Солнце над фьордами. Часть вторая. Гл16, 17

Глава 16
Осень 855 г. Агдир. Пир в «Каменном дворе». Талант  Торбьёрна Скальда. Сила слова.

- Хотим скальда! Хотим песен и музыки! Хотим праздника! Торбьёрн Скальд, порадуй наши сердца!- слаженно скандировали гости Хальвдана конунга. И он, соглашаясь с их желанием, властно-дозволяюще махнул рукой.  Торбьёрн Хорнклови был творческим человеком, способным воспламенять своими произведениями сердца простых людей, так же пламенно, как и приближённых к конунгу Хальвдану Чёрному знатных вельмож.
   Первые скальды появились именно на землях Северного Пути. И отсюда же устное творчество самых известных и знаменитых  шагнуло за рамки этой страны. Скальд  - это поэт и исполнитель произведений, которые он сам создаёт или запоминает по рассказу других людей, близких к тем событиям, которые скальд воспроизводит своими стихами. Исполнение произведений скальда могло сопровождаться аккомпанементом музыкальных инструментов, оно было распевным, но и речитативным одновременно.
      Скальд - человек, тесно связанный с жизнью своего народа. Он нередко - богатый землевладелец, викинг, странник, служилый человек в дружине знатного вельможи, чаще, конунга. Скальд, кроме всего прочего, умудрен знанием рун: в пору расцвета поэзии скальдов в странах Скандии другое письмо было либо неизвестно, либо известно лишь немногим. Каждый скальд был обязан владеть тайной силой слова и рун, он мог творить волшбу или снимать вражьи чары. Его талант ниспослан свыше. Его голосам говорят боги. И от этого в народе скальды имели особое положение. Скальд складывает и песню в честь свадьбы своего господина и песню о его любимой, скальд сопровождает жизнь дружины и двора, при котором он состоит, песню о состоятельном бонде и нищем отшельнике, он своими поэтическими комментариями сохраняет на века аромат суровой и полной опасностей эпохи, воспитавшей и вдохновившей самого скальда. Они слагали и выносили на суд слушателей разные виды стихотворных произведений, зачастую соответствующих ситуациям, в которых они выступали со своими стихами: драпа - основная форма хвалебной песни, название, которой означает «песнь, разбитая на части» и речь в ней всегда идёт о событиях, очевидцем которых был скальд, или о которых он слышал от очевидцев; виса - славословление, заклинание на удачу или во здравие, песня о жизни, подвигах и величии Асов, за которую скальд мог получить любой подарок -  от кольца, богатой одежды или секиры, до драккара, нагруженного золотом, она могла рассказывать о поединке, сделке, свидании, краже, случайной встрече, о сновидении, но была  разнообразнее и содержательнее драпы; флокк  - виса или цикл вис, в отличии от драпы не содержащий «стева» - припева, но изобилующий неповторяющимися метафорами, своеобразный скандинавский метафорический сленг (кеннинги); сага - большой сказ, сказание, всегда начинающеся с подробного представления основных героев повествования, описания их родословной, с  большим числом действующих лиц, иногда до сотни и более, с чёткой хронологией описываемых событий, с неизменным колдовским или фантазийным элементом - эпизоды с привидениями, нежитью, различными знамениями, пророчествами и роковыми предсказаниями, драконами и троллями. Наполненная потрясающими метафорами, перепадами ритма, тонкими наблюдениями, изощренная по стилю, пронизанная страстью и многообразием чувств, поэзия скальдов в еще более выразительной форме рисует мощные, несгибаемые, удалые характеры -  и сложные, обычно жестокие, но нередко исполненные романтики души скандинавов. Пожалуй, именно поэзия скальдов способна убедить в том, что потомки сегодняшних жителей Скандии не напрасно в будущем  назовут эпоху освоения Исландии и морских разбойников - викингов именно «героической эпохой» своей седой старины.
        И вот скальд Торбьёрн Хорнклови  отделился от пирующих и встал перед очагом, чтобы люди лучше видели и слышали его. Для него вынесли и поставили небольшую табуретку и он присел, расположив свой музыкальный инструмент на коленях.
   - Сегодня я хочу исполнить для вас драпу, которую назвал «Мы бились мечами». Эту суровую историю мне рассказал один старый викинг  из данов,  Гуннар Бьёрнссон. И говорится в ней о том, как их конунг Рагнар, которого даны называют Лодброком, а мы - Кожаные Штаны, сражался при Гензинской долине. То была битва достойная вашего внимания. Многие в ней пали, но оставшиеся сделались героями всей Скандии. В вашей жизни, дорогие гости, выпадут ещё много кровавых битв. Так пусть же все они будут победными, а вы, участники их - незабываемыми героями! Поговаривают, что автором этого флокка был сам Рагнар, но думается мне, что это только слухи. Не склонен конунг всех данов к скальдическому творчеству, ведь вкус и запах битвы ему намного ближе и милее, чем любые стихи в устах сказителей. У этого дана другой полёт и другие цели - он сокол данских фьордев. Я же выделил в этом флокке свой, неповторяемый стев. И вот получилась драпа. Сегодня для всех вас я её исполняю впервые, - поведал скальд гостям историю возникновения этого стихотворного  творения в виде прелюдии, а затем властно ударил пальцами по струнам лиры и напевно начал читать вслух:

Мы бились мечами на чуждых полях,
Когда горделивый и смелый, как деды,
С дружиной героев искал я победы
И чести жить славой в грядущих веках.
Мы бились жестоко: враги перед нами.
Как нива пред бурей, ложилися в прах;
Мы грады и села губили огнями,

И скальды нас пели на чуждых полях!

Мы бились мечами в тот день роковой,
Когда, победивши морские пучины,
Мы вышли на берег Гензинской долины,
И, встречены грозной, нежданной войной,
Мы бились жестоко; как мы, удалые,
Враги к нам летели толпа за толпой;
Их кровью намокли поля боевые,

И мы победили в тот день роковой!

Мы бились мечами, полночи сыны,
Когда я, отважный потомок Одина,
Принес ему в жертву врага-исполина,
При громе орудий, при свете луны.
Мы бились жестоко: секирой стальною
Разил меня дикий питомец войны;
Но я разрубил ему шлем с головою, —

И мы победили, полночи сыны!

Мы бились мечами. На память сынам
Оставлю я броню и щит мой широкий,
И бранное знамя, и шлем мой высокий,
И меч мой, ужасный далеким странам.
Мы бились жестоко — и гордые нами
Потомки, отвагой подобные нам,
Развесят кольчуги с щитами, с мечами.

В чертогах отцовских на память сынам!

 - Я драпу закончил, так дайте награду певцу.- произнёс Торбьёрн Хорнклови  традиционную фразу всех скальдов, сложив руки на инструменте. Драпа всегда делилась на части повествования и после каждой могла последовать просьба скальда о награде. Но Торбьёрн не страдал алчностью и ограничился только финальной просьбой.
Гости пытались проникнуться таинством поэзии и слушали скандинавское народное творчество со всем вниманием, доступным гуляющим на пиру.  Внимали и обсуждали услышанное, спорили или соглашались с мнением соседей по столам.
    - Своей драпой ты порадовал меня и моих гостей, Торбьёрн Скальд. - вещал со своего места Хальвдан конунг.
  - Держи награду! - добавил он и протянул скальду большой серебряный кубок, отделанный драгоценными камнями.
   А народ, разгорячённый алкоголем, вошёл во вкус поэтического творчества и по всему пиршественному покою разнеслась громогласная просьба: - Драпу « Сердце матери» давай! Не откажи, скальд! Хотим  услышать «Сердце матери»!
      И скальд, кивком головы соглашаясь исполнить просьбу гостей, сел на своё место у очага.
  - Как вы знаете и помните эту быль мне рассказал мой друг Свендульф Скальд,  воин, который вместе с товарищами защитил нас от набега кровожадных данов три зимы назад, многие его друзья погибли в той неравной битве, а он остался жив и поведал мне эту историю.               
  - Итак, драпа « Сердце матери»! - объявил он, провел пальцами правой руки по струнам и под их аккомпанемент  задушевно и с лёгкой грустью начал свою мелодекламацию:
  - Гудит метель который день. Но ночь теперь. В ночном лесу, скальд-воин Свендульф, присев на пень поближе у костра, дружине молвил:  - Что холодно вам други? И мысли о еде, тепле и мягком ложе засели в голову и ваш живот голодный? Гоните их! Мы не должны замёрзнуть раньше, чем сюда придут враги. И будут всем захватчикам из данов калёного железа диво-пироги. Засада на врага — замри, молчи, крепись и жди. И я , подумав о других, вас сказкою согреть хочу, я тихо буду петь, на вас глядеть. Есть сказ о витязе нореге славном и матери чуткой, что сердцем своим охраняла его одного и не просила взамен ничего.

За северным ветром мой фьорд одинокий,
Над морем в камнях - мой дом.
Пекла моя мать мне хлеб в дальний поход,
но думала о своём.
Знать бы хотелось ей всё наперёд.
Как бы с родимым беда не случилась, справился бы он со злом.
Как бы морская пучина его пощадила и он не уснул за веслом.

Тише, струны! Не рвите  мне сердце! Слёзы матери осушить некому!

Ушёл её сын в неведомый край,
К рекам чужим, горам и лесам.
Морской скиталец нашёл там свой дом,
Но горькое горе, о светлые боги! Скитальцем он сделался сам.
Сколько же ждать его из чужбины?
Пусть без победы бы он воротился, лучше здоров был бы сам.
Здесь рядом со мной был бы мой горемычный, а не скитался там.

Плачьте, струны!Зовите скитальца! Горе матери остудить некому!

Стал возводить он в чужом краю
Прочные замки и города
И победил врагов, что злой рок ворожат,
Глядя в чёрные зеркала.
Зовутся волхвами они в тех местах и делают чудеса.
«Прощай, моя мама, прощай навсегда.
Лишь ветру морскому теперь ты сестра. А я - сам себе господин».

Громче, струны! Верните скитальца! Сердце матери согреть некому!

Клинок врага сыскал в бою
Морского сокола грудь.
И геройская смерть  ему помогла
В Вальхаллы врата шагнуть
«Прощай и прости меня, мама моя!»
И в небе ночном воссияла заря.
«Жил я , как ветер, а пропал не за зря».

Молчи, моя лира! Горька моя песня! Чёрную весть принести некому!

Но не слышала мать твой последний вздох,
не слышала смертный крик.
Её забрал злого дана клинок,
и твой дом и многих других.
На пепелище хозяин - дождь. Он льёт от утра до утра.
Мёртвому  камню не нужен полив.
Ведь на нём не растёт и трава.

Нет ни сына, ни матери  больше на свете!  Тризну по ним справить некому!

В чертоге небесном был пир всех богов, и был многодневным он.
Там встретились двое. Вот  он, её сын, вот и она. С тех пор
каждую ночь две светлых звезды выходят на небосклон.
А рядом с ними хозяйка-Луна.
И каждый, под небом живущий, услышит: «Родимая, здравствуй, ты - мама моя!
Я  - сын твой. И ты мне навеки нужна.
Вот видишь? Я всё же вернулся. Низкий тебе поклон».

Пой моя лира! Звените радостно струны! Теперь навсегда они вместе и их разлучить некому!
Молчит дружина, но теплые от Свендульфова сказа глаза норегов, греют души друг другу жарким светом памяти родства и рода . Не холодно, не голодно, не страшно умирать. Ведь каждый вспомнил дом и мать. И обещал себе живым вернуться, чтоб больше никогда их не терять!

Скальд уже смолк, а гости всё повторяли и повторяли вслух последние слова его драпы: «Не холодно, не голодно, не страшно умирать. Ведь каждый вспомнил дом и мать. И обещал себе живым вернуться, чтоб больше никогда их не терять». Повторяли, как будто силились понять откуда берётся такая сила в словах, почему слова эти проникают глубоко в сердце и надолго остаются там, почему после них непременно хочется сделать что-нибудь героическое для своей матери, своих близких, своего рода. В уголках женских глаз и некоторых гостей поблёскивали слёзы. Да, силён был Торбьёрн Скальд, раз заставил расчувствоваться холодных, зачастую спокойных и уравновешенных норегов. И теперь понятно было почему он так часто повторял:  - Важны не только сами слова, но ещё важнее,  как  и когда они будут произнесены. Ибо, слово может осчастливить, но может и убить, как метко пущенная стрела.
  А Хальфдан конунг в лучших конунговых традициях снова наградил певца, теперь мешочком серебра. И пошутил, намекая, что  не худо бы и о нем, Хальфдане Черном, что-то грандиозное сочинить. Как-никак, много славных деяний совершил великий конунг Северного Пути.
______________
Скандинавская лира - один из древнейших инструментов мира. Струнный инструмент скандинавских народов, состоящий из деревянного корпуса с резонатором и набором намотанных на колки струн (обычно пять-шесть). Мог быть как щипковым (плектровым), так и смычковым.
Рагнар Лодброк - имя Рагнар переводится с др.-скандинавского как «рать богов», а прозвище - «знамя  божественной Судьбы», где - «лод» - судьба, а «брог» - знамя богов. Рождение (примерно) 815 - 820 г., смерть -  865 г. Герой истории средневековой Скандии, весьма прозаично названный современниками за задиристый и мстительный нрав, отнюдь не божественно,  - «Кожаные Штаны», а так же , в большей мере, издевательски, - «Волосатый (Шерстяной) Зад». Вот такие вот вариации перевода...И вместе с тем, Рагнар Лодброк являлся неоспоримым и необоримым правителем средневековой Дании и Швеции и был воспет как «Ворон Одина» во многих скандинавских сказаниях той поры. Личность легендарная и широко известная  по сей день.

Глава 17.
Осень 855 г. Агдир. Пир в «Каменном дворе». Молодецкие пляски и воинские забавы.

И вот на пиру настал момент, когда от всего съеденного и выпитого кровь в жилах храбрых дружинников  вскипела, и готова была выплеснуться наружу, но ударила в ноги и началась дикая и необузданная  пляска. Назвать  это танцем трудно, это было больше похоже на состязание, кто выше подпрыгнет или громче топнет. Музыка тоже соответствовала этому танцевальному порыву: дудки и барабаны гремели и гудели, добавляя хаоса во всеобщее веселье. Но это был настолько захватывающий процесс, что все скамьи стояли пустыми, люди кружились волчками и топали в такт развесёлой песне гребцов боевого морского судна, видевших весь свет и достаточно вкусивших его прикрас.

Хо-эй!!! Хо-аххх!!! Дружно вёслами делаем взмах!!!
Британские замки крепки.
Но мы камни жуём, вместо хлеба.
Как сухари, как сухари.
Хэй, хэй!!! Пива подлей.Топни ногой, гляди веселей!

Хо-эй!!! Хо-аххх!!! Дружно вёслами делаем взмах!!!
У франков растёт виноград.
Мы пили все вина вподряд.
Вместо воды, вместо воды.
Хэй, хэй!!! Пива подлей.Топни ногой, гляди веселей!

Хо-эй!!! Хо-аххх!!! Дружно вёслами делаем взмах!!!
У нас же сплошная треска.
От нее заболели бока.
Хочется хлеба, терпим пока.
Хэй, хэй!!! Пива подлей.Топни ногой, гляди веселей!

Хо-эй!!! Хо-аххх!!! Дружно вёслами делаем взмах!!!
В Исландии холод и мгла.
Дракар наш спалили дотла.
Горячая ночка, ну и дела
Хэй, хэй!!! Пива подлей.Топни ногой, гляди веселей!

Хо-эй!!! Хо-аххх!!! Дружно вёслами делаем взмах!!!
Домой возвратились пешком.
Путыми, но не жалеем о том.
Будем здоровы -  ещё наживём.
Хэй, хэй!!! Пива подлей.Топни ногой, гляди веселей!

Вот уже и сам Хальвдан конунг не выдержал. Рыкнул по-медвежьи и махнул в толпу плясунов.  - Спляшем, подданные мои, так, чтобы гномы  на нижнем этаже мироздания попросыпались и ахнули от страха! - выкрикнул он из круга танцующих и топнул ногой в такт музыке. И-эх-ххххх!
        И вот музыка смолкла, а уставшие музыканты умоляюще смотрели на плясунов, совсем не уставших, а только разгорячённых пляской. И они отдуваясь и обтирая мокрые лица подолами рубах, расселись по своим местам. Кто утолял жажду пивом, кто сидел, вытянув натруженные бешеной пляской ноги, кто расстегивал застёжки на рубахе, увеличивая приток прохладного воздуха, идущего от двери, к  разопревшим телам. Наступила пора воинских забав, соревнований между воинами в ратном умении и проворстве. И гости стали рассматривать людей сидящих за противоположным столом и прикидывать, кого и на какое состязание можно вызвать. Ближе  к Фредрику Неугомонному за правым от него столом сидели старые знакомые: Стиг Харальдссон, Бьёрн Асгейрссон, Свен Ормульфссон, верные хольды Хальвдана конунга. Они лениво переговариваясь, что- то обсуждали, поглядывая в сторону Фредрика  и его людей.  Вот  Свен Ормульфссон, подмигнул двум хорошо выпившим гридням, находящимся от него невдалеке. И сидевшие за правым столом разом грянули:- «Бой на палубе» с участием трёх пар. Вызываем гостей из Вестфольда!
     Фредрик Неугомонный ожидал чего то подобного и, повернув голову, вопросительно глянул на своих людей. Арн Длинная Шея, Ивар Толстокожий, Вигмар Сноррельсон уже встали из-за стола и внимательно смотрели в глаза Фредрика ярла, а ирландцы- Фогги Рыжий, Эска Воробей,Эйрик Колобок, выстроились за их спинами. Подобные состязания были неотъемлемой частью любого пира. Пришло время показать свою молодецкую удаль, военное мастерство, посостязаться в смекалке и умении владеть оружием  и хозяевам, и гостям. Ведь от победы в таких состязаниях, напрямую зависело признание, уважение и доверие окружающих.
      - Я буду первым, потом Вигмар, а за ним Арн!- коротко бросил  Неугомонный и повернулся к зрителям
    «Бой на палубе» - знаменитое скандинавское воинское состязание. «Палубу» изображают четыре ряда дружинников, положив себе на плечи щиты наружной стороной вверх, и поддерживая их обеими руками, чтобы они не падали и не «проваливались» под тяжестью двигающихся по ним бойцов, длина «палубы» восемь шагов, ширина - четыре щита. Пространство небольшое и места для манёвра мало. Бой идет с применением гладких палок, величиной с короткое копьё. Падание на землю - проигрыш. И не важно от чего случилось падение: оступился ли боец, получил ли травму или его столкнули. Он проиграл и побеждён. Но весь подвох «палубы» заключается в том, что составляющие её воины, могут подыгрывать своим фаворитам и просто опускать щиты или не держать их крепко, в результате противник «проваливается» или оступается, результат - падение на землю и поражение в состязании. Фредрик Неугомонный с этими премудростями был хорошо знаком, много шишек набил в своё время, пока  научился не падать с «палубы». Теперь он был мореходом, и под его ногами чаще была настоящая палуба, которая в шторм жестоко наказывала за неумение на ней держаться и ходить, а морские волны делали её скользкой, как лёд, да ещё и за борт могли смыть.
      Через несколько мгновений «палуба» уже выстроилась в пространстве между столами. От хозяев на состязание первым вышел Свен Ормульфссон. Он встал на лавку, а люди державшие боковые щиты с его стороны немного присели, образую пологую поверхность, напоминающую сходни морского судна, по которым Ормульфсон, держа палку в левой руке, проворно взбежал на центр «палубы» и сместился на свой край. Он ждал соперника в боевой стойке - нижний конец палки у правой ноги, а верхний слева, между головой и плечом. Палку он держал немного впереди себя двумя руками по средине, чтобы противник не понял откуда будет удар снизу или сверху. Он кивнул Фредрику, приглашая к бою. Фредрик Неугомонный тоже встал на лавку и приблизился к боковому краю щитов, но «сходни» не спешили принять его и он задержался.
      - Вестфольдский ярл испугался! Он боится прыгать на нашу «палубу»! Нет, он не мореход, ему лошадь подавай! - ревели зрители, подбадривая друг-друга улюлюканьем. И Неугомонный решился, он сошёл с лавки и отошёл поближе к двери, держа палку обеими руками и подняв нижний конец вверх. И вот он разбежался и прыгнул. Ирландец  Фогги Рыжий, говорил, что этот приём у него на родине называется «Прыжок большой рыбы»: разбег, упор пятки палки в землю, толчковый выброс тела  вверх, выход в стойку на руках, переход в вертикальное положение, и завершает приём  неожиданный для противника удар. Только у ирландцев в бою он применялся с копьём, вместо палки.Там надо было не высоту взять, а преодолеть препятствие в виде вооруженного противника или строя противников со щитами и копьями, и вступить в бой раньше, чем этот самый противник опомнится, обнаружив врага за спиной. А Фредрик владел этим приёмом в совершенстве и за свою боевую практику использовал  много раз. Он прыгнул слишком высоко и с силой пошёл вниз, крепко ударив ногами в щиты «палубы», которые прогнулись под его весом и ему пришлось присесть, чтобы не упасть. Верхний конец палки Фредерика Неугомонного, по привычке владения боевым копьём, молниеносно пошел по направлению к голове Свена Ормульфссона. Раздался хлёсткий удар. И противник Неугомонного слетел с палубы. Фредрик ярл научился контролировать свои удары, сейчас он не усердствовал, иначе бы убил соперника, проткнув ему горло, но  в самый последний момент он перенаправил свой удар в плечо Свена  Ормульфссона. Зрители подхватили и унесли своего упавшего с «палубы» фаворита. Судья  состязаний Игге Хитрый объявил: - Победил Фредрик ярл из Вестфольда! Но зрители восприняли это решение холодно и однобоко, они , похоже, всем сердцем желали вестфольдцу поражения.
    - Ему просто повезло, ведь Свен  Ормульфссон  - бывалый  и опытный воин! Ведь Свени просто оступился! Мы состязаемся не в прыжках в высоту, а в бое с палками на «палубе»! - слышалось со всех сторон. Нугомонный спокойно спустился на твёрдую землю и кивнул головой Вигмару Сноррельсону. И тот занял его место на исходном рубеже состязания.  Люди Фредрика ярла приветствовали его победу молча, одними глазами. Но и этого было достаточно, он был им сейчас благодарен за эту суровую сдержанность чувств.
     Во второй паре победил Вигмар Сноррельсон. На поединок с ним вышел хольд конунга, Бьёрн Асгейрссон. Они долго, чуть ли не вплотную, кружили друг против друга, нанося удары и парируя их. И вот , когда они сместились на левый боковой край «палубы», Вигмар изловчился и нанёс удар горизонтально поставленной палкой по корпусу  Бьёрна Асгейрссона, вложив в него всю свою силу. Из того, как будто дух вышибли, он стал ловить ртом воздух и упал со щитов.  Победил вестфольдец! -  прозвучало решение Игге Хитрого. А зрители разочарованно смотрели на  Бьёрна Асгейрссона и не искали ему оправданий. Гостя из Вестфольда не в чем было упрекнуть. Победа была чистой.
      Завершала состязание пара - вестфольдец Арн Короткая Шея и хольд конунга  Стиг Харальдссон. И здесь не всё вышло гладко. Они долго не могли нанести друг-другу решающий удар, а руки и ноги их вскоре покрылись синяками и кровоподтёками. Соперники были равными по силе, ловкости и боевому опыту. И никто не хотел уступать. Судьбу боя решили последние мгновения. Арн притворно раскрылся, чуть уходя влево. А Стиг не замедлил воспользоваться этим и  нанести уму удар концом палки в голову, используя её, как копьё.Но, видимо, копьём Арн владел лучше Стига. Короткая Шея провел «обводку» - спиралевидным движением фиксировал палку Асгейрссона и выдернул её из рук противника. Палка улетела в сторону очага. Зрители восхищённо загомонили, но были и такие, кто настаивал продолжать бой. 
   - Дайте Стигу другую палку! Пусть бьются дальше! Они не сошли с «палубы», значит бой нужно продолжить! - слышались их голоса. Конец обсуждениям положил Игге Хитрый:
    -Если бы это были не палки, а настоящие копьё, ты Стиг, был бы уже мёртв. Поле битвы не место для безоружного. Победил Арн Короткая Шея из Вестфольда! - наконец провозгласил он.
      За победу в состязании полагалась награда от конунга и он одарил Фредрика Неугомонного золотой цепью, а Вигмара и Арна — восхитительными серебряными браслетами в виде свернувшихся в кольца бриттских драконов. Теперь на вестфольдцев смотрели уважительно и с долей неподдельного восхищения, но были и завистники, которым не нравилось, что вестфольдцы стали центром внимания на пиру, а хольды конунга, ранее пользовавшиеся непререкаемым авторитетом и влиянием на окружающих, остались в тени, да ещё и побеждёнными оказались.
      В тот миг им показалось, что конунг смотрел на них с долей сожаления, понимания и сочувствия. Но освещение, выпитое пиво и  взволнованный дух могли исказить впечатление хольдов  от взгляда властителя. Тот же, ненадолго задумавшись, как будто что-то отыскав в своей памяти, негромко молвил:

Сила силу не гнёт непременно.
Духу отваги  покорна она.
Справно умелому боги дарят удачу.
Искусству проворному ясеней битвы.
Браги висы свои отмерил сполна.
       Так молвив, он сел на своё место, и словно мучимый нестерпимой жаждой, выпил залпом кубок вина. Только светлые боги ведали, что творилось с сердцем и духом конунга всего Северного Пути в тот миг. Но на лице его посуровевшем и побледневшем, никто  ничего увидеть не смог. А пир продолжался и гулял он хмельным развесёлым ветром среди стен пиршественного покоя, столов перегородивших его, всё ещё ломившихся от яств, фигур подгулявших людей, чужих помыслов и желаний. Пир продолжался...


Рецензии