Самолёты сами не летают?

               
Конечно, не летают, ответят мне. Какие тут могут быть сомнения. Ещё как летают. Летают читатель, поверьте. И самый, если так можно выразиться, потрясающий полёт произошёл ещё при  почившем в муках СССР в последнем году его существования. Тогда ещё был жив военный блок социалистических стран – противовес западному блоку с аббревиатурой НАТО – и исправно выполнял свои обязанности. Это был результат послевоенного раздела Европы. После поражения гитлеровской Германии надеялись жить без конфронтаций. Не получилось. Конечно, в блоке этом главенствующую роль играл СССР. Как и США в НАТО. В странах восточной Европы всюду стояли военные гарнизоны Советского Союза, в западных - гарнизоны далёких от Европы американцев и островных англичан. И в условиях так называемой холодной войны, которая в любой момент могла вылиться в войну горячую, и те и другие находились в постоянной боевой готовности. Сколько это стоило противостоящим сторонам? Читатель, не задавайтесь таким вопросом, вам вряд ли ответят. Но разработки на этот счёт имеются.  Да вот одна из них. Если бы только за последнюю тысячу лет своего бесшабашного существования человечество пустило истраченные на войны и вооружения деньги на исследования в области медицины, а не на убийство себе подобных, то оно уже достигло бы… Нет, не удивляйтесь, оно бы достигло бессмертия. И встал бы другой вопрос: а выдержит ли Боливар? То бишь, выдержит ли наша прекрасная планета Земля десятки миллиардов людей, которые хотят пить, есть и красиво жить? И при этом не умирают, а всё рожаются, рождаются и рождаются… А ресурсы планеты, увы, не беспредельны.
Но оставим вопрос, что бы было, философам, фантазёрам и прогнозистам. Для рифмы скажем: прогнозёрам. Кстати, таковые уже давно были. В Библии описан так называемый Апокалипсис, или конец света. Помните? Когда слитки золота будут отдавать за глоток воды? Потому, что и вода ведь ресурс. И она самый основной ресурс на планете, без которого существование ничего живого невозможно. Исчезнет вода – исчезнет и человечество. Исчезнет всё. И прогнозы библейские гораздо совершенней и реалистичней прогнозов знаменитых Кейси, Ванги, Нострадамуса, Мессинга и прочих ясно и не очень ясновидящих вместе взятых. Будет так или нет, сейчас сказать трудно, но, кажется, человечество уже перешло, не заметив, Рубикон. И только в России ежегодно исчезает (только вдумайтесь) тысячи мелких речек, подпитывающих реки крупные. А треть всех земных не восполняемых ресурсов уже бессмысленно истрачено на войны. Ещё бы! За последние две тысячи лет глупое человечество жило на этой планете без войн всего…  380 дней. Это учёные подсчитали. Они всё знают. С ума сойти! Чуть больше года из двух тысяч лет. Начинали с камней, копий и секир (кстати, топоры же делали, чтобы дрова рубить, а получились секиры для отрубания голов). Ну, как тут не вспомнить юмориста Витю Черномырдина, воскликнувшего: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. На граните надо высечь его слова в назидание потомкам. Только не поздно ли? Вот и  закончили ядерными бомбами и ракетами. А ими тоже дров не нарубишь. Вернее, нарубить-то можно, но в последний раз. Не то, что секирами.
Но мы отвлеклись. Речь-то о летающих без лётчиков самолётах. И вот вам, пожалуйста. Тоже достижение времени. Я не буду называть имени этого лётчика, он, возможно, ещё жив. Назову только звание: полковник ВВС  СССР. А вот должность его – летающий замполит. Как лётчики относились к замполитам и как они летали, спросите, читатель, если есть они у вас, знакомых лётчиков. Они честно всё скажут. А я не хочу поднимать эту тему. Хотя, думаю, из дальнейшего вы и сами поймёте. Не очень-то они стремились в кабины самолётов.
В июле 1989 года этот полковник ВВС прибыл из отпуска к месту службы в один из городков Польши, где базировалась тогда его часть. По лётным канонам после перерыва в полётах был необходим тренировочный полёт над аэродромом, что замполиту и предоставили. Он взлетел на МИГ-23, (по классификации НАТО Flogger - «Бичеватель»), не имея боевого оружия на борту, поскольку полёт тренировочный и не более часа.  Он бы, конечно, его выполнил, если бы самолёт не сотворил с ним злую шутку. Видимо, и самолёты не любили замполитов, а не только лётчики. Уже на второй минуте полёта по неизвестной причине стали падать обороты двигателя с признаками помпажа. Возможно, в этом был виноват сам лётчик. Ну, упали обороты, но двигатель-то не выключился. Он работал. И самолёт летел. И время разобраться было, хоть и не так много. Да в таких ситуациях много никогда не бывает. Но достаточно, чтобы оценить обстановку и принять решение. И полковник решение принял. Не раздумывая, рванул ручку катапультирования и его, как пробку из бутылки шампанского, вышвырнуло из кабины. А исправный самолёт спокойненько продолжал набирать высоту. Да, может, и не падали там обороты, а это показалось товарищу замполиту? Пойди теперь разберись.
Перепуганный лётчик благополучно приземлился, что нельзя было сказать о самолёте. Хорошо сбалансированный, с нормально работающим двигателем он продолжал набирать высоту, намереваясь пересечь всю такую маленькую Европу с Востока на Запад вплоть до Ла Манша. А, может, и дальше. Система опознавания, как и положено, была включена, и потому ПВО Польши и ГДР не особенно беспокоились: самолёт-то свой летит. Забеспокоились, когда он, не меняя курса и не отвечая на запросы по радио, пересёк границу с ФРГ. Что это? Угон? Не иначе. Тем более, что подобные случаи уже бывали.  На протяжении всех лет существования СССР угоны боевых самолетов военными лётчиками были постоянной проблемой для советского руководства и служб госбезопасности, делавших все возможное для их предотвращения. Но самолёты, тем не менее, угоняли и не один. Достаточно вспомнить капитана Беленко, угнавшего тогда ещё во многом секретный МИГ-25П в Японию. Или угон капитаном Зуевым дежурного истребителя ПВО в Турцию. Раненый авиатехником в руку, он всё же смог проникнуть в готовый к вылету самолёт и взлететь. После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку в спешке забыл снять с пушки одну из двух блокировок. Но и без этого затея Зуева увенчалась успехом. Излишне говорить, что лётчики были переправлены в США. Беленко, кажется, погиб при невыясненных обстоятельствах, а Зуев стал военным консультантом по авиации СССР.
Радары НАТО засекли одиночный самолёт, уверенно направлявшийся к границе ФРГ, ещё над территорией ГДР и потому заблаговременно подняли в воздух на перехват два истребителя F-15. Выполняя предписанные для перехвата, не отвечающего на вызовы советского самолёта, маневры, лётчики подошли вплотную к летевшему, не меняя курса, истребителю. Каково же было их удивление, когда они не увидели в кабине пилота. Мало того, у самолёта отсутствовал и фонарь кабины, который автоматически отделялся при катапультировании. Об этом они и доложили в центр управления. Им, конечно, поверили не сразу. Но не смогли же сойти с ума сразу два пилота. Естественно возник вопрос, что это какая-то провокация советов. Но какая? И чем начинён этот беспилотный истребитель? Внизу всюду были густонаселённые районы и если его сбивать, то он при падении вызовет разрушения на земле. И лётчики получили приказ сопровождать его. Хоть до Ла Манша. Падение в воду было бы самым безопасным исходом. Так в сопровождении эскорта МИГ пролетел, не меняя курса, над ФРГ, Нидерландами, Бельгией. Впереди был французский город Лилль, известный своими промышленными предприятиями военного значения. А если этот беспилотник и прёт именно туда с грузом взрывчатки? И американские лётчики получили приказ сбить бродягу. Но не успели. У истребителя закончилось горючее, двигатель остановился, самолёт по всем канонам аэродинамики перешёл в плавное снижение и через несколько минут упал на здание фермы на границе Франции и Бельгии, похоронив под обломками мужчину, работника фермы.
Естественно, началось разбирательство через дипломатические каналы. СССР ничего не оставалось, как признаться  в этом позорном случае и выплатить за разрушения и смерть человека около 700 тысяч долларов.
Известны и другие случаи полёта самолётов без экипажей и даже удачном их приземлении. Так в 50-х годах над территорией ГДР по какой-то причине остановились оба двигателя фронтового реактивного бомбардировщика Ил-28, шедшего на высоте бреющего полёта. Экипажу ничего не оставалось, как покинуть самолёт, что они и сделали. Но высота была настолько мала, что парашюты не успели раскрыться и все три лётчика погибли. Тогда ещё не было средств спасения, способных сохранять жизнь пилотов у самой земли. А вот самолёт прекрасно произвёл посадку на вспаханное поле без экипажа не получив повреждений. Его эвакуировали, досконально осмотрели и допустили к полётам.
В 60-х годах произошёл интересный случай на истребителе Су-9У.  Буква У означает самолёт учебный, имеющий две кабины: обучаемого и инструктора. По какой-то причине в наборе высоты самолёт вышел на закритические углы атаки с потерей скорости, вынудив экипаж катапультироваться. Лётчики приземлились в районе аэродрома и с удивлением увидели, что их самолёт не упал, а продолжает, описывая круги, как ни в чём не бывало, набирать высоту. А когда закончилось горючее, он перешёл в снижение в сторону аэродрома и приземлился на поле рядом с  взлётной полосой. К сожалению не так удачно, как Ил-28 и потому был списан из - за повреждений.
В середине шестидесятых годов в ночном полёте из–за отказа управления (вероятно заклинивание) покинул борт полковник Овчаров, взлетевший с аэродрома Сары – Шаган. А его самолёт, пролетев почти 50 километров, плавно приземлился на поле, получив мелкие повреждения. После эвакуации его восстановили и допустили к полётам.
Но бывают случаи и  интереснее. Например, такой случай произошёл с истребителем-перехватчиком Convair F-106. При выполнении фигуры пилотажа, пилот непреднамеренно ввёл самолёт в штопор. Этот самолёт известен тем, что из штопора выходил очень плохо, но легко входил в него, и потому для вывода был необходим большой запас высоты. Лётчик пытался его вывести, но безуспешно. Как и предписано инструкцией на высоте 3500 метров он покинул самолёт. С земли видели расцветший бутон распустившегося парашюта. Но каково же было удивление зрителей, когда они увидели самостоятельно вышедший из штопора самолёт. Как ни в чём не бывало, он выполнил несколько виражей со снижением и благополучно приземлился на заснеженное поле рядом с аэродромом. После эвакуации и мелкого ремонта на нём возобновили полёты.
В середине семидесятых годов интересный случай произошёл с самолётом Як-38. Кто не знает, это самолёт вертикального взлёта для базирования, как на авианосцах, так и на аэродромах ограниченных размеров. В одном из испытательных полётов на взлёте произошло самопроизвольное катапультирование и пилота вышвырнуло прочь из кабины. А самолёт, как ни в чём не бывало, продолжал набирать высоту. Набрал 10 000 метров и летал до полного расхода топлива, после чего снизился и упал в овраг. Подобный случай произошёл с английским истребителем-бомбардировщиком «Харриер» GR.5 в средине семидесятых годов. Там также имело место произвольное катапультирование. Самолёт без лётчика ушёл в сторону  океана и летел больше полутора часов, пока не закончилось горючее, после чего снизился и исчез в пучине Атлантики.
Это самые известные полёты самолётов, вынужденных летать без лётчика. Но всё это полёты прошедших лет. А что же сегодня? А сегодня этим никого не удивишь. Читаем: «Уже сегодня в израильских ВВС дроны совершают большее число боевых вылетов, чем пилотируемые самолеты, - они находятся на боевом дежурстве 24 часа в сутки. Во время операции в Ливане в 2006г. беспилотники налетали 15000 лётных часов по сравнению с 12000 лётных часов пилотируемых боевых самолетов».
Да, читатель, именно маленький Израиль стал настоящей родиной боевых дронов, весом не одну тонну. И нелегко шли дела по его разработке и внедрении. Как говорят, чиновник, он и в Африке чиновник. И потому первый беспилотник в Израиле был собран энтузиастами в гараже, как когда-то первый самолёт конструктора Ильюшина в кроватной мастерской. Надо сказать, что у американцев уже были радиоуправляемые реактивные гиганты Firebee. Но возложенные на них функции они выполняли плохо, и израильтяне, первоначально их закупившие, вскоре от них отказались. Хотя, во время войны так называемого Судного дня они использовали их в качестве приманок. Расчёты советских ЗРК, не понимая толком, что это за самолёт, открывали по ним огонь, тем самым демаскируя себя. А уж тогда израильская авиация, имея точные координаты, наносила молниеносные удары по точкам ЗРК, отчего они несли большие потери.
Сейчас израильские дроны многофункциональны. Малые размеры и корпусы из стекловолокна, которое прозрачно для РЧ-излучения, делают дроны невидимым для радаров противника. А помните, как советский тихоход По-2 сбил скоростной  Messerschmitt Bf.109 во время войны? По-2 снизился над кукурузным полем до минимальной высоты в пару метров, а скоростной мессер так увлёкся, преследуя его, что не смог выйти из пикирования, да так и остался гореть на поле. После этого По-2 и стал называться кукурузником. Так вот такой же случай произошёл в 1981 году, когда МИГ-21 сирийских ВВС погнался за маленьким тихоходным израильским дроном «СКАУТ». Итог оказался печален. Лётчик скоростного истребителя не рассчитал своих возможностей и возможностей самолёта. И врезался в землю. А беспилотник благополучно вернулся на базу.
Мало кто знает, что беспилотники участвовали в крупнейшем воздушном, после второй мировой войны, сражении в Ливане. С обеих сторон в нем участвовало около 350 самолетов, причем одновременно в воздушных схватках вели бой по 120-200 самолетов. Сражение превратилось в настояющую бойню: израильтяне сбили в воздушных боях за 5 дней около 90 самолетов МиГ-21, МиГ-23 и Су-22, не потеряв ни одного (!!!) своего самолета, практически решив исход войны.
В настоящее время разработкой дронов занимаются десятки стран. И всё более становится понятно, что будущие воздушные войны за беспилотниками. По некоторым данным к 2020 г. не менее трети мирового парка военной авиации станет беспилотным с выполнением функций пилотируемой авиации. Так что в будущих войнах, по крайней мере, лётчики гибнуть не будут.
А что же с авиацией гражданской? Неужели её самолёты не могут возить грузы и пассажиров без лётчиков? Могут, конечно, если создать соответствующие алгоритмы для автопилота и автомата тяги, но стоит ли рисковать людьми? Да и какой пассажир отважится полететь в таком самолёте? Слишком много нужно закладывать в бортовые компьютеры данных, начиная от запуска и выруливания до схемы заруливания и номера стоянки. А если вдруг спутниковый сбой? А если… Да очень много может возникнуть этих «если». Много. Вот потому-то и неизвестны полёты гражданских самолётов без пилотов. И вряд ли они будут в будущем. Хотя, нет. Один полёт известен. Он продолжался довольно долго и закончился трагически. Подробно этот полёт описан в рассказе «Декомпрессия», который ты, читатель, без труда отыщешь здесь, в ПРОЗЕ. РУ или набрав вот это http://www.proza.ru/2015/03/29/2085
             ------------------------------------------------------
                2016 г               


Рецензии
Приветствую вас, Валерий!
С интересом и удовольствием прочитал про случившиеся ЛП.
Жизнь, как и всякая связанная с большими числами статистика полна, каззалось бы невероятных событий.
Подскажите, верно ли, что покидание борта и катапультирование связано со значительным риском для здоровья (перегрузки!) и дальнейшим отстранением от полетов.

С уважением!

Матвей Гуселётов   17.09.2016 10:51     Заявить о нарушении
Приветствую, Матвей! Да нет, если всё сделать правильно согласно инструкции. Если нет, конечно возможны и травмы. Вплоть до смертельных. Пиропатрон имеет определённый заряд и выбрасывает лётчика вместе с креслом. А уже в воздухе пилот освобождается от него. Перегрузка рассчитана так, чтобы человек переносил её без последствий.

Валерий Гудошников   18.09.2016 08:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.