Ограбление инкассатора

Летом 1982 года в Хабаровске произошло одно  значимое криминальное событие: нападение на инкассатора в Доме одежды.
В тот день инкассация прошла как обычно. Когда инкассатор стал спускаться по лестнице с деньгами, на площадке между третьим и вторым этажами на него напали.
Неизвестный нанес ему удар по голове металлическим прутом диаметром примерно 15-20 миллиметров и длиной 60 сантиметров. Когда тот упал, потеряв сознание, у него забрали инкассаторскую сумку с деньгами и 7,62-мм. револьвер  «Наган». Прут бросили рядом с телом инкассатора.
 Окно, выходящее на улицу Московскую, видимо, было заранее приоткрыто. Из него злодей или злодеи спустились по брезентовому ремню на подобии собачьего поводка с металлическим крюком на конце, который был зацеплен за батарею отопления.
Найдено было два свидетеля, которые показали, что примерно в это время по улице Московской промчался зеленый мотоцикл с коляской в сторону улицы Ким Ючена.
Вот примерно все, что в самом начале было известно по этому делу. Как я уже говорил, тем летом я закончил юридический институт, и начальник Следственного управления полковник милиции Антонов Михаил Иванович предложил мне должность следователя в его управлении.
Ну, первоначально я съездил в отпуск, чтобы отдохнуть от пяти лет постижения юридических наук.
По возвращению приступил к службе в новом качестве. Дела были самых разных категорий, пока не определилась моя постоянная направленность на будущее время.
После отпуска периодически интересовался, как там дело по инкассатору движется. Оно было в силу своей значимости передано в производство прокуратуры края. Ну, а опера, конечно, наши сопровождали.
Узнал, что по пруту, которым ударили инкассатора, провели экспертизу, установили, что эта партия металла выплавлена на одном из заводов Казахстана. Виктор Болванович туда съездил, установил, что часть партии ушла в Хабаровск. Привез перечень предприятий, куда именно. Но это мало что дало. Просто факт, что на каком-то из этих предприятий от одного из прутьев отрезали или отрубили кусок, которым отоварили инкассатора.
По ремню с крюком, по которому нападавшие спускались из окна, установили, что этот ремень имеет сугубо военное назначение – при помощи его военные связисты перетаскивали радиостанции, он входит в ЗИП.
Надо сказать, что время шло, 1982 год закончился. Это преступление по учетам прошло как нераскрытое. Соответственно, все причастные к раскрытию этого преступления лица к нему утратили всякий интерес.
Очередной вал новых, актуальных дел навалился на следователей и оперов.
Ну, а ко мне это дело вообще не имело никакого отношения: я его не расследовал. Просто для себя я этот сюжет запомнил и иногда при случае интересовался, нет ли новой информации.
Однажды я получил к производство уголовное дело в отношении заведующего одного из гастрономов Лемещенко. Дело было связано с некоторыми злоупотреблениями, которые выявились в ходе ревизии 2-ым горпищеторгом в подведомственном им гастрономе. Довольно значительная недостача была выявлена, которая и явилась основанием к возбуждению уголовного дела.
Из материалов дела было понятно, что заведующего заваливала его бывшая заместитель Мария Николаевна – дама волевая, как говорится в торговле собаку съела. Что-то у них в отношениях не сложилось. Очевидно, она считала, что заведовать гастрономом должна была она, а не этот непонятно откуда взявшийся человек. От него я и узнал, что Лемещенко бывший военный.
Кстати, когда я начал дело расследовать, Марию Николаевну саму назначили заведующей другим гастрономом на улице Калинина, «Калинка» называется. В дальнейшем узнаю, что якобы в отношении ее началось расследование, и она покончила жизнь самоубийством – повесилась дома.  Никогда бы не поверил, но информация такая.
Получив дело, я арестовал Лемещенко и стал проверять, чем он известен в прошлом. Оказывается, в одном из гарнизонов Приморского края был старший лейтенант Лемищенко. Не смотря на расхождение в написании четвертой буквы фамилии, это один и тот же человек, даже имя и отчество одинаковы. На бланке формы №1 на получение паспорта есть фотография. Там все видно.
Старший лейтенант в свое время поступил в институт Советской торговли. Потом совершил кражу в квартире своего командира и сразу был задержан на ближайшей железнодорожной станции вместе со всеми вещами.
Конечно, его осудили. Гарнизонный суд подошел к нему лояльно – наказание было назначено условно. Из рядов Советской армии все же уволили.
К дальнейшему месту жительства он уехал в Хабаровск. Там сумел получить паспорт на фамилию Лемещенко. Под этой фамилией по учетам ГИЦ МВД СССР он уже не значился судимым.
В институте Советской торговли обучение он продолжил и стал строить карьеру в сфере торговли.
Так как всплыли эти обстоятельства по делу, надо было все перепроверять. Тут как раз подошла очередная амнистия. И вот мне Лемищенко заявляет:
- Михаил Иванович, я подпадаю под амнистию. Так что будьте добры вынести соответствующее постановление и освободить меня из-под стражи.
- Это с чего вы решили?
- Вы же установили, что я бывший военнослужащий, офицер Советской Армии. Так вот в том качестве я был участником событий на острове Даманском. А, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда это является основанием применения ко мне этой амнистии.
- А где вы служили?
- Я военный связист служил в воинской части на улице Лазо в Хабаровске.
Стоп! Эта воинская часть значилась среди тех, откуда мог быть происхождением тот ремень, на котором спускались из окна Дома одежды грабители после нападения на инкассатора.
Иду в ту часть. Там подтвердили, что Лемищенко служил в их части и по учетам является участником событий на острове Даманском. На мой запрос дали соответствующую справку.
Прежде чем принимать решение о прекращении уголовного преследования по амнистии, сделал еще кое-какие проверки.
Оказывается, он раньше еще был инкассатором отделения по Хабаровскому краю Госбанка СССР. Узнал, что привел его туда один из старых инкассаторов. И они постоянно связь поддерживали до ареста.
Вызываю этого мужика, начинаю с ним разговаривать о Лемищенко. Мужик аж в лице изменился. Но ничего существенного сказать не может, кроме того, что это очень опасный человек.
Однако, в чем его опасность, так вразумительно ничего и не мог пояснить. Сказал только, что у него был хороший знакомый в «Дальаэропроекте». Греков его фамилия, вот его и расспрашивайте.
Нашел этот Грекова. Маленький такой заморыш, живет на улице Лазо. О Лемищенко тоже сведения дает самые куцые: «…Да, знаком…  Да, дома бывал…  В магазине бывал…».
Тут я вспомнил, что мотоцикл, который случайные свидетели видели после ограбления именно в сторону «Дальаэропроекта» промчался.
- А у вас есть мотоцикл?
- Был, но я его продал.
- Какой марки? Цвет?
- «Урал» с коляской. Зеленый. Но меня уже по нему в милицию вызывали и допрашивали.
- А кто, когда и по какому случаю?
- Помните, у нас в позапрошлом году в Доме одежды инкассатора ограбили, так тогда всех владельцев мотоциклов в милицию таскали, и меня тоже.
Но дело, как я говорил, не у меня в производстве.
Изложил я все в рапорте начальнику Уголовного розыска с предложением примерять именно Лемищенко.
Но это дело давно минувших лет. На раскрываемость оно уже никак не повлияет. Поэтому, как я понял, там даже и напрягаться не стали.
И только через год, когда я в Советской гавани расследовал с Кучменко Андреем Ивановичем и Прядкиной Ириной Алексеевной уголовное дело по винзаводу, звонят мне из Главного Следственного управления МВД СССР:
- Вы писали рапорт по делу по нападению на инкассатора?
- Да, писал.
- Завтра я вас жду в Хабаровске.
Ну, думаю, все, наконец-то дело пошло.
На самолет и в Хабаровск. Утром прихожу в кабинет москвича.
 Оказывается, это ведется проверка по делу так называемой «милицейской банды», которое расследовал  Кочергин В.В.  По  результатам расследования  были осуждены Кос Я.Н., Мещеряков, Цыгельников и другие.
В одном из сейфов нашли без движения мой рапорт. Для  того, чтобы удостовериться, писал ли я, меня и  вызвали.
Впоследствии узнал, что Лемищенко умер.
Дело по ограблению инкассатора значится не раскрытым, хотя я до сих пор считаю, что это его рук дело.
Что же делать? Не все дела удается раскрыть. Можете посмотреть на сайте МВД в разделе «Статистика» результаты за пять последних лет.


Рецензии