Кое-что о шпионаже

КОЕ-ЧТО О ШПИОНАЖЕ

Ироничное эссе.

Эпиграф:
В каждой шутке есть доля шутки.
Народная шутка.

ОТРЫВОК из Главы 4 историко-приключенческого романа «ХИНДУСТАНСКИЙ ВОЛК».


*****
…… «Шпионаж на Востоке».

Совершенно секретно. Из лекции подполковника Калинина, офицера для особых поручений службы Помощника Начальника 1-го квартирмейстерства Главного Управления Генерального Штаба полковника Николая Августовича Монкевица. 1911 год от Р.Х.

«Шпионаж на Востоке – традиционная неотъемлемая национальная  составляющая образа жизни каждого верноподданного – от простого обывателя до властителя умов своего народа, независимо от рода-племени, образа жизни, мыслей и социального положения.

Шпионы повсюду: на большой дороге и в караван-сараях, в кронах деревьев и за кустами роз, в альковах эндерунов и в сточных канавах, за дружеским щедрым застольем и в тёмной яме зиндана, во дворцах вельмож и в глинобитных мазанках простолюдинов…

Весь мир, все пёстрое человеческое сообщество пронизаны сложившимся за тысячелетия порядком сбора знаний обо всем и обо всех.
Знания, или, как говорят ференги – «информация», нужны всем: покупателям о торговцах, торговцам – о покупателях, ростовщикам о заемщиках, заемщикам о ростовщиках, мужьям о женах, женам о мужьях, владельцам имущества о ворах и наоборот, чиновникам о своем народе, народу о своих властителях, ференгам о персиянах, персиянам о ференгах…

Внимательный взгляд в толпе торговцев, покупателей и праздношатающихся на самом Большом базаре не только в Тегеране – на всем Востоке – всегда увидит не одну секретничающую пару, а то и целую компанию. Вот, чьи-то уста быстро что-то шепчут в подставленные уши. Вот, кто-то бросил в полую тыкву нищего дервиша не только медную монету, но и свернутый клочок бумаги. В другом месте свалка. Кого-то поймали, крутят, связывают руки, обыскивают… Вор? Нет, шпиона поймали! Повели, разберутся…

Шпионаж многолик: это пыль на дорогах и птицы в небе, ветерок на базарных площадях и сквозняк в дворцовых покоях,  тарбаганы в пустыне и волки в горах, ухоженные кони в дорогих конюшнях и бездомные уличные голодные псы, мужчины и женщины, старики и дети, жены и наложницы, друзья и любовницы, рабы и господа, бескорыстные патриоты своей страны и алчные иностранцы… Каждый что-то видел, что-то слышал, что-то знает.
Это не поэзия, это жизненная проза.

Если есть желающие эти знания обратить в деньги, то всегда найдутся и те, что готовы заплатить за эти знания звонкой монетой.
Однако, на этом "базаре" не так то много тех, кто избрал шпионаж своей профессией, источником своего дохода. Глупцу, новичку, чужаку здесь делать нечего. Держатель "тайны" всегда рискует предложить свой "товар" не тому покупателю. Не тому, кто за этот товар щедро заплатит, а тому, кто постарается просто уничтожить обладателя тайны! И вдвое рискует тот, кто готов "услужить сразу двум господам": и тем, кому приобретение информации принесет "доход", и тем, кого эта "тайна" просто раздавит. Двойной шпион - вдвойне потенциальный мертвец!
– "Да будет возвещено в Багдаде!", – как сказано в сказках "Тысячи и одной ночи".

Как часто в судилищах можно услышать фразу: «Бог свидетель! Не виноват я!»… 
Ни ветер, ни скалы, ни коня, ни орла с небес в суд свидетелем не пригласить.
Однако, всегда существовали люди наблюдательные, с жизненным опытом, с умом пытливым, любознательным, знаниями обладающие, человеческую природу понимающие. Такие смогут и следы на голом камне прочесть, и трусливого свидетеля разговорить. Доброе зерно от сорного семени отделить. И невиновному помочь, и виновного предоставить правосудию.

Нет покоя алчному, законы, данные человеку свыше, попирающему, зло сеющему в народе своем, на чужом горе обогащающемуся.  Свершившееся зло, как бы тщательно не схоронено, будет существовать вечно. И горе тому, кто совершил его.  Сам себя обманывает тот, кто уповает на быстротекущее время, что усыпляет человеческую память, смывает дождем следы, уносит ветром запахи, прорастает зелёной порослью зарытое глубоко в землю преступление. Обманывающий других будет обманут другими. Обманывающий сам себя, будет обманут! Уснувший, может и не проснуться. Бог Смерти – родной брат бога Сна.

Крепко спать может лишь тот, кто уверен, что в нужный момент он проснется.
Это и простые домохозяин или пастух, чьи сны берегут верные псы, что и вора во время почуют, и волков от стада отгонят.
Это и властелин своего народа, земель и вод, городов и дворцов – под охраной своей личной гвардии, своей армии.  Располагающий знанием о том, что враги его тоже крепко спят в своих собственных пределах и о войне не помышляют. С полным знанием о том, что в его дворце, в его столице, в его царстве – нет вражеских лазутчиков.

Такое знание имеет ценность только в том случае, если оно истинно. Каждое новое знание подлежит испытанию на истинность. Как подлежит испытанию на истинность лицо, от которого получено это знание. Как подлежит испытанию на истинность весь круг общения лица, от которого получено это знание. Эту работу исполняет тайная стража. Ее задача – безопасность властелина, безопасность  всего царства.

Не каждый человек, кто бы он ни был, будет спешить, чтобы поделиться последней новостью о готовящемся или уже свершенном злодеянии с начальником тайной стражи сиятельного властителя. Не каждый в силу своего разума сможет увиденное и услышанное толково пересказать или грамотно описать. 
На то существует тайная стража, владеющая сокровенными знаниями, умением понимать язык птиц и зверей, язык звуков и запахов, света и тьмы, следов и даже язык их отсутствия! Эта стража никогда не дремлет. Но она не существует сама по себе. Она всегда служит своему господину. Своему властелину.

Горе властелину, без такой стражи. Не долги будут дни царствия его!

По сей день «тайная стража» существует в каждом государстве мира. В некоторых государствах ее так и называют. В других – тайной полицией. И решает она одну многосложную задачу: задачу безопасности своего государства. Для удобства разделена на «разведку» и «контрразведку». Как правило, верноподданные или граждане страны о подвигах своих разведчиков узнают по факту подвигов, совершенных ими во вражеских тылах. Рассекреченные разведчики пользуются народной любовью и заслуженной славой. Часто – посмертно.

Контрразведку и ее контрразведчиков не любит никто. Знают, что она необходима, что без нее невозможно… Но все равно не любят. Что ж, так было, так и будет.

Опытный начальник тайной стражи не ждет, что к нему с новыми знаниями о происках чужих шпионов один за другим с утра до вечера будут идти верноподданные торговцы и надсмотрщики, моряки и земледельцы, врачи и погонщики караванов, богатые и бедные, бродячие музыканты и фотографы, рядовые и военачальники, чиновники и царедворцы… Этот поток новых знаний еще нужно суметь организовать. И эти знания должны быть не простыми новостями, а информацией, имеющей отношение к безопасности государства.
Получив такую информацию – оценить ее на предмет важности, достоверности, срочности. При необходимости – проверить ее. По  критерию важности принять решение: либо передать в вышестоящую стражу, либо пресечь покушение на основы безопасности государства своими силами. Одно дело, когда городского судью ругают в курильне гашиша, и совсем другое, когда в горах появляется вражеский вооруженный отряд!

Не проста служба начальника тайной стражи… Особенно, когда за службу третий год не выплачивается жалование! Есть казарма, есть тюрьма, есть старый с заплатой мундир, поношенные сапоги и револьвер на шнуре в кожаной кобуре. Ответственность есть. Народ есть. Жалованья нет. Ни крана!

У другого бы руки опустились… Но служба – выше тягот и лишений. Полиция в Персии уже много лет на «подножном корме» – на самообеспечении. Если у стражника есть погоны и револьвер, он и его семья никогда не будут голодать. Если к вышеназванным атрибутам прибавить тюрьму, казарму, погоны офицера и орден «Льва и Солнца» – зачем ему жалованье в несколько десятков потертых кранов?!

И это тоже правда. Увы. Оборотная сторона медали.

А что у нас на аверсе? Сила, Честь, Слава! Одним словом – «Лев и Солнце»!

Базарный нищий шпион обходится своему начальнику в несколько медных шахи ежедневно – цена ночлега под крышей и куска черствой лепёшки. Это в том случае, если шпион сумел приобрести некую ценность в глазах начальника, и тот заинтересован в его работе.
Шпион рангом повыше часто вообще не стоит никаких денег. Это владельцы духанов, караван-сараев,  харчевен, чайхан, бань, сборщики платы за переход по мостам, цирюльники, лекари… То есть те лица, что имеют свой постоянный промысел и относительно твердый заработок. Те лица, что ежедневно лично обслуживают десятки, а то и сотни прохожих и нуждающихся, как сами лично, так и через своих слуг. Зачем на таких тратиться? Достаточно не мешать им зарабатывать самим. Не станут шпионить – разорить их дело нескольких минут!
С народом богатым отношения складываются сложнее. Но и выгоднее. Богатые купцы, ростовщики, банкиры, чиновники, даже царедворцы только на первый взгляд кажутся людьми в этом мире чего-то стоящими, неприступными и независимыми. Но у каждого из них есть больное место, открытая рана. Кто ищет, тот найдет!
Большинство из них – обыкновенные казнокрады.
Купец всегда заработает на поставках в армию или ко двору.
Банкир всегда заработает на кредите венценосной особе. Даже, вернее, особенно, если казна пуста! Просто сделка немного усложнится, станет многодокументной, многоходовой, многоприбыльной.
Чиновник всегда заработает на протекции, на запретах и на разрешениях. Вечно не довольный собственным жалованием, греет свои алчные ручонки мздоимством.
Царедворец более всего может заработать не у своего повелителя, но у соседнего владыки. Возможно, прямого врага. Велик риск потерять голову, но и награда всегда достойна этого риска.
И все они, уподоблены канатоходцам из Горного Бадахшана. Удачно отработал баланс – заработал. Сорвался – ни один лекарь не поможет.
И все они связаны десятками, сотнями связей с секретной службой через членов своей семьи, через своих друзей и врагов, через слуг…

Дороже всех обходятся собственные шпионы, засланные в чужие царства. В том числе и склоненные к сотрудничеству подданные чужой страны. Трудно переоценить сведения, если они истинны, пришедшие из-за рубежа, особенно, если помогут избежать нежданного вражеского нападения, войны! Сами собой такие сведения не приходят. Большой труд и талант нужен для того, чтобы в чужой стране создать собственную шпионскую сеть.  И в этой сети все те же действующие лица…
Конечно, в чужой державе тоже не спят. Враждебную сеть продавшихся соотечественников и чужестранных шпионов время от времени выявляют. Что их ждет? Зиндан, мучительные пытки, страшные казни… Бывает, используют как двойных шпионов, через которых посылают ложные известия, заманивают в собственные зинданы новых вражеских лазутчиков…
Ходов в этой игре тысячи. Правил нет. Понятий «добро», «зло», «честь», «совесть», "милосердие" - не существует.

Богатый дастархан для гостя – еще не повод раскрывать душу перед хозяином. И рыбак прикармливает рыбу в затоне прежде, чем забросить свою сеть. Дружеские объятия и братский поцелуй на прощание не помешают сдать нового «друга» в руки тайной полиции. Нож в спину, выстрел из засады на горной тропе – не аморальные преступления, а всего лишь достижение поставленной цели малыми средствами. Без эмоций, без размышлений, без переживаний и внутренних психологических конфликтов. Как на охоте.

Институты «рыцарских» взаимоотношений, сложившиеся в Европе в средние века, такие, как «преданность вассала своему сюзерену», по сей день основаны не только на этике поведения и обеспечены суровыми наказаниями за их нарушение, но на глубокой внутренней убежденности в их необходимости и незыблемости поведения каждого участника в цепи «вассал – сюзерен».

Даже в смертном бою истинный рыцарь не смел нанести мечом "укол", меч мог только рубить. Не смел на поединке ударить в спину, в ногу и прочее, что регламентировалось рыцарскими уставами. Рыцаря, не посрамившего своего звания, сдавшегося в плен, победитель не мог унизить, лишить личного оружия, если последний давал только слово, что не попытается бежать и не применит свой меч против победившего его собрата по положению. Рыцари, что с них взять. Расплата была понятной - жизнь против выкупа и уплаты счета на содержание плененного! Все довольны.

Почему? Очень просто: Фортуна - дама капризная. Сегодня так, завтра - всё наоборот. Превратности войны, превратности судьбы. Простое слово имело цену. Единожды солгавшему кто поверит?!

На Востоке никогда не существовало института «рыцарства» в его понимании европейцами.

В средневековой Европе существовало жесткое правило, исполнявшееся и рыцарями, присягнувшими своему монарху, и самим венценосцем, гарантом прав и свобод его рыцарей. Это правило гласило: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Этот постулат и был законом, сдерживающим произвол монарха.

На Востоке подобные взаимоотношения в вертикали власти были исключены. На Востоке никогда не существовало институтов «рыцарства» и «дворянства» в понимании Европы. Существовал один институт – рабство. Монарх на востоке никогда и ни чем не был ограничен в свободе распоряжения жизнями и имуществом своих подданных.
Монарх никогда и никому ничего не был должен. Ему его подданные были обязаны всем – своим имуществом, своими жизнями, жизнями членов своей семьи.

Именно из этого бесправия и беззакония всего народа, от эмиров и ханов до последнего дайханина родилась и взросла неписанная норма поведения: в сложной жизненной ситуации выбирать из двух зол меньшее. Решать любую проблему в свою пользу. Морально этических норм в таких ситуациях не существует, даже если европейцы и называют такие действия термином «предательство».

Никакие договоренности, договоры, обязательства, присяги и клятвы не способны удержать на Востоке человека от предательства. Человека, принявшего эти обязательства в прошлом, когда еще существовал для него определенный интерес к выгодам, получаемым в связи с исполнением этих обязательств. Здесь предательство неизбежно в случае, когда этот интерес иссякнет, а страх исчезнет! 

Европеец, живущий и действующий на Востоке, должен это знать и всегда быть готовым к тому, что столкнётся с подобной ситуацией!

Каждый из «игроков» плетет свою сеть интриг, и каждый из них сам может стать жертвой в сети!

Но нет сети более объемной и прочной, чем сеть, раскинутая начальником тайной стражи. Не может быть им лицо, искусством подобного ткачества не владеющее!
Все бы хорошо. Свой заработок всегда есть, почёт и уважение и во дворце, и на людной площади есть, страх у врагов есть. Одно плохо: у самого начальника тоже страх есть. Страх потерять своего венценосного повелителя.
Нового шаха всегда выносит на трон волна надежд простого народа на лучшее будущее, на счастливое и справедливое царствование нового повелителя.
Вчерашний день всегда хуже дня еще не наступившего. В этом – секрет надежд! Но если вчера было плохо, кто был в этом виновен? Почивший повелитель? Нет! Его визирь, начальник тайной стражи!
Легкое мановение руки, и Великий ткач невидимых сетей в одно мгновение лишается головы! А вместе с ним зачастую гибнет и вся сеть.
Но и новый шах не обойдется без нового начальника тайной стражи и новой шпионской сети для собственной безопасности!

Грустная история. Особенно, если она повторяема.
Однако, есть ли в нашей повести более светлые страницы? Конечно, должны быть.

Верно, нет на Земле народа, который не был бы обязан своим процветанием, самим своим существованием – героям, чьи имена, быть может, ему и неизвестны. Бескорыстным героям. Героям, отдавшим свои молодость, силу, таланты, надежды, саму жизнь – защите своей родной земли, своего народа, памяти предков, будущему потомков... Как часто – неизвестным героям. Как часто – незаслуженно оболганным героям. И почти всегда – забытым героям…

Что уж говорить о тех, кто смел и умел быть нужным в этом деле чужому народу, чужой стране!

Увы, не всем удается въехать в Историю победителем на белом коне с саблей в руке!


*****

– «Стоп! – скажет иной читатель: – А почему этот род военной и цивильной профессий, этот долг верноподданного и добропорядочного гражданина своей страны, этот необходимейший институт государственной власти, этот род искусства и популярнейшую тему литературы, театра и кинематографа, непременную фактическую составляющую всемирной истории человеческой цивилизации – автор   территориально ограничил одним Востоком?»…

И в самом деле! Снимем со сказанного цветной флёр восточной экзотики, и увидим не только историю собственную, но и собственную действительность, в которых будут иметь место и истина – и ложь, и предательство – и подвиги!

*****
От Автора:

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих!". (Евангелия от Иоанна, 15:13).

***  *****  ***

Иллюстрация:

Фрагмент фрески "Поцелуй Иуды". Автор - Джотто (Антонио ди Бондоне) - художник и архитектор. Италия, Флоренция, между 1303 и 1305 г. Фреска капеллы дель Арена в Падуе, южная стена. Иуда - типичный дегенерат (скошенная "обезьянья" челюсть).

*****


Рецензии
Спасибо, Владимир Павлович! И второй раз, с удовольствием!, прочитал! Р.Р.

Роман Рассветов   15.01.2021 14:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.