Охота на салемских ведьм

Охота на салемских ведьм


«Охота на ведьм» началась в Средневековье и с успехом продолжилась в эпоху Возрождения. Тогда борьба с ведовством была вполне достойным занятием, и тираж главного ее руководства — «Молота ведьм» в XV—XVII вв. сравнялся с тиражом Библии. В Европе той поры на ведьм списывали все природные катаклизмы, социальные бедствия, а также личные неприятности, за что тысячи несчастных женщин (мужчин и даже младенцев) горели на кострах или болтались в виселицах. Главным пунктом обвинения была сознательная связь ведьмы с дьяволом. Подразумевалось, что обвиняемые за особые дары или сведения заключили договор с силами зла, продали им душу и отреклись от Господа. Судили же ведьм за конкретный «вред людям и их имуществу посредством сверхъестественных сил». Под «вредом» понималось все: от простуды до неурожая ржи.

Освоив Америку, колонисты из Англии захватили с собой свои верования и суеверия. Для пуритан колдовство было одинаково противным по обе стороны океана, хотя по сравнению с Англией судов против ведьм в Новом Свете было меньше. Но все же случались. Самым громким стал процесс 1692 г. в Салеме (штат Массачусетс).

(Основные сведения почерпнуты в работе «An Account of Events in Salem» by Douglas O. Linder на сайтах: и http://www.legendsofamerica.com/ma-putnam3.html).

В 1641 г. в штате была установлена смертная казнь за колдовство. В 1688 г. в Бостоне прошел процесс против ведьм, когда по обвинению в околдовании детей своего хозяина была осуждена и повешена ирландская прачка Г. Гловер. По результатам следствия преподобный К. Матер выпустил книгу о колдовстве, где описал признаки околдования. Фолиант стал бестселлером, поразившим умы читателей и особенно юных читательниц штата.
В том же году в Салем по приглашению богатого фермера, представителя влиятельного клана, Дж. Патнэма, пожаловал новый пастырь С. Паррис с семейством. С ним приехала и его рабыня Титуба, родом с Барбадоса.

В январе 1692 г. 11-летняя племянница Парриса Эбигайль и 9-летняя дочь Элизабет стали вдруг прятаться под столом, корчиться от боли, жаловаться на жар. «Когда Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши». Вскоре эти странности перекинулись на их подружек, в т.ч. 11-летнюю Анну Патнэм. Симптомы у девочек были, как в книге К. Матера. Позвали доктора. Тот, выслушав, как пациенток «щиплют духи», а в небе летают ведьмы, поставил «диагноз»: «пострадали от колдовства». Соседка посоветовала Титубе для «очищения» детей испечь «ведьмин пирог» из ржаной муки и мочи девочек и скормить его собаке, «фамильяру дьявола». Паства усиленно допытывалась от девочек о причине их болезни. Элизабет обвинила в колдовстве Титубу, раскрывшую детям тайны магических обрядов Барбадоса. Подружки обвинили нищенку С. Гуд и соседку вдову Сару Осборн, вовлеченную в судебный спор с Патнэмами и по болезни не посещавшую церковь.

Патнэм подал жалобы в магистратуру. Женщин арестовали, осмотрели, нет ли у них на теле «ведьминых сосцов» — родинок и бородавок, посредством которых питались демоны. К россказням девочек присовокупили свои домыслы взрослые, так что вскоре в «свидетели» записалась вся деревня.
После допросов Титуба признала, что занималась колдовством, летала по воздуху на метлах и т.д. Девочки продолжали подогревать общий настрой, сообщая о наскоках на них духов обвиняемых женщин.

Дальше пошла цепная реакция обвинений. В тюрьму заключили даже 4-летнюю дочь С. Гуд,  продержали ее там 8 месяцев и выпустили только после казни матери. Среди обвиняемых были также жители ближайших городов Топсфелда, Бостона и Андовера.

В апреле одна из «околдованных» девочек призналась, что она лгала вместе со своими подружками: поздно — «процесс пошел». Не помог и эпизод, когда одна из начетчиц обвинила влиятельного человека, указав в суде на него. Ее тут же одернули, и она «сказала, что созорничала». Последовали новые обвинения. Анна Патнэм свалила на бывшего пастора Салема Дж. Бэрроуза вину за неудачные кампании против индейцев и назвала его главой ведьмовского сообщества. 32 жителя требовали освободить пастора, но их заявления проигнорировали. Семейка же Патнэмов только подогревала всеобщую озабоченность, поскольку в тюрьму попали все, с кем они хотели разделаться. В т.ч. и Бэрроуз, с которым Патнэмы находились в состоянии вражды.

В мае в тюрьме умерла С. Осборн. В это же время из Англии вернулся губернатор штата Фиппс. Сформировав особый суд для заслушивания и принятия решения по салемскому делу, он назначил семь судей, один из которых, вице-губернатор У. Стаутон, был убежденным охотником за ведьмами, а еще трое — друзья К. Матера — апологетами т.н. «призрачных (спектральных) доказательств», пропагандируемых Матером и вытекающих из показаний девочек. Судьи сами осмотрели заключенных и нашли у них «ведьмины сосцы».

Допрос велся по шаблону. Обвиняемым без конца задавали одни и те же вопросы — являются ли они ведьмами и общались ли они с сатаной. Вопросы «подкреплялись» пытками.
10 июня открылся счет жертвам судилища. Первой отправили на виселицу 60-летнюю Б. Бишоп, дух которой якобы особо досаждал девочкам.
К. Матер, следивший за процессом, спохватился и призвал судей отказаться от использования «спектральных доказательств», но его не послушали. С конца июня приговоры приобрели массовый характер, а в июле начались казни осужденных. Была повешена «образцово-показательная прихожанка» Р. Нерс. Присяжные оправдали ее, но председатель суда Стаутон (не имевший юридического образования) вынудил их принять обвинительный вердикт.

Фантазии начетчиц возрастали. Был арестован, осужден и казнен трактирщик Д. Проктор, — за то, что критиковал судей. Анна Патнэм и Эбигайль заявили, что «духи сообщили им, что Проктор — серийный убийца».
Перед виселицей Бэрроуз, не признавший себя виновным в колдовстве, без запинки прочитал «Отче наш». Тогда считалось, что колдуны не способны прочитать молитву без запинки. Но пастора не оправдали — в Салеме, видно, и впрямь хозяйничал дьявол. После казни пастора некоторые обвинители Бэрроуза отреклись от своих показаний.

«С петлей на шее С. Гуд обратилась к священнику Н. Ноесу, вовлеченному в судебный процесс, со словами: «Ты — лжец. Я не бОльшая ведьма, чем ты — колдун. Отбери у меня жизнь — и Господь напоит тебя кровью». Слова оказались пророческими: через 25 лет Ноес, пораженный кровоизлиянием в мозг, умер, захлебнувшись собственной кровью».

Казни продолжались до конца сентября. 80-летнего Ж. Кори истязали процедурой «peine forte ex dure» — на грудь, прикрытую доской, клали камни, чтобы «выдавить» из него признание его вины. Старик два дня молча сносил пытку, пока не скончался, ибо любое слово, излетевшее из его уст, привело бы к конфискации фермы. А так она осталась семье.
Титубу, как всякую вещь, убивать было не выгодно, ее освободили и продали новому хозяину.
Всего за время Салемского процесса из 200 человек, попавших в тюрьму, 19 были повешены, 1 — задавлен камнями, 4 — умерли в застенках. Убили двух собак — «фамильяров».

В октябре у некоторых священников и губернатора возобладал здравый смысл. Были публично раскритикованы «спектральные доказательства» К. Матера. Фиппс запретил продолжение арестов и приказал отпустить 28 из 33 обвиняемых по этим «призрачным» свидетельствам, а также отменил еще не исполненные постановления суда. Сопротивлявшийся этому решению судья Стаутон ушел в отставку, из которой он через какое-то время вернулся в кресло губернатора штата Массачусетс.
В мае 1693 г. Фиппс помиловал оставшихся в тюрьме.

14 января 1697 г., когда отмечался день скорби по погибшим, несколько судей и присяжных публично признали свою вину и ошибку. С. Паррис, обвинив их в произошедшей ошибке, покинул Салем.
В 1702 г. суд признал решения 1692 г. незаконными.
В 1706 г. Анна Патнэм принесла публичные извинения, заявив, что «сама была обманута сатаной и предъявляла обвинения не из злого умысла».
В 1711 г. были восстановлены гражданские права и доброе имя погибших, их родственникам была выплачена компенсация в 600 фунтов.
В 1752 г. поселок Салем был переименован в Дэнверс.
В 1957 г. Содружество Массачусетса отменило приговоры всем осужденным во время этих процессов.
В 1992 г. был установлен мемориал жертвам охоты на ведьм в Салеме.

P.S. Искать причины этой трагедии и тревожить прах убиенных не станем. Лишь прибегнем к гипотезе Ч. Апхэма, выдвинутой им в 1867 г. и позднее оспоренной — о том, что «пострадавшие девочки» находились в сговоре со взрослыми и намеренно лгали.


Рис.


Рецензии
Страшная история!Не читается без волнений!С Почтением Гевхар Антига-Гевхар Ариф гызы.

Гёвхар Антига -Гёвхар Ариф Гызы   16.04.2020 12:38     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемая Гёвхар Антига!
Всех благ Вам!
С уважением и теплом,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   06.08.2020 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.