Функциональная модель иудейской веры

(следует иметь в виду, что это – модель веры, миропонимания. Возможна еще другая модель – модель функционирования мирового иудейского сообщества. Этим сообществом охвачены не только верующие иудеи, но и те другие, которые сознают себя евреями или которых окружение непрошенно относит к таковым. Сообщество неоднородно во многих отношениях)

И просматривается такая функциональная схема предпринятого Творцом проекта «Проживание самоответственного человечества в созданной для него контекстной среде» - рис. над заглавием.

Почему – «проект»? Подсказывает словарь. Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — целенаправленная деятельность, условно определенная во времени и ориентированная на определенный конечный результат.

ПОДСИСТЕМА «Т» - СУБЪЕКТ

1 - Субъект отношений в зоне «Мир человеческого проживания» однозначно определен под условным наименованием  «Творец». Обозначена его единственность – ни в каком виде нет другого носителя субъектных способностей; не на кого больше ориентироваться:
В русскоязычной версии формулировки Маймонида (известен еще как Рамбам) «1. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается».
Здесь - заданность жизни и единый, внутренне непротиворечивый, с нашей позиции Наблюдателя, источник этой заданности.
И далее: «Г-сподь впервые является миру в качестве Творца всего сущего и продолжает являть нам Свою Творческую сущность каждый день. Он является единоличным и уникальным Творцом всего нашего мира. Он является так¬же его полноправным Хозяином и Властелином, управляющим всеми творениями».

2 – безапелляционность власти Субъекта, обеспеченная его предельной целостностью, неделимостью. У Маймонида «2. Творец един есть и будет».
Если некий предмет не единый в самом себе, то представляется возможным сторонней силе, разным воздействием на отдельные части добиваться структурной перестройки, переналадки совокупности частей и их коллективного срабатывания. В человеческих отношениях это может быть воздействие подчиненного на тщеславие начальника, на различные и противоречивые его увлечения или страхи, на различные степени осведомленности в разных направлениях. С составной, сложной структурой, главенствующей над тобой, можно «играть», противопоставляя одни её части другим, добиваясь нужного отношения к тебе.

Признание единства Творца в самом себе отсекает поползновения влиять на Него, «договариваться» с Ним. Предельно жёсткая безапелляционность власти.
Предполагаю, что в глазах читателя, в моей работе имеет место кажущаяся вульгаризация текстов иудейских книг. Кажущаяся – при переводе смыслов на язык современного светского менеджмента; это сначала, возможно, покоробит некоторого читателя. Но, затем, станет ясно, что здесь нет злонамеренной вульгаризации. Здесь – корректная попытка прочтения набора Заповедей, как целесообразной Системы.
 
5 – безапелляционность власти Субъекта, обеспеченная его единственностью. У Маймонида «5. Я верю полной верой, что Творцу, да будет Имя Его благословенно. Ему одному следует молиться и никому другому молиться не следует».
Предустранение возможности возникновения «перехватчиков» власти Субъекта. Жесткая фиксация недопустимости появления альтернативного управленческого элемента. Жесткость в фиксации единственности Субъекта.

4 -  предельно жесткая предопределенность произвольно назначенной цели, обращающейся для человечества ЗАДАНИЕМ. У Маймонида «4. Я верю полной верой, что Творец, да благословенно будет Имя Его, Он — первый и Он — последний».

На сайте «Толдот Йешурун» — общественной организации Израиля, объединяющей русскоязычных религиозных евреев с целью формирования русскоязычной религиозной общины Израиля и возвращение к тшуве (к участию в исполнении того, что я определил как ЗАДАНИЕ от Творца) евреев — выходцев из бывшего СССР, к этому передается следующее толкование от Маймонида. «Б-г не только является ис¬током всего, каждой ситуации, коллизии, факта, но также и тем, к чему стремится весь мир, как в це¬лом, так и каждая его отдельная часть. Он является Последним в том смысле, что все ситуации и отношения целенаправленны и находят в Нем свое последнее разрешение».

Абсолютность Субъекта: полная тождественность Субъекта и «объективной» среды, поскольку вся «объективность» порождена и развивается Им; нет «объективных» деталей и отношений, которые могут вызвать отличие конечного результата от намеченного Им.

Вот ТАКОЙ Субъект сформировал ресурсы, задал конечную цель и наметил целенаправленный процесс с непрерывным корректирующим управлением с его стороны.

13 – конечная цель: Грядущий мир.  Маймонид  - «Я верю полной верой, что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Творца». Указанный религиозный сайт поясняет: «Грядущий Мир — это состояние особенной гармонии, справедливости и чистоты, в котором проявится скрытое ранее, и каждая душа получит основную часть своего вознаграждения за труды.
И вот Маймонид сообщает нам здесь одну необыкновенную вещь: Мир Грядущий не есть царство теней, чистых душ, *покинувших земную обитель свою*. Наступлению Мира Грядущего предшествует воскресение мертвых, когда души всех когда-либо живших людей, вернутся в свои возрожденные тела, чтобы вместе с ними и находясь в них пережить необыкновенное раскрытие Б-жественной Истины».

ПОДСИСТЕМА «Ч» – Объект управления, человечество

13 – «Я верю полной верой, что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Творца…»

Поскольку ни обиходный опыт, ни наука не подготовили нас к конкретному представлению воскресения и уверенному ожиданию факта воскресения, нас призывают уверовать в такое Грядущее будущее, запрограммированное Субъектом: «Вера — есть способность человеческой души открывать и признавать истину, не¬смотря на отсутствие свидетельств и доказательств. Вера — это могучая сила, превосходящая разум! Каждый способен ощутить ее действие, нужно только вслушаться в то, что происходит в собственной душе.

Душа человека предшествует его рождению … сотворена Всевышним чтобы оживлять материальное тело, чтобы, спустившись из высших духовных миров в наш нижний мир, — тот, который мы с вами можем ощущать нашими органа¬ми чувств, — исполнять трудное служение — заповеди Торы, несмотря на полное сокрытие в этом нижнем мире Б-жественного Присутствия. Душа и есть наша личность».

Каждому из нас, участвующему на чрезвычайно коротком отрезке времени в соисполнении ЗАДАНИЯ, практически невозможно сколько-нибудь серьезно представлять конечную цель Субъекта. Заложенный в нас от рождения инстинкт жизни вызывает естественное сопротивление перспективе уходя из жизни и это порождает надежду-желание продолжения, в каких-то вариантах, жизни после смерти или когда-тошнего воскресения. Клерикальное воспитание от церквей и подобных институций, направляемое политико-идеологическими интересами, укрепляло верование в подобную радужную перспективу. Параллельно с этим, утопии типа коммунистической тоже порождали веру или желания верить в отдаленно будущий немыслимый прогресс человеческих отношений и отношений с природой - в состояние предельной гармонии.

12 - «Я верю полной верой в приход Машиаха. … я буду ждать его прихода каждый день».

Ожидание Машиаха — это ежедневное утверждение смысла Бытия, заключающегося в движении к достижению цели Творца; «важным аспектом цели является всеобщая справедливость» - ... «мир станет совершенным». Но наступление зависит от а) чистоты наших помыслов, их обращенности к ЦЕЛИ=ЗАДАНИЮ, установленным Творцом, и б) людских деяний в осуществление этой цели.
Внутренняя борьба каждой личности за чистоту помыслов и претворение этих помыслов в деяния – наш путь к достижению Мира Грядущего.

ПОДСИСТЕМА «К» – Управленческая коммуникация

«3. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет ни-какого подобия.
Об этом говорит Тора: "Ибо вы не видели никакого образа" (Дворам, 4:15). … Тора дана нам для того, чтобы мы действовали в соответствии с Волей Творца, в ней изложенной. Поэтому "Тора говорит языком людей", описывая действия Творца в Творении, то есть Его проявления в Им же созданных границах».

Коммуникативная односторонность - Он указует, двигает, наблюдает. В явлениях собственной жизни, окружающей социальной и природной среды – мы улавливаем эти указания, одобрения или осуждения нашим проявлениям в помыслах и делах. Наши проявления помыслами и делами, в том числе и взывания, обращения к Нему, - все видится Ему и исключительно Он определяет своё отношение.

Базовым каналом коммуникации, неисчерпаемым по информационной насыщенности и эмоциональному воздействию, по признанию «абонентов», является Тора.
Маймонид – «8. Я верю полной верой, что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, была дана Моше — Учите¬лю нашему, мир праху его … 9. эта Тора не будет изменена, и что не будет другой Торы от Творца». Подчеркивается - "вся". Причем, в двух разных смыслах.

Во-первых, имеется в виду, что вся Тора, все Учение целиком, т.е. и письменная, и устная его части были даны евреям через Моше.
И, Всевышний передал людям всю Тору — весь план Творения, чтобы людская деятельность на Земле обрела цель и смысл».
 
Тора является отражением сущности Творения. Она — замысел и путь. Цель и смысл существования Сотворения мира и путь, по которому должен идти человек, чтобы выполнить дело, для которого создан.

Далее следует эмоциональное закрепление побужденности к следованию указаниям Торы, указывающих еврейскому народу путь реализации его миссии: служение незримому Творцу – подтверждение комплекса «миссия-стратегия». Это должно усилить 13.работу чистоты интуиции – Души – «7. Я верю полной верой, что пророчество Моше, Учителя нашего, мир праху его, было истинным, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и пришедших после него».

Вслед за Торой, в качестве опосредующего канала коммуникации используется корпус пророков – «6. Я верю полной верой, что слова пророков истинны. … Содержание пророчества неизмеримо глубже его поверхностной оболочки. Оно — вне времени, оно обращено ко всем евреям вместе и к каждому в отдельности, где бы он ни находился и в какую эпоху ни жил. Далеко не все понятно современникам пророка в тех словах, которые слетают с его уст, и почти всегда они им неприятны. … слишком часто Писание вообще, и книги Пророков в частности, понимают искаженно, руководствуясь либо "здравым смыслом", либо контекстом "общечеловеческой культуры". Но истина в этом мире ни¬когда не лежит на поверхности. Истина — это Тора, Тора Цельная. Проникновение внутрь требует серьезной работы, переосмысления "незыблемых" концепций. Но эта работа благодарна, а результат ее — прекрасен!»

Творец непрерывно и непосредственно наблюдает происходящее в созданном им мире, оценивает в соотнесении со своим планом: «10 - Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их, как сказано: *Создающий все сердца их и проникающий все дела их!* Ничто не ускользает от *взора* Всевышнего, все происходит под Его контролем и с Его участием. Он видит и оценивает ВСЕ дела людей. Он проникает даже в помыслы». В соответствии с оценкой оказывает корректирующее воздействие: «11.Творец воздает добром соблюдающим Его заповеди, и карает тех, кто преступает Его заповеди».

Списочная модель Рамбама 13-тизвенного «механизма» исполнения иудеями миссии от Творца возникла не сразу, у него были предшественники-разработчики. Их представления, тоже списочные, еще не были столь полными, ясными и были далеки от той логической структурной завершенности, которая свойственна модели Рамбама.

Некоторым более поздним иудейским авторам оказалось не под-силу воспринять системно-целостное вИдение Рамбамом проекта творца (http://blogs.7iskusstv.com/?p=43907, Тема 5. 13 основ веры. Сравнение с р.Йехудой ха-Леви). Это обстоятельство подсказывает, что для понимания логики проекта Творца мало глубокой эмоциональной захваченности иудаизмом; нужны способность и отмобилизованность на сначала досознательное схватывание сущности и системности Проекта, затем осознание «схваченного» и регистрация. Если ограничиваться словесным представлением, то недостает наглядности, могут теряться отдельные детали и отношения, по крайней мере – их нюансы.


Рецензии