И корабль плывёт. Молодость моя - Белоруссия

Но не песни партизан - а совсем другое.
Прекрассный, белоснежный, пассажирский лайнер, который в 70х открыл новую серию современных, высококлассных судов для Черноморского пароходства.Суда строились на Финской судоверфи в Турку. Когда Советские власти заказывали эти суда, то немного пожадничали. Потому что оригинальный проэкт этих судов был на 17 метров длиннее и мы только со стороны могли любоваться современными формами "Роял Викинг Си" и "Роял Викинг Скай" Норвежского пароходства. И ещё при заказе Советы потребовали, чтоб носовая и кормовая аппарели выдерживали транспортную грузоподёмность до 65 тонн, то есть вес тяжёлого танка! А вообще "Белоруссия могла брать по 250 легковых автомобилей на каждую грузовую палубу.
Судьба предоставила мне встретиться с этим красивейшим судном дважды. В первый раз сразу после приёмки "Белоруссии", я как пассажир оказался на ней благодаря моему школьному другу у которого отец работал там пассажирским помошником. Благо, при такой профессии совсем не трудно обеспечить нас (в то время 10 классников) ну хоть каким нибудь - да жилём. Вообще на "пассажирах" на Крымско - Кавказской линии путешествует куда больше людей, чем указанно в судовой роли. Это и друзя и родственники членов экипажа и разный другой случайный народ.
Поэтому была большая проблема с идинтификацией погибших пассажиров на утонувшем "Адмирале Нахимове"
Но мы сейчас не о грустном, мы о другом. Итак новенький пассажирский лайнер под управлением замечательного капитана Феликса Дашкова начал совершать недельные круизы по Крымско-Кавказской линии Одесса - Батуми - Одесса. С заходами в Ялту, Сочи, Сухуми Севастополь и Новороссийск.
В чем прелесть пассажирских судов для коммуникабельных людей, к коим я отношусь, так это большое колличество людей на борту.
Только экипаж насчитывает более 200 человек, из которых порядка 70% - красивые женщины! Я не ханжа, но и не пошляк, поэтому не буду описывать всю прелесть общения с прекрассным полом экипажа и пассажиров. Это трогательно и прекрассно! А любителей "клубнички" переадрессую на другой раздел "эротических рассказов" этого - же сервера.
Словом - "И корабль плывёт", рассекая своим носом ласковые (но не всегда) воды Чёрного моря. Его сопровождают стаи выныривающих дельфинов. В кильваторе парят чайки, работают 2 бассейна с морской водой. К вашим услугам несколько баров и ресторанов.
Сидя в одном из них можно наблюдать через большие стёкла иллюминаторов - купающихся в бассейне людей. В барах и музыкальном саллоне с танс - площадкой играют коллективы замечательных музыкантов. Об одном таком - я хочу рассказать.
Это был замечательный коллектив спонтанно сработанных музыкантов.
Во главе его была пара - муж и жена - Саша и Ира Раковы. Саша играл на соло - гитаре, а Ира, имеющая консерваторное образование по джазовому вокалу - вела фортепьянную партию, а также использовала новенький Итальанский синтезатор "Фарфиса". В свою бытность обучения в "консе" (консерватории) ей приходилось дружить с тогда ещё не известной Ларисой Долиной (смортите статьи в "Комсомольской правде")
Лариса тогда получила от неё слова знаменитой " Саммер Тайм" Мне же с её подачи достались ноты и слова двух хитов - "Санни" и "Лэт ит би".
Инструменты и аппаратура в ансамбле была выше всех слов. Мне ещё не приходилось видеть коллектив, играющий на фирменных гитарах "Фэндер", как я уже говорил, редком в то время синтезаторе и сверкающей хромом ударной установке "Людвиг" - такая была у "Битлс"!

Голосовая аппаратура "Динаккорд" с магнитным многоголовочным ревербератором и микрофонами "Шур" давала профессиональный, кристально - чистый уровень саунда.
На бас гитаре играл ироничный философ Гара. Парень с Одесской музыкальной биржи, где стихийно формировались музыкальные коллективы для "халтур"
-"Но шо, сегодня жмура лабаем, а завтр, как говорится - свадьба?"
Спецефический музыкальный жаргон - особый колорит нелегальной Одесской биржи "лабухов"
С Гарой мне удавалось встречаться и позже. Он, как и я регулярно посещал "сходняк" в парке Шевченко, где собирались любители рокнролла для покупки, продажи и обмена "дисков"
Гара жил неподалёку в коммунальной квартире, в которой я бывал иногда. Музыкант он был безупречный - и как профессиональный "лабух" мог идеально влиться в любой коллектив и сходу играть любую композицию, которую, даже никогда не слышал! В этом был особый талант Одесских музыкантов. С Гарой было всё в порядке, а вот Сашу с Ирой я уже никогда не видел.
Саша приводил на "Белоруссию" своего младшего брата, которого музыканты ласково называли - Малый.
Малый, с которым я познакомился очень любил "Битлс" и мы проводили с ним долгие беседы об этой группе, да и о других.
Малый был тихий, грустный парень с сильной алкогольной и наркотической зависимостью. Когда я встречал его в Приморском районе, где он жил, то всегда угощал портвейном.
В одну из таких встреч за бутылочкой "777" он поведал мне, что Ира с Сашей, работая музыкантами на судне, остались в Сиднее - Австралия не выдержав всех тягот Советского Рая.
Мы пили портвейн, а Малый плакал и читал мне письма его брата из далёкой Австралии.
Живой ли он сейчас? Маленький грустный человек, потерявшийся в пороках современного мира.
Да что я всё о грустном, ведь жизнь - она многообразна - ктo-то здесь - а кто-то там.
Самое интересное, что я тоже уже "там", но у меня до сих пор сохранились несколько струн "Фэндер", подаренных Сашей в тех далёких 70х!

Вторая встреча с "Белоруссией" произошла позже, когда я был уже курсантом 4 курса Одесской Высшей моpеходки.
Подошло время очередной летней плавпрактики на судах,и я задумался о прекрасном и вечном и решил, что достаточно мне париться на "сухарях" (сухогрузах), на которых мне прийдётся работать в будующем по окончании мореходки. Можно же хоть раз зацепить кусочек той "райской" жизни, которую я уже видел. Но уже не пассажиром, а полноценным членом экипажа.
К слову сказать, мне очень везло с судами в период летних плaв-практик. После 3 курса отец повёл меня в отдел кадров Черноморского пароходства.
Инспектор Марченко бегло оглядев меня, сказал, что может посадить меня на "Ясиноватую" - однo из красных судов, которые ходят на Гвинею, Конакри за глинозёмом.
При слове Гвинея вся радость ушла с моего лица. Чем же это лучше Вьетнама и Кубы?
- "Ты дурак - ответил Марченко " По пути домой им не хватает топливаи они берут бункер в Лас - Пальмасе." Моя физиономия расплылась в улыбке. Мне не надо было обьяснять, что такое Лас - Пальмас - один из Канарских островов - мечта многих моряков, да ещё при коротком - 30 - 40 дней рейсе, в отличии от других страдальцев, которые месяцами парятся на рейде во Вьетнаме или на Кубе.
Я начал горячо благодарить Марченко.
- " Не меня благодари, а своего отца!" ответил мне он.
В этот раз на "Белоруссии" мы появились с Карлом тоже не случайно. Мне в этот раз помогла замечательная женщина, имеющая большой авторитет в пароходстве благодаря её мужу. Вместе с нами на борт ступили 5 красивых практиканток из Водного Института (тоже не случайно) А появились эти девочки, потому - что все они - красивые, высокие, длиноногие - были студентками Водного Института по самой элитно специализации - Эксплутационный факультет. Рафинированные девочки из семей командного состава плавсостава и руководящих товарищей пароходства. Эксплутационный факультет - сокращённо - ЭКС. А девочки оттуда - девочки СЭКСА - без интервала. Насчёт их высокого роста - позже раскажу. Всё было хорошо кроме одного.  Все мы попали на "Белоруссию" не в самый лучший момент. Они переживали сейчас большую травму после огромной контрабанды на борту. Следствие длилось несколько лет. Конечно, конечно, всех раскрутили, получили большие сроки. Пострадала большая часть экипажа.  А вмесе с ними и капитан - Феликс Дашков.
Когда мы пришли на судно - им командовал очень хороший капитан - Мироненко. Хороший дядька! Да! Но не Феликс!!
Пассажирский, да и торговый флот в своей основе подчиняется известной пословице:
Какие 3 самые неизлечимые болезни на свете?         - Рак,   Менструация  и Морская организация!
Неразбериха устройства на судно в Пятницу вечером ничего хорошего не обещала. Так случилось и со мной. Уже позже я понял что другой раз это играет на твою удачу. Комне подошли и сказали, что я -  в судовой роли числюсь - ПОРТНЫМ! Я насекундочку нет я даже вообразил, как я строчу "зигзагом" край судового сигнального флага. Да... Попал я.
Но мне популярно обьяснили, что мои настоящие обязанностив отличиии от портного- будут другие. А другие - это золото! Оказывается я буду работать зеленщиком на "Белом" камбузе для пассажиров. Такая незатейливая профессия, как мытьё овощей, фруктов и салатов для пассажирского камбуза. Я при всех своих положительных качествах оказался на высоте. Общение с красивыми официантками обещало мне большие переспективы.
Карла завербовали матросом. Ну что делать, жизнь такая. Мы сильно не жаловались, вспоминая известную песенку:

Мой милёнок моторист, я его свинарочка
Он в соляре я в говне - молодая парочка!
Перспектива мыть на последней практике вместо грязных клапанов в соляре - вкуснейших импортных овощей и фруктов!!
Жизнь прекрасно продолжалась. Карл потихоньку красил наше прекрасное судно а я мыл фрукты и учавствовал раз в 2 недели в разлитии для пассажирской утехи настоящего вина "Бордо" из Франции. Но если честно, то и без "Бордо" нам хватало. Очень хорошо иметь знакомых девочек - официанток. Они всё принесут! Если любят! Любят не любят - это как сказать, но когда в первый мой день н судне, я спросил, гда я буду спать - мне сказали, что мест, как таковых нет для тебя. Единственное место, которое могут мне предложить - это в женской каюте на женской палубе (позже об этом) Я был в очень положительном и вместе с тем отрицательном шоке. Я очень сомневался (даже при всей моей привлекательности) что девочки возьмут меня. Взяли!!!  Так я и спал в женской каюте но на диванчике. Продолжал мыть зарубежные овощи и фрукты и наслаждаться жизнью, пока...
Как водится не проиграли тревогу на пароходе.Все собираются по тревоге в соответствии с их расписанием - которое у каждого над кроватью - какая шлюпка, куда бежать, что делать. Видя меня метущегося, старпом Гена Заверюха (преотличнейший мужик) начинает меня раздалбывать за нерасторопность. Я обьясняю ему - что не первый год на судах и всё прекрасно понимаю. Только... над моим диванчиком нет никакого судового расписания - поэтому я, как говорится вовсе не у дел.
Гена просто взбесился. Это невозможно - жить мужику - в женской каюте. А я говорю - напротив. Они, ну совсем меня оттуда не выгоняют. Короче, начали искать для меня какое-то жилище. И позже нашли.
Скомбинировали с такими-же бедолагами, как мы и собрали всех вместе в одной каюте без окон - иллюминаторов. Каюта называлась в народе "Тёмной" Была переоборудованна из фэнной мастерской и парикмахерской. Карл припёр туда свой домашний магнитофон "Юпитер 202 стерео". Мы даже во сне не представляли какие переспективы нам открываются. Во первых - жить на женской палубе, где девочки из своей каюты бегают в душ практически в "неглиже" Приятно, чёрт возми, когда тебя уважают и верят! Начальство тоже туда не ходит, потому-что приемущественно мужское, только пассажирский помошник иногда. А девочки нас совсем не стеснялись - мы были уже совсем свои, потому-что жили на женской палубе в тёмной каюте. Я принёс из дома новогодние огонёчки и у нас в каюте уже никогда не включали свет. Был интимный полумрак, пахло дорогим виски и кофе и все, все просто радовались жизни.
В "тёмной" нас было четверо. Я с Карлом - курсанты судомеханического факультета а также скромный застенчевый матрос Вовка Скорый и скряга-бармэн, который ближе к утру после своей работы, затулившись на своей койке - посчитывал барыши за прошедшую ночь. Работа была сложной, потому-что на судне циркулировало в основном 4 вида конвертируемой валюты. Я немножечко продолжу про эту замечательную каюту.
У нас было много гостей - случайных и не случайных. Просто если кто-то был на вахте или на работе, то его пустующая койка использовалась гостями - у нас было много гостей.
Однажды, уже работая в "машине" - я вернулся с вахты в 4 часа утра и увиделна пустующей койке нового гостя. Лица я его не видел. Он спал и посапывал выставив из под одеяла плечо. На плече была одна татуировка "Лютый" Я начал судорожно тормошить спящего.
- "Юрик, а как ты сюда попал?"
На меня уставилось сонное, явно не трезвое лицо моего одноклассника и по школе и по мореходке.
- "Иди ты на х... дай бл... поспать!"
То, что Юрик попал на "Белоруссию" не случайно - было очевидно. Его папа был ни мало ни много начальником службы мореплавания Черноморского Пароходства. Уже позже, когда судно стояло в Одессе, а Юрик был вахтенным матросом у трапа - заявился с инспекцией старший Лютый.  Бегло оглядев скучающего у входа Юрика он спросил:
- "Ну что сынок, как служба?
- "Да ничего папа, не обижают. Служба тоже нормально"
Лютый понимающе кивнул и прошёл во внутрь, а за ним побежала свора угодливых "шестёрок" из экипажа.
К слову сказать, служба действительно была сложной. Надо было совмещать свои прямые обязанности  с побочными - а это сложно. Дело в том, что соотношение мужчин и женщин на пассажирском судне где-то 1 к 5. Вся обслуга - женщины. Поэтому мужиков очень ценят и уважают. Девочки после работы в ресторане приносят с собой кучу диликатесов и напитков. Пир горой - до утра. А утром - на работу! Со временем меня перевели с хлебного места в ресоране в матросы. Я начал осваивать мастерство покраски. Представте себе чистенький лайнер,наполненный иностранными туристами, которым ничего не запрещено и который надо красить. Расстилали по чистым деревянным палубам длинные бумажные ленты - чтоб защитить палубу от капель. Проходишь немного вперёд - подтягиваешь ленту. Уже вконце рабочего дня кто-то грубо зацепил ленту ногой и здоровый бидон с краской опрокинулся.
Я с ужасом смотрел, как краска расползается и угрожающе приближается к краю палубы. Представил, как она начинает капать на сидящих в шзлонгах Немецких туристов. Мысль пришла моментально. Я сорвал с себя футболку и начал отгребать потоки краски в сторону палубного шпигата.
Остаток дня мы все вместе очищали деревянную палубу от непредвиденного. Как говорится Б-г минул!
Но он не минул другого! Кто-то "накапал" стармеху Наливайко что на судне имеются 2 без 5 минут механика - практиканта и занимаются разной хернёй. Один них вообще "оборзел"и повышает свою квалификацию на пассажирском камбузе (обьяснения излишни) Мы как две побитые собаки поплелись в машинное отделение. Ну что-ж делать - это ведь родная специальность. Сами выбирали - никто не неволил. Да, после всего того, что было - 2 мощнейших в образных "Пилстика" на 32 цилиндра,очень шумных и с жутко завывающими турбинами наддува. Жара в машине до 40 градусов. Кто на кого учился. А ведь это современное судно. Я работал и на худших. Потому-то многих моих одноклассников по мореходке уже нет. Море забрало. И даже тот Карл, про которого я сейчас пишу. Вечная тебе память - курсант Косинский.
Да что я опять о грустном. Ведь было столько интересных вещей. Вся прелесть пассажира - в портах захода. В которых можно не только прикупить недорогих "колониальных" товаров, но и посмотреть массу удивительных вещей, недоступных для сухогрузных судов. Ведь заходы на Марсельской линии были: Одесса - Пирей - Неаполь - Генуя-Марсель - Барселона - Мальта - Стамбул - Ялта - Одесса. Весь цикл - 2 недели.
Неаполь - красивейший - поющий Итальянский город. Как говорил один мафиози, нанимая на работу человека:
- " Что ты умеешь делать?"
- " Я пою"
- " Я спрашиваю, что ты умеешь делать, в Неаполе 400 тысяч поют!"
И ещё в Неаполе говорят, что здесь самое голубое в мире небо. Когда судно заходило в Неаполь, я швартовался на корме по палубному расписанию (был матросом) Старший матрос устанавливал на планшире свою шикарную магнитоллу "Шарп" и мы слушали потрясающие неаполитанские песни в чистейшем стерео звучании. К сожалению времени на осмотр города было не достаточно, потому-что тут имелся шикарный вещевой базар (ну что я буду обьяснять) джинсы, галантерея, обувь, ну всё, всё, всё. Неаполь мне очень полюбился - Везувием, Помпеей, а особенно - людми! Туда я потом ещё возвращался позже через несколько лет и с этим связана очень интересная история о которой я потом раскажу.
В Генуе помимо шмуток и недорогого и качественного мохера нам удалось отдать должное духовному и мы отправились на знаменитое кладбище Компосанто. Старинное и известное своими знаменитыми надгробиями - каждое из которых - произведение искусств. Очень запомнилась одна скульптура из мрамора - красивая девушка танцует со смертью. У входа на кладбище одна женщина всю жизнь продавала бублики. Когда она умерла - ей поставили памятник - бубличницы - из мрамора в полный рост. Навестили мы и могилу легендарного Русского партизана в Италии Фёдора Полетаева. Там всегда много живых цветов. Русские не забывают его. Мы с Матросом Кузнецовым отошли немного в сторону и около могилы какого-то вельможи 17века открыли чекушку и помянули славного Русского партизана. Можно до бесконечности продолжать про все увиденные прелести, да просто не хватит бумаги.
И как бы там ни было, но наша замечательная практика приближалась к концу. И я был бы не я, если-бы под финал чего-нибудь не отчубучил. А получилось просто невероятно. В один из наших радостных дней стармех собрал нас вдвоём в Карлом и сказал, что наша весёлая практика закончена и по приходу в Одессу мы сходим на берег. Сказанное больно резануло по сердцу. Такая лафа, да ещё и деньги платят немалые, да ещё и в валюте! Ну что-ж сказали так сказали. Мы начали собираться. Устроили "отходную" уже в Ялте. В Одессе продолжили. Сидим грустно со своими новыми друзьями и вспоминаем, как нам хорошо жилось. Открыли ещё одну - "отходную" Карл говорит:
- "Ну пошли уже к трапу!"  А я ему:
- "Та сиди тут спокойно, ты же слышишь - всех сходящих по трансляции вызывают. Вот и нас вызовут"  Ну действительно, хочется как-то продлить, хоть на немного эту волшебную сказку. Так в ожидании открыли ещё одну. Тут я смотрю, уже пограничники по судну стали лазить. Что-то тут не то. Карл рвётся на выход, говорит, что будут неприятности, а у него отец на ответственной должности. А я ему:
- "Да может передумали они и мы идём в рейс." Ну идём так идём. Тут я почувствовал, что вот сейчас действительно идём. Честно говоря, даже хмель сошёл, по спине прошёл холодок от предчуствия чего-то нехорошего. И его ожидать пришлось недолго.
Я дождался 12 ночи, влез в робу и пошёл на свою вахту со 2 механиком. Когда я зашёл в центральный пост управления - последовала сцена молчания. У второго механика отвисла челюсть. Он только нервно пробормотал:
- "И Косинский тоже тут?" Я утвердительно кивнул. Он начал судорожно связываться с мостиком. Старпом узнав новость стал булькать в громкоговорящей связи. Судорожно стали пересматривать судовую роль. В судовой роли НЕТ. Бл-ть; Ебн туда сюда - орали начальники. Что делать? Разворачивать назад пароход с закрытой границей? Но ведь это пассажир - он ходит по рассписанию, а мы уже хорошо отошли от берега. Пошли будить помполита, начали проверять паспорта. Когда я услушал, что наши паспорта проштампованы - у меня очень сильно отлегло от сердца. Потому-что не в судовой роли и отсуствие отходного штампа в паспорте  - это есть попытка побега из Социалистического лагеря и карается такая шутка годами шестью уже других лагерей. Я понял, что дело наше туго, но вобщем ещё не совсем так, могло быть ну гораздо хуже. Получилось вобщем так. Погранцы в кутерьме проштамповали все паспорта в куче, а наши, помполит, или кто другой почему-то не вытащили. Карл был прав - надо было проявить инициативу - и были бы на берегу. А так - плывём. Ещё две недели праздника. И скорее всего как провинившиеся - уже, как практиканты. Я сказал 2 механику, что иду спать. Но он, связавшись с "Дедом" (стармехом) заявил мне, что у них нехватка рабочей силы в этом рейсе и я буду опять в штате на должности морториста. Я про себя подумал, что можно и вахты постоять - денежка неплохая за это, а культурный отдых от нас ну никак ни уйдёт.
Все смотрели на нас как на дисидентов. После всех разборок выяснилось, что это ошибка пограничников и мы  вроде как-бы не виноваты. Старпом сказал нам, чтоб мы молились за то чтобы по приходу в Одессу нас встречал другой пограничный отряд.
- "Если нарвётесь опять на тот, с которым отходили - они на ваших глазах порвут ваши паспорта моряка!"- сказал он
Вобщем адреналин для души ещё тот! Помполит на меня злобно поглядывал. Понятно, что вина была его, но я-то и был причиной той вины.
Две недели пролетели быстро и мы загоревшие и одетые во всё заграничное стали опять собираться домой. Начлось затяжное прощание со всеми нашими друзьями. Начиная с Ялты начали тотальную отходную. В Одессе утром почувствовали себя неважно, но нужно было отваливать. Потрусили к помполиту за паспортами. Он встретил нас явно не в настроении. Встреча преобрела совсем другой оттенок, когда мы попросили характеристики. Последовал поток брани с рукоприкладством. В результате у меня под глазом оказался синяк. Но и я не остался в долгу и успел лягнуть его ногой в живот. Видимо именно с этого момента у меня возникла жуткая антипатия к помполитам. На прощание я ему сказал, что сам напишу себе прекрасную характеристику Спасибо!
Дело в том, что пребывая на судах на практике мы стараемся всяческим образом раздобыть чистые бланки с судовой печатью. В случае недостатка общего судового плавценза дла получения рабочего диплома ты можешь добавить его себе используя эти самые бланки.В моём случае я имел возможность сделать себе Сам весьма положительную характеристику. Что делать? Жизнь у нас такая! И в общем совсем совсем не плохая!

Закончено 9 Марта 2017 4.15 вечера Балтимор


Рецензии