Легенда про змею и Богородицу

Городские легенды: Легенда про змею и Богородицу

В историческом центре Неаполя находится очень узкий переулок со странным названием: Санта Мария ад Аньоне. На типичной средневековой улице раньше находился древний религиозный комплекс, состоящий из церкви и монастыря, где в настоящее время разместилось отделение Центра археологических исследований Университета "L'Orientale". Про это место рассказывают историю с чудесным вмешательством Богородицы.

История произошла в 833 г году нашей эры. В то время территория современного переулка Санта Мария ад Аньоне было болотом за крепостными стенами города. В этом болоте жила огромная ядовита змея, убивавшая своим взглядом любое живое существо, людей, животных и даже растения. Однажды в субботу дворянин по имени Джисмондо, очень преданный Божьей Матери, решил пересечь болото, чтобы посетить церковь Сан Пьетро ад Арам. Джисмондо, хотя и опасался рептилии, не изменил своего намерения, надеясь на защиту Богородицы и Апостолов Христа. Шаг за шагом он преодолел опасное место не всретив ползучего монстра. Вера спасла его. Ночью во сне дворянину явилась Богородица и сообщила, что опасная змея мертва и теперь на этом месте необходимо построить церковь. Джисмондо не посмел ослушаться. Он выполнил поручение, присвоив культовому строению имя Санта Мария ад Аньоне, в напоминание об убитой змее. Первое упоминание об этом приводит историк Джованни Антонио в своей книге “Historia del Citt; e del Regno di Napoli” (1675).

На первый взгляд легенда кажется относящейся к типично христианской религиозной сфере: Мадонна, которая побеждает змея, символ зла, тема повторяющаяся в христианских представлениях. Отчётливо просматриваются и ранние языческие религиозные традиции древнегреческого происхождения: смертельный взгляд змеи схож со столь же смертоносным взглядом Медузы Горгоны. Однако, если внимательно рассмотреть на период, к которому относится история, а именно первую половину IX века нашей эры, легенда может рассказать нечто другое.

С 822 по 836 год город Неаполь, формально относившийся к Византийской империи, пять раз безуспешно осаждали лонгобарды из Герцогства Беневенто. Лонгобарды, название которых происходит от "Lunghe Barbe" - "Длинные Бороды", не смогли захватить город при осаде с земли. Но порт они не могли блокировать, и к осаждённым поступали подкрепления по морю. Лангобарды, бывшие тогда по большей части язычниками, поклонялись змее: двухголовой гадюке, движущейся в двух противоположных направлениях, по имени Анфисбена. В построенный дворянином Джисмондо монастырь были заселены монашки Базилианского ордена.

Возможно, эта легенда аллегорически описывает политические события того времени: змей представляет угрозу лангобардов для города Неаполя; вмешательство Девы Марии, означает христианскую защиту; смерть монстра указывает победу христианства над остатками языческих культов.


Рецензии