Другие

Когда я училась в школе, выйти отвечать к доске было очень трудно. Но выходили все,даже двоечники. Сейчас некоторые дети не только не выходят отвечать к доске, но вообще за годы обучени я в школе не произносят НИ ОДНОГО слова!

Когда начинается это размежевание? Когда возникает эта боязнь выступления перед аудиторией?

Лизе 4 года. Иногда она показывает свои рисунки- на мой день рождения она подарила мне самый дорогой для меня подарок- рисунок,выполненный цветными карандашами, на котором изображен замок и живущие в нём рыцарь и единорог.

-А это что за рисунки?- спрашиваю я Лизу, беря с руки пачку бумаги.

-Это мои рисунки!- испуганно отвечает Лиза и хочет забрать у меня их.

На рисунках- подводное царство: русалки, морские коньки, морские звезды и осьминог.

-Лиза, это здорово! Ты сама рисовала?
-Сама.
-Ты подаришь мне?

Лиза замолчала и скорбно ответила:
-Да, если у тебя на работе НЕ БУДУТ НАДО МНОЙ СМЕЯТЬСЯ!


-Лизонька, у меня на работе не смеются над рисунками! Это смеются только дикие люди...-говорю Лизе, ошарашенная ее словами. Потому что творчество- это творчество, и вспоминаю своих учеников, которые также подходят на перемене со своими творческими  работами, потому что боятся быть осмеянными на уроке своими одноклассниками. Эта  отчужденность, эта непохожесть - начинается далеко в детстве.

Наташа С.- дочь известных в городе людей.Не говорит ни слова. Она все записывает на уроке. а потом молча подходит на перемене и показывает выполненное задание.

Яна Т.- молча кладет мне на стол свою тоненькую тетрадь с сочинениями.


Кристина, как и все дети, что-то пытается нарисовать, потому что объявлен конкурс рисунков на тему дружбы. Она рисует на столе, но потом ребята вереницей подходят к ее рисунку, и раздается смех. При моем приближении, эта стайка исчезает. Кристина подает мне рисунок, на котором две девочки взявшись за руки, стоят возле цветущего куста сирени. Выполнено аккуратно- даже пальцы на руках можно просчитать. У остальных ребят- смеющиеся мордашки-смайлики, только разных цветов- у кого желтый, у кого-красный, улыбающийся рот, лучики. У Алены- на лучиках имена ее друзей...

Талантливая девочка Настя - не боялась читать свои стихи и прозу, но никогда не читала в своем классе.

И это можно продолжить...

"Детей нужно стимулировать к творчеству иначе они вырастут замкнутыми и ограниченным. Не мало таких родителей, которые на каждом шагу одёргивают своих детей и затыкают им рот, в результате ребёнок вырастает с комплексом неполноценности или негативизмом и желанием всё делать наоборот и назло..." - заметил Алекс Венцель. И это точно подмечено, потому что  не надо детей одергивать и втискивать их в рамки, созданные нами, взрослыми. Как часто талант сталкивается с этими ограничениями!

...Однажды меня спросили:" Как стать гением?"

Гении- люди колоссальной трудоспособности, имеющие то(относительно способностей и умения самовыражения) чего не имеют другие люди; мыслящие и поступающие так, как не поступил бы ни один среднестатистический человек. Часто гении- очень одинокие люди, которых считают людьми с девиантным поведением, "совесть прошлого и мозг будущего"(Анатоль Франс).
Но гении- это отнюдь не посредственности, это- Айсберги человеческого общества, это белые вороны. А готов ли ты стать белой вороной, готов ли выдержать отчуждение и не потянет ли тебя стать частью того социума, который тебя окружает, по-простому стать "как все?"

Рано утром из задумчивости вывел настойчивый стук в дверь. Я удивилась- столь ранних визитёров у меня не бывает. Открываю дверь- соседка Лида с листком формата А4 с петицией- подписать ...Только я не подписала.

Спрашиваю о том, о чём речь. Соседка пространно начинает рассказывать историю другой соседки, со второго этажа, которая "шизо и не лечится"."Почему Вы так решили?"- спрашиваю я. "Что тут непонятного, она уже лежала в психушке, туда ей и дорога!" Я снова переспрашиваю, и напористость говорившей меня не убеждает подписать бумажку, потому что в недалёкие времена в псих-лечебницы попадали люди другого мировоззрения- верующие, люди чрезвычайной чувствительности, политически-опасные и проч.
-Разве здоровый человек будет кипяток на меня лить?-раздраженная моей непонятностью вскрикивает Лида, инициатор петиции.-Вызвала скорую, она скорой не открыла! Вот, сказали, надо подписи всех жильцов собирать, чтобы принудительно закрыть!
-А может Вы её вынудили к этому, может травлю устроили? Как ещё ей защитить себя?- говорю я, и понимаю, что травля может последовать и за мной.
-Так это что, Вы не будете подписывать?
-Пока нет.
-Вы только одна не подписали, остальные не задавали столько вопросов, как гестапо!

Сравнение с гестапо меня воодушевляет, я закрываю дверь.
Другие- политически неблагонадёжные, с точки зрения действующей в разные периоды власти, другие- мыслящие по-другому, осознающие себя по-другому, имеющие другие моральные нормы.
Сколько длилась продолжительная "охота на ведьм"(в переносном смысле)?
Кого же считали на Руси дураками?
Иван, к примеру, дурак- разговаривал с животными- лошадьми, рыбами, зайцами, утками, медведями!..
Но яркий хрестоматийный пример- Серафим Саровский, который кормил медведя, разговаривал с ним, оставлял питаться своей кровью разную лесную живность...
В настоящее время- святой земли Русской.
Что, тогда, в то время, не находились злоязычники? Они были всегда!

Но слова Серафима: "Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы."-разве не о нашем времени?

--"Другие"-это другие, они говорили  на других языках, и жили в деревне "Дураково", то есть"Друково"... В Тюменской области есть деревня Дураково, а через несколько километров- Толмачёво, там люди жили, толмачи, переводчики то есть, с языка, на котором жители Дураково говорили...-успокаивает по телефону меня мой друг, которому я позвонила спросить совета. -Деревня Толмачёво рядом стоит! Поэтому все, кто не говорил на языке местных, были Другими, то есть дураками! Дураки- они другие!

-Если я думаю по-другому, то я тоже дура?
-Да, ты была бы дурой.Да и ...

Главное в наше время- научиться строить взаимоотношения.

 Всё - покупается и продается. И если ты не можешь что-то продать(неважно, что- честь, любовь, знания), ты- другой, то есть дурак.

И вспомнилась девочка Марина, которая, пытаясь стать "своей" в 7 классе приносила каждый день конфеты и раздавала одноклассникам.
-Марина,зачем ты это делаешь?-спросила я.
-...чтобы они со мной дружили,- после долгого разговора ответила девочка.
-Марина,это не твои друзья.
-А чьи же? Мне нравится, когда они рядом со мной!
-Это- друзья твоих конфет. тебе нравится, когда они из-за конфет делают то, что ты им говоришь?
-ну да...
-А ты попытайся наладить отношение без конфет.
-Я пробовала, они смеются надо мной, говорят, что я такая-то и такая...-Марина плачет.
-Марина, а ты не ходишь в какие-нибудь кружки и секции?
-Хожу.У меня там есть друзья.
-Ты им тоже приносишь кучи конфет?
-Нет.
Девочке важна самоидентификация в школе, но она не знает, как этого добиться.
А не так ли происходит и во взрослом коллективе?
Как часто мы клеймим непохожих на нас!

Совершенно не осознавая того, что найдется кто-то, который скажет :"Ату!"-нам.


Рецензии
Очень трудно быть другим. Трудно быть самим собой. Трудно быть не таким как все.
Мы построены по росту, по ранжиру. Нам причёсывают мысли, навязывают модель поведения, моду, стиль. Нас делают массой, всегда, всю жизнь, всё время.
Возможно это и не плохо, в определённых условиях, в какие то моменты. Но ведь мы становимся такими на всегда.
Я знаю, что нужно говорить в том или ином случае. Так же я знаю, что от меня хотят услышать конкретные люди, разговаривающие со мной сейчас. Но уже много лет, я говорю то, что хочу сказать, а не то, что от меня хотят услышать. Круг желающих общаться со мной сильно сократился.
Спасибо. С уважением.

Мик Александров   16.11.2016 10:03     Заявить о нарушении
Спасибо. Согласна с Вами, что нам многое навязывается. Быть самим собой, ни под кого не подстраиваясь, не лицемеря- огромное счастье. Я думаю, что человек осознавая себя самого таким, каков он есть, не сильно страдает оттого, что сокращается его круг общения. А иначе друзья ли те, кто рядом с нами? Мораль общества такова: будь как все. Рядом стадо- и ты тоже часть стада. Извините, может грубо и прямолинейно. Накипело.
С уважением.

Ирина Санникова   17.11.2016 11:57   Заявить о нарушении
Всё правильно.

Мик Александров   17.11.2016 12:41   Заявить о нарушении