Другие
Когда начинается это размежевание? Когда возникает эта боязнь выступления перед аудиторией?
Лизе 4 года. Иногда она показывает свои рисунки- на мой день рождения она подарила мне самый дорогой для меня подарок- рисунок,выполненный цветными карандашами, на котором изображен замок и живущие в нём рыцарь и единорог.
-А это что за рисунки?- спрашиваю я Лизу, беря с руки пачку бумаги.
-Это мои рисунки!- испуганно отвечает Лиза и хочет забрать у меня их.
На рисунках- подводное царство: русалки, морские коньки, морские звезды и осьминог.
-Лиза, это здорово! Ты сама рисовала?
-Сама.
-Ты подаришь мне?
Лиза замолчала и скорбно ответила:
-Да, если у тебя на работе НЕ БУДУТ НАДО МНОЙ СМЕЯТЬСЯ!
-Лизонька, у меня на работе не смеются над рисунками! Это смеются только дикие люди...-говорю Лизе, ошарашенная ее словами. Потому что творчество- это творчество, и вспоминаю своих учеников, которые также подходят на перемене со своими творческими работами, потому что боятся быть осмеянными на уроке своими одноклассниками. Эта отчужденность, эта непохожесть - начинается далеко в детстве.
Наташа С.- дочь известных в городе людей.Не говорит ни слова. Она все записывает на уроке. а потом молча подходит на перемене и показывает выполненное задание.
Яна Т.- молча кладет мне на стол свою тоненькую тетрадь с сочинениями.
Кристина, как и все дети, что-то пытается нарисовать, потому что объявлен конкурс рисунков на тему дружбы. Она рисует на столе, но потом ребята вереницей подходят к ее рисунку, и раздается смех. При моем приближении, эта стайка исчезает. Кристина подает мне рисунок, на котором две девочки взявшись за руки, стоят возле цветущего куста сирени. Выполнено аккуратно- даже пальцы на руках можно просчитать. У остальных ребят- смеющиеся мордашки-смайлики, только разных цветов- у кого желтый, у кого-красный, улыбающийся рот, лучики. У Алены- на лучиках имена ее друзей...
Талантливая девочка Настя - не боялась читать свои стихи и прозу, но никогда не читала в своем классе.
И это можно продолжить...
"Детей нужно стимулировать к творчеству иначе они вырастут замкнутыми и ограниченным. Не мало таких родителей, которые на каждом шагу одёргивают своих детей и затыкают им рот, в результате ребёнок вырастает с комплексом неполноценности или негативизмом и желанием всё делать наоборот и назло..." - заметил Алекс Венцель. И это точно подмечено, потому что не надо детей одергивать и втискивать их в рамки, созданные нами, взрослыми. Как часто талант сталкивается с этими ограничениями!
...Однажды меня спросили:" Как стать гением?"
Гении- люди колоссальной трудоспособности, имеющие то(относительно способностей и умения самовыражения) чего не имеют другие люди; мыслящие и поступающие так, как не поступил бы ни один среднестатистический человек. Часто гении- очень одинокие люди, которых считают людьми с девиантным поведением, "совесть прошлого и мозг будущего"(Анатоль Франс).
Но гении- это отнюдь не посредственности, это- Айсберги человеческого общества, это белые вороны. А готов ли ты стать белой вороной, готов ли выдержать отчуждение и не потянет ли тебя стать частью того социума, который тебя окружает, по-простому стать "как все?"
Рано утром из задумчивости вывел настойчивый стук в дверь. Я удивилась- столь ранних визитёров у меня не бывает. Открываю дверь- соседка Лида с листком формата А4 с петицией- подписать ...Только я не подписала.
Спрашиваю о том, о чём речь. Соседка пространно начинает рассказывать историю другой соседки, со второго этажа, которая "шизо и не лечится"."Почему Вы так решили?"- спрашиваю я. "Что тут непонятного, она уже лежала в психушке, туда ей и дорога!" Я снова переспрашиваю, и напористость говорившей меня не убеждает подписать бумажку, потому что в недалёкие времена в псих-лечебницы попадали люди другого мировоззрения- верующие, люди чрезвычайной чувствительности, политически-опасные и проч.
-Разве здоровый человек будет кипяток на меня лить?-раздраженная моей непонятностью вскрикивает Лида, инициатор петиции.-Вызвала скорую, она скорой не открыла! Вот, сказали, надо подписи всех жильцов собирать, чтобы принудительно закрыть!
-А может Вы её вынудили к этому, может травлю устроили? Как ещё ей защитить себя?- говорю я, и понимаю, что травля может последовать и за мной.
-Так это что, Вы не будете подписывать?
-Пока нет.
-Вы только одна не подписали, остальные не задавали столько вопросов, как гестапо!
Сравнение с гестапо меня воодушевляет, я закрываю дверь.
Другие- политически неблагонадёжные, с точки зрения действующей в разные периоды власти, другие- мыслящие по-другому, осознающие себя по-другому, имеющие другие моральные нормы.
Сколько длилась продолжительная "охота на ведьм"(в переносном смысле)?
Кого же считали на Руси дураками?
Иван, к примеру, дурак- разговаривал с животными- лошадьми, рыбами, зайцами, утками, медведями!..
Но яркий хрестоматийный пример- Серафим Саровский, который кормил медведя, разговаривал с ним, оставлял питаться своей кровью разную лесную живность...
В настоящее время- святой земли Русской.
Что, тогда, в то время, не находились злоязычники? Они были всегда!
Но слова Серафима: "Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы."-разве не о нашем времени?
--"Другие"-это другие, они говорили на других языках, и жили в деревне "Дураково", то есть"Друково"... В Тюменской области есть деревня Дураково, а через несколько километров- Толмачёво, там люди жили, толмачи, переводчики то есть, с языка, на котором жители Дураково говорили...-успокаивает по телефону меня мой друг, которому я позвонила спросить совета. -Деревня Толмачёво рядом стоит! Поэтому все, кто не говорил на языке местных, были Другими, то есть дураками! Дураки- они другие!
-Если я думаю по-другому, то я тоже дура?
-Да, ты была бы дурой.Да и ...
Главное в наше время- научиться строить взаимоотношения.
Всё - покупается и продается. И если ты не можешь что-то продать(неважно, что- честь, любовь, знания), ты- другой, то есть дурак.
И вспомнилась девочка Марина, которая, пытаясь стать "своей" в 7 классе приносила каждый день конфеты и раздавала одноклассникам.
-Марина,зачем ты это делаешь?-спросила я.
-...чтобы они со мной дружили,- после долгого разговора ответила девочка.
-Марина,это не твои друзья.
-А чьи же? Мне нравится, когда они рядом со мной!
-Это- друзья твоих конфет. тебе нравится, когда они из-за конфет делают то, что ты им говоришь?
-ну да...
-А ты попытайся наладить отношение без конфет.
-Я пробовала, они смеются надо мной, говорят, что я такая-то и такая...-Марина плачет.
-Марина, а ты не ходишь в какие-нибудь кружки и секции?
-Хожу.У меня там есть друзья.
-Ты им тоже приносишь кучи конфет?
-Нет.
Девочке важна самоидентификация в школе, но она не знает, как этого добиться.
А не так ли происходит и во взрослом коллективе?
Как часто мы клеймим непохожих на нас!
Совершенно не осознавая того, что найдется кто-то, который скажет :"Ату!"-нам.
Свидетельство о публикации №216081300209
Мы построены по росту, по ранжиру. Нам причёсывают мысли, навязывают модель поведения, моду, стиль. Нас делают массой, всегда, всю жизнь, всё время.
Возможно это и не плохо, в определённых условиях, в какие то моменты. Но ведь мы становимся такими на всегда.
Я знаю, что нужно говорить в том или ином случае. Так же я знаю, что от меня хотят услышать конкретные люди, разговаривающие со мной сейчас. Но уже много лет, я говорю то, что хочу сказать, а не то, что от меня хотят услышать. Круг желающих общаться со мной сильно сократился.
Спасибо. С уважением.
Мик Александров 16.11.2016 10:03 Заявить о нарушении
С уважением.
Ирина Санникова 17.11.2016 11:57 Заявить о нарушении