Портретная и подвальное помещение юсуповского двор

ПОРТРЕТНАЯ.  В этой комнате логично поговорить об истории рода Юсуповых, который ведёт свою историю с 10 века и является выходцем и Багдадского халифата, из рода друга и тестя пророка Мухаммеда. Подробно с историей рода можно познакомиться на этой страничке. Мы же кратко остановимся лишь на некоторых представителях рода. Следует отметить, что известный в русской истории хан Едигей – основатель Ногайской Орды – предок Юсуповых. Первое изображение, которое начинает портретную галерею Юсуповых – Ногайский хан Юсуф,


он жил в 16 веке (1480-1555) . <>Его дочь, царевна Сююмбека была пленена Иваном Грозным и вывезена в Москву.

Содержалась она с почестями, а два её сына похоронены в царской усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля. Самого Юсуфа убили, а двух его сыновей привезли в Москву, где они служили Московии верой и правдой. Князь Дмитрий (умер в 1694) принял православие – это последовало после известной истории, когда князь по незнанию накормил Патриарха Иоакима гусем в постный день.

И когда Его Святейшество похвалил хорошо приготовленное блюдо, князь похвастался своим поваром, который и гуся может приготовить под рыбу. Патриарх разгневался, дело получило огласку, дошло до царя Фёдора Алексеевича и князю Дмитрию грозило и разорение, и опала, и, может быть, казнь. Тогда Юсупов решил принять православие. Ночью приснился Юсупову пророк Мухаммед и проклял весь род, пообещав, что отныне в роду до 26 лет будет доживать лишь один наследник. Так оно впоследствии и вышло. Следующее изображение – портрет сына князя Дмитрия, Григория Дмитриевича Юсупова.


Служил во время Петра Первого, был сподвижником первого императора и прославился в военных походах – против шведов и в Азовских походах. О его близости к Петру говорит тот факт, что за гробом императора он шёл вместе с А.Д.Меньшиковым и Ф.М.Апраксиным. Этот дом в Большом Харитоньевском был пожалован Григорию Дмитриевичу императором Петром Вторым. Его сын – Борис Григорьевич гражданскую службу предпочёл военной. В 1740 году был назначен генерал-губернатором Москвы. Рядом - портрет его жены.


На другой стене – портрет князя Николая Борисовича, одного из самых ярких представителей рода, екатерининский вельможа. По некоторым данным одно время он был даже и любовником императрицы, во всяком случае, в его кабинете висела картина, изображающая его и императрицу в виде обнажённых Аполлона и Венеры. В числе его заслуг – закупка картин для Эрмитажа, он считался «знатоком искусств». (Закупая картины для музея, Николай Борисович не забывал и себя). Он дружил и вёл переписку с Дидро, Вольтером, а Бомарше даже посвятил ему стихотворение. В Европе Н.Б.Юсупов был принят монархами разных стран – Иосифом Вторым в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком и Наполеоном в Париже.


В разное время он был директором Эрмитажа и главноначальствующим кремлёвских строений и Оружейной палаты. Единственный вельможа в истории, который был маршалом на коронации трёх императоров – Павла, Александра Первого и Николая Первого. Был награждён ВСЕМИ орденами и специально для него была учреждена новая награда – драгоценная жемчужная эполета. Он снискал славу ловеласа. В его комнате висело 300 портретов женщин, благорасположением которых он пользовался. В Москве рядом с его особняком был специальный дом, окружённый стеной, где содержались наиболее миловидные из его крепостных. В 80-летнем возрасте имел 18-летнюю любовницу из крепостных. Такое женолюбие было одной из причин разъезда супругов – он был женат на родственнице князя Потёмкина. Живя в Москве Юсупов купил имение Архангельское и обустроил его таким образом, что о нём говорили, что это был «русский Версаль». Н.Б.Юсупов заложил фарфоровые заводы. Николая Борисовича очень любил А.С.Пушкин и после его смерти написал: «Умер мой князь Юсупов». Также поэт посвятил князю такие строки:

…Ты понял жизни цель, счастливый человек,
Для жизни ты живёшь свой долгий, ясный век,
Ещё ты смолоду умно разнообразил.
Искал возможного, умеренно проказил.
Чредою шли к тебе забавы и чины…
Кстати, умер князь в 82-летнем возрасте от холеры. Рядом на портрете изображена его сестра,


далее - жена.

Портрет его сына – Бориса Николаевича. Был полной противоположностью отцу. Но сумел поднять пришедшие в упадок финансовые дела Юсуповых. Николай Борисович оставил немало долгов, Борис же сумел поправить дела.


Здесь же представлен портрет его жены. Сын Бориса Николаевича (Николай Борисович), его портрет здесь не представлен был последним представителем рода по мужской линии. Значительную часть своей жизни он жил за границей, выполняя дипломатические поручения двора. За семь лет до своей смерти он обратился к императору Александру Второму с просьбой о дозволении передать своё имя, титул и герб зятю - мужу старшей дочери графу Сумарокову-Эльстону. Супружеская жизнь Зинаиды Николаевны была счастливой, она вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона по любви. В своё время к ней сватались представители европейских правящих домов – два французских инфанта и болгарский принц. Все получили отказ. Со своим будущим мужем Зинаида Юсупова познакомилась во время церемонии сватовства болгарского принца – Феликс Сумароков-Эльстон, потомок фельдмаршала М.И.Кутузова и прусского короля Фридриха-Вильгельма Четвёртого был в свите принца. Посватался к своей будущей жене через два дня после знакомства и получил не только жену, но и имя, титул и герб семьи Юсуповых. Над печкой слева - портрет матери Зинаиды Николаевны.


Завершает портретную галерею изображение сестры Зинаиды Николаевны, Татьяны Николаевны, умершей в 22-летнем возрасте от тифа. Ещё одна семейная история связана со смертью Татьяны Николаевны. Когда старшей, Зинаиде, было около 20 лет, она, упав с коня, сильно повредила ногу. Началась гангрена, в доме уже вряд ли надеялись на выздоровление девушки. Но случилось так, что в бреду Зинаида увидела Иоанна Кроншдтадского. Ей стало немного лучше и она попросила пригласить святителя в дом. После беседы со святым отцом девушка пошла на поправку и выздоровела. Говорили, что своим выздоровлением она подставила младшую сестру.

Кабинет.
Интерьер кабинета был воссоздан по описаниям дворца Алексея Михайловича. На своде изображено движение небесных тел вокруг солнца. Хорошо видно, что Земля с Луной - больше по размеру, чем другие планеты - так думали в 17 веке.


И движение Земли с Луной вокруг Солнца.

В этой комнате находится редчайший экспонат музея – подлинный буфет.(Где он был сделан - неизвестно. ).

После революционных событий 1917 года помещение занимали анархисты, затем – военный музей, а затем – Сельскохозяйственная Академия – ВАСХНИЛ. В этих помещениях работал академик, выдающийся учёный Вавилов.

Замеры здания и пробы реставрации проводились в 1928 году, а затем – в 1946 году. Но только лишь в 1990-е годы, к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, который имеет непосредственное отношения к этому дому, отреставрировали фасад особняка. Ещё одно помещение – возможное к осмотру – это подвал дома.
Подвал.
Красная комната.
Эта самая старая часть дома, по некоторым данным датируется даже концом 16 века. Существовала семейная легенда Юсуповых, говорящая о том, что именно на этом самом месте располагался сокольничий дворец Ивана Грозного. Также есть мнения, что сокольничим дворцом пользовался и Алексей Михайлович, то есть он сохранялся около 100 лет. Домом некоторое время владел Пётр Шапфиров, прославившийся казнокрадством и мздоимством, за что и был сослан в Сибирь. Это самый первый известный владелец дома. Затем, домом владел Толстой, начальник Тайной канцелярии, интриговал против Меньшикова, за что попал в опалу. Дом был передан Волковым – хотя они владели домом совсем недолго, но в историю они вошли, как одни из владельцев особняка, который известен под названием дом Волковых – Юсуповых. Юсуповым дом жаловал император Пётр Второй. Юсуповы - род очень древний. Представители рода непременно любили это подчёркивать во всём. Семейное предание говорит о том, что однажды Иван Грозный охотился в этих местах. Проезжая по лесу, ветка зацепила его шапку, сбросив её с головы. Разгневанный царь приказал срубить это дерево. Приказание перевыполнили, чтобы угодить государю - срубили несколько деревьев. Получилась небольшая полянка, на которой и был построен охотничий дворец царя. Поэтому присутствие на сводов изображения птиц, использующихся для охоты вполне объяснимо.


Также существовала легенда о подземном ходе. Во всяком случае, последний Юсупов - Феликс Феликсович младший зафиксировал эту историю в своих мемуарах. Он писал, что родители, реставрируя дом, действительно нашли тайный ход с людскими скелетами и замуровали его. Версия о многочисленный подземных ходах, прорытых во времена Ивана Грозного до сих пор бытует в Москве. Легенда повествует, что царь любил, переодевшись, выходить из Кремля тайными подземными ходами и оказываться в самых неожиданных местах столицы, слушал, что люди говорят. Юсуповы подчёркивали, что такой ход существовал и вёл от их дома к Кремлю. Но это пока ещё остаётся легендой, никаких ходов реставраторы не обнаружили. Главная тема орнамента этого помещения – «райский сад». А также имитация пышной, буйной растительности летнего времени.


Лето в наших краях довольно короткое, скоротечное, и чтобы продлить ощущение тепла, лета, благоприятного времени года, очень часть помещения расписывали таким узором. Если оглянуться на проём стены, через которое мы входили в помещение, то в глаза бросается довольно обширный зондаж в стене.


И хорошо видно, что вход в подвальные залы находится именно там, где он и был на протяжении веков. Только можно подумать, что раньше вход был очень низкий и людям приходилось просто проползать в помещение. Конечно, такого не было. Просто за три века нарос культурный слой земли, поэтому и кажется, что дверной проём был гораздо ниже. Главной темой росписей сводов подвальной залы является соколиная охота на лебедя и селезня. Соколиная охота – занятие весьма дорогостоящее. Один охотничий сокол, тренированный стоил цену шести лошадей!!! Этапы охоты живописно показаны в росписях верхних частей стены и полусводов. Рассматривать следует, начиная с правой стороны от входа. На первом изображении видна торжественная свита государя, царя, первого венчанного, Ивана Грозного и выезд из дворца на соколиную охоту.


Царю подводят коня, все сопровождающие уже готовы к торжественному выезду. Следующая картина – напротив, на левой стене. Это сцена уже в лесу, на природе. Царю подносят соколов, он надевает крепкие, кожаные перчатки.


Это было необходимой мерой предосторожности, потому что когти у сокола настолько крепкие, что при нападении он перерубал шею лебедя надвое. Поэтому все сокольничьи всегда носили на руках перчатки. И ещё здесь можно обратить внимание на то, что на головках у всех соколов надеты шапочки.


Это было специальным способом охоты – шапочки надевались для того, чтобы сокол не отвлекался на посторонние предметы. А когда время охоты наступало, то шапочки, закрывающие соколу глаза снимали и он стразу же бросался на добычу. Ещё одна деталь - не следует путать сокольников и сокольничьих. Сокольники - просто слуги, которые следят за соколами, на картине изображены сокольники. Сокольничьий - чин боярина при дворе. На противоположной входу стене нарисована сама сцена охоты с собаками и дичь.

 
Интересно задать гостям вопрос – знают ли они, зачем на соколиную охоту брали собак. Сокол сам приносил добычу хозяину, для этой цели собаки были не нужны. А вот для того, чтобы спугнуть добычу – уток, гусей или лебедей – вот для этого собаки были и необходимы. Ведь пернатые могли затаится и просто тихо сидеть, не взлетая. Собаки их вспугивали, а сокол уже ловил. И ещё здесь можно отметить то, что во время охоты скорость сокола достигает 300 км в час. Это скорость поезда «Сапсан», хотя, говорят, что сейчас «Сапсан» идёт медленнее. Можно рассказать о том, как проходила сама охота. Если охота была соколиная, то она проходила без участия человека. Сокола, предварительно сняв с него шапочку, подбрасывали вверх и он улетал в точку. А затем с высоты, с которой его и рассмотреть было нельзя, камнем бросался на добычу. И не всегда попадал сразу. Иногда промахивался и тогда взлетал ещё раз. Эти взлёты называются "ставкой". Вот чем меньше таких "ставок", тем лучше считается сокол. На стене над дверью изображен итог всей охоты – царский пир. Видно, как перед столом в поклоне стоят сокольничьи.


У них при дворе был особый статус и особая ответственность. За его утрату сокольничий платил своей головой. И вот на последней картине изображен вдалеке ельник. Юсуповы подчёркивали, что это то самое место, на котором позже был построен дворец Ивана Грозного, а потом и этот дом. Все росписи были сделаны артелью художников под руководством Морозова. При реставрации было смыто несколько слоёв (до 18!) побелки, штукатурки. На этом обзор помещений, открытых для просмотра посетителей окончен. Что касается судьбы Юсуповых и их наследников. В 1919 Юсуповы покинули Россию. Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович - старший уехали в Рим, Феликс Феликсович – младший с семьёй – в Париж. Когда старший Юсупов умер, в 1928 году, Зинаида Николаевна переехала с сыну в Париж. В конце 30-х годов нацисты неоднократно делали предложения князю Юсупову графу Сумарокову-Эльстону о сотрудничестве, которые он не принял. В отместку нацисты не вернули капиталов, хранившихся в банках Берлина. После войны Юсуповы окончательно разорились. Умер Феликс Феликсович в 1967 году. Его дочь, Ирина Феликсовна вышла замуж за графа Николая Шереметьева. Их дочь Ксения Николаевна была в России, даже приняла российское гражданство. В 2004 году в семье единственной дочери Ксении Татьяны родилась девочка – Марилья.
Более подробно о ЮСУПОВСКОМ ДВОРЦЕ репортаж уже есть, посему разрешите на этом откланяться. Надеюсь - до новых встреч в музеях и заповедных улочках Москвы.


Рецензии