C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

А кони безудержно мчались вперед...

 
Борис БЕМ
 
 
Люди. Годы. Жизнь.
 
Товарищ память: Коллега о коллеге
 
 Вместо пролога:
 
 Иногда я сам себе задаю такой вопрос: откуда берет начало дружба между людьми? Ответ, как ни странно, напрашивается один: конечно же, самые лучшие друзья: преданные, понимающие, способные прийти на помощь в любое время суток, — это друзья детства. Но дружба может возникнуть как в школьной или в студенческой среде, так и в рабочей обстановке, даже в суровом, порой жестоком армейском коллективе. А вот может ли иметь право на жизнь дружба ранее незнакомых людей во взрослой, уже устоявшейся жизни? Вопрос, конечно, интересный! Я живу в Западной Европе почти двадцать лет, и с уверенностью могу заявить: во взрослой жизни теплые и искренние отношения рождаются , только в исключительных случаях. Они не подвластны никаким жизненным правилам. По себе скажу! Я обладаю довольно высокой человеческой коммуникабельностью, и очень часто мне приходилось встречаться, сходиться и расходиться с массой людей. С некоторыми из них сложились условно-приятельские отношения, с другими глубже шапочного знакомства дело не продвинулось. В Европе люди вообще более замкнутые, они не похожи на коренных россиян, отличающихся не только хлебосольством, честностью и прямотой или высокой толерантностью, но порой и бесшабашностью, хамством и дерзостью. Откровенно скажу, мне не повезло в эмиграции. Друзей близких я здесь не нажил, да и в приятельских отношениях состою с двумя-тремя лицами. Так уж вышло! И Бог тому свидетель, что самыми главными друзьями на чужбине мне стали моя жена и компьютер. Занимаясь литературным творчеством, в котором уже давно не новичок, я лет семь назад случайно, одним кликом мыши набрел на литературный сайт под неброским названием: «Что хочет автор?». Надо сказать, что к тому времени я обладал уже солидной библиографией. В моем творческом активе было восемь изданных книг. Я состоял членом крупной международной литературной ассоциации. И вот, пройдя авторскую регистрацию на неизвестном мне тогда портале, я поместил на странице этого литературного интернет-ресурса несколько десятков своих работ. Появились и первые доброжелательные отзывы, однако, выплыли на поверхность и недоброжелатели. Впоследствии я с этими авторами как-то наладил отношения, и помогла мне в этом ничем неприметная женщина, сама недавний новичок на этом интернет-ресурсе, инженер из города Уфы, человек, влюбленный в поэзию, Татьяна Кунилова.
К сожалению, такова философия бытия, что каждый человек, получая пропуск в наш безумный, насыщенный страстями, иррациональный мир, приговорен уже заранее. Мы не знаем ни даты, ни часа своего ухода. И нужно очень постараться, чтобы этот миг между рождением и смертью длился, как можно дольше...
   1.
 
  Поверьте, очень трудно писать о человеке, с которым никогда не встречался в реале, которого уже нет на этом свете. С Татьяной Куниловой мы даже по скайпу ни разу не общались. Да и фотографии друг друга на сайтах интернета видели в разное время. Но наше четырехлетнее общение проходило через телефонные переговоры и переписку по электронной почте. И вот ведь, что удивительно, с первой минуты нашего первого виртуального контакта Татьяна расположила меня к себе своей чуткостью и душевным теплом. Внимательная, тактичная, умеющая выслушать собеседника, именно она стала моим проводником на портале ЧХА. Первый наш разговор, помнится, зашел о крепких мастерах пера. И Татьяна, в целях пропаганды творчества таких авторов, предложила мне написать очерк об одном из них на мой выбор. Как раз за несколько дней до нашего первого виртуального знакомства с Татьяной Куниловой я побывал на странице журналистки с Краснодарского края Нины Роженко, где познакомился с ее прозой — глубокими житейскими историями, написанными в очерковом ключе. Поэтому мой выбор был сделан в ее пользу. Очерк был написан, вскоре он был опубликован на портале ЧХА. Так начались наши творческие контакты с Татьяной. Периодически я заходил на ее персональную страничку, читал стихи, искренние и восторженные, но порой, как мне казалось, не совсем отточенные. В то время поэтический рисунок стихотворных работ автора нередко смазывали глагольные рифмы. Я честно высказывал Татьяне свои впечатления о прочитанном, и знаете, она не обижалась на мою критику. Наоборот, ее реакция была очень даже правильной. Поэтесса внимательно выслушивала меня, вежливо соглашалась с аргументацией, ловила в трубку мои советы. Мы с ней были на одной дружелюбной волне. Татьяна тоже заходила на мою страницу, однако никогда не писала отзывов, свои впечатления она изливала мне по телефону. Конечно, звонил ей я сам, так как звонки из России за рубеж — дело накладное. Я же давно пользуюсь пакетом телефонной и интернетной связи в безлимитном режиме, счета за оплату услуг не получаю, плачу лишь ежемесячную твердую сумму независимо от количества разговоров. Но сколько бы я не звонил Татьяне, она ни разу не одернула меня, никогда не сказала, что ей некогда, что у нее неотложные дела… Эта женщина всегда была открыта для общения. И я это ценил.
  Разговаривая с Татьяной по телефону, я приходил к мысли, что у нас с ней много общего. Почти двадцатилетняя разница в возрасте не была препоной виртуальной дружбы. Татьяна и я родились в Советском Союзе, в дошкольном возрасте научились читать и писать, еще в детстве полюбили стихи и сказки, а с 18-ти лет примкнули к активной общественной жизни. Татьяна, едва достигнув совершеннолетия, вступила в ряды КПСС, я же в этой возрастной категории получил комсомольский билет.
Никто никогда не знает, сколько ему уготовано лет жизни… Вот и Татьяна! После окончания средней школы она поступила в технический вуз. Потом, опять же, по задуманному сценарию — удачное замужество и рождение двоих замечательных детей. Состоялось ли ее женское счастье? Без сомнения, да — на пять с плюсом! Нашла ли она свое призвание в жизни? Об этом говорит ее трудовая книжка. На одном производстве она выросла в грамотного и вдумчивого специалиста, инженера по испытаням авиационных двигателей. Знаете, как восторженно Татьяна отзывалась о своей профессии! По звуку работы двигателя она успешно определяла качество работы механизма, могла уловить малейший сбой системы. А ведь такое иногда и мужчинам не по силам! Но техник по призванию, Татьяна была еще и тонким лириком! Ощущение полета сопровождало ее всю сознательную жизнь. Она успевала все! «Летала» на работе, дома, допоздна засиживалась перед компьютером, отдавала себя полностью людям, не прося за это ничего взамен. Татьяна Кунилова любила жизнь во всех ее проявлениях. Все у нее было разложено по часам и по полочкам. При суперплотном графике она, кроме основной работы, полноценно жила общественной жизнью: писала стихи и прозу, выпускала производственную газету, ходила в театры, посещала бассейн. Удивительно, но эта женщина разбиралась даже в футболе! Татьяна любила вязать, она имела способности к рисованию, была радушной хозяйкой, принимала гостей, пекла вкусные пироги. Думаю, что список ее увлечений можно продолжать и продолжать… Более того, на своей персональной странице литературного портала ЧХА Татьяна Кунилова выставила на всеобщее обозрение все свои номера телефонов, включая сотовый, логин скайпа для любой оперативной связи! «Очень жаль, что в сутках только двадцать четыре часа», — нередко сокрушалась администратор портала ЧХА. Ведь работу и домашние дела никто никогда не отменял. А тут еще организация конкурсов разных видов, кропотливая работа в судейском корпусе, разбор конфликтных ситуаций и прочее и прочее. Даже в отпуске мысли этой женщины были постоянно заняты: творческий процесс никак не хотел отпускать ее. А кони-годы, тем временем, безудержно мчались вперед. Попридержать бы их, отдышаться, но не судьба…
.
 
     2.
 
   ...Не так давно, будучи в Петербурге, я оказался на похоронах одного кадрового военного, участника войны, полковника в отставке. Так там, стоя у могилы, очень пожилой, с военной выправкой, кавказец тихо произнес: «Покойный не сделал лично мне ничего плохого, и только за это я считаю его достойным человеком». А о хорошем он скромно умолчал...
Весть о кончине Татьяны Куниловой застала меня перед отъездом в творческую командировку. Я случайно заглянул в фейсбук и заметил знакомую мне цветную фотографию. Щелкнув мышкой, получил убойную информацию: «…скоропостижно умерла ангельской смертью, без мучений. Так уходят из жизни только светлые и теплые люди». В апрельский день похорон Татьяны я раскрыл свой большой кожаный блокнот, где отвел добрых три десятка страниц под мартиролог, и начертил небольшой квадрат, в который занес имя, фамилию, даты рождения и смерти Татьяны. Увы, таких квадратов в моем списке скопилось больше пятидесяти…
 
   Вместо эпилога:
 
   Прошло несколько месяцев со дня смерти Татьяны Куниловой, но я до сих пор задаю себе один и тот же вопрос: кем она была для меня? Просто коллегой? Единомышленником? Товарищем, другом? Или просто путником, проходящим мимо, которых в нашей жизни встречается тысячи? Честно сказать, я нахожусь в сложном положении. Ибо в этой женщине соединились все эти ипостаси, кроме последней. Как мне хочется считать ее другом! Потому что светлые люди с добрейшими душами, способными на жертвенность, проходными фигурами не бывают! Я Вам это точно говорю! И с этим ощущением живу.
 
Кельн. Германия. Август. 2016 год.
 


Рецензии
Уважаемый Борис Михайлович!
Мне очень понравилась Ваша прекрасная публикация.
Откровенно жаль ушедшую Татьяну...
С уважением к Вам,

Виктор Сургаев   06.10.2020 18:17     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за теплый отклик,уважаемый Виктор! Будьте благословенны!

Борис Бем   06.10.2020 19:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.