Суть вампира и вампиризма

Вампиры... Бессмертные существа, скрывающиеся днем и появляющиеся под покровом ночи. Внушающие одновременно страхи трепет, неудержимый интерес, даже влечение. Таков традиционный образ вампира, можно сказать, классический. Однако за последние годы эта немеркнущая классика, к сожалению, претерпела значительные изменения.

Как уже давно известно, с появлением в литературе новых писателей, а точнее писательниц-в прошлом домохозяек, по непонятной причине вдруг решивших взяться за перо, само понятие "вампир" довольно далеко ушло от оригинала. В самом начале легенд об этих существах они представлялись там как ужасные монстры, не знающие доброты и жалости и испытывающие лишь жажду человеческой крови. С появлением таких культовых романов как "Дракула" Брэма Стокера, образ вампира начал понемногу меняться, в особенности после начала экранизаций этого произведения.

А уже во второй половине прошлого столетия, начиная примерно с семидесятых годов, вампиры и вовсе начали приобретать привлекательные черты: новые писатели утверждали в своих книгах, что эти ночные создания, несмотря на свою дьявольскую сущность, способны и страдать, и задумываться над своей жизнью, и задавать извечные философские вопросы. Иными словами, вампиры могут испытывать те же чувства, что и люди, причем даже в большей степени.

И наконец в самом начале нынешнего века вовсе произошла сенсация! С выхода небезызвестной саги "Сумерки" образ вампиров окончательно перевернулся с ног на голову: теперь они и вовсе потеряли какие-либо отталкивающие черты, наоборот, большая их часть сделалась практически безобидными вегетарианцами, фактически помогающими обычным людям. И естественно, поклонники вампирской тематики мгновенно разделились на два лагеря: одни утверждали, что такие изменения идут только на пользу, что "это новый и свежий взгляд на давно избитых персонажей ужасов"; другие же напротив говорили, что произошедшее с вампирами в "Сумерках" - "настоящее извращение гордых и холодных аристократов ночи", и что все книги о подобных вампирах-вегетарианцах нужно немедленно сжечь на костре, а их авторов во главе с Майер отправить на эшафот. Какая же из этих сторон права?

Ответить на этот вопрос достаточно трудно, однако само понятие "вампир-вегетарианец" кажется заведомо глупым и фальшивым, противоречащим изначальной сущности нежити. Рассмотрим подробнее данную ситуацию на примере придуманного мной вампира Кристиана Ренсена.

С вампирской точки зрения Кристиан еще очень молод - ему всего лишь восемьдесят два года, вампиром же он стал в возрасте двадцати лет по собственному желанию, хотя и не знал, что его будет впоследствии ожидать. Во время своей человеческой жизни (1800-1820 гг.) Кристиан был утонченным, чувствительным и романтичным юношей, мечтавшим сделать карьеру музыканта. Нечего и говорить, что этот бледный и немного меланхоличный молодой человек, виртуозно игравший на скрипке и фортепьяно, вдобавок больной туберкулезом, способен убить разве что мошку, да и то по неосторожности. Однако после своего обращения он поневоле был вынужден измениться, и за какие-то пару лет превратился в искусного и ловкого ночного охотника на "ночных бабочек", вечно облаченного в черное и подкарауливающего своих жертв в темных переулках беднейших районов города. Разумеется, он не испытывал жалости к тем, кого убивал, считая их "изначально мертвыми и падшими", однако все же спустя время мог корить себя и свою нынешнюю жизнь монстра, для этой цели Кристиан чаще всего посещал кладбища, где мог часами сидеть на каком-либо надгробном камне и смотреть в ночное небо. Прекрасно осознавая, каким чудовищем сделался, он , тем не менее, никогда не пытался перейти на кровь животных, объясняя это так:

Вампир может питаться кровью других живых существ, помимо человека, однако это для него будет то же, как если бы человек каждый день пил только сырую воду и съедал лишь крошку хлеба - рано или поздно он либо умрет с голода, либо перейдет на другую, более полноценную диету. Причем так случится, даже если он сам того не желает, он просто не сможет пойти против своих инстинктов и потребностей. Независимо от того, кем был при жизни. Даже самый благочестивый и уважаемый всеми человек, новый святой Франциск, сделавшись вампиром, уже не сможет оставаться прежним. Жажда крови просто не даст ему нормально жить. Он хочет, ему надо, он берет и делает это - вот весь принцип существования Бессмертного. Это сродни зависимости от алкоголя или наркотических веществ. Только гораздо хуже. Можно научиться контролировать себя, сдерживаться в людных местах, чтобы не попасться, но полностью преодолеть потребность крови невозможно. Так что я решил, что пытаться бороться с собой, убивая не людей, а зверей и птиц - бессмысленно и наивно. Всю свою жизнь как вампир я пил лишь человеческую кровь.

Таким образом, можно сказать о том, что хотя вампир действительно способен сожалеть о своих злодеяниях, он все равно не сможет окончательно сделаться белым и пушистым. Будучи изначально созданием Тьмы, существом из Ада, вампир уже не станет невинным ангелом. Поэтому, всячески обеляя этих ночных повелителей в своих работах, стоило бы задуматься: уместно ли это?

Примечание: Если кому-то хочется побольше прочесть про Кристиана, я пришлю ссылку


Рецензии