13 принципов иудейской веры

Человек 12-го века Маймонид (1135–1204), обобщая изложенное в Торе, сформулировал 13 принципов веры (обозначил и содержательно определил 13 элементов Системы), которые стали общепринятыми.
 
Понятно, что уровень ощущения и осознания самоответственности тогдашнего человечества и его наиболее талантливых представителей не был таким высоким, как в наше время, по прошествии почти тысячи лет. Философская мысль и политическая воля, после многовековой напряженной нравственной и интеллектуальной работы, после пережитых драм и трагедий, делают сегодняшнее человечество способным более масштабно (энергичнее и изощренее) заняться своей судьбой. Это при том, что и современное человечество разделено на противоборствующие части и внутри каждой части есть низы и есть центр, который стремится сконцентрировать у себя философские и иные достижения, наработанные или заимствованные, захваченные в других частях.

Поэтому, смысловая модель, изначально представленная в Торе и осовремененная в понятиях светской науки нашего времени, является продуктивным элементом в философии, политологии, идеологической практике и пр. направлениях деятельности человеческого общества. При этом, подчиненные, низшие слои получают продукты этих наук и практик в упрощенном, нередко целенаправленно искаженном, идеологизированном виде. А правящие слои осваивают кондиционные, работоспособные продукты, помогающие удерживать правящие позиции в отношении своих низов и выстраивать результативные отношения сотрудничества, сосуществования или противоборства с другими общественными образованиями – партиями, племенами, слоями, странами, государствами, объединениями.
 
В модели Маймонида дана такая смысловая интерпретация элементов Системы   
Первые пять относятся к представлению о Боге:
 
1) его существование,
2) его единственность,
3) его нематериальность,
4) его вечность,
5) необходимость поклонения только ему одному.

Следующие четыре касаются Откровения:
 
6) вера в пророчество,
7) абсолютное верховенство Моисея как пророка,
8) божественное происхождение Торы,
9) неизменность Торы.

Последние четыре принципа относятся к воздаянию:
 
10) всеведущее провидение,
11) вознаграждение и кара,
12) пришествие Мессии,
13) воскресение мертвых.

В моей попытке понять смысл иудейской веры и смысл практики конфессии, как организованного политического субъекта, я исхожу из следующих двух предположений.

1. Не факт, что «Мессия» должен быть конкретным человеком, это может быть – настроение, постепенно охватывающее все более широкий круг людей. И всё сильнее. Побуждая к чрезвычайно умным и энергичным действиям. Такое прочтение пророчества о «Мессии» ориентирует отдельного человека прислушиваться к своему настроению, контролировать его, направлять его развитие. И всматриваться в настроения других людей, подпитываться от привлекательных настроений, поддерживать их развитие и проявления.

2. Взрослые поколения 30-х гг. прошлого века миллионами проиграли свои жизни, жизни своих детей и жизни нерожденных детей. Для наших поколений это – сигнал из контекста проживания, из Системы (от Творца?). Сигнал, позволяющий увидеть и предпринять усилия, пока еще есть время, избежать новой Катастрофы. И, может быть, уже навсегда переломить ситуацию, полную непрерывными бедами и чередованиями катастроф.

С этих позиций я увидел Систему «Творец и его проект с человечеством», как состоящую из трех взаимосвязанных подсистем (рис. 1 – над заглавием произведения). В следующем наполнении подсистем:

Т – принципы 1,2,4,5,13
Ч – принципы 12 и 13 (конечное слияние с Т)
К – принципы 3,6,7,8,9,10,11

Субъект, беспредельно сильный в данной системе, создал человечество и среду проживания, в которой предоставил человечеству некоторую степень свободы – произвольный выбор помыслов и поступков. Диапазон выбора – от эгоизма (побужденность к обретению благ, материальных и нематериальных, для себя) до альтруизма (побужденность к обеспеченностью благами других людей).
 
Субъект осведомил человечество – через иудеев – о себе и своей цели в отношении человечества. Создал для человечества среду проживания и наблюдает за процессом проживания, иногда вмешиваясь в этот процесс.

Пытаясь понять осуществляемую волю Творца (там, где Им созданы и присутствуем мы), мы как наблюдатели становимся в его, Создателя, позицию и одинаково с Ним видим трехкомпонентность Системы.
 
Там, где нам предоставлена свобода и мы выступаем как самоответственные субъекты, мы всматриваемся в созданный для нас контекст проживания, в себя, пытаемся определить СВОЮ цель проживания, выявляем возможности и угрозы на пути к цели. С этой позиции мы конкретизируем для себя представление о содержании подсистем. И тут, каждый из нас, в меру своих личностных способностей и условий воспитания/образования, видит свой вариант.


Рецензии