Вдруг  их машина  остановилась перед кольцом стоявших вплотную друг к другу людей. Водитель вышел посмотреть в чем дело. Народ окружил огромную воронку, созданную неразорвавшейся  авиабомбой. Плотной живой стеной люди заградили идущий транспорт от неминуемой трагедии. Гигантская авиабомба зловеще поблескивала стабилизаторами из воронки, она могла взорваться в любую минуту. И они это хорошо понимали! Никто не дрогнул, не сбежал, стояли до тех пор пока не прибыли саперы…
Подвиг на войне был в каждом поступке, в каждом движении. Подвигом была и работа юной поварихи Тамары Ястребовой.
Керчь горела в огне войны, дважды город становился линией фронта. Особо досталось промышленным объектам. Аглофабрика и расположенный недалеко от дома, в котором жили Ястребовы, судоремонтный завод был превращен в руины. Матери и инвалиду-отцу с огромными усилиями удалось перебраться  на родину в Кировоградскую область. Для родителей наступили мучительные  годы ожиданий: где – то по каким фронтовым дорогам шла их девочка Тамара вместе с полевой кухней. Жива она или погибла!- рвали душу сомненья. Отцу все же удалось отыскать следы воинской части, в которой служила дочь. 
В конце войны они встретились - радости не было предела: инвалид – отец и дочь,повзрослевшая в военной шинели. Казалось, разговорам не будет конца. Справившись о родных, о матери, Тамара с надеждой спросила:
"Что известно о Саше ?" Отец молчал, известий не было никаких.
За долгие годы разлуки любовь не угасла, наоборот разгорелась с новой силой. О нем, единственном и любимом были все её мечты. Тамара слыла красавицей - стройная и высокая. Но серьезный взгляд умных глаз делал робкими даже самых смелых ребят. Многие заглядывались на молодую девушку, но сердце красавицы во фронтовой шинели принадлежало только ему, другу её детских игр и школьной юности. Тем временем Александр с оружием в руках громил врага, он был военным разведчиком. Воевал на Белоруской земле, где был дважды ранен. Затем оказался  в Польше, дошел до Берлина и сфотографировался рядом со знаменитыми Брандербургскими воротами. Часто вспоминал любимую, верил, что жива, надеялся встретить её после войны. Этим и жил.
Минует грозное лихолетье, закончиться война и отправиться Тамара, искать своего любимого Сашу Савельева. Их встреча произойдет на родной Керченской земле. Но до неё еще надо добраться из Александрии, где после войны оказалась Тамара Ястребова вместе с родителями.
С трудом удалось доехать до Джанкоя. На вокзале Тома заметила, что её пристально разглядывает незнакомая женщина, девушка с опаской посмотрела на незнакомку, та продолжала внимательно смотреть на Тамару."Мы  знакомы?"- не выдержала Тома.
"Вас зовут Тамара и у вас есть жених Александр Савельев?"-  вопросом на вопрос ответила незнакомка. Тамара остолбенела от неожиданности. Видя её замешательство,
женщина весело рассмеялась и пояснила:"Мы воевали с  Сашей на Белорусском фронте, он показывал мне вашу фотографию и часто с грустью о вас вспоминал!"
Окрыленная надеждой Тамара отправилась в родной поселок на окраине Керчи, где и произошла радостная встреча с любимым. Вскоре они поженились. Родилось у них двое детей: сын Александр и дочь Ирина.  Александр Яковлевич Савельев вернулся на родной завод «Залив», с которого в далеком 1941 ушел на фронт. Тамара Алексеевна продолжала работать в сфере общественного питания. Всякое в жизни случалось. Но беды и радости семья всегда делила пополам.
Тринадцать лет назад,  в 2003 году, на  81 году ушел из жизни Александр  Яковлевич. Осталась Тамара Алексеевна без своего верного спутника жизни.
"Поддерживают дочь и внуки, не забывают обо мне и в Совете ветеранов города Керчи", -  рассказывает наша знаменитая соотечественница.
Тамара Алексеевна Савельева награждена боевыми орденами и медалями, в том числе: медалями  «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За оборону Кавказа»,  и т.д.
Квартира, в которой проживает ветеран  Великой Отечественной войны Тамара Алексеевна, дышит чистотой и уютом, на полках книги о минувшей войне, в рамочке на стене почетные грамоты и портрет любимого мужа.
"Гляну на портрет - и  мой любимый  Саша, опять  рядом," - говорит Тамара Алексеевна. С фотографии на стене с задумчивой  улыбкой смотрит на нас воин – освободитель  Александр Яковлевич Савельев. Жизнь его продолжается в детях и внуках и в той верной и преданной любви, которую пронесла через все невзгоды его верная спутница жизни, любимая жена Томочка.


Рецензии