В поезде дальнего следования
В поезде «Владивосток – Москва» едет солдат – танкист в отпуск.
Солдат вырвался из жизни, скованной уставом, от подъёма до отбоя. От неожиданной вольной свободы он пьянел и радовался всему. Его лицо светилось улыбкой, приветствуя всех и вся, встречавшееся ему.
В глазах, у смотревших в окна поезда, очертания ландшафта размываются. Всё плывёт мимо их сплошным потоком, вытягиваясь в бесконечную цепь. Нескончаемая тайга во взглядах едущих дремлет. Низкие облака стригут макушки деревьев. В скорости скрывается таёжная жизнь. Только курятся дымки над зелёной ширью и говорят, что где-то явствует живое. Лесной массив свежестью бодрит сознание, хочется вдохнуть и объять весь таёжный простор.
Пассажиры изучают друг друга, познают тонкости и шероховатости попутчиков. И одних брезгуют, а другими очаровываются и сближаются симпатиями. В вагоне два места общения, купе и тамбур. В купе общение тесного и близкого значения. В тамбуре общение для знакомств общего круга.
На промежуточной станции зашла в поезд девушка и села в купе, где ехал солдат. Солдат и девушка вначале всё смотрели друг на друга, потом стали в полголоса разговаривать. Они познакомились. Солдата звали Денис, девушку Надя. Денис и Надя летели вместе с поездом, летели на крыльях, паря в счастье. Неожиданно в их купе вошёл курсант – лётчик, изъявив желания ехать вместе, чтобы было веселей.
Девушка и солдат смотрели в окно поезда и не видели ничего. Как мчатся среди природы, они не замечают. Они переполнены счастьем, они заняты лицами друг друга, чтобы уловить выражение настроения. И эта игра чувств доступна только им. Денис наслаждался Надиной улыбкой, ему нравилось видеть радость в её глазах. А курсант – лётчик далёк до такого чувства, он в стороне, и ему не понятны эти тонкие нити их душ. Его интересует только весёлая занятость и утехи. Крепкий упитанный курсант – лётчик держит на Надю виды, а солдат помеха ему в этом, и Денис чувствует, как у него кипит злость на него от зависти, что девушка отдаёт предпочтение простому солдату.
Лицо солдата задумчивое, томное, с глубокой грустинкой. Это лицо вызывает у всматривающихся наблюдателей интерес.
Надя не может себе объяснить, чем манит к себе её этот обычный парень. Но он ей почему-то родной и близкий. Он мил ей, она боится его потерять. Она чувствует в нём нежную человеческую теплоту и чуткое сердце. Она никогда не испытывала такую тягу даже к своему мужу.
– В ночь перед отъездом я видела сон. – Начала шёпотом доверчивый разговор девушка.
– Мне приснился мужчина, пришедший в мой дом, и сказал мне. Я долго тебя искал и вот, наконец, я тебя нашёл. И мы теперь не расстанемся. Мы не можем жить друг без друга. Будем вместе теперь всегда. И я думаю – это был ты. Ты мой спаситель. У меня не было семьи с детства. Отец погиб на войне, и мы были зависимы от каждой служивой букашки. Жили, заглядывая каждому в глаза, в надежде увидеть теплоту друзей, а видели холод и равнодушие. Всеобщий строевой марш в обман привёл к лицемерию, где пустая говорильня обрастает безразличием. Да и мир к нам был чужд, в упор не замечая нас. С мужем у меня тоже не жизнь. У него затянутое детство, он ещё не наигрался. Не дорос до семьи. Не везёт мне. А так хочется уверенности и счастья. А ты молодец, ты много не говоришь, ты завоёвываешь молчанием и умными глазами.
Внутренний голос говорил Денису. «Не торопись с любовью, это не любовь, это всего лишь соблазн. Здесь нет ничего настоящего, и чувства идут не из глубины не из сердца, а поверхностные, мимолётные. Здесь всё фальшивое, всё притворное».
Курсант ночью, когда все уснули, забрался к сонной Наде на полку и стал её обнимать. Девушка закричала. Денис сдёрнул курсанта с полки, вытолкнул покушавшегося из купе и выбросил в коридор его вещи.
У озера Байкал поезд замедлил ход и вскоре остановился. Пассажиры шумно высыпали из вагонов, стали бросать монеты в воду и, разувшись,
входили в озеро. Прозрачная вода холодом обжигает босые ноги. Денис и Надя, взявшись за руки, пошли вдоль берега по водяной глади босиком.
Наде думалось. «Какое счастье, когда тебе встретился человек нарисованный твоим воображением, человек твоей мечты. И вот они идут рядом, что в венчальном браке, а хрустальная водица соединяет их собой».
На полустанке в вагон зашли ярко наряженные старообрядцы. Они держались дружной кучкой. Вели только им понятный разговор. Старообрядцы гордый независимый народ. На окружающих смотрят как на пришельцев из другой жизни.
В Новосибирске Денис вместе с Надей сошёл с поезда, чтобы проводить её. Надя смотрела в глаза Дениса, словно хотела запомнить его на всю свою жизнь. Долго они так стояли и молчали. Потом Надя пошла и, заплакав, шептала. «Храни его Бог, храни».
Без Нади Денис загрустил, поезд стал без крыльев тяжёлым и унылым. Все в поезде стало чужое злое неуютное.
На вокзале Новосибирска место Нади занял задумчивый мужчина в годах с забавно красивой тросточкой. По внешнему виду этот человек был не любимчиком у жизни.
Дальнейший путь солдат – танкист и курсант – лётчик ехали врозь, не знаясь друг с другом. Денис жалел, что не обнял Надю и не поцеловал. Она так ко мне тянулась душой. Она была очень мила нежна и женственна. А я боялся её обнять, чтобы не замарать чистоту чувств. Я страдал. Страдала и она. Надя старалась быть чаше со мной. Я как бы ограждал её от хамского приставания к ней курсанта.
Поезд, набрав скорость, отстукивал колёсами ритм. Погрузившись в себя, ехавшие какое-то время молчали, потом разговорились.
– Я уважаю служивых. – Обратился новый пассажир к Денису.
– Так как солдат отдаёт свои лучшие годы стране, защищая её. А я вот потратил младые годы ни на что. У тебя будет жизнь полная, у тебя всё впереди, а у меня жизнь в прошлом. Цветущие мои силы были замурованные заключением, и я угасал, откручивая срок. У меня высшее экономическое. Меня Сталин закрыл в зону. Спрятал, чтобы я не высовывался, так как экономики у Советов не было. Была только одна толкотня на «Ура». Все в этом фарсе крутились на выживании. Жили надрывом растрачены душой. А я был молодой, многое не понимал. А сейчас расплачиваюсь за своё непонимание. А как хорошо вглядишься, нет людей хороших и плохих, есть люди праведники и путаники. А народ, он податливый, ему, что не брякнешь, всё на веру берёт, лишь бы звон стоял. И в гуле этом вошь благостно уживается. А мне, понимаешь, хочется изменить мир к лучшему. Мы,
живущие людишки, не целованные жизнью. Мы обнятые нехваткой, хоть и живём на обильной земле. Вот возьми у тебя только один класс образования.
– Как один класс? Я закончил среднюю школу, десять классов.
– Я имею ввиду, настоящее образование, а не сидение за партой. Значит у тебя мизер образования. За каждый класс сидящего твоего образования, настоящего образования за год у тебя выходит месяц. И того, у тебя настоящего образования десять месяцев за десять лет. Остальное образование у тебя проходящее мимо. Но есть настоящее образование. Это образование длинною в жизнь. У этого образования три класса учёбы.
Первый класс учёбы это детство и юность.
Второй класс учёбы – взрослость.
И третий класс учёбы – старость.
В этом и состоит образовательная ценность жизни человека.
Ты запомни. Рождённые валенками туфлями никогда не будут.
Получив порцию лекции былого рассказчика, Денис заскучал и, при полном вагоне людьми, был в одиночестве. Загрустивши, он ушёл в себя. «А колёса всё отстукивают и отстукивают». Думалось Денису. «Отстукивают время и мою судьбу. Но плохо, если они отстукивают мою судьбу. Моя судьба должна быть в моих руках. Я сам должен строить свою судьбу и только сам. Будущее моё неизвестно. Но я должен направлять сам себя в будущее. Чтобы не поезд вёз меня в какое-то будущее, а я сам осознавал, куда иду и, что мне нужно. Первое – познать кто я, и на что способен. В поезде мы оживаем, потому что движемся, а в движении обострённое чувство к жизни. Что делает с нами время? Задаёт себе вопрос Денис. Оно нас пытает. Пытает, кто мы. Мы обитатели Земли, травяной массой покрывая Землю? Или думающее человечество, пытливо осознавая свою миссию в этом мире?
С тех пор прошло много лет, а у Дениса в памяти всё тот же поезд дальнего следования, девушка Надя и пассажиры, с которыми он познакомился в пути. Движение поезда сродни движению души. И это схожесть чувств незабываемо. От того времени, от времени знакомства Денис проверяет свою жизнь. Отчитывает, как он прожил свои годы и чист ли он в своих помыслах или ведёт лукавую игру в жизнь с самим с собой.
Свидетельство о публикации №216081400394