Истра и купола

Побывав в г.Истра около Москвы, посетив обновленный храм - Ново-Иерусалимский, теперь вот думаю о связи Иерусалима и Ново-Иерусалима. Есть такая связь? Да.

Вопрос: почему патриарх Никон купил дер.Сафатово и стал строить в этом месте нечто похожее на место рождения христианской религии?
Ответ: с географической точки зрения - все просто. Ново-Иерусалимский храм (координаты 36°52' в.д.) стоит почти на меридиане храма в Иерусалиме (35°13' в.д.).

Отличается только широта. Ново-Иерусалим - 55°55'17" с.ш., а Иерусалим - 31°46'42" с.ш.

Таким образом выбор места нового храма был не случайным. 

---

Цитата из интернета:

Истра — город (с 1781) в России, административный центр Истринского района Московской области[2] и городского поселения Истра[3]. С 1781 года город носил имя Воскресенск, затем, в 1930, был переименован в Истру. Населённый пункт воинской доблести.

Известен с XVI века. Сначала как село Сафатово, в 1589 году переименовано в село Воскресенское по церкви Воскресения Господня. В 1656 году Воскресенское с тремя прилегающими деревнями (Макрушино, Сычово, Редькино) купил у стольника Романа Фёдоровича Боборыкина Патриарх Никон[7]. Село было преобразовано в уездный город Воскресенск в 1781 году[8]. С 1796 года — заштатный город

В 1930 году город был переименован в Истру[12] по названию протекающей через него реки. В результате непродолжительной оккупации в годы Великой Отечественной войны с 26 ноября по 10 декабря 1941 года Истра была сильно разрушена. В том числе и храм.
---

Таким образом город Воскресенск поменял название на более древнее - Истра.

Этимологию слова Истра выводят из прибалтийских языков или даже русского - связано со словом "струя", "быстрый".

Этимология

Первые упоминания о реке Истра датируются 1461 годом и содержатся в духовной грамоте великого князя Василия Васильевича. В писцовых книгах XVI века указана под названиями Болшая Истрица и Болшая Истра. В более поздних источниках, в том числе в Книге Большому чертежу 1627 года, вновь фигурирует как Истра. В названии могут быть выделены основа -стр- и начальное и-, появившееся для облегчения произношения основы и имеющее приставной характер. Древняя индо-европейская основа -стр-, означающая «течь», представлена и в славянской, и в балтийской терминологии и гидронимии.
Гипотеза о балтийском происхождении названия подтверждается тем, что известны литовские географические термины strauja — «поток, течение», srava — «поток, большая река», sraumuo — «поток, быстрина», которым соответствуют латышские strauja, strava, straume с теми же значениями. Поскольку западное Подмосковье, где протекает река, до прихода славян было заселено балтийскими племенами, то вполне вероятно, что в языке балтийского племени, которое жило на реке, были близкие по звучанию термины на str и один из них мог быть положен в основу названия и приобрести форму Истра.
Возможна гипотеза и о славянском происхождении названия. Известные в русском языке слова струя, струмень, стрежень, стремнина, а также названия рек Струма, Стрий, Стырь и тому подобных, протекающих в южной части зоны славянского расселения, позволяют считать возможным и образование названия Истра.

-----

Моя гипотеза об этимологии слова основывается немного на других изысканиях.

Как известно, на землях нынешнего Истринского района в свое время жили венедо-аланы. Из них аланы - это нынешние осетины (ос - это Г-ос-подь, народ, живущий с именем бога, ср. осанна, осенять, османская империя и т.п.).

В языке осетин "хистр" - это старший. Коррелирует со словом история - history на англ.яз. (см. тему "Кельты - рыжие...") и содержит внутри Тор - старший (ср. удм.яз. то:ро - старший).

Звук "х", который стоит вначале слова хистр, совершенно естественным образом исчез за прошедшие века, осталось - Истра, т.е. "старший", а скорее "старшая", поскольку Дунай, куда переселились венедо-аланы позднее, назывался именно Истрос.


К кому же старшая? Не знаю. Но само возникновение неких "старших" или "божественных" ведет к пониманию, почему вдруг на этой реке возводят старший по отношению у другим храмам храм. Или, по крайней мере, пытаются это создать. Как помним из истории - церковный раскол, связанный с патриархом Никоном до сих пор "аукается" наличием старообрядцев в разных концах света.

Слово Истра также коррелирует со словом "страж". Сторож - страж охраняет границы, тем более старший страж, истребляет врагов.

Есть ли что-то близкое у названий городов - Кострома и Истра? Как я писала ранее, Коста - это "валежник", ёр  - огонь, ма - земля. Куклу из соломы, вплежника сжигают в конце зимы, как символ возрождения земли. Истра - старшая охранница? Возможно. Тем более, что во время ВОВ именно здесь, рядом с Волоколамском проходил рубеж обороны.

А недавно я нашла еще упоминание о народе истра и полуострове Истрия в бывшей Югославии - теперь Словения и Хорватия.

Цитата:

Истры (лат. Histri) — индоевропейский народ неясного происхождения (вероятно, родственный венетам и либурнам). Жили на территории современной Истрии. Занимались мореплаванием, рыбной ловлей, торговлей и пиратством. В честь истров назван один из типов древних судов.

Сформировались как племенное сообщество в конце бронзового века, вероятно, как потомки кастельерской культуры, территория которой была гораздо шире, чем область проживания истров в исторический период. Входили в сферу влияния иллирийцев, однако топонимика истров указывает скорее на их родство с венетами на севере Италии.


Истры упоминаются в мифах об аргонавтах, Медее. На побережье Адриатики, по-видимому, заканчивался древний торговый путь, по которому с севера доставляли цинк и янтарь. Материальная культура истров испытала влияние венетов и этрусков.


И;стрия (хорв. Istra, словен. Istra, итал. Istria) — название полуострова в Адриатическом море, в северной части Хорватии. Небольшие части полуострова принадлежат Словении и Италии.

В бронзовом веке на полуострове поселяются истры, центром которых был г. Несакций. Истры занимались пиратством и торговлей, которая достигала Балкан на востоке и Южной Италии на западе. В III в. до н. э. полуостров начинают колонизировать греки, основавшие, в частности, город на месте современной Пулы. Окончательно истры были покорены Римом в 177 г. до н. э..
В VII веке на полуострове появились славянские племена, однако, в отличие от многих других территорий современной Хорватии, им не удалось вытеснить или ассимилировать романское население. Многовековое проживание бок о бок романского и славянского населения придало культурному и лингвистическому облику Истрии неповторимое своеобразие.

Впоследствии Истрией владели местные князья, пока наконец Истрия не была присоединена к Венеции.
В составе Югославии полуостров был поделён административной границей между Хорватией и Словенией, весьма приблизительно проходящей по линии этноязыкового размежевания между народами. После распада Югославии в 1991 г. условная административная граница стала государственной, что привело к тому, что полуостров впервые в своей истории оказался поделён между двумя странами.

Истророманский и истрорумынский языки — отдельные языки романской группы, которые некогда активно употреблялись на полуострове наряду с хорватским.

++
Таким образом, Истра - очень древнее название, и, скорее всего связано именно с древним племенем, принявшим на себя название "старшие". Причём некоторая часть племени откочевали в сторону Адриатики несколько тысяч лет назад.

Есть еще и корреляция с названием главного храма в Сербии - Святого Саваофа (Савва, Сафа, to save, a safe - сейф) и названием реки Маглуша (магла - туман по-сербски) см. развитие темы ниже.
Так что сербы или хорваты точно когда-то жили именно здесь.

---
Если вы читали мою тему про Арзамас и 36, то  понятно, что Арзамас пошёл по пути количественного накопления святости (36 церквей, 36 праведников), а вот Истра знаменательна своими куполами.

Которые не смогли построить так как надо, и они разрушились. Пришлось перестраивать, или просто оставить так, как есть.

Купол Истринского храма был разрушен дважды, во время строительства и ВОВ. Сейчас, впрочем, восстановлен.
Купол испытательного стенда ВЭИ размером более 230 метров был разрушен и сейчас лежит в руинах.

Первый купол был связан с церковной реформой патриарха Никона и появлением массы гонимых старообрядцев, которые до сих пор находятся в самых неожиданных и забытых местах России и вообще планеты.

Вот цитата:

Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.
После крещения Руси в ритуале византийской церкви произошли некоторые изменения. Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись. Для того чтобы заручиться поддержкой, он обратился к Константинопольскому патриарху Паисию, который не рекомендовал Никону ломку устоявшихся традиций, однако Никон поступил по-своему. Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения. Так, крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток); вместо земных поклонов надо делать поясные; крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный; аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.
Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.
В Москве на защиту старой веры встали стрельцы под руководством Никиты Пустосвята. Они потребовали проведения диспута между никонианцами и старообрядцами. Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Тем не менее победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены.
Приверженцы старой веры поняли, что надежд на победу в государственном плане у них не остается. Усилилось бегство на окраины страны. Самой крайней формой протеста стали самосожжения. Считается, что за время существования старообрядчества количество сжегших себя достигло 20 тыс. «Гари» продолжались в течение большей части XVIII в. и прекратились только в царствование Екатерины II.
Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 г. осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

---

Второй купол неким мистическим образом связан с разрушением СССР.

Цитата из интернета:

Проект разрабатывали в институте «Стальконструкция» (ЦНИИПСК). К работам приложили руку такие крупные фигуры, как зампред Госстроя СССР И. Н. Дмитриев и многолетний директор ЦНИИПСК, академик Н. П. Мельников, который умер за пару лет до начала строительства купола.
Спроектированная оболочка обладала потрясающей степенью симметрии. В нижней части купола она насчитывала 84 повторяющихся сектора в виде равносторонних треугольников, в средней - 42, а у вершины - 21 сектор. Такая симметрия классифицируется как циклическая группа 21-го порядка, то есть она состояла из 21 секторного элемента, каждый из которых простирался от основания до вершины сооружения.

 Строительство в основном завершилось к лету 1984 года, внутри велись отделочные работы. Следующая зима выдалась холодной и снежной. 25 января 1985 года в 7:45 купол обрушился. Есть сведения, что в течении нескольких дней перед этим с оболочки осыпались крепёжные болты и слышался треск.
Идущие на работу сотрудники института издалека увидели, как красные огни светоограждения, установленные на верхушке, плавно начали спускаться вниз. Воздух внутри сыграл для падающей оболочки роль амортизатора. Сторож, находившийся рядом с куполом, поначалу даже ничего не услышал и воспринял тревожный звонок за шутку. Потом, по свидетельству доцента МГИЭМ Л. А. Ашкинази, пришла ударная волна, такая, что идущих на работу людей сдуло с тропинки, а в институтском корпусе, стоявшем в нескольких десятках метров, сорвало с окон решетки и вдавило их в комнаты.
К счастью, в момент разрушения внутри купола никого не было, поэтому ни один человек не пострадал.


Купол Ельцина
Неподалёку от «Катушек Теслы» есть ещё один не менее интересный объект. Самое большое купольное сооружение в мире, в котором планировалось проводить высоковольтные испытания. Диаметр по экватору был 236,5 м, высота в центре — 118,4 м. 

Строительство было завершено в ноябре 1984 года. А 25 января 1985 года в 7 часов 30 минут утра купол обрушился, не выдержав натиска снега. 

Обрушение этого купола вызвало изменения, которые оказали огромное влияние не только на историю России, но и всего мира. Дело в том, что начальник строительного отдела ЦК КПСС И. Н. Дмитриев из-за аварии купола лишился своей должности. На его место был назначен и переехал в Москву Б. Н. Ельцин. Цепочка событий, связанная с этим именем, в конце концов привела к развалу Советского Союза.

---
Итак, моя гипотеза, что само появление неких куполов в данной местности находится в резонансе с гравитационным полем всего государства, как бы оно ни называлось.

Связано ли это с меридианом Иерусалима? Возможно, что нет. Поскольку в Истре многие из религиозных либо мегалитических объектов могут находиться в упадочном состоянии многие годы до их восстановления.

Вопрос: а стоит ли восстанавливать мега-купол???

Наверное, это решит Ист(о)рия...
(сравни: т о р и т ь путь)
----
Очевидно, что купольная история Истры должна коррелировать с историей других купольных конструкций. Купол - как символ объединения, централизации власти и влияния.

Самым известеым устойчивым куполом религиозного назначения является собор святого Павла в Риме, в Ватикане. Его построили аж две тысячи лет назад, и он просуществовал без особых эксцессов вплоть до сегодняшнего момента.
--

Можно также посмотреть, а есть ли какая-то аналогия в осетинском языке к названию деревни Сафатово?
Удивительно, но есть... и такая аналогия...

САФА- это очаг (см.темы про племена ГУР, УР, ЮР), САФАТ - много очагов. Таким образом, можно предположить, что в данной местности очень долго, вплоть до времён патриарха Никона, проживали потомки аланов-осетин, поскольку название поселения встречается
в летописях.

---
Цитата:

Для выявления символики осетинской свадебной обрядности большой интерес представляет такой персонаж мифорелигиозной системы осетин, как Сафа. В современной этнографической науке его принято определять как создателя и покровителя надочажной цепи (4(1), с 418). Наиболее полно этнографический материал о Сафа был систематизирован Л. А. Чибировым (17, с. 174–176; 18, с. 141–143). 

(«Заходят в дом с песней и останавливаются возле Сафа. Невесту трижды заставляют поклониться головой Сафа и подносят к ее губам надочажную цепь, чтобы Сафа принял ее под свое покровительство и оберегал от несчастий. После этого самому старшему дают три пирога, шашлык, бокал, и тот возносит молитву за то, чтобы невеста принесла счастье в свой новый дом, и Бынатыхицау (Покровитель места) принял ее под свое покровительство, и чтобы она умела «ртом прощать, а животом рожать». Дальше старший высказывает пожелания»). 


Г.Т. Шанаев писал: «Сафа — бог меча и всякого оружия. Еще совсем недавно осетины, укладывая своих детей спать, произносили слова: «Сафа, помилуй моих бедных детей, укрепи их жизнь твоей твердой силой навсегда. Храни их от нечистых и злых сил». Имя Сафа у осетин высоко ценится: в честь этого бога оружия или меча на третий день великого поста в среду (постный день) кузнец раскаливал самые мелкие прутики железа, от которых отламывались кусочки и отдавались для детей, носивших эти кусочки на шее, вместе с лоскутком тонкого фабричного сукна разного цвета или лоскутком шелковой материи, в треугольнике, где заключалась самая малость ваты и воробьиный помет. Этот кусочек железа и лоскутки сукна и материи в треугольнике служили для детей осетин амулетом, дававшим здоровье и охранявшим от злых духов и сглаза. Клятва у осетин перед богом меча произносилась перед очагом, где висит железная цепь, с следующими словами: «Клянусь этим пречистым золотом Сафа». Эта клятва считалась у осетин немаловажною; они приписывали накожные болезни своих детей тому, что дети их руками беспокоили Сафа, т.е. трогали нечистыми, немытыми руками цепь у очага и потому получали накожные болезни от негодования на них Сафа» (19, с. 41–42).
В.Ф. Миллер, рассматривая образ и функции Сафа в религиозной системе осетин, отмечал: «Что касается имени Сафа, то оно для меня совершенно темно» (8, с. 249). 
По мнению Б.А. Алборова, Сафа являлся божеством грома и молнии и его земного заместителя — домашнего очага (3, с.113). 

В «Авесте» один из злотворных дэвов — Шару/ Сару, функции которого не ясны, этимологически восходит к ведийскому «Шарва» — также эпитету бога грома и молнии Рудры (13, с 519). 
Таким образом, мы имеем два эпитета Рудры — Шива и Шарва (Сару/Шара), которые в осетинской системе даны в форме Сафа и С;рыз;д. 
Итак, Сафа — патрон надочажной цепи — имеет прямое отношение к сотворению мира на уровне строительных ритуалов. Выступая специализированным божеством Неба, он является громовержцем, соединяет Небо и Землю, покровительствует плодородию. Сафа осуществляет сакральный брак между Небом и Землей и покровительствует брачащимся. Надочажная цепь выступает в мифологическом сознании осетин одним из символов мировой оси.
Пространство традиционного осетинского дома структурировалось вокруг мировой оси, в качестве которой выступала надочажная цепь, спущенная покровителем грозы и молнии Сафа. 
---
А также из Библейской энциклопедии:

Сафат – Сафат (судия) - имя двух лиц: а) (Чис.13:6 ) представитель колена Симеонова, из главных мужей у сынов Израилеевых, посланных в числе других Моисеем по повелению Божию высмотреть землю Ханаанскую. б) (4Цар.3:11 ) отец ·пр. Елисея.
(Моё мнение - это просто один из предков нынешних осетин)

А также:

Описание Сафат - это шестикрылая хищная птица из семейства Ястребиных (Accipitridae). Это единственный известный вид птиц, который остаётся в полете в течение всей своей жизни.

(Возможно, это одно из названий птицы Сирин, Феникс, Рух и т.п.)
---
А также: моя гипотеза по английскому слову save (сохранять), safe (быть защищенным) и слова сейф - скорее всего также идёт из САФА - САВВА - охранять, сохранять жизнь => ОЧАГ, КОСТЁР.
А еще исходя из аналогии: САКЛАНЫ (сохранять, по удмуртски) - САК-ЛЯ - жилище горных народов, САК - внимательный, бдительный - это небезызвестные теперь САК-СОНЫ (sax-sons) - сыны САКОВ - то есть англы, бритты, франки, германцы - также являются "хранителями очага" (см. тему "Очаг")

---
Таким образом, место издревле связано с богом грозы и молнии  и см.выше про разрушенный купол ВНИЦ. Место историческое, и мифическое, и меняющее ход ИС-ТОР-ИИ....

Возможно, и другие топонимы данной местности имеют столь же древнюю историю, и, самое интересное, что их можно перевести с помощью осетинского языка (аланского).

---
По поводу топонимики, особенно рек, можно сказать, что названия сохраняются тысячелетиями, если они несут некий божественный или магический оттенок.

Например, приток реки ИСТРА - река МАГЛУША.

---
Цитата из интернета:


Русское слово МАГ легло в основу множества слов и понятий в языках мира.

В самых архаичных кодах русского языка:
М – мать
А –Алытырь
Г - мужчина, устремоенный во внешний мир (пассионарий).
Все вместе – маг, то есть воин наделенный силой Матери и действующий по поручению страны богов Алатырь (современный Валдай)

Слово «маг» - этимологические корни его теряются в глубине веков. Производными от него являются различные понятия в разных языках, и прежде всего связанные со значением «большой», «великий», «могучий». Собственно, русское слово «могучий» – лучшее тому доказательство. Оно связанно с глаголом «мочь».

Глубиннуя связь между архаичными корневыми основами прекрасно понимали русские офени, носители древнейшего тайного знания и «секретного» языка, которые напрямую связывали понятие «маг» с лексическим гнездом «мог – мочь – может» и утверждали: «Кто может – тот и маг».

(В исчезнувшем языке древних готов, принадлежавших к германским народам, выражение «mag» означало «я могу». Современные немцы тоже говорят: «Es mag sein», что означает «может (быть)».)

От древнеарийской же общей корневой основы образованы такие хорошо известные «интернациональные» слова, как латинское «magnus» – «большой», «крупный», «мощный», «magister» – «начальник», «глава», «правитель» (отсюда русские понятия «уже нерусского» происхождения – «магистр», «магнат», «магнит», «магний» и др.).

Из индийского языка известны имена, прозвища и названия с корнем «maha» – «великий»: Махавира Вардхамана, основатель религии джайнизма; Махатма («великая душа») Ганди; «Махабхарата» – великая эпическая поэма (дословный перевод названия – «(Сказание) о великих Бхаратах»); Махараштра, штат в современной Индии с административным центром Бомбей, и др.

Нельзя не упомянуть еще одного заслуживающего внимания факта: имя одного из властителей северных народов, упомянутых в Библии, обозначено как Магог; другого звали просто Гог.

Гидронимы бассейна Оки: «маг» – Магиленка, Магиленской, Магина, Маглуша, Магнуша, Магулша; «мах» – Маха, Махаев, Махалка, Махинов, Махнавской, Маховища, Махорка (прежнее название – Махра), Махорский, Махринский; «мог» – Мог, Могорский, Могоща + 6 гидронимов, образованных от слова «могила» ; «мох» – Мох, Мохра + около 50 гидронимов, образованных от слова «мох» в смысле хорошо известных примитивных растений, произрастающих повсюду – в лесах (в особенности), по берегам водоемов и рек, в горах, тундре и т. п.

В современной Ленинградской области протекает река с загадочным названием Мга. Поскольку и река, и населенный пункт находятся на пути древнеарийских миграций, с большой долей вероятности можно предположить, что первоначально гидротопоним звучал как Мага – от слова «маг». Рядом с Таерью есть поселок Васькин мох.

Можно переместиться по географической карте еще дальше. Разве не присутствует искомая лексема «маг» в названии города Магадан? Говорят, корневая основа топонима заимствована из тунгусо маньчжурских языков – эвенкийского слова «монгодан» («морские наносы», «плавник») или эвенкского (орочского) мужского имени Магда. Но разве северные народы России не гиперборейского происхождения? В христианской традиции, как хорошо известно, также имеется имя Магда, правда не мужское, а женское. Это сокращение более полного имени, Магдалина, – прозвище евангельской блудницы из ближневосточного города Магдалы. В основе его также лексема «маг», как и в названии германского города Магдебург. Примеры можно приводить и дальше, но все понятно и так.


Использована книга В.Ф. Аристов В. Н. Демин В.Н. Назаров Загадки русского междуречья
---

Можно также сказать, что МАГЛА - это туман, туманный по-сербски (вот и обнаружились ВЕНЕДЫ).

МА - земля (марийский, коми), ГА - это часть колёса Сансары - ГУСЬ (см. тему "Гуси-лебеди...")

Потому и МАГИЯ - воплощение форм жизни (или просто форм) на земле.

Очевидно также и то, что на месте (или рядом), где сейчас возвышается Ново-Иерусалимский храм, было древнее святилище, посвященное богу грозы (в русских традициях Перун, а также скандинавский Тор, а также греческий Зевс, и римский Уран, и буряткий - якутский УРА-АН-ХАЙ).

Также можно предположить, что место находится под сильным влиянием планеты Уран, если рассматривать гороскоп Истры.

---

Недавно я изучала историю династии Романовых, и нашла еще одно знаковое событие, которое изменило ход российской истории. Это стрелецкий бунт 1698 года. Именно возвращение Петра первого (самозванца???) из Европы изменило статус России в колониальную сторону с ужесточением крепостного права и внешним управлением из Германии.

Цитата:

Участники стрелецкого бунта 1698 года, добравшиеся до своих полков, стали вести агитацию и подбивать товарищей идти на столицу. Они читали им письма, якобы написанные Софьей, и распространяли слухи о том, что Петр отказался о православия и даже умер на чужбине

Взбунтовавшиеся полки в количестве около 2200 человек дошли до стен Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, расположенного на берегу реки Истра, в 40 км от Москвы. Там их уже поджидали правительственные войска
Подавление стрелецкого бунта 1698 года началось с битвы, которая состоялась 18 июня.

Царские воеводы, несмотря на свое превосходство в вооружении и количестве живой силы, предприняли несколько попыток закончить дело миром.

В частности, за несколько часов до начала схватки Патрик Гордон отправился к мятежникам, пытаясь уговорить их не идти в столицу. Однако они твердили, что обязательно должны хотя бы ненадолго повидаться с семьями, с которыми были разлучены в течение нескольких лет.

После того как Гордон понял, что мирным путем дела не решить, он дал залп из 25 орудий. Вся баталия длилась около часа, так как после третьего залпа из пушек бунтари сдались. Так завершился стрелецкий бунт 1698 года.
Все зачинщики были казнены.


Рецензии