Первые реактивщики на ТОФ

          (обучение пилотов ТОФ на МиГ-15,
          из летной книжки моего отца 1950г; на фото:
          Герой СССР Петренко Е.В. командир 305ИАП ТОФ-
          первого полка освоившего на ТОФ МиГ-15 ).

          Листая первую летную книжку моего отца, я нашел в конце книжки интересное приложение из нескольких страничек, которые аккуратно были прошиты нитками и заверены печатью. Записи в них выполнены начиная с 07.09.1950г по 20.09.1950г. Это очень сжатый срок продолжительностью всего две недели, за которые прошло переучивание летчиков ТОФ на реактивные самолеты МиГ-15.

          Но сначала нужно рассказать о причинах такого быстрого переучивания – о неспокойном времени и изменившейся международной обстановке на Дальнем Востоке.
После окончания 2-ой мировой войны начался период, который назывался «Холодной войной».  Принято считать, что «холодная война» началась после милитаристского выступления У.Черчиля в Фултоне в 1946году. «Холодная война» протекала в разных формах. Военные США вели большую разведывательную деятельность с частыми нарушениями границы СССР на суше, на море и в воздухе.
          Происходили многочисленные залеты самолетов США в воздушное пространство территории СССР. Советские летчики взлетали по тревоге и сопровождали самолеты нарушители. Сначала при сближении самолетов наши и нарушители обменивались приветственными жестами и отдавали честь (ведь недавно в 1943-1945гг были союзниками во второй мировой), но впоследствии стали применяться другие жесты в виде кулака, кукишей и более понятные грубые не дружественные жесты. Даже вспоминается, мне отец сам рассказывал, как при сближении с нарушителями даже видел негров летчиков ВВС США. И в это время 25 июня 1950 года начались крупномасштабные боевые действия на Корейском полуострове – началась как ее называли очень секретная и сейчас забытая Корейская Война между социалистической северной Кореей (КНДР) и Южной Республикой Корея. И эта война была совсем рядом в нескольких километрах от города Владивосток. Международная обстановка была накалена до предела. Руководство Тихоокеанского флота СССР приняло дальновидное решение о срочном переучивании морских летчиков на реактивные самолеты МиГ-15.
 
            По летным книжкам мой отец капитан Семенов Д.В. в это время с 28.01.1950г был назначен командиром 1-ой Авиаэскадрильи (1АЭ) в 31 отдельном истребительном авиаполку (31-ОИАП – с.Серафимовка Приморский край). Он в 1947-1950гг уже летал на истребителях УР-63 и Р-63 – «КингКобрах» американского производства, которые имели расстановку колёс-шасси с передним одним колесом, как у реактивных МиГ-15. Из летной книжки найдено, что он с декабря 1947г проводил инструкторские полеты по обучению личного состава АЭ на самолетах УТ-2, а затем на УР-63 (учебная «КингКобра» с двойной кабиной и расстановкой колес как у будущих реактивных МиГ-15). По памяти в семье родители рассказывали, что были отобраны 8-10 наиболее лучших летчиков из истребительных полков ТОФ (на то время полки ТОФ: 31-ОИАП, 305ИАП, 781ИАП и др.), и наверняка это были командиры авиаполков и авиаэскадрилий АЭ (в эту группу по летной книжке и был включён мой отец, который был командиром АЭ с 28.01.1950г).
 
         В приложении к летной книжке указано, что обучение-переучивание проводилось на западе в военной части в/ч 49268 на аэродроме Чкаловск Балтийского флота, по данным интернета и справочникам это был 10Гв ИАП ВВС КБФ (10 Гвардейский авиаполк Краснознаменного Балтийского флота). Записи поденного обучения и полетов заверены печатью и подписью командира в/ч 49268 Гв.подполковником Караваевым. Как правило обучение начиналось с теоретических занятий, а уже потом полёты, и подённо (оценки хор. и отл.):
          7.09.1950г Проверка знаний мат.части:
Пройдена программа переучивания по знанию и эксплуатации с-та МиГ-15:
-Принят зачет по знанию конструкции и эксплуатации самолета МиГ-15;
-По конструкции двигателя РД-45ф;
-Вооружение с-та МиГ-15;
-Электрооборудование с-та и двигателя;
-Принят зачет по знанию кабины с-та Р-63.

          8.09.1950г.
1) Сдан зачет по инструкции летчику по эксплуатации и техники пилотирования самолета МиГ-15 с двигателем РД-45ф;
2) Сдан зачет по инструкции по штопору самолета МиГ-15;
3) Принят зачет по временному указанию летчику по пилотированию на с-те МиГ-15 и памятке летчику по особенностям эксплуатации…;
4) принят зачет по инструкции по производству полетов на аэродроме Чкаловск.

          8.09.1950г.
Приняты зачеты по штурманской подготовке:
а) район полетов радиусом 50км;
б) кроки аэродрома;
в) средства ЗОС и др.

          13.09.1950г.
Контроль техники пилотирования в зоне на с-те ЯК-11:
а) взлет, набор Н-высоты, Штопор, боевой разворот, виражи 60градусов;
б) переворот, петля, иммельман, бочки, построение маршрута и др.
(оценки итого 13-хор, 9-отл.);
в) доп. Полет по кругу на с-те ЯК-11, применительно к с-ту МиГ-15 (отл.);
г) четыре полета по кругу на с-те Р-63, применительно к с-ту МиГ-15 (общ. оценка отл.);  разрешаю вылет на самолете МиГ-15
          (подпись: командир в/ч 49268 гв.подполковник Караваев).

          14.09.1950г.
Произвел первый самостоятельный вылет на с-те МиГ-15(упр.6) с оценкой отлично.  (подпись: командир в/ч 49268 гв.подполковник Караваев)
14.09.50г. МиГ-15 Самостоятельные полеты (2) по кругу (упр.7) – 0ч. 13мин.
15.09.50г. МиГ-15 Самостоятельные полеты (4) по кругу (упр.7) – 0ч. 24мин.
15.09.50г. МиГ-15 Полет (1) в зону (упр.9) – 0ч. 28мин.                Н=3000м.
19.09.50г. МиГ-15 Полет в паре (упр.41) - 0ч.33мин.                Н=1000м.
20.09.50г. МиГ15 Полет в зону (упр.9) КБП ИА РС-50  - 0ч.35мин.  Н=4500м.

          Закончил программу переучивания на с-те МИГ-15, утвержденную командующим ВВС 4ВМФ с оценкой отлично.  С общим налетом 3ч.30мин.  посадок – 16;
Из них: на с-те ЯК-11    0ч.27мин.  Посадок - 2
На самолете Р-63         0ч.32мин.  Посадок - 4
На самолете МиГ-15      02ч 31мин. Посадок - 10.
         (подпись: командир в/ч 49268 гв.подполковник Караваев).

         По освоению реактивных МИГ-15 в полках ТОФ есть следующее краткое описание в сайтах интернета и в справочнике (1), которое подтверждает сведения, приведенные в летной книжке:
         С 1950 года началось перевооружение полков и переучивание личного состава на новую реактивную технику. Части истребительной авиации стали получать в значительных количествах самолеты МиГ-15. Их непосредственное освоение началось осенью 1950 года. Для подготовки летчиков из Москвы прибыл старший инспектор – летчик авиации ВМФ С. Рейдель. Одним из первых, переучившихся на новый тип истребителя был командир 7 иад Герой Советского Союза генерал-майор авиации А. Мироненко. До перевооружения два полка его дивизии имели самолеты Як-9 и Як-7б, а третий полк был вооружен самолетами Р-63 «Кингкобра». Параллельно с А. Мироненко самостоятельно вылетел на МиГ-15 командир 305-го иап полковник Е. Петренко. Именно 305 иап первым на ТОФ начал переучивание на истребитель МиГ-15.

         По другим данным приведенным в книге (2) А.М. Артемьева:
Одними из первых на самолеты МиГ-15 переучились А.А. Мироненко, А.Н. Томашевский, А.С. Епишин, В.П. Логунов и др. Программа теоретического обучения летчиков рассчитывалась на 10-12 дней (100-120часов, включая восемь часов тренажей в кабине самолета и 10 часов самостоятельной подготовки).

             Почти сразу же после окончания обучения (от 04.10.1950г) капитан Семенов Д.В. был переведён в 305ИАП (ВВС 5ВМФ - это ТОФ, с.Новороссия Приморского края) на должность командира 3АЭ (авиаэскадрильи). И позже отец начал летать (с 20.10.1950г) уже на МиГ-15 и инструкторские полеты на учебных УР-63 («КингКобра»), по переучиванию личного состава эскадрильи на истребитель МиГ-15. Командиром полка 305ИАП в это время был Герой СССР полковник Петренко Е.В. Время переездов заняло ровно месяц (по летной книжке с 20.09.1950 до 20.10.1950гг) после окончания переучивания на МиГ-15 (так как нужно было переехать с Балтики на Дальний Восток, затем переезд всей семьей из 31-ОИАП авиаполка с.Серафимовка в 305ИАП в с.Новороссию Приморского края, в котором первыми на ТОФ начали переучивание на МиГ-15). 

            И в этот промежуток времени произошел варварский инцидент. 8 октября 1950года два истребителя ВВС США Ф-80 «Шутинг Стар» нарушили границу СССР у озера Ханка, углубились на территорию СССР на 100км и атаковали советский аэродром Сухая Речка (821ИАП-авиаполк), повредив около восьми самолетов Р-63, а может и больше. Но это отдельная тема, по которой можно найти рассказы в интернете и в печатных изданиях. Завершая рассказ, хотелось дополнить и выделить следующее, что этот варварский налет был совершен на 18 день после окончания переучивания первых морских летчиков на МиГ-15 и они не могли ничего поделать с этим налетом, так как они только прилетели в свои полки. А летчики сухопутных частей ПВО и ВВС еще то же, наверное, не достаточно освоили новую технику и связь с ними не была на должном уровне. Но это послужило толчком для ускоренного и быстрого переобучения и освоения новой реактивной техники у нас на Дальнем Востоке в те годы «Холодной Войны» в которые мы родились. И если найдутся дети или родственники тех 8-10 летчиков из ТОФ (или других летчиков), первыми освоившими МиГ-15, буду признателен общению на страницах Проза.РУ (пишите в отзывах).      

            Источники:
          1.Левшов П. В., Болтенков Д. Е. «Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010)». Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
          2.Артемьев А.М. «Морская авиация отечества» - М. МГО ОООВ ВС РФ, Кучково поле, 2011. - 400с.
          3.Сайт из интернета. Ссылка-адрес:   


Рецензии
Очень информативно,чувствуется,что хорошо изучили тему.Видите,как много можно почерпнуть из летной книжки отца.

Станислав Сахончик   14.08.2016 15:58     Заявить о нарушении
Спасибо Станислав Митрофанович! Да хочется, чтобы не оставалось белых пятен в нашей истории по авиации ТОФ и КАФ.

Александр Семёнов 7   14.08.2016 17:29   Заявить о нарушении