Без вины виноватая

 РАССКАЗ О СУДЬБЕ НАТАШИ
      
      С Наташей я встретилась в 1996 году, когда пришла в гости на день рождения к старой подруге Нине.

     С Ниной и её мужем мы вместе учились в Вузе и работали на одном предприятии до пенсии, на которую вышли в 1994 году. Нина на нашем курсе была лидером – комсомолка, спортсменка, настоящая красавица, да еще поступившая на лесохозяйственный факультет после окончания Боровского лесного техникума, поэтому была старше основной массы студентов на 3 года. Девочки, особенно городские, видели в Нине маму – умелую, умную, знающую, а юноши теряли голову от чувства любви. Один из них, выпускник сельской школы, небольшого роста и далеко не спортсмен вследствие послеродовой травмы, но очень симпатичный и кудрявый сумел за три года покорить сердце Нины, читая ей стихи собственного сочинения и хвастаясь знанием стихотворений Есенина и др.
     После выпуска я вместе с Ниной и её мужем я попала на работу в экспедицию, образованную в Кокчетавской области в 1960 году. Там в посёлке экспедиции в 1965 году и родилась у моих друзей долгожданная дочка. Я и другие холостые молодые специалисты из общежития помогали нашей подруге с новорожденной, всем, чем могли. Юля была общей любимицей, а мама Нина оказалась настоящим художником и шила для дочки платья по журналам мод с раннего возраста.
     На период полевых изыскательских работ девочку отправляли к бабушке – матери мужа, бывшей учительнице младших классов. Но после шести лет СЧАСТЬЯ и совершенной свободы в молодёжном коллективе, в Алма-Ате был организован филиал Экспедиции с целью сокращения переездов по большой площади Казахской ССР для полевых изысканий.
      Я, а также другие, кто мог на первое время поселится у родных, были переведены в новый филиал. Нина с мужем и дочкой тоже решили переехать, как уже опытные специалисты и снимать частное жильё. У моих родителей была трёхкомнатная квартира, они знали и любили и Нину и её мужа, когда мы встречались на этой квартире ещё студентами. Поэтому наше общение продолжилось, а мой брат с двумя сыновьями, мечтающий о дочери даже брал Юлю в гости к своим сыновьям в свою большую и шикарную квартиру.
      Пути Господни неисповедимы! Нина, как высокомерный лидер и уверенная в своей непогрешимости не могла допустить мысли, что муж может её разлюбить, или полюбить другую женщину. Но постоянное лидерство жены и дома и на работе постепенно стали раздражать мужчину с комплексом Наполеона. После того, как муж дорос до должности главного инженера, Нина решила, что должна стать его заместителем, что он не справится без неё, в то время просто старшего инженера изыскательской партии.
       К огорчению женщины её продолжали направлять на полевые изыскательские работы, и дочку приходилось перевозить в село к бабушке, пока она ещё не была школьницей. Нина не замечала, что муж отдаляется, и не ощутила опасности…
       Но когда Юле исполнилось 7 лет, то муж решил уйти и съехал с квартиры в общежитие. Нина, рыдая, пришла к нам домой и попросила меня о помощи с ремонтом в квартире к началу учебного года Юли и оборудования для девочки «уголка». Мы справились с ремонтом за неделю, Нина была в трудовом отпуске, а я помогала по выходным. В течение 3-х лет Нина скрывала от дочери, что папа ушёл, он приходил, дарил подарки, но ночевать не оставался. Нина надеялась, что он образумится и вернётся, но через три года муж подал на развод, объяснив, что собирается жениться на молодой женщине, которая ждёт от него ребёнка. Я, как могла поддерживала подругу, она с Юлей продолжала посещать наш дом по выходным и совместно с нашей семьёй и друзьями проводить праздники. Муж исправно платил алименты и дарил дочери подарки на день рождения. Мать сначала хотела запретить дочери общение с отцом, но после того, как он получил хорошую квартиру и обрёл сына, поняла, что его  не вернуть.
       К тому же Юле уже исполнилось 18 лет, и Нина сообразила,  что  по закону отец может не платить алименты. Юля обожала своего отца и подружилась с его женой и своим сводным братом. Нина лезла из кожи, чтоб доказать неблагодарному мужу, что она родила не только красавицу, но самую умную, талантливую дочь, которая станет великим художником. У самой Нины был явный талант художника. Меня всегда удивляла её способность увидеть в природных образованиях произведение искусства. Она привозила с собой с полевых изыскательских работ свои «находки» и слегка видоизменив и покрыв лаком дарила нам на память. Я даже сравнивала её со знаменитым художником Иткиндом. Нина положила к ногам дочери свою жизнь, записала во Дворец пионеров во  все кружки по искусству, водила на выставки, платила учителям и руководителям кружков, протолкнула однажды девочку  на телевидение. Одевала, как настоящую куклу. Но в тоже время не давала ей свободы и следила за каждым шагом.
        Юля росла избалованной, но не уважающей и не любящей свою мать – диктатора. Она даже однажды мне сказала, что мама сама виновата, что папа полюбил другую. Мне было очень жаль свою подругу, но  я знала, что советов она не принимает и ещё со времени учёбы в Вузе считает себя самой умной, самой лучшей и красивой.
       Юля окончила Педагогический институт по классу учитель рисования и получила назначение в среднюю школу. У меня и Нины были соседние участки в нашем садоводческом товариществе от нашего предприятия, где мы с ней трудились в поте лица, постоянно встречались и помогали друг другу. Подруга рассказывала, что Юля стала лучшим учителем в школе, ведёт кружок рисования и даже уже имеет своих частных учеников, а кроме того решила перейти на моделирование одежды и начать писать картины, но замуж пока не вышла, хотя поклонников очень много.
       И вот, когда я с другими подругами Нины пришла по приглашению на её день рождения в 1996 году, то рядом с Юлей заметила молодого человека с мужественным выражением лица в джинсах. Юля, обратилась ко мне: - «Тётя Рита, познакомьтесь – это моя подруга Наташа – учитель истории в нашей школе.»
       Вполне женским голосом и с доброжелательной улыбкой Наташа сказала, что рада знакомству с тётей Ритой о которой Юля рассказывала много хорошего. Я поняла, что девушка старше Юли, и несмотря на отсутствие женственности, увидела в её глазах доброту, щедрость и ум.

       Потом на даче во время нашего совместного ужина Нина рассказала мне, как повезло Юле с подругой, которая имеет хорошую однокомнатную квартиру в центре города, рядом со школой и Юля теперь практически живёт у неё. Наташа сирота, была подброшена в роддом, где ей дали фамилию Среда и имя Наташа. В доме малютки её удочерила бездетная супружеская пара. Наташа окончила исторический факультет КазГУ и аспирантуру, но по призванию стала учителем в школе, где её все очень любят и учителя и ученики. Приёмные родители её тоже любили и воспитывали, как мальчика. Отец научил её паять, строгать и проч. Они жили в частном доме на краю города. После их кончины Наташа обменяла  дом на прекрасную квартиру новой планировки. Кроме этого Наташа очень хорошо готовит и балует их с Юлей всякими вкусностями и помогает с ремонтом техники потому, что хорошо знает физику. Нина похвастала, что Наташа любит и её и Юлю и благодарит за то, что подарили ей счастье семьи, которого она была лишена уже в юности.

     Но через три года Нина рассказала мне о страшном несчастье с Наташей у которой обнаружили опухоль мозга и после операции дали первую группу инвалидности, в школе она больше не работает и Нина предложила ей для заработка собирать на даче малину и продавать. С этой поры началось наше общение с Наташей на даче. Мне было безумно жаль её потому, что я прекрасно знала потребителей по жизни - свою подругу Нину и её дочь Юлю, которых она искренно полюбила. Я видела состояние бедной женщины, наблюдала приступы эпилепсии, но лишь однажды она пожаловалась на Юлю, которая уговорила Наташу пожить с мамой, а ей освободить свою квартиру для встреч с молодым любовником, который склонил её
«к отношениям». Я отлично понимала как тяжело жить с Ниной, которая любит только диктовать и считает что ей ВСЕ должны – и бывший муж, и его новая жена и незамужняя подруга. Я помнила, как она постоянно занимала у меня деньги в молодости, но не отдавала считая, что мне они не нужны, раз ребёнка нет, а мама и папа мне помогают. Поэтому я посоветовала Наташе, сославшись на плохое самочувствие попросить Юлю освободить квартиру. Наташа позвонила мне уже в городе со своей квартиры и сказала, что в шоке от состояния квартиры, грязи на кухне и в ванной и сломанного дивана. Теперь она не знает, на какие деньги ей делать ремонт.
      Осенью в городе ко мне пришла смущённая Нина и сообщила, что Юля беременная от своего ученика корейской национальности и что она плачет, а эта Наташа советует ей выгнать «мужа», который не хочет ребёнка признавать.
      Юля родила девочку – кореянку, но молодой человек испугался и засомневался, что это его дочь… Нина сказала, чтоб он выметался, девочку зарегистрировали  по фамилии отца Юли. Отец был в шоке, но ощутил свою ответственность за внучку и стал помогать, как и его вторая жена. Нина оценила помощь и даже подружилась с разлучницей. Наташа оформила завещание на квартиру на имя «внучки» Дуняши и стала помогать, не заикаясь ни о ремонте, ни о помощи инвалиду.
      Но Юля рассудила по-своему, она продолжала в тайне встречаться с любимым и забеременела вторым ребёнком, несмотря на предупреждение врачей, что после кесарева сечения роды представляют опасность для жизни. Я случайно узнала о беременности Юли на праздновании дня рождения жены её сводного брата, который оказался моим соседом по лестничной площадке, а я всем соседям помогала в организации праздников, как одинокая и добрая бабушка-соседка. Услышав признание Юли, что у Дуняши будет братик, я испугалась и спросила, знает ли Нина? Она засмеялась и ответила, что пока нет! В этот момент Дуняша обкакалась в памперс прямо за столом…
       Через несколько дней мне на даче Нина вновь призналась со слезами, что дочь решила не только опозорить свою мать, но и вогнать в гроб. На Наташу теперь мало надежды, её приглашают на повторную операцию и врачи намекнули Юле, что она не выдержит химиотерапию…

       Но Наташа вышла из больницы с надеждой на выздоровление и даже в неплохом виде. Врачи прописали кучу дорогостоящих лекарств, грязная квартира угнетала и Наташа с полным основанием попросила Нину с Юлей помочь с ремонтом и оплачивать её квартиру, где было много вещей самой Юли – телевизор, книжный шкаф и другие вещи. Но Юля была увлечена своим «бизнесом», пытаясь «создать» себе Имя с помощью фонда Сороса. Она стала писать статьи в рекламный журнал «Афиша» о выставках художниках по всему земному шару. Поездки за границу оплачивал «Фонд», но на собственную жизнь средств катастрофически не хватало, поэтому она решила забыть о Наташе.

       Нина жила на даче вместе с Дуняшей, а беременная Юля подолжала разъезжать по командировкам, занимая у отца большие деньги, обещая когда-нибудь отдать. Я на дачу бывала редко. Но однажды, поднимаясь на свой участок мимо дома Нины, по заведённой традиции зашла к ней. Увидев заплаканное лицо подруги и отсутствие Дуняши, я испугалась и спросила:  « Что случилось?»  Рассказ Нины поверг меня в шок своей циничностью. Нина говорила спокойно и даже злобно:
- «Ты же знаешь, что Наташу вылечили, но она сама не хочет работать и постоянно просит у Юли деньги, да ещё с ремонтом пристаёт. Я ей предлагала собирать малину, она один раз приехала сюда, сломала мне люстру, которую я просила починить, потом у неё случился приступ и она уехала. А тут на днях позвонила и попросила, чтоб Юля как вернётся из командировки,  пришла к ней домой. Вот Юля вчера приехала и пошла к ней.  Представляешь, Наташа предала нас с Юлей, она отменила своё завещание и заключила договор с соседом, что он сделает ремонт в квартире и ежемесячно будет ей давать 100 долларов на лекарства, а после её смерти станет владельцем её квартиры! Теперь я даже не хочу слышать её имени и ты меня о ней не спрашивай!»

        Через три месяца мне позвонила Наташа, которая вернулась из больницы после очередного облучения, и спросила, рассказала ли Нина, что она отменила завещание и не осуждаю ли я её? Я ответила,  что не осуждаю, а очень хорошо понимаю.  Наташа добавила, что теперь живёт в чистой прекрасной квартире с евроремонтом, застеклённым балконом и новой ванной и ей комфортно и пригласила в гости, когда она оправится через пару недель. Я поблагодарила.
        Но через месяц мне позвонила Нина и сказала, что наглый сосед отвёз Наташу в хоспис, а она попросила сообщить Юле. Юля пришла к соседу с возмущением, что он должен был положить Наташу в больницу,  или нанять сиделку, что квартира по сути принадлежит ей и что она содержала Наташу последние годы и платила за квартиру, но наглый мужик сказал, что он её здесь не видел с той поры, когда купил соседнюю квартиру и иногда помогал инвалидке с продуктами.

      Нина с Юлей посетили хоспис, где лежала умирающая Наташа и она стала просить у них прощения и предложила Юле срочно привести в хоспис нотариуса для расторжения договора с соседом, только придётся вернуть деньги, потраченные на ремонт, но эта сумма не идёт ни в какое сравнение со стоимостью её квартиры. Юля сначала обрадовалась, но потом вспомнила, что через два дня у неё командировка за границу и денег совсем нет. Она обратилась к подругам,  из школы, которые очень любили Наташу и предложила вариант с нотариусом, чтоб потом продать квартиру, а деньги поделить, но они отказались. И Юля уехала, даже не попрощавшись с Наташей.
        Обо всём этом я узнала от Нины, которая сообщила мне о смерти Наташи в хосписе, перемежая свой рассказ рыданиями и соплями. Я не перебивала, а по окончанию её рассказа спросила: - «А почему ты плачешь?» Она ответила, что ей жалко Наташу!

       Юля родила мальчика корейской внешности и Нине пришлось согласиться на «сожителя» дочери и прописать его в своей квартире. Встречаясь с отцом Юля хвастала, что теперь у неё трое детей. Она продолжала тянуть деньги с отца, а Нина на даче всё чаще навязывала деду уже двух внуков.  Между тем сам её бывший муж Нины и наш главный инженер был уже на пенсии и практически сидел на шее жены, которая ещё работала на частном предприятии, где её ценили, как выдающегося экономиста. Ощущая свою вину перед Ниной и Юлей «разлучница» заставляла своего сына - сводного брата Юли помогать им и давала деньги на подарки внукам Нины, вызывая недовольство жены сына, которая тоже уже ждала второго ребёнка. Ситуация усугублялась онкологическим заболеванием отца Юли, которому требовалось дорогостоящее лечение.

       После истории с Наташей, я практически перестала общаться с Ниной, свой дачный участок я отдала племяннику – сыну старшего брата потому что
сама уже была не в состоянии туда ездить. Нина по телефону мне часто жаловалась и на Юлю и на её сожителя, который её ненавидит и старается уходить, когда она дома, а Юля намекает, чтоб она больше жила на даче или переехала к сестре в Астану. Последний раз я встретилась с подругой за поминальным столом по поводу смерти её бывшего мужа и нашего с ней однокурсника. Поминки после похорон сводный брат Юли и его жена устроили в ресторане, недалеко от квартиры  и вблизи нашего ГПИ, где он был когда-то главным инженером.
       Однокурсников усадили за один стол вместе с бывшими сослуживцами. Нина выглядела ужасно и плакала. Юля занималась гостями и детьми, пятому внуку отца Юли исполнилось 3 месяца, и жена сводного брата Юли пришла в ресторан с коляской. Я намекнула Нине, что плакать не надо, когда человек отмучился и спросила давно ли она была на даче. На что Нина сердито ответила, что она на похороны приехала с дачи и ей надо ехать обратно потому, что забыла там как следует закрыть двери и окна. Я проводила подругу на остановку такси и догадалась отдать ей  деньги на проезд. Нина обрадовалась и озадачила меня вопросом не знаю ли я кому завещал отец свою долю в квартире?
       Я удивилась и сказала, что ему не надо писать завещание, у него остались в живых прямые наследники – жена и сын…   А как же Юля? – спросила Нина.
- Но он же оставил вам с Юлей свою квартиру, которую вы потом приватизировали – парировала я. Но  Нина с обидой в голосе сказала, что он потом получил трёхкомнатную и гораздо лучше, чем их двухкомнатная в панельном доме, а Юля его дочь!

      В этом году У Нины был юбилей – 80 лет! Я её поздравила по телефону, в ответ услышала, что поздравлять не с чем и праздновать свой юбилей она не собирается!


Рецензии
Яблочко от яблоньки - недалеко падает! Что же удивляться, что муж не выдержал и ушёл от диктаторши, которой все вокруг должны! - А почему? - может кто-то, в полном изумлении, спросить. - А по качану! - сердито скажет в ответ Нина. - А потому что я - Умница и Красавица! По мне все мужики сохнут! Увидят меня и прям в штабель укладываются! - И дочурку свою ненаглядную такой же воспитала... Наташу очень жаль. Есть такие люди, им духу не хватает открытым текстом сказать: - А ну-ка, мать вашу! Быстренько собрали ваши шмутки и брысь отсюда, пока я дрын в руки не взяла! - Я могу, запросто! Многие - не могут, к сожалению... Спасибо, Маргарита! Классно пишете! Р.Р.

Роман Рассветов   25.02.2018 18:18     Заявить о нарушении