Кинжал Митры

Основное божество, покровительствующее царской власти в Персии и Мидии -  Митра, хотя у него более древние корни. С принятием этими народами зороастризма, Митра беспрепятственно, в качестве святого, входит в новую религию.  В древнеиранской мифологии Митра буквально переводится с языка Авесты как “договор“, “согласие“. В зороастризме отвечает за идею договора, видимо, скреплённого солнцем и жертвоприношением. Первоначальность договорной функции Митры   зафиксирована в Авесте. Именно об этом Ахура-Мазда говорит Зороастру: «негодяи, которые лживы по отношению к договору, приводят к гибели всю страну.…Никогда не нарушай договора, о ты из рода Спитамов, независимо от того, заключил ли ты его с носителями лжи или обладающими правдой последователями истинной веры, ибо договор имеет силу и в отношении носителей лжи, и в отношении носителей правды“.  И далее: “Быстрых лошадей даёт Митра, обладающий широкими пастбищами для скота, тем, кто не лжив к договору “. При жертвоприношении, скрепляющем договор, жрецы Митры пользовались сакральным кинжалом. Этот кинжал и по форме, и по выполняемой функции отличался от сакральных кинжалов Шумера, хотя тоже с помощью него закалывали быка.
Зороастризм был одной из мировых религий своего времени. На его основе базируется иудаизм. Христианство и мусульманство тоже имеют корни в зороастризме. Это дуалистическая религия. В ней мир делится на два противоположных лагеря. Лагерь абсолютного Добра – во главе с Ахура-Маздой. И лагерь абсолютного Зла – во главе с братом близнецом Ахура-Мазды, Ахура-Майной. Весь мир разделён между ними. Между ними идёт постоянная борьба, когда каждый должен выбрать свою сторону. Митра идёт на стороне Добра. Он сподвижник в абсолютном Добре Ахуры-Мазды.
Культ Митры относится к раннему зороастризму доперсидского владычества Ахеменидов. На территории Месопотамии он утрачивает своё доминантное значение. Новый всплеск культа Митры начинается при Ахеменидах. Он охватывает все страны, покоренные персами.
После поражения персидской державы войсками македоно-иллирийцев, культ Митры остаётся. Частично он принимается даже новыми завоевателями.
До нас сохранилось несколько изображений сакрального кинжала Митры. Сакральный кинжал Митры встречается двух типов. Кинжал Митры при его рождении такой же маленький, как и новорождённый бог. У этого кинжала острое сходящееся на нет лезвие, широкое, шире кисти руки, и короткое, чуть меньше или с руку божества. Лезвие обоюдоострое. У него узкая рукоять с набалдашником. При росте Митры вырастает и лезвие его кинжала. Теперь это прямое лезвие с локоть длинной (30-40см), у некоторых экземпляров появляется эфес, отделанный золотом. Сакральный кинжал Митры относится к растущим типам оружия, которые перековываются в связи с ростом божества, с ростом той фазы, которой они служат. Сам кинжал прост в своей форме, украшения его лаконичны и чисты в своей правильной чёткой красоте. Это прямые линии, подчеркивающие эфес, это очень часто шар, завершающий рукоять. Всё пронизано простотой и осмысленностью.
Жертвоприношение, проводимое во имя Митры, не только скрепляло договоры между людьми, племенами и государствами путём этого жертвоприношения, но  Митра также устанавливал иерархию и порядок в своём понимании. Кто не почетал Митру, его порядок, не делал ему жертвоприношений, должен быть уничтожен. “Митра объединяет людей, помещает их на их собственное, правильное место, защищает страны в зависимости от выбора правильного места по отношению к Митре и уничтожает те страны, которые отказываются от этого выбора и бросают Митре вызов“ .
Царь-жрец ведает границами территории, их расширением и стабилизацией. Именно он связан с Митрой, с его космическим законом и его пониманием. В функции царя-жреца входит ритуальное измерение земли , которое базируется на основе понимания их правды . И ритуальное совершение жертвоприношения, когда царь жрец соединяется по духу с самим Митрой. Митра заключает в себе прежде всего письменный договор с солнцем, скреплённый кровью жертвенного животного. Именно солнце является исполнителем гаранта этого договора. Как солярное божество Митра – судья в Царстве Мертвых. Праздник Митры приходился на 25 декабря, день зимнего солнцеворота. Именно тогда происходит ритуальное закалывание быка, символизирующего собой того первого быка, которого сделал бог (Ахура-Мазда) на земле (в этом мире), сакральным кинжалом Митры, дабы соединить силы и энергию первобыка с идеальным миром божественной мысли и очистить его от земной, смертной, скверны.
Одним из первых творений, согласно теологии зороастризма, было сотворение Ахура-Маздой быка. Вместе с быком бог абсолютного Добра сотворил траву сому и этот священный напиток зороастрийцев. Потом был сотворён человек. Все это было сотворено  в своей идеальной форме.
Но прибыл на Землю Ахура-Майна и уничтожил творения Ахура-Мазды, поселив на земле Смерть и Зло.
Тогда была принесена первая искупительная жертва, и все творения Ахура-Мазды обрели плоть. Они размножились по земле. Но дух их был испорчен Злым гением Ахура-Майны.
Тогда возник Митра. Именно через Митру, через договор с Ахура-Маздой, верующий зороастриец, очищается от скверны, занесенной на него Ахура-Майной. Договор через Митру скрепляется жертвоприношением быка, потомка (как и все быки) первого творения Ахура-Мазды.
“В культе Митры соединялась также большая часть жертв, посвящёний и религиозных таинств этого времени, хотя они имели различное происхождение. Прежде всего, мы упомянем о тавроболиях и кривоболиях. Эти виды жертвоприношений имели малоазиатское происхождение и входили в состав культа Великой Матери и Сабация, но не были чужды и культу Митры, чему способствовало, вероятно, представление о Митре, убивающем быка“ . Великой Матерью при зороастризме была богиня Иштар (Астарта), привнесённая Ахеменидами в теологию зороастризма. Она также являлась сторонницей Ахуры-Мазды и абсолютного Добра. Это был дух планеты Венера. Связанна она была с войной и сексом.
Сабаций это общинное божество загрских охотников, связанное с Царством Мёртвых.
Культ Митры, как судьи в Царстве Мёртвых, носил сакральный характер, связанный с подземным служением. Храмы этого божества устраивались в маленьких подземных “часовнях“, стены которых переполняли иконографические изображения, освещающие деяния и священнодействия Митры. Служители и почетатели Митры пытались найти в своём божестве душевное успокоение и получение бессмертия. В этих пещерах образовывались тайные общества, похожие на масонские ложи. Отсюда можно сделать вывод и об их отношении к культовым и сакральным предметам, одним из которых был этот кинжал. Кинжал Митры, убивающий быка, делал это, совершая обряд очищения над приверженцами культа Митры.
Человек, подвергаемый ритуальному очищению, сажался в яму, над ним настилали помост. Жертвенное животное, прошедшее обряд посвящения, украшенное, вводили по этому помосту. Жрец-глава общины заламывал быка, прижимая его к настилу коленом, левой рукой отводил голову… Зажатый в правой руке сакральный кинжал врезался в плоть жертвенного животного, символизирующего первое творение Ахуры-Мазды.  Кровь лилась сквозь щели в помосте на очищаемого. Кровь жертвенного “чистого“ животного, выпущенная сакральным кинжалом, составляла великое искупительное и очистительное средство для верующего. Митра принимал жертвы как очистительные, так и за здравие самого исполнителя ритуала.
С распространением римского владычества на территории Малой Азии римляне сталкиваются с культами зороастризма. Солдаты Рима принимают многие культы народов, с которыми сталкиваются. Римлянами принимается и культ Митры.
В Риме Митре приносились жертвы за императора. Все жертвы скрепляли договор с Митрой о бессмертии верующего, а сакральный кинжал был  инструментом, оговоренным этим ритуалом.
Согласно своёму служению, человек в таинствах Митры мог проходить несколько инаугураций, получая каждый раз новое имя. Люди могли получать степени воронов или львов Митры, а воинам присваивались мечи и венцы .
Ко II в. н.э. культ Митры распространился по всей Римской империи, к III веку Митра становится главным богом Римского государства.
На Евксинском понте жрецом Митры был Митридат, заколовший себя сакральным кинжалом, дабы искупить свою вину перед государством при поражении в войне с Римом.


Рецензии